Выступление на педагогическом совете на тему: « Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей.»

Выступление на педагогическом совете на тему:
« Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей.»
Взаимодействие социального педагога, классного руководителя и школьного психолога обусловлено, прежде всего тем, что их работа связана с одним объектом – это ученик. И главная цель этой работы – совместное выявление причин, проблем возникающих у ребенка и проведения социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
За последние годы выявились три группы неблагополучных семей – это семьи, где родитель злоупотребляют алкоголем, семьи где один родитель семьи мигрантов и переселенцев.
В нашей совместной работе очень важно своевременное и достоверное заполнение социального паспорта класса.
На основании этих паспортов, составленных классными руководителями, социальный педагог формирует списки семей
« группы риска», в которых уже изначально заложены социальные проблемы, где дети находятся в неблагоприятных для их развития условиях:
-это неполные семьи, где дети обделены вниманием, безнадзорны.
-малообеспеченные, многодетные, где родители не могут обеспечить детям полноценное питание, отдых летом, занятие в престижных секциях, кружка.
-опекунские семьи, где по мере взросления детей возникают конфликтные ситуации, проблемы во взаимоотношении с опекунами.
-семьи детей инвалидов, которые нуждаются в особой поддержке.
Традиционно у классных руководителей и педагогов возникают сложности с детьми «группы риска». Без организации и мобилизующей помощи (которую им не могут предоставить родители в неблагополучных семьях ) дети не в состоянии преодолеть трудности. В семьях они терпят грубость, пьяные разборки родителей, рукоприкладство.
Такие дети, как правило, уже в начальных классах демонстрируют трудности в общении, в учебе, они быстро утомляются, не способны к длительным нагрузкам, более раздражительны. В подростковом возрасте они начинают прогуливать занятия, предпочитают улицу, где подбирают себе компанию друзей, в общении с которыми можно самоутвердиться.
Проблемы детей напрямую связаны с неблагополучием в семьях и отношением к ребенку в семье. Поэтому профилактическая и коррекционная работа проводится в течение года как с детьми так и с семьями.
На первом подготовительном этапе идет сбор информаций о семье и социальном окружении ребенка с помощью несложной социально – педагогической диагностики:
-Изучение личных дел
-Опроса, анкетирования
-Контактных бесед, наблюдений, посещений семей
Его выполнение полностью ложится на плечи классного руководителя и социального педагога. Классный руководитель создает на каждую конкретную семью и ребенка «папку семьи», в которой фиксируется вся информация и дальнейшая проводимая работа классного руководителя и социального педагога.
На втором организационном этапе вся собранная информация обобщается, анализируется, выявляются ресурсы семьи, проблемы, негативно влияющие на ребенка, составляется план индивидуальной профилактической и коррекционной работы.
Третий этап социально педагогического сопровождения – это реализация планов коррекционной, реабилитационной и профилактической работы. Где классный руководитель выступает в качестве помощника и союзника в решении проблем. В совместной работе используются уже проверенные формы и методы работы:
-Социально – педагогические беседы
-Консультации и информирование по правам и обязанностям родителей за воспитание детей и юридической ответственности
-День инспектора ( видеолектории, выставки и т.д.)
-Обязательный патронаж семей
-Метод кризисного вмешательства
-Применение при необходимости строгих мер
И поскольку у нас большинство неблагополучных семей с общим диагнозом: безнадзорность детей, проживание детей в таких семьях становится опасным для жизни и здоровья, то совместно с классным руководителем и инспектором ОДН готовятся документы на КДН, прокуратуру, в охрану прав детства, суд.
К сожалению, далеко не все виды семейных дисфункций поддаются коррекции. И не всегда это зависит от усилий специалистов. Разрешение семейных проблем – это, прежде всего, дело свободного выбора и ответственности поведения самих членов семей. Без их желания, волевого усилия, например, в семье алкоголиков – даже самая эффективная социальная технология не приносит успеха.
Поэтому наша задача, раннее выявление неблагополучных семей, оказание помощи ребенку, защищать его, научить жить, бороться с трудностями. А главная цель взаимодействия классного руководителя и социального педагога – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях в воспитании и обучении, основанное на доброжелательном отношении.
Помощь подростку объединяет нас, хотя каждый из нас в этой работе выполняет свою функцию. Классный руководитель владея информацией об учащихся, о его семье, досуговой занятости, о здоровье, круге общения, зная проблемы этих детей обращается за помощью к социальному педагогу, психологу.
Для выявления причин девиантного поведения, неуспешности в учебе, пропусков занятий, бродяжничества, агрессии, конфликтности с учителями, учащимися, совершение правонарушений составляется карта межличностного развития учащегося и карта наблюдений, которые заполняется раз в четверть совместно классным руководителем, социальным педагогом, школьным психологом.
В процессе социально – педагогического сопровождения проводится промежуточный мониторинг посещения занятий, успеваемости и сведений о совершенных проступках и правонарушениях.
Так же для определения причин и возникновения проблем у ребенка совместно с классным руководителем посещаются семьи ученика, составляются акты социально – бытовых условий его проживания, условий воспитания и взаимоотношений в семье.
Такой тщательный сбор информаций о ребенке и его семье помогает выявить причины проблем и разработать план индивидуальной реабилитационной и профилактической работы, в которой мы должны предусматривать степень эффективности и результат, а это:
-возможность получения образования
-обеспечение благополучия, развития ребенка
-защита его прав и интересов
Трудностей у детей «группы риска» действительно много, и риск возникновения иногда целого комплекса проблем у этих ребят выше, чем у остальных. Поэтому эти дети нуждаются в особом контроле, внимании и помощи. Как правило, дети из неблагополучных семей имеют низкую учебную мотивацию, пропускают уроки. Родители в таких семьях часто равнодушно относятся к проблемам детей в школе, могут вовремя не разбудить ребенка утром не контролировать его посещаемость учебных занятий и успеваемость.
Исходя из проблем учащихся, определяются наиболее эффективные направления, формы и методы работы социального педагога и классного руководителя:
-материальная необеспеченность неблагополучных семей отрицательно влияет на здоровье и развитие детей, поэтому такие дети обеспечены бесплатным питанием, посещают все развлекательные мероприятия бесплатно
По результатам проводятся беседы с учеником, учителем – предметником, администрацией, инспектором ОДН, организуется помощь по ликвидации пробелов в знаниях, включающую индивидуальные дополнительные занятия, зачеты. Итоги четверти успеваемость и посещаемость фиксируются в информационном листе.
Для профилактики безнадзорности опрашиваем и контролируем занятость учащихся во внеурочное время, т к таких детей очень сложно привлечь к внеурочной деятельности мы рекомендуем привлекать их к классным мероприятиям, к городскому летнему лагерю и к работе в трудовом отряде.
А классным руководителям своевременно подавать информацию о предварительной занятости детей в летний период.
Некоторые дети из неблагополучных семей проявляют агрессивность в отношениях с учителями и ровесниками, неадекватно реагируют на замечания, совершают проступки и правонарушения.
В этих случаях проводится индивидуальное взаимодействие с ребенком, как социального педагога, так и классного руководителя. И осуществляется оно через такие формы: ежедневные беседы, консультации, которые носят педагогическую и воспитательную направленность – убеждение, разъяснение, доброжелательность, совет, опора на положительный пример.
Нужно помочь подростку в сложившейся ситуации, а « не втирать ярлык «нарушителя» или «правонарушителя», потому что это способствует у ребенка развитие устойчивого стереотипа нежелательного поведения. Тем более, что любая проблемная ситуация создается несколькими участниками, а не одним ребенком. Это может быть учитель, одноклассник, семья или кто-то из его близкого окружения.
Поэтому в своей практике мы решаем возникшую проблему со всеми ее участниками с различными вариантами решений, чтобы дать возможность ученику осмыслить ситуацию и собственное поведение.
Поступок, совершенный подростком, обсуждается как сделанный им выбор одного из возможных вариантов поведения, но мы рассматриваем и другие способы поведения более подходящие. Это позволяет использовать приобретенный положительный опыт и устранить факторы, систематически мешающие позитивному развитию ребенка и его поведения. Такие приемы и формы совместного педагогического воздействия на трудного школьника дают позитивные результаты.

Обобщая вышесказанное, хочу отметить, что от совместной деятельности социального педагога и классного руководителя многое зависит в работе с неблагополучными семьями и детьми, но нельзя игнорировать тот факт, что без помощи специалистов охраны прав детства, инспектора ОДН, комиссии по делам несовершеннолетних, мы не смогли бы решить многие жизненно важные проблемы семьи и детей.
Сотрудничая с родителями, мы должны создать благоприятные условия для
обеспечения взаимопонимания в формировании здоровой личности ребенка, ее ценностных ориентаций, в раскрытии индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала. Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе и наша совместная цель

Так в этом году активная совместная работа с инспекторами ОДН принесла хорошие результаты:
Два ученика средней школы после рейда инспектора и соц.педагога домой и разъяснительной беседы с родителями прекратили пропускать уроки без уважительной причины;
После совместного показа фильмов вместе с управлением по борьбе с употреблением наркотических веществ, многие ученики перестали выходить на переменах курить;
С целью исправления девиантного поведения 4 семьи были направлены в комиссию по делам несовершеннолетних и привлечены по протоколу за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей;