Тренинг Профессиональные умения педагога по сопровождению детей из неблагополучных семей


КГУ «Центр адаптации несовершеннолетних
Карагандинской области»
управления образования Карагандинской области
Тренинг
«Профессиональные умения педагога
по сопровождению детей из неблагополучных семей»
Составил: Ефимова О.А.,
педагог-психолог
2016 год
Цель: обучение педагогов приемам прикладной психологии, повышение уровня профессиональных компетентностей педагога по организации педагогического сопровождения детей.
Задачи:
Упражнения на сплочение коллектива;
Вербальные средства коммуникации и взаимодействия;
Педагогическая диагностика;
Невербальная коммуникация;
Приемы организации групповой рефлексии.
Материал: маркеры, флипчарты, проектор.
Ход:
Миксер:
Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.
Разминка «Здороваемся локтями»
Все участники рассчитываются на 1, 2, 3. Участники с №1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; №2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; №3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны.
После того как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (звону колокольчика) поздороваться как можно большим количеством присутствующих, сказав при этом: «Привет, как дела» и коснувшись друг друга локтями.
Здорово вот мы с вами и поприветствовали друг друга. А сейчас нам бы хотелось узнать, зачем вы пришли на этот тренинг и чего от него ожидаете.
Игра «Зачем мы здесь сегодня собрались».
Педагогам предлагается достать из корзиночки листочки бумаги, на которых написаны шуточные ответы на вопрос «Зачем я пришла на тренинг». И зачитать их.
Игра «Самолетик»
Педагоги делятся на пары. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик. По окончании игры задаются вопросы: «Легко ли было справиться с заданием? Пытались ли вы договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить задание сообща?
Основная часть
Упражнение «Семья»
Предлагается подумать и ответить: Что такое дом? Что вы вкладываете в понятие –семья…
Мозговой штурм: составление кластера «Семья» - дом; близкие и родные люди; эмоции; ценности; образование; защита, поддержка, любовь; наставничество…
Заключение: семья – это дом, это зона комфорта, дает нам ощущение тепла и спокойствия, помогает преодолеть какие - то жизненные трудности… семья – это постоянство!
схема 1
П о с т о я с т в о
будущее
настоящее
прошлое

Постановка целей, построение планов
Формирование идентичности и самосознания - кто я? чей я?
Принятие прошлого – истории семьи, знание своих предков

Какие чувства может испытывать человек, который лишился дома, семьи, привычного окружения?
Упражнение «Переместитель»
Тренер – « Представте свой дом…войдите в него…осмотритесь…Что вам нравится? Какие чувства вы испытываете? Что вам не нравится? Какие чувства эти вещи вызывают? Что бы вы хотели переделать/изменить?
В дверь стучат и на пороге появляется ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬ ЛЮДЕЙ.
Он имеет возможность перемещать людей и предлагает покинуть ваш дом и переместится в другой…что вы чувствуете?
Переместитель дает 15 мин на сборы, вы можете взять то, что вам дорого, кроме людей и животных… что вы взяли?
Вы готовы уйти из дома. Зашли члены семьи, друзья. Они видят, что вы собрали вещи и уходите…поясните, почему уходите…
Когда уходите, обернитесь и посмотрите на тех, кого покидаете…что они об вас думают?
Вы выезжаете из своего района и переместитель говорит о том, что куда вы едете – там престижный район и вам будет лучше. Вы можете задать 2 вопроса…Какие?
Вы хотите спросить, но боитесь… Ваши чувства?
Вы прибыли к новому месту жительства…выходите с вещами и с вами преместитель, вы стучите в дом…Что чувствуете?
Дверь открывается и на пороге вас встречают – новый супруг/супруга с детьми…они счастливы видеть вас…Что испытываете вы?
Переместитель уходит и говорит, что он вернется, когда все что вам не нравилось в вашем доме, изменится и все контакты с вашими родными через него…Что ощущаете?
Вы не верите, в реальность происходящего…смогут ли произойти изменения, какими бы не были ваши чувства, но вы здесь…вас делают счастливыми, но вы оставили там свое…Что чувствуете?
ИТОГ: на всей протяжении встречи с переместителем мы не испытывали ни одного позитивного чувства… Почему? Мы переживали потерю. А наши воспитанники в реальности встречаются с переместителем, …они так же переживают потерю и находятся в состоянии психологической травмы.
Выход из упражнения – игра «Муха»
Схема
Этапы проживания потери схема 2
Педагог
СПОКОЙСТВИЕ
Вернуть в действительность
Говорим правду и создаем безопасность
Тебе плохо, я понимаю…
Ребенок
ШОК
Отрицание
протест
Сделка и торг – буду хорошим и вернут
Гнев – понимает , что ничего не изменит

агрессия


Направлена во вне
ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Нарушение правил, вызывающее демонстративное поведение, конфликты, истерики
Направлена во внутрь
АУТОАГРЕССИЯ
Суицид, немотивированное упрямство, плохая учеба членовредительство


Приемы снятия
Дать пережить истерику, если случилось… успокоить и обратится к специалисту
Подводим ребенка к осознанию и пониманию ситуации – да, это случилось…
Возвращение домой зависит от родителей, ты не виноват…
Родители не смогли …
Не заталкиваем внутрь – даем выход через спорт, труд, творческую деятельность
Проводим попытки справится с ситуацией – целеполагание: к чему будет стремиться

Особого внимания заслуживает работа с ребенком в области оценки его родителей. Что зачастую слышит ребенок из зоны неблагополучия о них? Влияет ли негативная оценка его родителей на самодостаточность ребенка, на чувство его гордости? (и так ситуация ужасная и еще родители плохие – размазываем личность ребенка по стенке). А еще хуже, сравнивая ребенка с его неблагополучными родителями, мы как бы программируем взрослую жизнь ребенка в рамках жизни его родителей. Но и говорить о них хорошо, мы не можем…тогда это будет ложь…Как быть?

Схема 3
Пирамида Дилтсона

Я идентичность

Ценности/убеждения
Способности
Поведение

Окружение
Окружение – место, люди, время, пространство
Поведение – действие или бездействие
Способности – ЗУН, либо есть/либо нет
Ценности\убеждения – то, что считает человек, его точка зрения
Идентификация – какой/какая я
Пирамида показывает уровни взаимоотношения человека с окружающим. Нижний уровень – это база формирования способов и правил взаимоотношений человека. Развитие происходит последовательно по всем ступеням… Говорить о родителях ребенка следует с позиции учета первых трех ступеней развития, не порицая и не давая оценки – «твою маму не научили быть заботливой, она не может обеспечить тебя, она не всегда понимает последствия своих поступков»… Получается что поведение родителей не является виной ребенка, и он то – хороший.
Упражнение «Бутерброд»
На столе раскладываются продукты – хлеб, колбаса, сыр. Участникам предлагается написать инструкцию как сделать бутерброд. Собираются инструкции нескольких человек, и тренер по ним пытается сделать бутерброд. Обсуждение – почему получился /не получился?
Вывод – не было четкости и детализации…Наши воспитанники не имеют достаточных представлений о социуме, их просто не научили родители. Так же не имеют представлений о порядках в ЦАН и находятся в травмирующей ситуации… В работе педагогу следует использовать такой инструмент как КОММЕНТИРОВАНИЕ – четко, коротко, ясно (например - сейчас ты проходишь в группу, садишься на диван и я расскажу о жизни ребят в ЦАН…или – сейчас мы все строимся и идем на обед…или планируем день ребенка/группы детей с вечера – завтра мы…)
Мозговой штурм - «Формула успеха»
Давайте вместе с вами составим формулу успеха в работе с воспитанниками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Рефлексия «Сердце коллектива»
На ватмане нарисован контур большого сердца. Педагогам говориться о том, что это сердце коллектива. Но оно пока еще пустое, не заполненное, можно сказать безжизненное. Пока еще не слышен звук сердцебиений. Давайте же наполним это сердце (на маленьких сердечках пишутся позитивные пожелания своим коллегам, затем они приклеиваются к контуру большого сердца). Затем зачитываются вслух.
4. Заключение
- Теперь сердце коллектива заполнено, и может биться в унисон с вашим. Послушайте (щелкаем пальцами один раз, затем ударяем ладонью о грудь один раз, еще один щелчок пальцами и два хлопка ладонью о грудь и т.д.)