Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль светская этика)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) модуль «Основы светской этики» 4-5 класса составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» 4-5 классы А.Я. Данилюк, М. «Просвещение» 2010 г.
в соответствии с:
- требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования
- учебным планом 2013-2014 учебный год;
- годовым календарным учебным графиком на 2013-2014 учебный год;
Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы светской этики» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
УМК:
-учебник: автор Данилюк А.Я «Основы светской этики» 4 -5 класс, Москва “Просвещение” 2010 г.
- рабочая тетрадь (электронный вариант) М. «Просвещение», 2010
- методическое пособие для учителя,
Книга для родителей. «Основы религиозных культур и светской этики» Данилюк А.Я.
М. « Просвещение», 2010г
Цели курса:
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи курса:
знакомство учащихся с основами светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Освоение школьниками учебного содержания модуля «Основы светской этики», входящего в учебный курс ОРКСЭ, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
формирование уважительного отношения к разным духовным традициям;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
.
Формы контроля и оценки планируемых результатов
В процессе изучения курса, учащихся должны выполнить проектную работу, предусмотренную в конце разделов, в основу которых положен системно – деятельностный подход. Дети, занимаясь групповой исследовательской деятельностью, научатся отбирать необходимый материал, составлять презентации. Данная деятельность позволит повысить интерес детей не только к исследовательской деятельности при выполнении практических работ, но и к предмету в целом.
Достижение учащимися планируемых результатов выявляются в процессе:
текущего и систематического собеседования по основным разделам программы;
составления банка работ, выполненных в учебном процессе;
защиты собственных исследовательских и творческих проектных работ;
выставки работ учащихся.
При оценке предметных результатов освоения модуля используются виды контроля, применяемые в системе без отметочного обучения:
стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
прогностический контроль, т. е. «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов;
рефлексивный контроль—контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
итоговый контроль, на основе которого определяется уровень форсированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников.
В результате изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
ученик должен:
знать /понимать:
-основные понятия религиозных культур;
-историю возникновения религиозных культур;
-историю развития различных религиозных культур в истории России;
-особенности и традиции религий;
-описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
уметь:
-описывать различные явления религиозных традиций и культур;
-устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
-излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
-соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
-участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
-готовить сообщения по выбранным темам.
Количество часов
неделя I четверть II четверть III четверть IV четверть Год
1 9 7 10 8 34

Учебно-тематический план по разделам
№ Название раздела Количество часов
1 Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1
2 Основы мировых религиозных культур 16
3 Основы мировых религиозных культур 13
4 Духовные традиции многонационального народа России 4
Всего 34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Даты уроков Корректировка дат уроков
Блок 1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1ч.
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
1 Россия- наша Родина. 1 07.09 Блок 2 Основы мировых религиозных культур часть 1(16ч.)
Знание, понимание и принятие учащимися ценностей:
Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами религиозной морали, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России.
2 Что такое светская этика 16 14.09 3 Культура и мораль 21.09 4 Особенности морали 28.09 5 Добро и зло 05.10 6 Взаимопомощь 12.10 7 Добродетель и порок 19.10
26.10 8 Признание ценности 9 Свобода и моральный выбор 02.11 10 Свобода и ответственность 09.11. 11 Моральный долг 16.11 12 Справедливость 23.11 13 Альтруизм и эгоизм 30.11 14 Дружба 07.12 15 Что значит быть моральным 14.12 16 Творческие работы учащихся. 21.12 17 Презентации учащихся. 18.01 Блок 3 основы мировых религиозных культур часть 2 (13ч)
знать основы религиозной морали, понимать её значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
иметь первоначальные представления о религиозной культуре и её роли в истории и современности России.
18 Род и семья- исток нравственных отношений 13 25.01 19 Нравственный поступок 01.02 20 Золотое правило нравственности 08.02 21 Стыд, вина и извинение 15.02 22 Честь и достоинство 22.02 23 Совесть 01.03 24 Нравственные идеалы 15.03 25 Идеалы в культуре 22.03 26 Образцы нравственности в культуре Отечества 05.04 27 Этикет 12.04 28 Семейные праздники 19.04 29 Жизнь человека- высшая нравственная ценность 26.04 30 Любовь и уважение к Отечеству. 03.05 Блок 4 Духовные традиции многонационального народа России (4ч)
формирование уважительного отношения к разным духовным традициям;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни
31 Подготовка творческих проектов. 10.05 32 Творческие работы учащихся 17.05 33 Творческие работы 24.05 34 Итоговая презентация творческих проектов. 28.05 Итого: 34