Разработка урока-игры в 8 классе по теме Атомы химических элементов

Урок обобщения, повторения и систематизации знаний по теме "Атомы химических элементов".
8-й класс
Задачи урока:
Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме; подготовить учащихся к контрольной работе.
Развивающие: развивать у учащихся умения сравнивать и анализировать теоретические сведения, применять их на практике, делать выводы; развивать логическое мышление.
Воспитательные : формировать естественно-научное мировоззрение; информационную культуру.
Методы, используемые на уроке: частично-поисковые; индивидуальная работа учащихся.
Оборудование: периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева; индивидуальные карточки – заготовки; компьютер; мультимедийный проектор и экран.
Ход урока
Вводная часть.
После приветствия учитель называет тему урока и сообщает его цели и задачи. Поясняет, что цель урока – не только обобщение и систематизация знаний по изученному материалу, но и выяснение степени готовности учащихся к контрольной работе. Чтобы вовлечь весь класс в совместный процесс познания, заинтересовать учащихся с любым уровнем подготовки учитель вводит игровой момент. Он сообщает, что на сегодняшний урок, знаний учащихся уже достаточно для того, чтобы отправиться в небольшое путешествие-плавание по океану “Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева”. Необходимо представить, что каждый ряд учащихся класса – это корабль (ученики, сидящие на первой парте – капитаны, а все остальные – матросы корабля).
I этап.
Учитель: Мы живем в такую эпоху, когда начинают превращаться в реальность фантастические мечты человечества: человек смело исследует моря и океаны, устремляется в бесконечный космос. Все эти достижения стали возможны благодаря огромному труду ученых мира, среди которых назовем имя одного из величайших химиков – Дмитрия Ивановича Менделеева. Закон Менделеева – основной закон химии, а периодическая система позволила составить полную химическую картину окружающего мира. Позволила объяснить, что химические элементы не есть что-то застывшее и неизменное, что в многообразном мире элементов царит беспрерывное движение. Позволила определить, сколько тысячелетий существует наша планета, наша солнечная система, наша Галактика, наша Вселенная Позволила доказать, что Вселенная вечна, что для неё характерны только обновление и омоложение.
Весь мир большой От “А” до “Я”, Земля и небо, Ты и я, Трава, песок и снегопад, И ядер атомных распад, И Солнца свет, И блеск Луны, В таблице той заключены. И сложность в ней, И простота, Вселенной наша красота. И в каждой клетке и везде: Что? Почему? Зачем? и Где?
Итак, выполняя первое задание, вы можете получить разрешение выхода “кораблей” в океан “Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева”.
1 задание: угадайте химический элемент.
1 вариант:
а) 3-й период III группа ______;
б) 20 p+ , 20 n0 , 20 e- ________;

 
в) 3717 Э ____;
г) 1s22s22p5_______.

2 вариант:
а) 2-й период IV группа ______;
б) 12 p+ , 12 n0 , 12 e- ________;

 
в) 4019 Э ____;
г) 1s22s22p3_______.

3 вариант
а) 4-й период I группа________;
б) 14 p+ , 14 n0 , 14 e- ________;


в) 2412 Э____;
г) 1s22s22p6_______.

(Учитель проверяет задание у “капитана”, а он в свою очередь у членов своей команды.)
Подводится итог первого этапа : за правильно выполненное задание вручаются баллы (карточки или открытки).
II этап.
Учитель: Поздравляю с успешным началом плавания. Впереди “корабль” ____ ряда. Плавание продолжается! Вы знаете, что команда – “дружная семья”, поэтому следующая работа – коллективная, состоит из двух заданий.
2 задание: Заполните таблицу. Каждый участник команды выполняет одно задание и карточку передает другому ученику.
Знак
Название
Число протонов
Число нейтронов
Число электронов

S
 
 
 
 

 
алюминий
 
 
 

 
 
14
 
 

 
 
 
 
20

К
 
 
 
 

Подводится итог второго этапа: за правильно выполненное задание вручаются баллы (карточки или открытки).
III этап.
Учитель: после второго этапа впереди “корабль” ____ ряда. Ночь, но любой моряк должен хорошо ориентироваться по звездам. В нашем случае – хорошо разбираться, как изменяются металлические и неметаллические свойства элементов в периодах и группах.
3 задание: Укажите знаком “>”
А) усиление неметаллических свойств:
S
N
O

As Se Br
Si P S
P S Cl

Te
As
Se

Б) усиление металлических свойств:
B
Mg
Be

Mg Al Si
K Ca Se
Na Mg Al

Ga
Sr
Ca

Работа выполняется у доски и в тетрадях учащихся, за правильно выполненное задание вручаются баллы (карточки или открытки). Подводится итог третьего этапа.
Учитель: да, путешествовать вы любите и можете, а умеете отгадывать загадки?

Г



О
Д

Славен ГОД зимой и летом,
А алмазом славен этот (Углерод) СЛАЙД № 1-6
В
О


Р



Это и не ВОР как раз,
Это самый легкий газ! (Водород) СЛАЙД № 7-9
Ж
Е
Л
Е



Вот ЖЕЛЕ скажу я вам,
Мне совсем не по зубам. (Железо) СЛАЙД № 10-12


С

О
Р

Этот СОР бывает красным,
Белым тоже он бывает.
Он слывет огнеопасным
И об этом всякий знает. (Фосфор) СЛАЙД № 13-15
Х

О
Р

Этот ХОР нам всем известен,
Только не поет он песен. (Хлор) СЛАЙД № 16-18
IV этап.
Учитель: после третьего этапа и разминки впереди “корабль” ____ р
·°яда. Но вот на пути наших кораблей препятствия “рифы”. Преодолеть их Вам опять поможет периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – своеобразная навигационная карта. Таблица несет в себе очень много информации: позволяет определять электронную конфигурацию атомов химических элементов, устанавливать максимальные степени окисления атомов в молекулах, а также помогает различить ионные и ковалентные соединения элементов!



Задание: Определите виды химической связи в веществах и обведите в таблице соответствующие цифры. Порядковому номеру какого элемента равна сумма этих цифр? Каждый участник команды выполняет одно задание и карточку передает другому ученику. Капитан выполняет подсчет (26 - железо).
 
PCl3
N2
H2O
NaCl
Al
MgO

Ионная связь
1
5
1
5
1
5

Ковалентная неполярная связь
2
6
2
6
2
6

Ковалентная полярная связь
3
7
3
7
3
7

Металлическая связь
4
8
4
8
4
8

V этап.
Учитель: после четвертого этапа впереди “корабль” ____ ряда. Итак, путешествие подходит к концу, необходимо сделать соответствующие записи в “судовом журнале” (чистые листы с копировальной бумагой).
Характеристика химического элемента по следующему плану (план на листе ватмана в виде таблицы)
порядковый номер элемента, химический знак;
номер периода;
номер группы (главная или побочная подгруппа);
металл или неметалл;
число электронов на внешнем уровне;
схема строения атома.
1 вариант: химический элемент – углерод; 2 вариант: химический элемент – литий.
VI этап.
Учитель: после пятого этапа впереди “корабль” ____ ряда. Наше путешествие подошло к концу, возвращаемся в порт, просчитываем самый короткий путь.
Задание: Мини-лабиринт(рисунок 1). Найдите путь, который приведет Вас к финишу. Начните прохождение лабиринта с верхней левой клетки. Если суждение, вписанное в эту клетку, правильно, то продолжайте путь по стрелке с обозначением “Да”. Если данное суждение ошибочно, то вам следует продолжить путь по стрелке с обозначением “Нет”. Если Вы потеряли путь, то начните его сначала.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 1

Путь укажите карандашом на вспомогательной карте-схеме (рисунок 2).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 2
Заключительный этап.
Подводим итоги. Оценка за лабиринт; за характеристику элемента по плану будет выставлена на следующем уроке. Учитель: Изучение периодического закона и периодической системы, строения атома не заканчивается для вас: в дальнейшем вы будете изучать химию элементов, опираясь на закон и систему.
Домашнее задание. По учебнику О.С. Габриеляна “Химия 8 класс” ( М.: Дрофа, 2006) повторить §§ 4-12.
Список использованной литературы:
О.С. Габриелян “Химия 8 класс” ( М.: Дрофа, 2006), учебник для 8 класса.
Г.И. Штремплер “Загадки. Игры. Ребусы”. Книга для учащихся (М.: Просвещение, 1993).
Г.И. Штремплер “Тесты, вопросы и ответы по химии 8-11 класс”. Книга для учащихся (М.: Просвещение, 1993).
Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова “Занимательные задания и эффектные опыты по химии” (М.: Дрофа, 2008)
Е.Ефимовский “Ракета и травинка”, истории в стихах ( Ленинград: “Детская литература”, 1984).





















[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]















1 задание: угадайте химический элемент.
1 вариант:
а) 3-й период III группа ______;
б) 20 p+ , 20 n0 , 20 e- ________;

 
в) 3717 Э ____;
г) 1s22s22p5_______.

1 задание: угадайте химический элемент

2 вариант:
а) 2-й период IV группа ______;
б) 12 p+ , 12 n0 , 12 e- ________;

 
в) 4019 Э ____;
г) 1s22s22p3_______.

1 задание: угадайте химический элемент

3 вариант
а) 4-й период I группа________;
б) 14 p+ , 14 n0 , 14 e- ________;


в) 2412 Э____;
г) 1s22s22p6_______.








3 задание: Укажите знаком “>”
А) усиление неметаллических свойств:
S
N
O

As Se Br
Si P S
P S Cl

Te
As
Se

Б) усиление металлических свойств:
B
Mg
Be

Mg Al Si
K Ca Se
Na Mg Al

Ga
Sr
Ca













2 задание: Заполните таблицу. Каждый участник команды выполняет одно задание и карточку передает другому ученику.
Знак
Название
Число протонов
Число нейтронов
Число электронов

S
 
 
 
 

 
алюминий
 
 
 

 
 
14
 
 

 
 
 
 
20

К
 
 
 
 



Задание4: Определите виды химической связи в веществах и обведите в таблице соответствующие цифры. Порядковому номеру какого элемента равна сумма этих цифр? Каждый участник команды выполняет одно задание и карточку передает другому ученику. Капитан выполняет подсчет
 
PCl3
N2
H2O
NaCl
Al
MgO

Ионная связь
1
5
1
5
1
5

Ковалентная неполярная связь
2
6
2
6
2
6

Ковалентная полярная связь
3
7
3
7
3
7

Металлическая связь
4
8
4
8
4
8




























Характеристика химического элемента по следующему плану
порядковый номер элемента, химический знак;
номер периода;
номер группы (главная или побочная подгруппа);
металл или неметалл;
число электронов на внешнем уровне;
схема строения атома.


img2.jpg (26906 bytes)img2.jpg (26906 bytes) Заголовок 1 Заголовок 315