План урока по химии на тему Периодический закон и периодическая система химических элементов

30








ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН

И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЭЛЕМЕНТОВ

(УРОК – ЗАЧЕТ)

8 КЛАСС







УЧИТЕЛЬ ХИМИИ:
БАЙГОНОВА Г.К.










АСТАНА




Периодический закон и периодическая система элементов

Цели урока:

Образовательные:
Систематизировать и обобщить знания по теме: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» с использованием элементов игры.
Выявить пробелы в знаниях по данной теме.

Развивающие:
Развитие умений и навыков самостоятельно работать с литературой, умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед аудиторией.
Формирование основных учебных компетенций: учебной, коммуникативной, личностной.
Развитие чувства патриотизма.

Воспитательные:
Привитие гигиенических норм труда.
Воспитание уважения чужого мнения, способности работать в группе.
Формирование правильной самооценки учащихся.
Воспитание потребности в знаниях, повышения познавательных интересов, привитие интереса к химии.

Оборудование: интерактивная доска, периодическая система элементов

Тип урока: повторение и закрепление материала

Вид урока: урок-зачет

Прогнозируемые результаты: учащиеся должны знать состав,
строение атомов элементов, структуру периодической системы элементов, формулировку периодического закона; уметь составлять электронные формулы, давать полную характеристику атома и его соединений.
Ход урока:
Организационный момент: класс разбит на группы по 5-6 человек; каждая команда имеет название, выбран капитан. Задача капитана – координировать работу команды, направлять ее, оценивать членов группы.
Вступление: Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Добрый день, друзья! Сегодня мы встретились в такой необычной обстановке для того, чтобы подвести итоги нашей долгой, но, надеюсь, плодотворной работы – мы изучали периодическую систему и открывали, как когда-то Д.И. Менделеев, совершеннейший закон природы – периодический закон.
Железо ржавеет, не находя себе применения,
Стоячая вода гниет, или на холоде замерзает
А ум человека, не находя себе применения, чахнет.
Прежде чем мы начнем нашу работу, разрешите познакомить всех вас с правилами игры:
Каждая команда получает начальный капитал в сумме 100 «умов» - химической валюты
За каждый правильно обработанный вопрос команда получает «умы», при неверном ответе – теряет
Побеждает команда, набравшая больше «умов».
На обсуждение вопросов и ответов – 10 сек
Для подсчета «умов» необходимо выбрать казначея.
Если команде достается «Своя игра», команда отвечает на вопрос, но при условии, что другая команда не даст больше. Если команда идет «Ва-банк», то право отвечать за ней.
Если выпадет «Кот в мешке», вопрос нужно подкинуть другой команде.
Сегодня наш урок мы проведем в форме «Своей игры». Вопросы и задания оцениваются в зависимости от их сложности от 5 до 50 «умов». Программа состоит из двух раундов – «Синего» и «Красного».
Тематика заданий «Синего раунда»:
Классификация химических элементов
Структура периодической системы
Имена
Состав атомов
Это интересно
Задания «Красного раунда»:
Строение атомов
Электронные формулы
Свойства элементов
Валентность
Открытия
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай
Итак, друзья, мы начинаем.
Первый тур оценивается в 5 «умов»:
Какие естественные семейства образуют главные подгруппы I и VII групп? Почему их так называют?
«Кот в мешке» - используя предложенные слова, исполнить песню: неуклюже, волшебник, вертолет
Кто открыл периодический закон. Приведите все его формулировки.
Название какого элемента переводится как «____________»?
Как переводится название элемента под номером 15?
Второй тур – 10 «умов»:
Какое свойство атомов было положено в основу классификации химических элементов?
Каков физический смысл номера периода?
Кто является автором планетарной модели атома?
Какие частицы определяют значение атомной массы элемента?
Своя игра – Какой индикатор не используют для распознавания кислот? Почему?
Третий тур – «15 «умов»:
К какому естественному семейству относится сера?
Как определить количество электронов на внешнем энергетическом уровне?
Этот ученый использовал для систематизации элементов метод «октав»
У какого элемента отсутствуют нейтроны?
Какой элемент связан с костями?
Четвертый тур – 20 «умов»:
Определите состав атома меди
Чем отличаются главные подгруппы от побочных?
Кто разработал металлогеническую карту полезных ископаемых Казахстана?
Кот в мешке: хором исполнить какую-нибудь песню о победе
Что обозначает название элемента с зарядом ядра +2?
Прежде чем мы перейдем к следующему раунду, давайте подведем предварительные итоги.
Пришла пора перейти к вопросам, которые требуют практического решения. Итак, господа, «Красный раунд»
Первый тур – 25 «умов»:
Что показывает формула N=2n2?
Какие свойства – металлические или неметаллические – проявляет атом магния? Почему?
Определите возможные валентности атома, если его внешний уровень имеет строение 3s2p2.
Своя игра – Какой элемент работает в больнице?
Составить электронную формулу атома с зарядом ядра +13. Определите, какие свойства он проявляет.
Второй тур – 35 «умов»:
Сколько электронов может быть на d-орбиталях?
3s2p64s2 – определите, в какой группе, подгруппе и в каком периоде находится этот атом?
Кот в мешке – сколько килобайтов в 1 мегабайте.
Определить валентные возможности атома с зарядом ядра +18
В 1875 г. ученый Лекок де Буабодран открыл элемент, описанный Д.И. Менделеевым как «экаалюминий». О чем идет речь?
Третий тур – 50 «умов»:
Своя игра – Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит?
Как и почему химический характер высших оксидов элементов II периода с уменьшением заряда ядра?
Почему атомы азота и фосфора проявляют разные валентные возможности? Подтвердите графическими схемами.
_______________________________________________________________
В чем особенность строения атомов побочных подгрупп?
Итак, ребята, мы закончили нашу игру. Капитанов команд прошу быстро подсчитать сумму набранных «умов».
И последняя просьба ко всем участникам нашего занятия – покажите, пожалуйста, с помощью этой диаграммы ваше отношение к уроку. Спасибо всем! Удачи!
Наверно, сегодня, мы можем с уверенностью сказать:
Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть –
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Учите наизусть.