Программа НРЭО для начальной школы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»
456900,Челябинская область, Саткинский район, г.Бакал, ул.Андрея Костылева, дом 7
Тел.:8(35161)6-13-82,6-18-26







ПРОГРАММА НРЭО
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ»

для учащихся 1-4 классов

Разработала:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Ирина Васильевна Цепилова















1.Пояснительная записка
Духовность, нравственность, толерантность, здоровье, почему этим категориям большое внимание стали уделять специалисты в разных областях жизнедеятельности человека? Потому что именно «питание духа» и образование нравов детей – важнейшая проблема национальной безопасности отдельно взятого государства и общечеловеческой безопасности.
Толковый словарь Ожегова определяет эти понятия следующим образом:
духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными;
нравственность – 1) внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы;
2) правила поведения, определяемые этими качествами;
толерантность – 1) уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. 2) Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.
здоровье – 1) правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие;
2) то или иное состояние здоровья.
Новые стандарты в образовании и воспитании ориентирует педагогов на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и толерантности, как одну из приоритетных задач государства в сфере образования.
Для того чтобы решать поставленные задачи в воспитании и обучении, разработана программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования "Познаем мир вместе, которая является частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 9 города Бакала, которая разработана в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Новизна программы заключается, в формировании воспитательного процесса на двух взаимосвязанных уровнях: образовательном (направления: культурологическое, православное, региональное, этническое, краеведческое, интеллектуальное, оздоровительное) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое.
В программе представлена организация работы по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей).












































Основания для разработки:

Декларация прав ребенка (1959).
Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развитии детей (1990).
Федеральный закон “ Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (1995).
Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Декларация принципов толерантности, резолюция 5.61. Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.12.1995г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

Сроки реализации Программы:

Программа «Познаем мир вместе» составлена в соответствии с социальным запросом семьи и общества. Продолжительность работы над проектом 4 года, с 1 по 4 класс.













1.1. Актуальность программы.
«Если человека учат добру – в результате будет добро».
В.А. Сухомлинский

В проекте Государственного Стандарта общего образования нового поколения отмечается, что в основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности».
В Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Единство образовательного пространства на территории РФ, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.
Статья 12. «должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов».
Из концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России: «Образованию отводится ключевая роль в
духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны».
А. Г. Асмолов, 2012 г.: «Сегодня в основе идеологии ФГОС общего образования лежит представление об образовании именно как ключевом институте социализации личности, обеспечивающем приобщение нового поколения детей, подростков и молодежи к базовым ценностям отечественной и мировой культуры, формирование гражданской идентичности и солидарности общества; овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности». Результаты – «корабль», Знания – «КОРПУС», УУД – «КОМАНДА», Ценности – гражданская идентичность - «КАПИТАН».
Толерантность - нравственное качество, определяющее активную нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми, отличающимися от нее социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением.
Критериями толерантности являются: равноправие, взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам.
Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-25 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны критически относиться к своим собственным взглядам.

Программа «Познаем мир вместе» направлена на формирование толерантного отношения к своей личности, к окружающим людям, к семье, к истории и культуре своей семьи и Малой Родины, к представителям народов Челябинской области, России через коллективную творческую деятельность.

Коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию толерантности, дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими.
Проектирование программы «Познаем мир вместе» вызвано необходимостью создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы программы.






1.2. Цель и задачи
Цель: Формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников через развитие толерантных взаимоотношений.

Задачи:
Создать условия для эффективного толерантного воспитания школьников;
Разработать мероприятия с применением эффективных методик духовно-нравственного воспитания;
Сформировать представление родителей о формах традиционного семейного уклада, толерантного воспитания.
Создать условия для развития культуры толерантности через реализацию активной воспитательной среды;
Способствовать освоению школьником основных социальных ролей, моральных и этических норм;
Создать условия для развития внеурочной жизнедеятельности воспитанников;
Стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания.

1.3. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания.
Программа НРЭО «Познаем мир вместе» опирается на традиционные источники нравственности такие как:
патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.


















1.4. Основные принципы.
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания  в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия младшего школьника.
Краеведческий: используя местное окружение, проводятся тематические и паломнические экскурсии для накопления чувственного опыта.
Принцип толерантности: необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы.


1.5. Этапы реализации Программы:

Этап
Цели
Задачи

I этап:
проектный


Подготовка условий создания системы духовно-нравственного и патриотического воспитания
1.Изучить нормативную базу.
2.Разработать, обсудить и утвердить программу по духовно-нравственному воспитанию.
3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический

Реализация программы по духовно-нравственному воспитанию "Познаем мир вместе"
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Разработать методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию.
3. Расширять и укреплять связи и отношения с учреждениями дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами города.
4. Вовлекать в систему духовно-нравственного воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
5. Проводить мониторинг реализации программы.
6. Принимать участие в конкурсах по духовно-нравственному воспитанию.

III этап: аналитический

Анализ итогов реализации программы
1.Обобщить результаты работы учреждения.
2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3.Спланировать работу на следующий период.



1.6. Основные направления реализации программы:




ЦЕЛЬ: воспитание патриотизма и гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; знакомство с историко-культурным наследием; обращение к духовно – нравственным традициям православной культуры.




ЦЕЛЬ: создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся





ЦЕЛЬ: создание условий для получения детьми опыта толерантного взаимодействия.




ЦЕЛЬ: эстетическое развитие детей, формирование умений видеть, слышать и создавать прекрасное; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.





ЦЕЛЬ: формирование потребности в здоровом образе жизни.

Данные направления реализуются на различных уровнях:
учебном (в рамках изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом: «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «ИЗО», «Технология», «Физическая культура и т.д.)
внеучебном (организация педагогического сопровождения и педагогической помощи школьникам с учетом особенностей социализации каждой конкретной личности);
институциональном (жизнь в школе организована таким образом, чтобы в условиях школьного сообщества как демократического правового пространства востребовались гражданские качества и умения школьников, чтобы возникала ситуативная гражданская активность, побуждающая их обращаться к совместно принятым нормам и поступать в соответствии с ними);
социально-проектном (предложение и реализация общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями школьников и местных органов власти).













1.7. Прогнозируемый результат внедрения программы


























Обучающиеся должны иметь представления: о духовных и нравственных ценностях; о семейных традициях, об особенностях семейных отношений.
Познакомиться с историей и православной культурой своей страны, города.
Уметь ценить, беречь и поддерживать красоту;
Среди учащихся снизится уровень агрессивного и конфликтного взаимодействия.
Измениться восприятие участниками образовательного процесса себя и других людей, что отразиться в уменьшении межличностных, этнических, религиозных, политических и т.п. разногласий.
Среди школьников возрастет осознание себя частью школьного коллектива.
Осуществится признание многообразия культур нашего города: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
Укрепятся связи поколений.
Возрастет взаимопонимание и доверие среди учащихся, педагогами, родителями.
Разовьются индивидуальные творческие способности учащихся и способность творчески решать жизненных ситуаций
Произойдет осознание значимости здорового образа жизни.


1.8. Способы проверки ожидаемых результатов:
информационно-констатирующие: беседа, интервью, анкета, тест, опрос
оценочные: оценка, самооценка, экспертная оценка, независимые характеристики
продуктивные: изучение продуктов деятельности, творчества воспитанников
поведенческие: наблюдение, дискуссия, социометрия, анализ взаимодействия, ситуации (естественные и искусственные)
игровые методы




Формы подведения итогов воспитательной программы:

- открытые мероприятия;
- выставки творческих работ воспитанников;
-участие в конкурсах;
- создание фотоальбомов;
- создание презентаций и видеофильмов;
- выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;
- викторины, кроссворды, игры;
- инсценировки;
- итоговые концерты для родителей.

Критерии успешности нравственного образования

Результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьников – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.
Результаты исследования формирования классных коллективов – рост суммы баллов активности и качества участия классных коллективов в общественной жизни.
Рейтинговая оценка работы школы ее учащимися и их родителями - положительная динамика по годам.
Уровень активности участия всех сторон образовательного процесса в самоуправлении школой – положительная динамика числа участников и их предложений по совершенствованию работы школы.

















1.9. Возрастные особенности обучающихся и действия педагога, направленные на достижения воспитательных результатов


Уровень

Особенности возрастной категории
Действия педагога


1 уровень

(1 класс)


Приобретение школьником социальных знаний
Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую школьную реальность

Педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию. (самоизменению)
В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход (усвоение человеком нового для него опыта поведения и деятельности)

2 уровень
(2-3 класс)
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом

Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы.
В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем.

3 уровень

( 4 класс) Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Потребность в самореализации, в общественном признании, в желании проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности
Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия, т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов.
Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.
Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы ученик попросту окажется вне пространства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны.
В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем


1.10. Ресурсное обеспечение программы
Кадровое обеспечение Программы:

Администрация МБОУ СОШ № 9
Руководители кружков функционирующих при школе- ч.
Руководители спортивных секций-2ч.
Психолог-1ч.
Классные руководители 1-4-х классов- 11ч.
Библиотекарь-1ч.

Характеристика кадрового состава
По программе работают педагогов, руководителей кружков и секций.
по уровню образования:
С высшим образованием – педагога,
Со средним специальным – педагога,
из них имеют :
Высшую квалификационную категорию - педагогов,
1 квалификационную категорию – педагогов,

Финансовое обеспечение Программы:

Ежегодное финансирование для приобретения необходимой методической литературы;
Внебюджетные источники финансирования. (Для исполнения ряда мероприятий привлекаются средства организаций, родителей и спонсоров).

Материально-техническое обеспечение программы:

Актовый зал – 1
Кабинет музыки – 1
Кабинеты начальной школы– 10
Кабинет информатики - 1
Библиотека - 1
Физкультурный зал –1
Спортплощадка - 1
Стадион - 1
Детская игровая площадка - 1
Музыкальный центр – 1
Магнитофон – 1
Телевизоры – 3

Программно-методическое и информационное обеспечение:
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 9 ;
Должностные инструкции;
Программы воспитательной работы по направлениям:




Схема реализации программы








Прогнозируемый результат: приобретение обучающимися социальных знаний, получение опыта переживаний и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, получение опыта самостоятельного общественного действия.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«МЫ - БАКАЛЬЦЫ»



















Направление
деятельности
Цель
Задачи
Формы работы

«Это моя семья»
Формирование классного коллектива родителей и детей.

Изучение семей, семейных традиций, взаимоотношений в семье. Определение начального уровня воспитанности и начитанности. 
Провести диагностику обучающихся их родителей о духовно-нравственных ценностях
Тестирование, анкетирование, опрос, творческие работы,    педагогические  наблюдения, беседы, праздники.
Организация выставок родословных реликвий, талантов семей. Создание актива родителей и детей.

"Православие в Бакале"

Обращение к духовно – нравственным традициям православной культуры
Формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;
- знакомство с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи;
- воспитывать уважительное отношение к традициям своего и других народов;
-развивать нравственные чувства (сопереживание, ответственность за другого человека, благодарение, уважение к старшим, терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры и христианских святых.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Посещение музеев, знакомство с подвигами героев своей Земли.
Беседы, инсценировки библейских сюжетов, выставка детских работ, конкурсы, викторины.

«Я- гражданин и патриот»
Воспитание патриотизма и гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Воспитание любви к родному краю, чувства благоговения к святыням, уважения к защитникам Отечества; знакомство с изменениями в общественно-политической жизни страны, развитие чувства патриотизма; развитие личности гражданина, защитника Отечества, ответственного отношения к семье, к людям поддержка стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.
Цикл классных часов: «Овеянные славой Флаг наш герб», «Символы Родины», «Москва – столица великой страны»;
Символы Челябинской области
Школьная и классная символика. Этические беседы, встречи с семьями, диспуты, торжественные сборы, линейки, классные часы, КТД, конкурсы, сочинения, просмотр и обсуждение фильмов, и т.д.

Кружок
«Краеведения»

Воспитать уважение и интерес к истории родного края, традициям и обычаям томского народа, способствовать познанию красоты родного края.
Научить учащихся заниматься самостоятельными исследованиями, посвященными родному краю;
формировать понимание ценности истории в жизни человека;
привлечь внимание подрастающего поколения к истории своей малой родины.
Проекты, поисковые работы, рефераты, презентации, викторины, лектории, экскурсии

Городская краеведческая программа для младших школьников "Летопись города"

Исполнение Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2013 – 2018 г.г.»
Воспитание, направленное на социально значимую деятельность.
Воспитать духовную культуру человека как общую культуру взаимоотношений людей друг с другом.
конкурс творческих проектов
слайд – презентация «Мои резные терема»

"Героические страницы истории моего города, страны"

Знакомство с историко-культурным наследием;

Дать начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, города. важнейших событиях истории России.

Цикл классных часов о знаменательных событиях истории Бакала, России
Использование ИКТ: проектные задания. (презентации), интернет - ресурсы, экскурсии, встречи

Традицион.
праздничный календарь

Знакомство с содержанием и значением государственных и православных праздников
На материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры и христианских святых развивать нравственные чувства (сопереживание, ответственность за другого человека, благодарение, уважение к старшим, терпимость, доброжелательность, милосердие
Праздники, концерты, линейки, ролевые игры, выставки.



2.«МЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ»

Направление
деятельности
Цель
Задачи
Формы работы

Кружок.
"Я - исследователь"
Программа исследовательского обучения в начальной школе составлена на основе методических рекомендаций «Методика исследовательского обучения младших школьников»
Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования исследовательских способностей в процессе саморазвития.

1.Развивать
познавательные потребности, способности
2. Обучить детей знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований
3. Формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска.
Ролевые игры, исследования,
Проекты, презентации, экскурсии.

Кружок. "Экономика для младших школьников"
Программа составлена на основе авторской программы «Экономика для младших школьников
Достижение оптимального уровня общего развития школьников
Содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира; развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием
Ролевые игры, исследования,
Проекты, презентации, экскурсии.

Кружок
"Умники и умницы"
Программа к курсу «Мир логики» составлена на основе методического пособия «Юным умникам и умницам»
Развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, 2) умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других.
Ролевые игры, исследования,
Проекты, презентации, экскурсии.

Кружок. «Логика»
Систематизация знаний об основных законах логики на основе осмысления логических приемов и операций.
Расширить понятийную базу младшего школьника;
развить способность логически верно строить суждения;
сформировать умение делать умозаключения.
Групповые занятия, игры, презентации, КВН.

Кружок. «Клуб юных шахматистов» Программа занятий шахматами составлена на основе программы шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина.
Последовательное развитие мышления
Углубление знаний об игре, накопление опыта игры учеником, которому интересно заниматься шахматами и который занимается ими осознанно
Индивидуальные и групповые занятия, соревнования, турниры

Кружок.(экология)
«Я познаю мир»







Создать условия для развития индивидуальных способностей младших школьников
Организовать образовательный процесс на диагностической основе с учетом знаний индивидуальных особенностей учащихся.
Исследовательская деятельность, проектная деятельность, тренировочные занятия,
художественные занятия



Кружок. (ИКТ)
«Основы компьютерной грамотности»
Программа к курсу «Основы компьютерной грамотности»
составлена на основе методического пособия Н.В. Матвеевой
Развитие познавательной активности младших школьников
через использование игровых компьютерных программ
Заложить основы общей информационной культуры школьников
Индивидуальные и групповые занятия, игры, конкурсы.



3.«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»



Направления
Цель
Задачи
Формы работы

Кружок Программа
«Мы разные, но мы вместе»

Создание условий для получения детьми опыта толерантного взаимодействия.

Развивать толерантное сознание младшего школьника, межэтническую терпимость и уважение к своему, и другим этносам.

Групповые занятия, встречи, экскурсии.

«Бакал -культурный центр"

Воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать

Приобщить учеников к богатой культуре Челябинской области.

Цикл классных часов «К толерантности через диалог культур», фестиваль «Многонациональный Бакал», презентации

Сетевой проект
"Здорово, когда на свете есть друзья"
Разработка и реализация мероприятий , обеспечивающих условия для формирования у младших школьников толерантности, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Обеспечить единое социопсихопедагогическое пространство формирования у детей толерантности, которое базируется на интеграции процесса взаимодействия трёх субъектов образовательного процесса: учитель – ребёнок – родитель;

Работа ТГ учителей МБОУ СОШ № 9,
ДДТ
концерты, праздники, уроки по толерантности

«К толерантности шаг за шагом»
Формирование толерантного сознания, чувства уважения к окружающим людям.









Воспитать уважение к общечеловеческим ценностям
Организация акций «Поздравление»;
помощь детским домам - сбор «сумок дружбы» с подарками; проведение праздников для жителей микрорайона, ветеранов войны и труда;
шефство над воспитанниками детских садов № 17, 18, 38, оказание им помощи.

Мероприятия
« Мы дружим со всеми»
Формирование толерантного сознания как основы утверждения принципов толерантности в общественной жизни
Создать условия для получения детьми опыта взаимодействия, где они научатся выстраивать отношения с окружающими на принципах толерантности
Мероприятия внутри класса, на параллель, общешкольные и т. д. (конференции, конкурсы, концерты, форумы, спектакли)

















4. «МЫ НА ПУТИ К ПРЕКРАСНОМУ»



Модуль
Цель
Задачи
Формы работы

Кружок.
ИЗО студия

Эстетическое развитие детей, формирование умений видеть, слышать и создавать прекрасное

Содействовать развитию творческих способностей, дать возможность проявить неповторимость личности, реализовать духовный потенциал
Индивидуальные, групповые работы, участие в конкурсах и выставках. Экскурсии

Театральный кружок
Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа. Воспитание любви к театру и театральной деятельности.
Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения
Развитие желания выступать перед родителями, одноклассниками
Спектакли, инсценировки.

Хоровая студия
Формирование устойчивого интереса к искусству
Формирование художественного вкуса
Дать основы музыкальной культуры, развитие музыкальности, создание условий для наиболее полного, разностороннего формирования положительных качеств личности.
Концерты, конкурсы

Кружок мягкой игрушки
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
Обучить приемам работы с тканью и мехом; раскрыть потенциальные творческие способности каждого ребенка через творческий поиск; развить художественный вкус, умение анализировать; создать своими руками игрушки
Индивидуальные и групповые работы, выставки, конкурсы.


Кружок
«Юные экологи»
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде.
Походы, экскурсии, лекции, презентации, проекты, выставки, чтение информационной
литературы

«Мир профессий»
Развитие умения работать самостоятельно и в группе;
- развивать умение планировать и оценивать свою деятельность
Создать условия для обогащения представлений воспитанников о мире профессий;
развивать творческий потенциал личности
Цикл занятий и экскурсий по профориентации

«Школьный дворик в детских руках»
Участие в благоустройстве территорий вокруг школы.
Выйти на субботники по уборке территории;
Разбить клумбу;
Провести акцию «Самая яркая клумба».
Социальный проект по озеленению школьного двора

















5. «МЫ ЗА ЗОЖ!»


Модуль
Цель
Задачи
Формы работы

«Полезные привычки»
Профилактика вредных привычек у детей младшего школьного возраста.
Способствовать формированию у учащихся стремления приобретать полезные привычки и избегать вредных;
познакомить с правилами здоровье сбережения.
Курс занятий,
лекции, встречи, игры.

"Здоровое питание"

Формирование у школьников основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Формировать у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, готовности соблюдать эти правила.
Курс занятий,
лекции, встречи, игры.

ПДД
Углубление знаний о правилах дорожного движения.
Воспитывать культуру безопасного поведения на улицах и дорогах.
Курс занятий,
лекции, встречи, игры.

Секция.
Легкая атлетика
Всестороннее физическое развитие детей, укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей организма.
Формирование представления об образе здоровой жизни, т.е. необходимых двигательных умений и навыков, обогащение двигательного опыта за счет разнообразных упражнений; представлений о личной гигиене и общественной гигиене; самоконтроль.
Соревнования, выступления.

Секция.
Плавание
Привлечение учащихся к систематическим занятиям спортом в целом и к плаванию в частности, укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.

Выработать у учащихся положительный интерес к занятиям плаванием.
Укреплять здоровье учащихся, повышать и поддерживать на оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность, спортивную тренированность.
Соревнования, выступления.

Секция.
Волейбол
Повышение уровня физического развития .
Укрепление здоровья и закаливание организма подростков.
Соревнования, выступления.

Зарядка,
физкультминутки

Изменить деятельность детей, ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка на продолжение занятий.
Обеспечить эмоциональный подъём учащихся; снизить уровень тревожности;
- «разгрузить» мозг за счёт работы правого полушария,
- облегчить процесс запоминания на уроке ;
-формировать познавательный интерес к учёбе.

- дыхательная гимнастика;
- локальная гимнастика для различных частей тела;
- элементы самомассажа;
работа по профилактике:
-простудных заболеваний;
-нарушений осанки.




Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании толерантности и духовно-нравственного развития.
Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель". В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять им важность духовно-нравственного воспитания детей. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, поскольку, прежде всего, личный пример взрослых воспитывает у школьников национальное сознание, отношение к своей Родине, чувство уважения к другим нациям и культурам, толерантность к другим взглядам, традициям, верам.
Перевоспитать родителей навряд ли сможет педагог, но повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия пo отношению к ребенку и другим людям при проведении специальной работы возможно. В основе этого взаимодействия должна лежать идея гуманизма, предполагающая:
выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
опору на положительные стороны родителей и детей;
доверие ребенку и родителям;
принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;
принятие, учет традиций семьи, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;
заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защита интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем;
обеспечение свободы совести, вероисповедания ребенка и родителей;
содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;
забота о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи;
создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях.
Одна из задач педагогов - это регулирование взаимоотношений родителей и детей, способствующее формированию толерантности у взаимодействующих сторон, что означает:
изучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия родителей и детей;
выявление трудностей, проблем взаимодействия в семье и отбор педагогических средств его регулирования;
организацию изучения и обобщения передового опыта взаимодействия родителей и детей;
пропаганду лучших достижений взаимодействия родителей и детей;
обучение учащихся и родителей совместной деятельности и общению;
создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов родителей и детей при организации совместной деятельности.(праздники, концерты, экскурсии и т.д.)

Формирование психолого-педагогического сопровождения













Заключение.
Воспитание в духе толерантности, прежде всего, решает задачу раскрытия смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром. Процесс образования и воспитания в толерантной среде состоит в осмыслении человеком своего места в мире, в овладении способами взаимодействия с ним.
Программа «Познаем мир вместе» отвечает требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Создаёт благоприятную среду, для развития личности младшего школьника, способствует формированию его духовно – нравственной культуры, укреплению здоровья.

Выпускник начальной школы МБОУ СОШ № 9


Осознающий
Принятие знаний как ценности.
Разнообразие жизненных ценностей.
Значимость здорового образа жизни.
Умеющий
Ценить, беречь и поддерживать красоту.
Заниматься самообразованием.
Жить и творчески работать в коллективе.
Способный
К самоактуализации, самореализации и самоопределению.
Планировать свою жизнь в соответствии с нравственными ценностями.
Имеющий
Богатый внутренний мир, духовность, рефлексивные способности.
Опыт самостоятельного общественного действия.
Готовый
к межкультурному взаимодействию
Открытый
к иным культурам, ценностям, взглядам.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Начальная школа плюс до и после “Воспитание толерантности в начальных классах” (из опыта работ педагогов школы №1120, г.Москва.
2. Психологические игры – тренинги.
3. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. Под ред. И.А.Каирова, О.С.Богдановой.-М.:Просвещение, 1997;
4.О понимании духовности в современном обществе.Православная педагогика: традиции и современность. Сборник лекций и докладов ВГПУ,
5.Саляхова Л.В. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы.-М.:Глобус, 2007;
6.Энциклопедия семейного воспитания и обучения – протоиерей А.И.Маляревский. http://pedagog.eparhia.ru/
7..Духовно-нравственное воспитание младших школьников. http:5 ballov.qip.ru/
8.Макаренко А.С. Книга для родителей. –М. «Педагогика», 1988;
9.Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод.рекомендации. Ом. Гос. Пед. Ин-т им. Горького. – Омск: ОГПИ, 1991;
10.Журналы «Классный руководитель»;
11.Журналы «Завуч начальной школы».
12.Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.
13.Ляхов И.И. Проектная деятельность. М.1996













Приложение 1
Диагностика духовно-нравственного развития ребенка
Методика «Образ мира»Цель: изучить индивидуальные особенности образа мира младших школьников.Возраст: 7-11 лет
Форма (ситуация оценивания) – фронтальная.
Инструкция: нарисуйте «картину мира», т.е. мир, его образ, как вы себе его представляете.
Интерпретация. На основании особенностей изображения выделяется 5 основных видов рисунков:
Планетарная картина мира – изображение земного шара, других планет Солнечной системы. Когнитивная картина мира в виде нормативных знаний, приобретаемых в школе.
Пейзажная – в виде городского или сельского пейзажа, с присутствием людей, животных, деревьев, цветов и т.п. – по самоотчетам желаемая картина своего окружения.
Непосредственное окружение – обстановка вокруг себя, своего дома, какая есть на самом деле или ситуативная – то, что приходит на ум, неожиданные образы, лампа, горящая свеча, идущие от ощущений человека.
Опосредованная или метафорическая картина мира, передающая сложное смысловое содержание, представленное в виде какого-либо сложного образа.
Абстрактная схематическая отличающаяся лаконизмом построения в виде некоего абстрактного образа знак, символа.
Исходя из перечисленных видов изображений «образа мира» можно отметить. Что они имеют различные основания, которыми становятся знания о планетарном строении, либо собственные ощущения, вызывающие те или иные образы, либо желаемая «картина мира» и т.д

Методика «Выбор»
Цель: выявление нравственной направленности потребностей у дошкольников и младших школьников.
Оцениваемые показатели: выделение нравственного содержания и формирования адекватности оценки действий субъекта с точки зрения при принятии решений на основе соотнесения нескольких моральных норм.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Инструкция испытуемому. «Представь себе, что ты заработал (тебе дали) ... рублей. Подумай, на что бы ты потратил эти деньги?»
Обработка результатов. При анализе определяется доминирование духовных или материальных, индивидуальных или общественных потребностей.

Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)
Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Оцениваемые показатели: выделение нравственного содержания при принятии решений на основе соотнесения нескольких моральных норм.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:
балл – согласен в очень незначительной степени;
2 балла – частично согласен;
3 балла – в общем согласен;
4 балла – почти полностью согласен;
5 баллов – совершенно согласен.
Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.
Предлагаются следующие пословицы:
а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;
б) стыд не дым, глаза не выест;
в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;
г) что за честь, коли нечего есть.

а) не хлебом единым жив человек;
б) живется, у кого денежка ведется;
в) не в деньгах счастье;
г) когда деньги вижу, души своей не слышу.

а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;
б) где счастье плодится, там и зависть родится;
в) кто хорошо живет, тот долго живет;
г) жизнь прожить – не поле перейти.

а) бояться несчастья и счастья не видать;
б) людское счастье, что вода в бредне;
в) деньги – дело наживное;
г) голым родился, гол и умру.

а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;
б) береженого Бог бережет;
в) на Бога надейся, а сам не плошай;
г) не зная броду, не суйся в воду.

а) всяк сам своего счастья кузнец;
б) бьется как рыба об лед;
в) хочу – половина могу;
г) лбом стены не прошибешь.

а) добрая слава лучше богатства;
б) уши выше лба не растут;
в) как проживешь, так и прослывешь;
г) выше головы не прыгнешь.

а) мир не без добрых людей;
б) на наш век дураков хватит;
в) люди – всё, а деньги – сор;
г) деньгам все повинуются.

а) что в людях живет, то и нас не минет;
б) живу как живется, а не как люди хотят;
в) от народа отстать – жертвою стать;
г) никто мне не указ.

а) всякий за себя отвечает;
б) моя хата с краю, я ничего не знаю;
в) своя рубашка ближе к телу;
г) наше дело – сторона.

а) сам пропадай, а товарища выручай;
б) делай людям добро, да себе без беды;
в) жизнь дана на добрые дела;
г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.

а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;
в) доброе братство лучше богатства;
г) черный день придет – приятели откажутся.

а) ученье – свет, неученье – тьма;
б) много будешь знать, скоро состаришься;
в) ученье лучше богатства;
г) век живи, век учись, а дураком помрешь.

а) без труда нет добра;
б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;
в) можно тому богатым быть, кто от трудов мало спит;
г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.

а) на что и законы писать, если их не исполнять;
б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет;
в) где тверд закон, там всяк умен;
г) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.
Обработка полученных данных. Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:

а, в – духовное отношение к жизни,
б, г – бездуховное отношение к жизни;

а, в – незначимость материального благополучия в жизни,
б, г – материально благополучная жизнь;

а, в – счастливая, хорошая жизнь,
б, г – трудная, сложная жизнь;

а, в – оптимистическое отношение к жизни,
б, г – пессимистическое отношение к жизни;

а, в – решительное отношение к жизни,
б, г – осторожное отношение к жизни;

а, в – самоопределение в жизни,
б, г – отсутствие самоопределения в жизни;

а, в – стремление к достижениям в жизни,
б, г – отсутствие стремления к достижениям в жизни;

а, в – хорошее отношение к людям,
б, г – плохое отношение к людям;

а, в – коллективистическое отношение к людям,
б, г – индивидуалистическое отношение к людям;

а, в – эгоцентрическое отношение к людям,
б, г – эгоистическое отношение к людям;

а, в – альтруистическое отношение к людям,
б, г – паритетное отношение к людям;

а, в – значимость дружбы,
б, г – незначимость дружбы;

а, в – значимость ученья,
б, г – незначимость ученья;

а, в – значимость труда,
б, г – незначимость труда;

а, в – значимость соблюдения законов,
б, г – незначимость соблюдения законов.
Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г».
Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» – об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».
Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым)
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые показатели: выявить нравственную воспитанность учащихся 2-4 классов. Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» – мальчик, «д» – девочка).
Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.



Номер вопроса
Буква ответа


а
б
в

1 2 3
*
*
*


Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.
Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.
Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.
На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты сделаешь?
а) обойду, не потревожив;
б) отодвину и пройду;
в) смотря какое будет настроение.
Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика),которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?
а) ничего, какое мое дело;
б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
в) подойду и непременно заговорю.
Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?
а) тороплюсь в школу;
б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...
Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?
а) предложу свою помощь;
б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
в) если попросят, я, конечно, помогу.
Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?
а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
в) вступаюсь за обиженного.
Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?
а) они мои, раз я их нашел;
б) завтра спрошу, кто их потерял;
в) может быть, возьму себе.
Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?
а) на шпаргалки;
б) на усталость учителя: авось, пропустит;
в) на свои знания.
Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?
а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?
а) соглашусь с благодарностью;
б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;
в) отказываюсь решительно.
Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?
а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
б) выполняю, конечно;
в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.
Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?
а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
б) не знаю, как придется;
в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?
а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят; «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?
а) напомню о праве на отдых;
б) делаю, раз надо;
в) посмотрю, что скажут остальные.
С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как тык этому относишься?
а) отвечаю тем же;
б) не замечаю, это не имеет значения для меня;
в) разрываю все отношения с этим человеком.
Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?
а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;
в) буду ждать новых сообщений.
Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?
а) ужасно завидую, мне неудобно;
б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
в) мне все равно.
Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?
а) отдаю – здоровье дороже;
б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;
в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними.
Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?
а) быстро начинаю скучать;
б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
в) не замечал.
Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?
а) отбираю интересное и приношу;
б) ненужных книг у меня нет;
в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?
а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
б) человеку просто повезло прославиться;
в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.
Большое спасибо за ответы!
Обработка полученных данных. Количество выборов, сделаных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.
Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 11, 12, 18, 19. Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16. Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.
Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20. Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19. Графа в. Сосчитать * на вопросы 11, 12.
Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.















Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения проявления формирующегося нравственного
деятельно-волевого характера младшего школьника
Цель: выявить проявления нравственного деятельно-волевого характера младших школьников.
Оцениваемые показатели: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование

Основные отношения Базовые качества, проявляющиеся в основных сферах отношений

Признаки проявления формирующихся качеств
(от 3-го уровня до нулевого уровня)


Отношение к обществу и природе







1. Любовь к своему отечеству, забота об общем благе
3 - интересуется и гордится историей и культурой своего Отечества, проявляет активную позицию в жизни малого Отечества (села, района);
2 - сам интересуется историей и культурой своего Отечества, но активной позиции не проявляет;
1 - мало интересуется историко-культурным прошлым и настоящим своего Отечества;
0 - пренебрежительно относится к истории и отечественной культуре.

2. Любовь к родной природе
3 - любит и бережет природу, организует природоохранную деятельность;
2 - любит и бережет природу, принимает участие в природоохранной работе;
1 - сам не проявляет бережного отношения к природе, участвует в деятельности по охране природы «за компанию»;
0 - проявляет разрушительное отношение к природе.

3. Бережливость в отношении к общественной и чужой собственности
3 - уважает чужую собственность, бережет школьное имущество, побуждает к этому других;
2 - сам бережлив, но не побуждает к этому других;
1 - проявляет бережливость при наличии внимания и контроля со стороны старших или товарищей;
0 - допускает небережливость, ущерб чужому и общественному имуществу восстанавливает после настоятельных требований.

4. Бережливость и экономичность в отношении к личной собственности
3 - бережет личные вещи и экономит денежные средства, предупреждает расточительность товарища;
2 - бережет сам личные вещи, экономит денежные средства, но безразличен к небережливости других;
1 - требует контроля и побуждения к бережливому отношению к личным вещам и денежным средствам;
0 - расточителен.

Отношение к учебному труду и делу

6. Настойчивость в достижении успеха в учении
3 - проявляет интерес к знаниям, учится в полную меру сил и добивается успеха, охотно помогает товарищам;
2 - сам добивается успеха в учении, но товарищам помогает лишь тогда, когда просят взрослые или товарищи;
1 - не проявляет упорства и недостаточно успешен в учении;
0 - ленив и не успешен в учении.

7. Творческое отношение и успешность во внеурочных и внешкольных делах
3 - проявляет и развивает творческие способности во внеурочной деятельности и самореализует их в сотворчестве со взрослыми и товарищами;
2 - проявляет и развивает свои способности во внеурочной деятельности;
1 - не имеет устойчивых творческих интересов, требует побуждения со стороны взрослых или товарищей;
0 - пустое времяпрепровождение после уроков и вне школы.

8. Товарищество, верность дружбе
3 - верен дружбе, охотно сам помогает товарищам в их нуждах и добрых делах;
2 - верен дружбе, отзывается на просьбы;
1 - не всегда уважает интересы товарищей, иногда проявляет эгоизм;
0 - эгоистичен.

9.Доброжелатель-ность
3 - добрый, заботливый, сам охотно помогает малышам и престарелым, организует добрые дела, осуждает зло и насилие;
2 - сам добрый и отзывчивый, помогает людям в трудные минуты, но не организует добрых дел;
1 - сам не осуждает грубость и насилие, делает это лишь «за компанию»;
0 - недобрый, драчливый.

10. Вежливость и культура поведения
3 - вежлив, соблюдает такт, уважает старших товарищей, поддерживает культуру поведения в общении с товарищами;
2 - вежлив, уважителен по отношению к старшим и товарищам;
1 - не всегда сам проявляет уважение и культуру поведения, требует контроля;
0 - бестактный.

Отношение к себе

11. Забота о своем здоровье
3 - понимает общественную и личную ценность здоровья, сохраняет и укрепляет его, заботится о здоровом образе жизни других;
2 - бережет свое здоровье, но безразличен к курению и другим вредным привычкам своих товарищей;
1 - проявляет вредные привычки, требует контроля со стороны взрослых и товарищей;
0 - имеет вредные привычки и не реагирует на требования других.


12. Самообладание и сила воли
3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, побуждает к этому других;
2 - сам проявляет волю, но безразличен к безволию своих товарищей;
1 - не всегда проявляет волю в добрых поступках, требует поддержки;
0 - безволен, подчиняется воле других.

13. Стремление к самосовершенствова-нию
3 - знает свои сильные и слабые стороны, стремится к совершенствованию себя и других;
2 - стремится к самосовершенствованию;
1 - сам не обращает внимания на свои слабые стороны, нуждается в поддержке;
0 - не стремится к самосовершенствованию.


Методика «Незаконченные предложения»
Цель: выявить отношение нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость).
Оцениваемый показатель: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Инструкция: ученикам предлагается быстро закончить предложения, содержащие рассуждения на тему морали.
1.Если я знаю, что поступил неправильно, то
2.Когда я сам затрудняюсь принять правильное решение, то
3.Выбирая между интересным, но необязательным и необходимым и скучным, я обычно
4.Когда в моем присутствии обижают человека, я
5Когда ложь становится единственным средством охранения хорошего отношения ко мне, я
Если бы я был на месте учителя, я
Обработка полученных данных – качественный анализ ответов.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемый показатель: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Инструкция: опишите ситуации, опираясь на свой опыт:
Ты или кто-то совершил принципиальный поступок.
Зло, сделанное тебе другими.
Доброе дело, свидетелем которого ты был.
Справедливого поступка твоего знакомого.
Безвольного поступка известного тебе человека.
Проявлений кем-то из твоих друзей безответственности.
Обработка данных: определить степень сформированности понятий по схеме:
Неправильное представление.
Правильное, но недостаточно четкое и полное.
Полное и четкое представление о нравственном качестве.
Обработка полученных данных – качественный анализ ответов.




























Приложение 2.

Кадровое обеспечение Программы:


№.
Ф.И.О.
должность
Функциональные обязанности
Повышение квалификации

1
Цепилова И. В.
Заместитель директора по УВР
Осуществление контроля за качеством и содержанием образования и воспитания обучающихся


2
Алтухова Т. В.
Заместитель директора по ВР
Разработка оптимальной
модели воспитательного
процесса и идеологической
работы с учётом специфики
учебного заведения,
контингента обучающихся.


3
Рыбакова Е. А.
Классный руководитель, руководитель кружка
Организация и проведение культурно-массовой работы, Организация работы кружка
Создание системы духовно-нравственного воспитания с классом


4
Михеев А. Н.
Руководитель секции
Организация работы секции


5.
Мурзина О. А.
Психолог
Осуществляет: психодиагностику, психокоррекцию, психопрофилактику


6.
Стукалова Н. А.
Библиотекарь
Анализ и обобщение содержания библиотечного фонда по вопросам духовно-нравственного воспитания, разработка списков рекомендуемой литературы по проблемам духовно-нравственного


7.
Ратанова Р. Н.
Классный руководитель
Создание системы духовно-нравственного воспитания с
классом


8.
Баженова Л. В.
Классный руководитель
Создание системы духовно-нравственного воспитания с классом


9.
Сергеева Т. В.
Классный руководитель
Создание системы духовно-нравственного воспитания с классом





Приложение 3.

Годовая циклограмма мероприятий по НРЭО.


Направление деятельности
Мероприятия
Ответственный

сентябрь
«МЫ – Бакальцы»
День Знаний. Классный час
«Подвиг народа в событиях 1941-1945 годов».
конкурсы рисунков, поделок, посвящённых ВОВ
конкурсы чтецов;
тематические экскурсии (в т.ч. виртуальные) в музеи г. Бакала
Классные руководители 2-4 классов


«МЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ»
Выбор кружков.
Проведение диагностики .
Классные руководители


«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»
Классные часы
«Толерантность-это»
Классные руководители


«МЫ НА ПУТИ К ПРЕКРАСНОМУ»
Выставка «Дары осени»
Рыбакова Е. А.


«МЫ ЗА ЗОЖ»
Спортивные соревнования «Золотая осень»
Михеев А. Н.


«МЫ И РОДИТЕЛИ»
Родительское собрание «Задачи на новый учебный год»
Классные руководители

октябрь
«МЫ – Бакальцы»
Классный час: «Овеянные славой Флаг наш герб», «Традиции моей школы»
Классные руководители


«МЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ»




«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»
Посвящение в первоклассники.
Переменки «Давай дружить»
-игры на знакомство;
-создание Свитка Дружбы
Учителя начальной школы


«МЫ НА ПУТИ К ПРЕКРАСНОМУ»
Фотогалерея ко дню старшего поколения.
Фестиваль детских творческих работ «Мой учитель самый лучший»
Учителя начальной школы



«МЫ ЗА ЗОЖ»
Конкурс агитбригад «Азбука здоровья»»
Учителя начальной школы


«МЫ И РОДИТЕЛИ»
Индивидуальные консультации
Классные руководители

ноябрь
«МЫ – Бакальцы»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Классный час «Символы Родины»
Классные руководители


«МЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ»
Фестиваль исследовательских детских работ
Учителя начальной школы


«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»
День толерантности:
-классные часы « Планета толерантности»;
-выступление агитбригады
-переменка « Радуга толерантности»
Вечер общения « Я+ты и наши мамы»
-классный часы«Мамы разные нужны!».
Классные руководители

Рыбакова Е. А.


«МЫ НА ПУТИ К ПРЕКРАСНОМУ»
«Дерево толерантности» (пожелания мам).
Учителя начальной школы


«МЫ ЗА ЗОЖ»
Переменки «Подвижные игры народов нашего города»
Учителя начальной школы


«МЫ И РОДИТЕЛИ»
Родительское собрание «Как воспитать толерантного человека»
Классные руководители

Декабрь
«МЫ – ТОМИЧИ»
Классный час: «Москва – столица великой страны», «Новый год, традиции разных народов»
Классные руководители


«МЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ»




«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»
Кастинг Деда Мороза Лучший национальный костюм народов г. Бакала
-представление костюма:
-музыкальный конкурс «Непревзойденный талант народов Бакала».
Учителя начальной школы


«МЫ НА ПУТИ К ПРЕКРАСНОМУ»
Клуб Самоделкиных (елочные украшения) «Научись сам, научи друга, научи »
Классные руководители



«МЫ ЗА ЗОЖ»
Спортивные эстафеты на приз Деда Мороза
Михеев А. Н.


«МЫ И РОДИТЕЛИ»
Праздник у елки .
Классные руководители

январь
«МЫ – Бакальцы»
Классный час «Символы Челябинской области»
Классные руководители


«МЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ»




«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»
Переменки.
«Мы поставим сказки сами»
( сказки разных народов и их мудрость).
Учителя начальной школы


«МЫ НА ПУТИ К ПРЕКРАСНОМУ»
Конкурс проектов «Наши пернатые друзья»
Учителя начальной школы


«МЫ ЗА ЗОЖ»
Переменки. «Пришла Коляда - отворяй ворота». Русские подвижные игры.
Учителя начальной школы


«МЫ И РОДИТЕЛИ»
Вечер вопросов и ответов.
Классные руководители

февраль
«МЫ – Бакальцы»
Просмотр фильма о Бакале
Классные руководители


«МЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ»
Переменки. Шахматные турниры среди мальчиков( по параллелям).
Стукалова Н. А.


«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»
Праздник Валентина и Валентины
Учителя начальной школы


«МЫ НА ПУТИ К ПРЕКРАСНОМУ»
«Конкурс «Данила-мастер»
Учителя начальной школы


«МЫ ЗА ЗОЖ»
Спортивные эстафеты «»А ну-ка парни»
Михеев А. Н.


«МЫ И РОДИТЕЛИ»
Родительское собрание «Эмоциональное благополучие детей в семье»
Классные руководители

март
«МЫ – Бакальцы»
Классный час «Масленица.Русские обычаи и традиции»
Классные руководители


«МЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ»
Дни Науки
Учителя начальной школы


«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»
Праздник Масленицы
«Встреча». Конкурс на самую оригинальную «Масленицу»;
«Заигрыш». Конкурсы, игры, загадки о весне, о«Масленице»
«Лакомка». Конкурс «Чей блин вкуснее»
«Масленица годовая – гостья наша дорогая!».Фольклорная программа

Рыбакова Е. А.
Классные руководители

Рыбакова Е. А.


«МЫ НА ПУТИ К ПРЕКРАСНОМУ»
Выставка женского рукоделия «Марья-искусница»
Учителя начальной школы


«МЫ ЗА ЗОЖ»
Спортивные эстафеты «Принцесса спорта»
Учителя начальной школы


«МЫ И РОДИТЕЛИ»
«Самым милым и любимым». Концертная программа для мам.
Учителя начальной школы

апрель
«МЫ – Бакальцы»
Классный час «Протяни руку помощи»
Классные руководители


«МЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ»
Конкурс презентаций «Я живу в Бакале»

Учителя начальной школы


«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»
«Весенняя неделя Добра»
Учителя начальной школы


«МЫ НА ПУТИ К ПРЕКРАСНОМУ»
Переменки.
День добрых сюрпризов.
Классные руководители


«МЫ ЗА ЗОЖ»
Конкурс плакатов «Мы против вредных привычек»
Учителя начальной школы


«МЫ И РОДИТЕЛИ»
Акции «Эстафета добрых дел»
Классные руководители

май
«МЫ – Бакальцы»
Классные часы «Пасхальные традиции в России», Герои ВОВ – наши земляки»
Классные руководители


«МЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ»
Конкурс чтецов «Вахта памяти»
Учителя начальной школы


«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»
Семейная игра-конкурс
Учителя начальной школы


«МЫ НА ПУТИ К ПРЕКРАСНОМУ»
Социальный проект «Школьный двор - в заботливые детские руки»
Классные руководители


«МЫ ЗА ЗОЖ»
Игра « Твой выбор - залог здоровья»
Учителя начальной школы


«МЫ И РОДИТЕЛИ»
Родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании школьника»
Классные руководители

июнь
«МЫ – Бакальцы»
7 июня. День города.
Учителя начальной школы


«МЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ»
Викторина «Расскажи о Бакале»
Учителя начальной школы


«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»
Праздничная программа «День детства»
Учителя начальной школы


«МЫ НА ПУТИ К ПРЕКРАСНОМУ»
“Летнее вдохновение” Фотоконкурс
Учителя начальной школы


«МЫ ЗА ЗОЖ»
Летняя Спартакиада
Михеев А. Н.






















Внеурочная деятельность
Направление деятельности
Количество часов
Вид деятельности

Научно-познавательное
«МЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ»







1ч.
Кружок."Я - исследователь"


1ч.
Кружок. "Экономика для младших школьников"


1ч.
Кружок"Умники и умницы"


1ч.
Кружок. «Логика»


1ч.
Кружок. «Клуб юных шахматистов»


1ч.
Кружок.(экология)«Я познаю мир»


1ч.
Кружок. (ИКТ)
«Основы компьютерной грамотности»


Гражданско-патриотическое
«МЫ - БАКАЛЬЦЫ»

1ч.
Кружок
«Краеведения»


1ч.
Городская краеведческая программа для младших школьников "Летопись города"

Социальное
«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»
1ч.
Кружок Программа
«Мы разные, но мы вместе»





Художественно-эстетическое
«МЫ НА ПУТИ К ПРЕКРАСНОМУ»


1ч.
Кружок.ИЗО студия


1ч.
Театральный кружок


1ч.
Хоровая студия «Капель»


1ч.
Кружок мягкой игрушки


1ч.
Кружок «Юные экологи»


1р.в месяц
«Мир профессий»



Спортивно-оздоровительное
«МЫ ЗА ЗОЖ!»

1р.в месяц
«Полезные привычки»


1р.в месяц
"Здоровое питание"


1р.в месяц
ПДД


1ч.
Секция. Легкая атлетика


1ч.
Секция. Плавание


1ч.
Секция.Волейбол










13PAGE \* MERGEFORMAT14215



Гражданско-патриотическое
«МЫ - Бакальцы»




Научно-познавательное
«МЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ»



Социальное
«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»



Художественно-эстетическое
«МЫ НА ПУТИ К ПРЕКРАСНОМУ»



Спортивно-оздоровительное
«МЫ ЗА ЗОЖ!»



«МЫ - Бакальцы»


«МЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ»


Повышение социальной активности, гражданской ответственности за будущее родного края.

Интеллектуальное и творческое развитие обучающихся.
Повышение качества образования и воспитания. .школьников
3.Сформированное позитивное отношение к конкурсной проектной деятельности


«МЫ И РОДИТЕЛИ»

Активное участие родителей в воспитательном процессе.
Отработаны формы взаимодействия родительского и ученического коллективов в школе.


«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»


«МЫ НА ПУТИ К ПРЕКРАСНОМУ


Формируются творческое мышление, художественные способности, эстетический вкус.

Снизится уровень агрессивного и конфликтного взаимодействия.


«МЫ И РОДИТЕЛИ»

«МЫ ЗА ЗОЖ!»


«МЫ И РОДИТЕЛИ»

«МЫ И РОДИТЕЛИ»

«МЫ И РОДИТЕЛИ»

«МЫ И РОДИТЕЛИ»

«МЫ И РОДИТЕЛИ»

«МЫ ЗА ЗОЖ!»


Введение ЗОЖ, гармоничное физическое, психологическое и нравственное развитие, отсутствие вредных привычек.


Активное участие родителей в воспитательном процессе.
Отработаны формы взаимодействия родительского и ученического коллективов в школе.


«МЫ И РОДИТЕЛИ»

«МЫ И РОДИТЕЛИ»

«МЫ И РОДИТЕЛИ»

«МЫ И РОДИТЕЛИ»

Введение ЗОЖ, гармоничное физическое, психологическое и нравственное развитие, отсутствие вредных привычек.


«Мы – Бакаль
цы»

Формы работы:
Уроки;
занятия;
экскурсии;
кружки;
клубы;
беседы;
рол.игры;
праздники;
фестивали;
соревнован.
проекты;
исследования;
встречи с интересными людьми;
конкурсы;
выставки;
акциии;
концерты;
презентации

Методы:
Наблюдения и фиксация наблюдений;
выявление нравственных представлений детей;
выявление поведения учащихся в деятельности;
отношения в семье, с одноклассниками, в группе, коллективе

МЫ - Бакальцы

Бакал – культурный центр

Православные в Бакале

Мы Бакальцы



Схема 6Схема 15Схема 1Схема 7Схема 8 Заголовок 2 Заголовок 515