Обобщение педагогического опыта по теме социальная адаптация и реабилитация дет ей с нарушениями слуха через деловые игры


Министерство образования Иркутской области
Государственное общеобразовательное казённое учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха
г. Черемхово».
Обобщение педогогического опыта по теме:
«Социальная адаптация и реабилитация детей с нарушениями слуха через деловые игры»
Выступила на заседании МО
воспитателей:
Нестерова Е.А.

2016год
Отчёт по самообразованию за 2013 -2016 учебного года,Нестеровой Е А воспитателя 9 «г», 8 «г» классов.
В течение трёх лет работала по теме «Социальная адаптация и реабилитация детей с нарушениями слуха через деловые игры» По данной теме я изучила следующую литературу:
М.И. Никитина Сурдопедагогика.
Выготский Л.С, Платов В.Я., Эльконин Д.Б
«Деловая игра как один из методов обучения
и воспитания старшеклассников»
Абрамова Г.С., Степанович В.А., Кулешова И.В.,
«Деловая игра как форма активного обучения и воспитания»
Л.П. Назарова «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом»
Т.В. Пелымская, Н.Д.Шматко «Формирование устной речи»
А.Ф. Пангельская «Обучение детей русскому языку»
Е.З. Яхнина «Развитие восприятия и воспроизведение речи глухих детей»
Актуальность выбранной иною темы я вижу в том, что,
во-первых, деловая игра выступает как форма, в которой наиболее успешно могут осваиваться содержание новой деятельности,
во-вторых, это эмоциональная опора личности,
в-третьих, как элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности в среде сверстников. Все это в совокупности дает толчок в самоутверждении и самореализации взрослеющего человека.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения, например, деловой игры, является основой развития познавательной компетентности школьника. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Когда учащийся не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания. Эти знания более прочные.
Среди различных активных методов, которые используются в учебной практике, хочется выделить деловую игру, так как именно она активизирует мыслительную деятельность старших школьников, развивает творческие способности.
Деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить.
Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации.
В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации: игра представляет участнику возможность побывать в роли экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.п. Использование деловых игр значительно укрепляет связь (ученик-учитель), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. Опыт проведения деловой игры показал, что в ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать постоянный высокий интерес у учащихся к содержанию материала, активизирует их самостоятельную деятельность, формирует и закрепляет практические навыки.
Участие в деловых играх может дать не только знания, но и бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того, с помощью деловых игр можно учить и учиться не только тому, как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации, можно тренировать не только отдельных людей, но и команду.
Разработала и апробировала методический комплекс по теме «Классный час» и комплекс занятий по деловым играм. Мною накоплены и систематизированы цифровые образовательные ресурсы по темам: «Прием на работу, Поступление на учебу», «Права потребителя», «ПДД», «В регистратуре поликлиники», «В кассе вокзала», «Салон красоты», «Я хочу у вас работать?». Принимаю активное участие в работе педагогических советов, заседаниях методических объединений, посещаю семинары по слуховой работе, методические недели, провожу открытые занятия на методических неделях, методических объединениях воспитателей и семинарах по слуховой работе. Имею стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.
Для диагностики уровня социальной адаптации и реабилитации детей через деловые игры использовала методику Хруцкого Е.А. Его комплекс методов исследования: когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность) ; мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность) ; эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач); действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка)
От 0 – 2, 7 - низкий уровень ( не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого)
От 2,8 – 3,8 - средний уровень (большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в выполнении заданий, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к учителю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым).
От 3,9 – 5 - высокий уровень – (проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений школьники не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и ордость за достижения). Показатели уровня развития речи и социальной адаптации детей через деловые игры.
Комплекс методов исследования Хруцкого Е.А. опираются по следующим данным: Умение вступать в диалог, умение понимать речь говорящего, умение ясно выражать свои мысли, умение использовать речевой этикет.
От 3 - 4 балла (высокий уровень) – активно общается, хорошо и внимательно слушает, понимает говорящего, общается с учётом ситуации, легко входит в контакт со взрослыми и сверстниками, ясно и последовательно выражает свои мысли, использует в своей речи речевой этикет
От 2– 2,9 балла (средний уровень) – слушает и понимает речь, участвует в общении, но чаще по инициативе других, не постоянно использует речевой этикет;
От 1-1,9 баллов (низкий уровень) – малоактивен, малоразговорчив в общении со взрослыми и воспитанниками своего возраста, невнимателен, редко пользуется речевым этикетом, не может ясно и последовательно излагать свои мысли. По ним можно оценить каждого ребенка в отдельности , а также всего класса в целом. Сравнивая количественные данные за год , за два года можно увидеть рост в развитии речи детей. Количественные данные показывают, что дети обогащают свой словарный запас, умеют применять его в общении друг с другом, взрослыми. Некоторые дети могут справляться с заданиями самостоятельно, а некоторые с помощью воспитателя.
По теме самообразования на фестивале открытых уроков и занятий разработала и провела открытое занятие на тему «Деловая игра «Прием на работу, Поступление на учебу». Принимала участие в общероссийском конкурсе «Алые паруса» «лучшая методическая разработка 2015г» Сценарий мероприятия «Деловая игра «Прием на работу, Поступление на учебу» ,где заняла 3место.
Педалогия. Ру. Участие во всероссийском конкурсе по теме «Использование ИКТ на профессиональном уровне», заняла 3 место. Делилась опытом работы на заседаниях методического объединения воспитателей, педагогических советах, школе педагогического мастерства, выступала с сообщениями по проблемам: «Организация профориентационной работы на современном этапе развития школы» Прослушала вебинары по теме самообразования « Активные методы обучения как способ повышения эфективности образовательного процесса»; «Организация профориентационной работы на современном этапе развития школы».
Посещаю уроки учителя по РСВ Лукиной М.Д.,Абрамчук М.Н. и уроки Лушниковой И. Н, Щербининой Т.А . с целью предъявления единых требований в обучении и воспитании детей и преемственности системы работы по РСВ.
Нужны ли школе деловые игры? Школе деловые игры совершенно необходимы. Ведь основной задачей нашей школы считается не просто обучение - получение и накопление знаний, а приобретение умения наиболее успешно использовать все, что накоплено. И знания, и особенности характера, и личностные качества. Цель современной школы - человек успешный. И потому, мы играем! И сами создаем деловые игры...
.