Технологическая карта урока биологии в 6 классе цветок


Технологическая карта урока по биологии 6 класс учитель Горяева И.Н (конспект урока)
Тема урока: " Цветок - орган полового размножения" -. 6 класс УМК Сонин Н.И. 2014г.
Цель урока: изучить особенности строения цветка как органа размножения.
Задачи урока:
Образовательные задачи:
1. Познакомить учащихся со строения цветка и их разнообразием.
2. Раскрыть биологического значения частей цветка.
3. Познакомить с многообразием соцветий и их биологическим значением.
4. Новые понятия и термины.
Развивающие задачи:
1. Расширить кругозора учащихся за счёт наблюдений явлений в природе.
2. Сформировать умение давать характеристику объекта и объяснять его значение.
3. Продолжить формирование умения применять знания в новых учебных ситуациях.
4. Продолжить формирование умения работы с учебником.
5. Продолжить развивать умение работать в группе и выражать собственное мнение перед коллективом.
Воспитательные задачи:
1. Знакомство с эстетическим значением цветов.
2.Воспитание бережного отношения к растениям, насекомым, в связи с важным значением опыления.
Дидактическая цель урока : повторение с контролем.
Форма урока: комбинированный урок
Подготовительная работа к уроку: гербарный материал, картинки, презентации, плакаты и т.д.
№ Этапы урока Приём урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты
Предварительная
подготовка к уроку. За 3 дня до урока. Объявление темы урока заранее, объяснение правил его проведения;, подготовка презентации по теме:"Цветок - орган полового размножения». Учащиеся помогают в подготовке и сборе дополнительного материала. Перед началом урока Проверка готовности к уроку класса и всё необходимое для проведения урока. Раздать каждому учащемуся гербарий, схемы, карточки-задания, листки самоконтроля. На экране тема урока и цель урока. Помощь в подготовке учебного класса и раздача гербарного материала. 1 Ход урока.
1 мин Приветствие учащихся в стихотворной форме. с целью создания благоприятной атмосферы урока.
Объявление темы урока и сообщение задач урока. Напомнить о правилах проведения на уроке, этапах и времени на каждом этапе, выбор ученика таймера.
Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.
Организация рабочего места.
-самоопределение и самоконтроль за поведением.
2 Проверка домашнего задания
опрос 4 мин. 1) Сбор тетрадей с лабораторной работой «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».
2) индивидуальный опрос по карточкам.
3) Фронтальное устное выполнение задания «Какие утверждения верны» по домашней теме из учебника.
4) Устный вопрос:
- Что объединяет луковицу, клубень и корневище? Учащиеся отвечают устно и письменно на вопросы, дополняют ответы одноклассников. При ответах используют заранее оформленными плакаты.. В диалоге с учителем корректировать имеющиеся знания и ликвидировать пробелы, совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
3. Актуализация знаний
7мин. Задаю вопросы классу: 1. Как вы думаете, что в растении самое красивое?
2. А какие бывают цветы?
3. Как вы считаете, зачем нужны цветы?
Во время беседы осуществляется демонстрация презентации, фотографии, модели, натуральные экземпляры цветов.
Слушаю ответы учащихся. Если нет правильного ответа, сама даёт ответ.
4. Как мы сформулируем тему нашего сегодняшнего урока? Ученики отвечают на вопросы:
1. цветок
2. большие и маленькие, яркие и невзрачные, одиночные и в группе…
3. различные предположения, для растения, человека.

В ходе беседы участники приходят к выводу, что цветы необходимы растению для размножения
Формулируют и записывают тему урока в тетрадь «Цветок - орган полового размножения" его строение и значение. Умение выделять необходимую информацию из имеющихся знаний и обобщать ее в теме урока.
4. Изучение нового материала
15мин. Продолжаю беседу :
1. Вспомните, какую самую важную функцию для растения имеет цветок?
Т.о. цветок является генеративным органом (участвует в размножении). Для выполнения данной функции цветок имеет сложное строение, где каждая часть имеет важное значение.
2. класс разделяется на равные группы исследователей. Каждой группе раздается карточка со словами-терминами. С помощью учебника должны найти описание внешнего вида, расположение, значение данной части цветка или объяснение термина. На подготовку дается около 7 минут. Один из учеников объясняет материал, делает схему данный части на доске. Другие члены данной группы могут помогать выступающему. Все остальные учащиеся зарисовывают материал, параллельно составляя интеллект-карту.
После выступления 4-й группы заполнение карты закончилось.
3. Уточняю , что у разных растений строение цветка может отличаться.

4. - Вопрос классу: Давайте вспомним, какая главная функция цветка?
Для образования семян необходимо, чтобы произошло опыление и оплодотворение.
Опыление (перенос пыльцы из пыльников на рыльце пестика) бывает разное: самоопыление и перекрестное. в учебнике определение и зарисуем схему в тетрадь.
После опыления должно обязательно произойти оплодотворение (слияние в одну клетку мужских и женских половых клеток).

5. Для увеличения вероятности опыления многие цветки у растений собраны в определенные группы, расположенные на оси побега, называемые соцветием.
6. Опыление может осуществляться благодаря ветру, воде, насекомым, животным, человеку. И каждое растение имеет строго определенные приспособления к данному виду опыления.
Учащиеся участвуют в беседе, отвечая на поставленные вопросы.
- Образование плодов и семян.
Учащиеся делятся на группы, получают карточки, готовятся, работая с учебником. Выступают сначала 1-4 группы, зарисовывают на доске, остальные в тетради.

5 группа объясняет свои термины, записывая их на доске, показывает на плакате.
- Образование плодов и семян, размножение растений.
Учащиеся находят в учебнике определения и зарисовывают схему в тетрадь.
Самоопыление – перенос пыльцы с пыльников на рыльце пестиков того же растения.
Перекрестное - перенос пыльцы с пыльников на рыльце пестиков другого растения.
Искусственное - перенос пыльцы с пыльников на рыльце пестиков другого растения, осуществляемое человеком.
На плакате 1.изображают схему виды опыления:
Опыление
Пере Сам
Искус
Учащиеся, рассматривая плакат 2 по разнообразию соцветий, составляют схему:
Соцветие

Простое Сложное
(Кисть, щиток, (Сложный колос,
колос, зонтик) сложный зонтик)
Делают вывод: простое – одно соцветие на главной оси;
сложное – на главной оси несколько разветвленных мелких соцветий. Умение работать с источниками информации, выбрать содержание по заданным критериям, классифицировать ее и выражать в другой форме.
Умение работать с источниками информации, выбрать содержание по заданным критериям, классифицировать ее и выражать в другой форме.
5 закрепление
5мин Учитель использует интерактивное приложение для проверки знаний о строении цветка (См. Приложение) Учащиеся у доски называют основные части и их функции.
Проверка знаний, повторение материала и устранение пробелов.
6. Рефлексия
7мин Задаю вопрос: Что вы для себя узнали нового?
Как вы оцените степень своего усвоения материала по 5-ти балльной шкале?
Что бы вы еще хотели узнать по данной теме? Учащиеся высказывают свои мнения и самостоятельно оценивают себя. Формулирование ответов, поиск существенной информации. Проявление интереса к изучаемой теме и результатам её освоения.
7. Домашнее задание
1мин учить записи в тетради, термины.
Творческое задание по желанию: Сообщения и презентации по темам «Виды опыления», «Самые необычные цветки растений». Записывают в дневник домашнее задание.
Умение работать с учебником и дополнительными источниками материала.