Социальная адаптация и реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата


Социальная адаптация и реабилитация
детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Главной задачей школы-интерната является социальная адаптация и подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшей жизни в обществе. Мы должны вывести их в новую, взрослую жизнь подготовленными и уверенными в себе. Это достигается за счёт комплексного подхода и участия широкого круга специалистов врачей, педагогов, социальных работников, психологов и тесного взаимодействия с родителями.
В нашей школе разработана и действует система социализации воспитанников, направленная на создание условий для позитивного развития, духовно-ценностной ориентации детей.
Организация социального опыта школьника, его образование и индивидуальная помощь осуществляется в процессе учебной и внеаудиторной деятельности.















Приоритетным направлением для нашей школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование и развитие ценностей здорового образа жизни. В течение учебного года дети проходят 2 – 3 курса лечения. Сюда входят медикаментозная терапия в сочетании с лечебной физкультурой, физиотерапией, массажем, ортопедической профилактикой, логопедической помощью. В школе организованы занятия иппотерапией (реабилитация при занятиях верховой ездой).
Важный социальный опыт дети приобретают, занимаясь в кружках и секциях. Хотелось бы отметить, что в школе – интернате работает 17 кружков и секций, по следующим направлениям: музыкальное, театральное, учебно-развивающее, культурологическое, спортивное, декоративно-прикладное.




























Решить проблему изоляции детей с нарушением опорно-двигательного аппарата отчасти помогают современные компьютерные технологии. В интернате оборудованы 2 стационарных компьютерных класса и 1 мобильный. Дети отлично ориентируются в мире коммуникаций, активно пользуются новыми способами поиска информации, технологическими новинками. Использование педагогами современных информационных программ в соответствии с новыми стандартами образования позволяет поднять коррекционное образование на новый, более высокий уровень.
Всестороннему развитию учащихся способствуют работающие в школе секции спортивного направления: настольный теннис, пионербол, плавание, тяжелая атлетика. Совместно с ГУ «Областная комплексная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа «Реабилитация и Физкультура» организованы занятия детей плаванием три раза в неделю на базе плавательного бассейна «Саратов». Хочется сказать об учениках, которые занимаясь лечебной физкультурой, в спортивных секциях школы-интерната нашли в себе силы, время, настойчивость заниматься профессиональным спортом. Воспитанники школы-интерната являются участниками параолимпийских игр, призерами международных, региональных, городских соревнований по плаванию, легкой атлетики, настольному теннису, пауэрлифтингу. Школа–интернат выпустила 11 чемпионов России и Европы.
Налажена работа по взаимодействию со студентами средних и высших учебных заведений. Современным методом работы является вовлечение учащихся в разнообразные проекты и акции. Учащиеся нашей школы приняли активное участие в проекте «Путь в новую жизнь», организованном Общероссийским общественным благотворительным фондом «Российский детский фонд». В рамках данного проекта воспитанники встречались с представителями правительства области, министерства социальной поддержки населения, ГУВД области, министерства ЖКХ.
Важную роль в подготовке к самостоятельной жизни выполняет ученический комитет как орган школьного самоуправления. Учком осуществляет контроль за успеваемостью, санитарным состоянием школы, решает вопросы по профилактике асоциального поведения учащихся, следит за выполнением школьного режима, ежегодно проводится день самоуправления.
Основой работы по социальной адаптации является профориентационная деятельность. За последние 5 лет выпускники школы поступили в Саратовский колледж машиностроения и экономики, Саратовский финансово-технологический техникум, Саратовский техникум дизайна одежды и сервиса, Техникум отраслевых технологий и финансов, колледж радиоэлектроники им. П. Н. Яблочкова, Всероссийский государственный колледж строительства мостов и гидротехнических сооружений. Дети с легкой умственной отсталостью продолжают обучения в профессиональном училище – интернате для инвалидов по специальностям: обувщик, резчик по дереву, оператор швейного оборудования.
Все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, заканчивающие школу, обеспечены жильем, имеют накопления на сберегательной книжке; получив образование, трудоустраиваются.
Нашему интернату в этом году исполнилось 50 лет. За этот период школу закончили около 600 человек. Из них получили высшее образование 55 человек, среднее специальное - 61 воспитанник, рабочие специальности получили 138 человек. Два выпускника школы являются кандидатами наук! Более 58 % из наших выпускников трудоустроены; около 42 % имеют 1 и 2 (нерабочую) группу инвалидности.
Итогом реализации системы работы по социальной адаптации является то, что все выпускники находят свое место в жизни, продолжают свое образование в техникумах, школах города Саратова и области, впоследствии поступают в высшие учебные заведения, по состоянию здоровья, трудоустраиваются, создают семьи, становятся полноценными гражданами нашего общества.
Социальная адаптация

Учебная деятельность

Внеаудиторная деятельность

Социально-бытовая ориентировка

Кружки и секции

Предметы естественного цикла

ОБЖ, ОЗОЖ

Уроки труда

Ученическое самоуправление

Внеклассные и внешкольные мероприятия

Проекты, акции, программы

Кружки и секции

Музыкальное направление


Вокальный ансамбль «Веселые нотки»

Театральное направление

Учебно-развивающеенаправление

Культорологическое направление

Декоративно-прикладное направление

Спортивное направление

Инструментальный ансамбль «Саратовская гармошка»

Основы православной культуры

Пионербол для начинающих

ОФП

Пионербол

Веселый калейдоскоп

Судомодельный кружок

Техническое моделирование

ДТ «Буратино»

Вышивка лентой

Мозаика

Художественное чтение

Занимательная информатика

Юный физик

Вязание на
спицах и машине