Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 05 Деловая культура и психология общения для специальности 38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)


федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Кунгурский техникум-интернат» Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации
Рабочая программа
учебной дисциплины
ОГСЭ. 05 Деловая культура и психология общения
для специальности 38.02.01
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
(базовая подготовка)
2016
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 05 Деловая культура и психология общения
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в соответствии с ФГОС СПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОГСЭ. 05 Деловая культура и психология общения
входит в группу общепрофессионального цикла междисциплинарного курса.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Целью учебной дисциплины ОГСЭ. 05 Деловая культура и психология общения является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и навыков вербального и невербального взаимодействия.
Задачи дисциплины:
овладение студентами категориальным аппаратом психологии общения;
ознакомление студентов с развитием проблем психологии общения в отечественной и зарубежной науке;
овладение студентами современными технологиями делового и личного общения;
формирования практических навыков эффективного общения.
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по дисциплине должен уметь:
эффективно участвовать в профессиональной коммуникации;
соблюдать правила речевого этикета в деловом общении;
составлять и отправлять деловую корреспонденцию на основе принятых правил;
знать:
правила поведения человека; нравственные требования к профессиональному поведению;
психологические основы общения;
основные правила поведенческого этикета: приветствия, знакомства, нормы отношений в коллективе: отношения руководителя и подчиненных;
нормы речевого этикета в деловом общении
Бухгалтер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), а так же в качестве примерной программы вариативной части ФГОС без ограничений по другим группам специальностей.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося –16 часов
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины ОГСЭ. 05 Деловая культура и психология общения и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 32
в том числе практических заданий 16
Самостоятельная работа студента выполнение рефератов
- поиск информации в дополнительных литературных источниках
- поиск информации в интернет - ресурсах 16
Консультаций Итоговая аттестация в форме зачёта (защита исследовательской работы)

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОГСЭ. 05 Деловая культура и психология общения
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов Объём часов Уровень усвоения
Раздел 1. Профессиональная этика и эстетика
25 Тема 1.1.
Роль этики эстетики в профессиональной деятельности. Ключевые понятия
Общие сведения о предмете.
Задачи предмета «Этика», его значение для овладения
профессиональными навыками, работающих в сфере услуг. Этические нормы взаимоотношений.
Общие сведения об эстетике как науке.
Основные области эстетической деятельности человека. Общие понятия об эстетической культуре. Роль эстетической культуры в профессиональной деятельности. 2
1
Самостоятельная работа.
Подготовка презентации по теме «Этика и эстетика»
Составление словаря терминов:
эстетическая культура, идеал,
эстетический вкус, эстетика деловых отношений, эстетика рекламы, этическая культура
Сочинение – размышление «Этика и эстетика в профессиональном становлении специалиста» 1 Тема 1.2.
Практическая работа №1
Общие этические принципы. «История этикета» Повседневный этикет. Деловой этикет. Правила этикета. Нормы и правила профессионального
поведения и этикета.
Правила поведения на улице.
Поведение в транспорте.
Поведение в театре и музее.
Этикет курящих. Общие правила.
2 2
Тема 1.3
Практическая работа №2
Имидж делового человека. Умение хорошо одеваться.
Одежда и аксессуары женщин.
Деловая косметика.
Одежда и аксессуары мужчин.
Способы завязывания галстука. 2 2
Тема 1.4.
Этикет делового человека. Понятие о служебном этикете: поведенческом, речевом. Общие правила поведенческого этикета и речевого этикета. 2
1
Тема 1.5.
Этика в деловых отношениях.
Практическая работа №3 Приём на работу и собеседование. Процесс собеседования. 4 2
Практикум «Организация примет на работу» Тема 1.6.
Особенности деловых контактов. Установление деловых контактов с учетом особенностей партнеров по общению. Общие требования к деловому телефонному диалогу. 2 2
Тема 1.7.
Деловая корреспонденция. Фирменные бланки и визитные карточки.
Оформление визиток. 2
2
Самостоятельная работа. 1. Изучить правила этикета приветствия и представления.
2. Подготовка рефератов, презентаций по темам раздела, прохождение тестов, выполнение домашней работы. 8
3
Раздел 2. Психологический аспект делового общения 12 Тема 2.1.
Психические свойства личности.
Темперамент, характер; их виды и особенности.
Психические характеристики и особенности темперамента. Определение темперамента и характера человека по внешнему виду. 2
2
Тема 2.2.
Практическая работа
№4
Диагностика. Составление психологического портрета (тест на определение темперамента, общительности, тревожности). 2
2
Тема 2.3.
Практическая работа №5
Сущность способностей.
Способности - важное условие успеха в профессиональной деятельности. Необходимые профессиональные качества.
Профессионально-значимые качества работающих в сфере услуг. 2
2
Тема 2.4.
Практическая работа №6
Диагностика. Составление психологического портрета Определение способностей (карта интереса). 2 2
Самостоятельная работа.
1. Сочинение – размышление «Психология в профессиональном становлении специалиста»
Выполнение домашних
заданий по разделу 2.3.
2. Г.М Шеламова «Деловая культура и психология общения»
3. составление психологического портрета. 4 Раздел №3.
Культура
общения впрофессиональной
среде 9 Тема 3.1.
Профессиональная
коммуникация. Коммуникация и ее особенности. Содержание и сущность речевого общения.
Персептивная сторона общения. Интерактивная сторона общения.
Классификация видов общения.
Ознакомление с видами общения: непосредственное, прямое, межличностное, массовое, императивное, диалоговое.
Невербальные средства общения. Жесты, назначение жестов, логика жестов. 2 2
Тема 3.2.
Практическая работа №7
Техники общения. Техника активного диалога и слушания.
2 2
Тема 3.3.
Практическая работа №8
Публичное выступление.
Публичное выступление, его цели, особенности и виды. Этапы подготовки и проведения публичных выступлений. Подбор материала, соответствующего цели
выступления Определение формы выступления. Экспромт. Составление плана, распределение собранного материала в логической последовательности и обработка материала. Запоминание текста. Репетиция. Выступление. 2 2
Самостоятельная работа
- Построение публичного выступления продолжительностью 3-5 минут по теме «Моя будущая специальность», «Мой колледж», «Моя страна – Россия», «Город в котором я живу» Построение структуры выступления по заданной теме (индивидуальная работа). Подготовка начала и завершения речи по заданной теме (индивидуальная работа).
- Приёмы убеждения и аргументации. Барьеры и ошибки общения. Этическая позиция председательствующего. Подготовка сообщений по темам:
«Секреты общения в поисках работы»,
«Аргументы и их влияние на эффективность общения»,
«Язык телодвижений»,
«Речевой этикет»,
«Культура общения в коллективе»
3 Отработка стратегии в деловой беседе.
- Выбрать делового человека (известного вам и доступного для общения).
- Провести беседу с выбранным испытуемым по следующим вопросам: Считает ли сам интервьюер себя деловым человеком? Почему? Кто/ что позволило,/ помогло ему стать таким, каким он является сейчас? В чем, по его мнению, секрет его успеха. Какими личностными качествами нужно обладать, чтобы добиться успеха в современном деловом мире? Как он относится к своим деловым партнерам?
Какие стратегии взаимодействия с деловыми партнерами он считает
успешными и неуспешными?
-Зафиксировать основное содержание ответов.
- Составить короткий отчет. 3 Зачёт по дисциплине
Защита реферата 2 3
Всего по дисциплине
в том числе аудиторных48
32 Для характеристики уровня общения используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (усвоение ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине
Технические средства обучения:
- компьютер с выходом в сеть Интернет;
- видеопроектор;
- презентации;
- видеофильмы;
- электронные пособия.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Шеламова Г.М., Деловая культура взаимодействия. - М. Издательский центр «Академия», 2015 – 64 с.
Шеламова Г.М., Этикет делового общения. - М.: Издательский центр «Академия», 2015 – 192 с.
Дополнительные источники:
Биннерман Л., Искусство общения. – ЮНИТИ, 2013
Кузьмин Ф.А, культура делового общения: Практическое пособие – М.:Ось – 89, 2014.
Клаус Бишоф, Анета Бишоф, Секреты эффективного делового общения. - ДАШКОВ и Ко, 2014.
Павлова Л.Г., Основы делового общения. – ФЕНИКС, 2015.
Панкратов В.Н., Культура делового общения и успех. - ФЕНИКС 2012
Руденко А.И., Самыгин С.И., Деловое общение. – ФЕНИКС, 2013.
Чернышова Л.И., Деловое общение. – ЮНИТИ, 2014.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. www.twirpx.com/files/financial/trading/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета
(ОК1-ОК9);
- пользоваться приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения
(ОК 3, ОК 5, ОК 6);
- передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи
(ОК 4, ОК 5);
- принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения в корректной форме (ОК 3,ОК 4);
- поддерживать деловую репутацию
(ОК 1, ОК 3- ОК 6);
- создавать и соблюдать имидж делового человека
(ОК 1- ОК 6);
- организовывать рабочее место деловое общение подчиненных
(ОК 6); - тестовый контроль;
-экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий;
- экспертная оценка выполнения практической работы;
- экспертиза выполнения самостоятельной работы;
- ролевые игры;
- анализ деловых ситуаций;
- просмотр видеоматериалов
Знания:
знать/понимать: - правила делового общения
(ОК 3, ОК 5, ОК 6);
- этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами
(ОК 3, ОК 5, ОК 6);
- основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования, инструктирования и др.
(ОК 4-ОК6);
- формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях
(ОК 4-ОК6);
- составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары и;
- правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения (ОК 1, ОК 6) - тестирование;
-экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий;
- экспертная оценка выполнения практической работы;
- экспертиза выполнения самостоятельной работы;
- ролевые игры;
- анализ деловых ситуаций;
- просмотр видеоматериалов.
Приложение №1.
Темы практических занятий
№ п\пТема практического занятия Количество часов
Тема 1.2.
Практическая работа №1
Общие этические принципы. «История этикета» Повседневный этикет. Деловой этикет. Правила этикета. Нормы и правила профессионального
поведения и этикета.
Правила поведения на улице.
Поведение в транспорте.
Поведение в театре и музее.
Этикет курящих. Общие правила. 2
Тема 1.3
Практическая работа №2
Имидж делового человека. Умение хорошо одеваться.
Одежда и аксессуары женщин.
Деловая косметика.
Одежда и аксессуары мужчин.
Способы завязывания галстука. 2
Тема 1.5.
Практическая работа №3
Процедура прохождения собеседования Практикум «Организация примет на работу». 2
Тема 2.2.
Практическая работа
№4
Диагностика. Классификация видов общения. Непосредственное, прямое, межличностное, массовое, императивное, диалоговое общение. 2
Тема 2.3.
Практическая работа №5
Сущность способностей. Способности - важное условие успеха в профессиональной деятельности. Необходимые профессиональные качества.
Профессионально-значимые качества работающих в сфере услуг. 2
Тема 2.4.
Практическая работа №6
Диагностика. Составление психологического портрета Определение способностей (карта интереса). 2
Тема 3.2.
Практическая работа №7
Техники общения. Техника активного диалога и слушания.
2
Тема 3.3.
Практическая работа №8
Публичное выступление.
Публичное выступление, его цели, особенности и виды. Этапы подготовки и проведения публичных выступлений. Подбор материала, соответствующего цели
выступления Определение формы выступления. Экспромт. Составление плана, распределение собранного материала в логической последовательности и обработка материала. Запоминание текста. Репетиция. Выступление. 2