Выступление на тему: Духовно — нравственное воспитание младших школьников


Шарыкина Галина Владимировна
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №17»
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
«Духовный мир ребенка не может пустовать, - утверждает замечательный педагог Ш. А. Амонашвили, - пустого духовного мира не существует, он обязательно чем - то заполнится: образами, впечатлениями, мыслями, идеалами».
В последнее время усилилось внимание к проблеме духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Об этом свидетельствует ряд положений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предусматривающего приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности.
Важное место в духовно-нравственном воспитании принадлежит урокам. В содержание учебного материала заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Средствами разных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
В педагогике на протяжении многих лет осознается важность духовно-нравственного воспитания, результативность которого невозможна без привлечения выдающегося культурообразующего наследия православия.
Жители нашей страны, которых волнует будущее России, не могут не думать о духовно-нравственном потенциале подрастающего поколения. Ведь наши дети постепенно обогащаются духовно, формируют в себе личные качества в процессе образования, в котором принимают участие государство, семья, образовательные учреждения, Церковь.
Известно, что интеллектуальное развитие человека, совершенствование его памяти, воли, аналитических способностей, умение добывать и накапливать информацию о мире не влечет за собой автоматически духовно-нравственного развития человеческой личности.
Поэтому целостная система образования подрастающего поколения должна включать не только обучающий компонент, направленный на подготовку учащихся к будущей профессиональной деятельности, но и систему духовно-нравственного просвещения и воспитания школьников.
Приоритетным направлением на пути духовно-нравственного просвещения и воспитания является приобщение обучающихся к духовному потенциалу русской культуры.
Сегодняшние школьники воспитываются родителями, чьё становление как личностей происходило в условиях атеизма, поэтому предстоит решить нам важную задачу духовно-нравственного воспитания – осознание школьниками духовных ценностей как на основе освоения их значения для конкретной общности людей, так и извлечения личностного смысла этих ценностей. Эта задача обусловлена стремлением человека к смыслу, самоопределению, что является условиями сохранения духовного здоровья и становления духовного знания.
Духовные ценности только тогда становятся неотъемлемой частью духовного мира личности, когда включаются способности человека к саморазвитию, самоопределению.
Духовность на основе православных традиций России должна стать всеобщим смыслом государственной политики.
Духовная культура охватывает эстетическое освоение и преображение мира, связанные с эстетической деятельностью.
Духовно-нравственное воспитание немыслима без эстетического развития, художественного образования. Результат духовно-нравственного воспитания – обогащение личности ребенка навыками и способами творческой деятельности, умение видеть прекрасное вокруг себя и использовать эту красоту в творческом труде. Таким образом духовная культура влияет не только на восприятие и чувства, но и на все стороны жизнедеятельности человека, совершенствуя его интеллект.
Нравственная культура младших школьников проявляется прежде всего в отношении ребенка к миру. Любой вид деятельности может вызывать различные чувства и по-разному воздействовать на эмоциональную сферу личности, что в значительной степени объясняется степенью подготовленности личности к восприятию и сопереживанию. Поэтому процесс формирования духовной культуры включает в себя решение следующих задач: формирование эстетических чувств, восприятия и на их основе – эстетических понятий, суждений, оценок. Решение первой задачи связано с тем, чтобы помочь школьнику увидеть прекрасное в природе, искусстве, взаимоотношениях людей, их трудовой деятельности, пробудить соответствующие чувства. Для решения второй задачи нужны знания искусствоведческие. Поэтому мы рассматриваем культуру нравственную и культуру эстетическую в неразрывной связи и придаем ей особое значение в процессе становления духовной культуры личности ребенка.
Православная культура – то, что много веков создавали и чем жили добрые, благочестивые православные люди.
Все мы являемся наследниками этой культуры и каждый из нас сможет научиться видеть, понимать и любить мир православной культуры.
С понятием православие связано понятие духовность. Духовный человек всегда стремиться к истине, добру и красоте. Общая культура человека определяется его духовной культурой. Воспитательные возможности предмета «православная культура» объясняются тем, что она сохранила опыт, чувства, ценности, которые отразили способ реагирования человека на мир в эстетических формах.
В курсе данной дисциплины определены такие задачи:
это воспитание школьников как благочестивых граждан;
передача школьникам знаний в области православно-культурной традиции;
преподавание школьникам культурологических знаний.
В начальной школе закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей жизни на основе культурологических знаний о православной культуре.
На уроках православной культуры использую русские народные сказки, рассказы и стихи христианских писателей и поэтов. Сказочные сюжеты хорошо воспринимаются и усваиваются детьми, неся в себе жемчужины глубокой народной мудрости, пронизанной христианской нравственностью.
Направления и задачи, по которым разрабатывается методика обучения и воспитания:
связь православной культуры с жизнью современного ребенка;
установление личных связей ребенка с православной культурой;
развитие образного воспитания явлений окружающего мира и увлечение детей творческой деятельностью на основе образцов православной культуры.
Для того чтобы младшие школьники смогли полноценно воспринимать православную культуру, они должны научиться понимать ее язык.
Нельзя торопить ребенка с осознанием понятия православная культура. Восприятие детей должно быть подготовлено к общению с духовно-нравственным содержанием православных ценностей. Наиболее удобная форма введения детей младшего школьного возраста в православную культуру – это знакомые представления и образы, в которых он учится видеть проявление красоты окружающего мира.
Дети открывают вместе с прописными истинами христианства самих себя, свое природное умение мыслить по-христиански.
Так же для воспитания духовно-нравственного развития проводим классные часы, объединенные в три тематических блока: «Моя Родина – Россия», «Город, в котором я живу», «Мир внутри и вокруг меня».
Первый блок предусматривает знакомство с государственной символикой. Второй знакомит с историей. Содержание третьего блока нацелено на совершенствование отношений в коллективе.
Большое значение на занятиях по духовно-нравственному воспитанию уделяется воспитанию патриотических чувств, глубокого почтения к родителям, учителям, семье и ее исконным нравственным устоям, бережного отношения к окружающей природе, древним культурным традициям России, любви и уважения к человеческой личности и вместе с тем формированию умения отличать хорошее от дурного, полезное от вредного.
Только такое христианское воспитание способно духовно, морально, психологически и физически защитить каждого человека и человеческое общество в целом от духовно-нравственного разложения и физической деградации, которые столь открыто и агрессивно угрожают нам и нашим детям.
Каждый год в нашу школу приходят новые ученики, делающие свои первые робкие шаги во взрослой жизни - первоклассники. Они ещё не знают друг друга, но уже хотят не только учиться, узнавать что-то новое и увлекательное, но и найти настоящих друзей, с которыми будет интересно сидеть за одной партой и весело проводить свободное время.
И ещё хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности это личный пример учителя, его отношение к детям имеет определяющее значение в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость и заботливость, такими же будут и отношения учеников между собой. Имеющийся опыт заставляет смотреть на многие вещи по-другому, где-то приходится ломать сложившиеся стереотипы, пересматривать своё отношение к тем или иным вопросам, но это ничего, главное, чтобы результат был положителен.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себя, умение наслаждаться окружающим миром, Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.