Статья на тему «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через технологии»


Статья: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через технологии»
Гепнер Ю.С.
Воспитание здорового подрастающего поколения – главная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного развития ребёнка. Дошкольное детство является периодом интенсивного развития организма и повышенной его чувствительности к влиянию различных сфер среды. Сохранение здоровья детей – главная задача, стоящая перед дошкольным образованием. Только совместная работа педагогов и медицинских работников по оздоровлению детей может дать необходимый результат. Вот почему, музыкальное развитие подрастающего поколения является одно из средств физического развития.
Музыкальное развитие очень важно для любого ребёнка. Воспринимаемая слуховым рецептором музыка, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции связанные с изменением кровообращения, дыхания. Это заключение и послужило толчком для создания опыта работы, соединяющие традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. С помощью здоровье сберегающих технологий повышаются адаптационные возможности детского организма: активизация защитных свойств и устойчивость к заболеваниям.
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовании на современном этапе, наполняется новым содержанием - растить человека способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально – волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходя активные методы обучения и воспитания. Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования современных педагогических технологий развития дошкольника.
Педагогическая технология – это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю, эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности поэтому, цель моей работы – создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности. Формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности, происходит на музыкальных занятиях в детском саду. Для того, чтобы решить эту задачу, мною используются в работе новые программы и технологии.
Изменение жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства развития и воспитания детей на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Музыкальные занятия в детском саду занимают особое место в ряду всех остальных. Передо мной стоят вопросы, как сделать, чтобы занятия стали насыщенней, интересней и давали детям возможность активного участия. По этому, нормой музыкальной жизни в детском саду становятся интегрированные занятия
Цель этого вида занятий - дать дошкольникам представление о различных видах искусства: музыки живописи, театра, хореографии, поэзии. Выразительными особенностями их художественных средств, своим оригинальным языком передать мысли, настроения в различных видах художественной деятельности детей.
С появлением авторских программ по музыкальному воспитанию – «Элементарное
музицирование» Т. Г. Тютюнниковой, «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, «Учимся петь» С. И. Мерзляковой и других, появилась возможность разнообразить способы, средства познания детьми музыкального искусства, а через него и окружающий мир, и самого себя.
В разделах по музыкальному воспитанию применяю современные образовательные технологии, здоровье сберегающие технологии, технологии проектной деятельности,
технология исследовательской деятельности, информационно – коммуникативные технологии, личностно – ориентированные технологии, игровая технология. Например: в разделе Слушание музыки использую элементы программы «Музыкальные шедевры», О. П. Радыновой. Репертуар этой программы может быть использован с любым выбранным педагогом сюжетом, игрой или сказкой.
В своей работе я объединила метод интеграции с элементом проектирования и применила этот метод в разделе «Слушание музыки», использую для детей старшего дошкольного возраста. Метод эффективен, когда работа проводится в системе. Элемент проектирования дает ребенку возможность синтезировать полученные знания и умения, позволяет ребенку познавать окружающий мир и себя через исследования и эксперимент. Примером может служить определение музыкальных жанров. Ставится задача перед детьми: «К какому музыкальному жанру относится это музыкальное произведение? » Эта задача решается с ответов на 3 вопроса: - «Что мы знаем? » (знаем три жанра «Песня», «Танец», «Марш»)
-«Что мы не знаем? » (могут ли жанры сливаться песня-танец, песня-марш, марш-танец)
-«Как можем узнать? » дети предлагают способы решения. Например: можно ли петь и маршировать, или петь и танцевать, возможно ли танцевать и маршировать и. т.д.
Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний, которая помогает развивать эмоциональную отзывчивость.
В разделе Пение использую методическое и практическое пособие – «Учимся
петь», С. И. Мерзляковой. В своей работе обязательно применяю здоровье сберегающие технологии, обеспечиваю социально - психологическое благополучие детей. Не сложные, веселые волеологические песенки позитивно влияют на настрой детей, улучшают эмоциональный климат на занятии. Упражнения на дыхание, улучшают дикцию: укрепляют мышцы гортани, улучшают общее состояние организма.
Работая с детьми над музыкально – ритмическими движениями можно использовать элементы программы Бурениной – «Ритмическая мозаика». Это направление позволяет «видеть» музыку, развивать стремление в движении, передавать её характер.
Обучая детей игре на музыкальных инструментах, с целью – развивать самостоятельную творческую фантазию, интерес к окружающему миру, желание импровизировать, творческое начало личности, использую разработки программы «Элементарное музицирование», Т. Е. Тютюнниковой. В ней открывается для ребят удивительный мир звуков; музыка дождя и ветра, разговор сосулек и восход солнца. Всё это удивительно просто можно изобразить любыми предметами. Ребёнок может использовать шуршащую бумагу или деревянные палочки, кубики и многое другое. Игра на детских музыкальных инструментах, развивает у детей чувство метра, ритма, координацию движений, умение играть в ансамбле.
Используются технологии проектной деятельности - повествовательная.
Дети передают свои впечатления в музыкальных формах (игра на инструментах, театральная деятельность). С целью – развития сценического творчества детей, в этом виде музыкальной деятельности я использую технологию программы С. И. Меркуловой «Волшебный мир театра». В основе программы
лежит принцип интегрированного подхода (музыка и изобразительное искусство), а так же технология художественно – творческого развития, и поисковой деятельности ребёнка
Активно использую во всех возрастных группах игровые технологии для развития мышления. Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в игре с предметами и игрушками. Образное мышление – необходимо ребенку для умения сравнивать и игр: «Кого встретил колобок? », «Кто в домике живет? », «Звенящие колокольчики», «Подбери музыку» и др. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения. Развиваю образное и логическое мышление с использованием дидактических игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление, воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры - придумки, игры – фантазии. Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его деятельностью, причем не только петь, танцевать, но и слушать музыкальные произведения. Они достаточно умело высказываются о характере, жанре произведения, знают и используют в речи специальную музыкальную терминологию (в пределах своего возраста.)
Использование ИКТ на занятиях и утренниках. Благодаря использованию современных информационно – коммуникативных технологий в непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Творчество» ребёнок из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным, а главное открывает новые возможности музыкального образования для ребят и для поисковой
деятельности музыкального руководителя.