Рабочая программа учебной дисциплины Деловая культура и психология общения (4 курс СПО)

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Волжский машиностроительный техникум»

Рассмотрено
На заседании ЦК
Протокол №_____от «___»________2015 г.
Председатель ЦК__________Т.В.Суркаева

Утверждаю
Заместитель директора по УМР
____________________Т.Ю.Карпова
«___»_______________2015 г.












рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.06 Деловая культура и психология общения

для специальностей
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
15.02.08 Технология машиностроения

(Форма обучения - очная)















2015
Рабочая программа учебной дисциплины (далее – Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, входящей в состав укрупненной группы специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта.








Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волжский машиностроительный техникум» (далее - ГБПОУ «ВМТ»).

Разработчик:
Заставская Елена Геннадьевна, преподаватель, методист






Рекомендована учебно- методическим советом ГБПОУ «ВМТ»
Протокол учебно-методического совета № 10 от «30» июня 2015 г.










СОДЕРЖАНИЕ



с.


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации программы учебной дисциплины

13

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Деловая культура и психология общения

Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины (далее – Программа) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, входящей в укрупненную группу специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта.
Программа может быть использована в процессе реализации основных программ профессионального образования:
программы профессиональной подготовки 18511 Слесарь по ремонту автомобилей при наличии основного общего образования или среднего (полного) общего образования, опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина является частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин основной профессиональной образовательной программы 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта .

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны уметь:
- осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;
- пользоваться приёмами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
- передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;
- принимать решения и аргументировано отстаивать свою точку зрения в корректной форме;
- создавать и соблюдать имидж делового человека;
- организовывать деловое общение с клиентами и подчиненными.

Знать:
- правила делового общения;
- этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнёрами, клиентами;
- основные техники и приёмы общения: правила слушания, ведение беседы, убеждения, консультирования, инструктирования и др.;
- формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;
- составляющие внешнего облика делового человека: костюм, причёска, аксессуары и др.;
- правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося–105 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 70 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 35 часов.























2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
70

в том числе:


лабораторные работы
не предусмотрено

практические занятия
31

контрольные работы
2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
35

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
не предусмотрено

Отбор учебного материала для решения учебных задач: темы 1.1., 1.2.;
подготовка сообщений, рефератов, презентаций: темы 1.2., 1.4. 1.5.;
составление схем, анализ производственных ситуаций: тема 1.3.;
разработка методического пособия по дисциплине: тема 1.6.
10

16

5
4

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.
2

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины Деловая культура и психология общения

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Введение

12


Тема 1.1.
Социокультурная роль этики и этикета в обществе
Содержание учебного материала



4





1.
Введение. Цели и задачи учебной дисциплины «Деловая культура и психология общения».

2


2.
Развитие деловой культуры в России. Профессиональная мораль и профессиональная этика. Этикет. Из истории этикета.

2


3.
Этические принципы и нормы деловых людей: этика деловая, этика профессиональная, служебный этикет. Этика и эстетика как часть культуры общества. Внешний облик человека. Интерьер рабочего помещения.

2


Лабораторные работы
не предусмотрено



Практические работы
1. Разработка таблицы «Международный кодекс поведения деловых людей».
2. Деловая игра на организационное взаимодействие в группах.
3. Выполнение тестовой работы по проверке уровня знаний норм и правил этики делового человека и умения применять эти знания для решения управленческих производственных задач.
4



Контрольные работы
не предусмотрено



Самостоятельная работа
Работа с ресурсами сети Интернет, отбор учебного материала для составления сообщений, докладов по темам «Внешний облик делового человека», «Интерьер рабочего помещения».
4


Раздел 2. Общение как основной инструмент этики деловых отношений

93


Тема 2.1.
Деловое общение как область социальной практики
Содержание учебного материала
4



1.
Общность интересов как основа делового общения. Личность и толпа. Понятие о коллективе. Особенности женских и мужских коллективов.

2


2.
Общение как социально-психологическая категория. Общность интересов как основа делового общения. Стратегия делового поведения в коллективе.

2


3
Виды и стили делового общения. Управление деловым общением. Обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе. Субординация, взаимодействие между сотрудниками.

2


4
Деловая этика как внутренняя составляющая делового партнерства. Этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами. Виды вежливости: корректность деликатность, учтивость, тактичность, пунктуальность.

2


Лабораторные работы
не предусмотрено



Практические занятия
1. Выполнение кейс- заданий «Управление деловым общением на производстве».
2.Составление таблицы по теме: «Управление деловым общением на производстве », алгоритма «Субординация на рабочем месте».
4



Контрольные работы
не предусмотрено



Самостоятельная работа




Оформление презентации по темам: «Этика деловых взаимоотношений», «Эмоции и чувства».
Отбор учебного материала по теме: «Характер».
4



Тема 2.2. Коммуникативная составляющая деловой культуры и этики общения
Содержание учебного материала
10



1.
Коммуникативная сторона делового общения. Структура речевой коммуникации. Характеристики устной речи. Искусство управления первым впечатлением. Эффекты восприятия. Речь как средство утверждения социального статуса профессионала, специалиста.

2


2.
Способы, помогающие расположить к себе собеседника и завоевать его внимание. Основные приемы эффективной самопрезентации.

2


3.
Культура речи, язык и стиль. Требования к правильной речи специалиста. Речевые клише, фразы, которые необходимо избегать.

2


4.
Голос, его власть и влияние. Интонация, паузы, логическое ударение, темп, тембр речи, артикуляция.

2


5.
Этикетные речевые формулы делового общения. Обращение, приветствие, просьба, извинение, поздравление и т.д. Умение говорить и принимать комплименты.

2


6.
Вербальная и невербальная коммуникация. Невербальные средства общения: мимика, позы, жесты. Этикетно-значимые жесты: когда и где они допустимы и разрешимы.

2


7.
Особенности общения с зарубежными партнерами (Европа, Восток, Запад, Азия).

2


8.
Психологические особенности и различия в общении мужчин и женщин. Особенности общения с людьми, страдающими дефектами речи, слуха, имеющими физические недостатки.

2


Лабораторные работы
не предусмотрено



Практические занятия
1. Отработка этикетных форм общения.
2. Упражнение –тренинг «Ваш голос – самый лучший»
3. Тренинг – деловая игра «Невербальный диалог».
4. Практикум самопрезентации.
5. Освоение различной техники и приемов общения.
6



Контрольные работы
Выполнение проверочной тестовой работы по теме.
2



Самостоятельная работа
Подготовка сообщений, докладов и презентаций по темам: «Обслуживание клиен