Конспект занятия по теме: Этикет. Виды и история этикета


Занятия спецкурса «Речевой этикет в деловом общении как условие воспитания толерантности».
Тема №1. Этикет. Виды и история этикета.
Цель: дать учащимся понятие об этикете; познакомить с видами и историей возникновения этикета: показать значение этикета в жизни общества.
Ход занятия.
Оргмомент.
Вступительное слово учителя о теме спецкурса, его назначении.
Сообщение нового материала.
А.Знакомство с понятием «этикет». Словарная работа:
Этикет – установленный порядок поведения, формы обхождения в каком-либо обществе. («Академический словарь современного русского языка»).
Б. Мини – лекция учителя об истории и видах этикета.
ПЛАН.
1.Необходимость в возникновении этикета в Западной Европе в эпоху развития королевской власти. Цель этикета - разграничение социальных групп в феодальном обществе, укрепление власти монарха.
2. Корни этикета. Ритуал в древнем обществе и возникновение на его основе этикета.
3.Распространение этикета на различные стороны жизни общества.
4.Виды этикета.
В.Сообщения подготовленных учащихся о различных видах этикета: общегражданском, воинском, дипломатическом, придворном, деловом.
4. Подведение итогов. Что же такое этикет? Почему возникла необходимость в создании правил этикета в обществе? Какие существуют виды этикета?
5. Задание на дом. По группам подготовить представление об этикете разных народов в различные эпохи.
Тема №2.Практическое занятие. Правила этикета у разных народов и в различные исторические эпохи.
ЦЕЛЬ: закрепить знания учащихся об этикете; вызвать интерес к истории развития этикета, стремление приобщится к правилам этикета.
Ход занятия.
А.ОРГМОМЕНТ.
Б.ПОВТОРЕНИЕ. Беседа по материалу прошлого занятия.
Что такое этикет? Почему в обществе возникла потребность в этикете?
Какие виды этикета существуют?
В. Вступительное слово учителя Итак, этикет возник , как принято считать, в Западной Европе в Средние века как придворный церемониал. В эпоху расцвета королевской власти считалось, что законы этикета связывают монархов сильнее, чем законы конституции. Существовало выражение: этикет делает королей рабами двора. На самом деле, этикет способствовал классовому расслоению общества , элитаризации придворной верхушки, укреплению власти , короля. Слово «этикет» впервые было употреблено в современном его значении на приеме при дворе короля Людовика 14, когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться. Об этом говорят дошедшие до наших дней памятники культуры Древнего Египта, других древних цивилизаций. Поэтому сегодня мы и познакомимся с историей этикета разных народов в разные исторические эпохи. А начинались они с ритуалов и традиций в глубокой древности.
Г. Групповая работа учащихся.
-1 группа. Представление различий между ритуалом, традицией и этикетом.
-2 группа. Представление этикета кастовой системы Древней Индии и нормы поведения «ли» Древнего Китая, наставления Конфуция сыну.
3 группа. Сообщение о возникновении светского придворного этикета в Западной Европе. Представление французского придворного этикета.
-4 группа. Сообщение о возникновении русского светского этикета в петровскую эпоху ( 18век). Чтение по ролям фрагмента из романа А.Н. Толстого «Петр Первый».
-5 группа. Представление русского светского этикета 19 века.
- 6 группа. Сообщение о деловом западноевропейском этикете 20 века. Представление дипломатического этикета.
Д. Подведение итогов. Как видим, представление об этикете складывались по-разному у различных народов. От чего же это зависело?
Что общего в этикете разных народов, несмотря на различия?
Е. Задание на дом. Составить правила школьного этикета.
Тема №3.Повторение. Официально-деловой стиль. Его цель, сфера применения, лексические и синтаксические особенности.
Цель: повторить сведения об официально – деловом стиле; подготовить учащихся к восприятию понятий «язык делового общения» и «деловой этикет».
Ход занятия.
А. Оргмомент.
Б. Беседа о правилах этикета у разных народов. Что вам особенно запомнилось из истории этикета?
Как вы думаете, можно ли представить современную жизнь безправил этикета?
В. Выступления учащихся с составленными ими правилами школьного этикета. Обсуждение, выбор наиболее удачных и приемлемых правил.
Г.Вступительное слово учителя. Тема нашего спецкурса «Речевой этикет в деловом общении как условие воспитания толерантности». Что такое этикет. Мы узнали на прошлом занятии. А что такое деловое общение? Почему так важно усвоить правила поведения в деловом общении? Об этом мы и будем говорить на последующих занятиях.
Большую часть своей жизни человек проводит в условиях делового, официального общения: в школе, в офисах, на производстве. И от того, насколько комфортно он чувствует себя в общении с другими членами коллектива, во многом зависит результат труда, реализация его творческого потенциала.
Дефорж Рокфеллер, деловой человек, миллионер, придавал большое значение деловому общению: « Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как кофе или сахар. И я готов платить за умение общаться больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».
Постичь секреты делового общения невозможно без норм официального стиля речи.
Д. Беседа. Вспомним, какие стили речи существуют в русском языке.
( Работа по таблице «Стили речи» ).
Какими признакам они различаются? ( сфера употребления, функция, лексические и синтаксические особенности. Жанры).
Е. Сообщение подготовленного учащегося об истории возникновения официально-делового стиля речи.
Ж. Сообщение учителя о современном официально-деловом стиле. ( Он относится к числу книжных стилей речи и функционирует как в устной, так и в письменной формах. Устная форма применяется в выступлениях на собраниях, заседаниях, приемах, в докладах государственных и общественных деятелей. Письменная же форма используется в деловых бумагах, документах).
З. Повторение признаков официально – делового стиля по таблице.
И. Подведение итогов. Беседа.
Какой стиль течи называется официально – деловым? Почему так важно знать речевые особенности этого стиля? Каковы его основные признаки?
К. Задание на дом. Составить текст объявления, автобиографии.
Тема №4. Язык делового общения. Стилевые различия. Основные требования к языку делового общения.
Цель: закрепить понятие об официально-деловом стиле; познакомить учащихся с понятием «язык делового общения», его стилевыми особенностями и требованиями к нему.
Формы работы: анализ текста, беседа, декция, составление конспекта.
Ход занятия.
А. Оргмомент.
Б. Повторение.
1. Беседа об основных признакаки оф.-делового стиля речи.
2.Обсуждение составленных учащимися объявлений и автобиографий33. Работа с текстом. Анализ текста – статья Конституции РФ. Найти признаки оф.-делового стиля.

В.Объяснение нового материала. Лекция учителя.
План.
1.Оф.-деловой стиль как разновидность литературного языка, целесообразный, имеющий свои средства выражения, способы названия предметов и явлений.
2. Объективно сложившиеся традиции построения речи в соответствии с выражаемым содержанием, обстановкой и целью высказывания.
3Основные черты оф.-делового стиля:
- правильность;
- единообразие;
- точность и ясность речи, исключение двоякости понимания, разночтения;
- исключение неполных однозначных предложений.