Наш опыт физического воспитания с учетом национально-регионального компонента

Готовцев Василий Васильевич, учитель физической культуры
МБОУ «Казачинская СОШ» Усть-Янского улуса Республики Саха (Якутия)
Тел. 89243664831
Народ в наиболее чистом виде всегда
представляют дети. Когда национальное
умирает в детях, то это означает начало смерти нации.
Г.Н.Волков

Наш опыт физического воспитания с учетом национально-регионального компонента.
Наша цель: Основываясь на обычаях и традициях родного народа, в атмосфере открытости развивать ум, физические способности, моральные качества ребенка. Чтобы справиться с такой целью, мы поставили перед собой задачи:
- воспитание в каждом ребенке сознание собственных достоинств и умение видеть в себе будущее народа;
- создавать необходимые условия для гармоничного развития ребенка;
- смотреть на него, как на личность, воспитывать с учетом его индивидуальных особенностей, применять народные методы воспитания;
- постоянно закаливать ребенка, развивать в нем ловкость, быстроту, реакцию и силу, но так, чтобы ребенок получал от этого удовольствие;
- увлекать добрым примером, следовать правилам здорового образа жизни;
- воспитывать твердость духа, развивать выносливость, умение найти выход из экстремальных условий.
Философия педагогики утверждает, что ребенок неделим, что его духовное развитие неразрывно связано с физическим и даже более того, как уверяют современные ученые, мышление всегда развивается в движении, исходит от моторных схем.
Современный педагог, работающий в национальной якутской школе, должен владеть основными методами воспитания: умсугуйуу - назидание, такайыы - упражнение, уhаарыы - побуждение, иитиллии - следование примеру старших, тобуллуу - пробуждение своих способностей, дьарыгырыы - непосредственное увлечение занятиями, удьуордаhыы -следование идеям гуманизма предков.
Школа на селе всегда занимала особое место, воспринималась не только как сугубо образовательное учреждение. Размышляя о сельской школе, в особенности в последние десятилетия, мы связываем с ней такие понятия, как духовные истоки народа, межпоколенные связи, малая родина, народность воспитания. Это именно то, что крепит духовные устои общества, формирует в молодом поколении нравственный стержень, чувство гражданственности, патриотизма, толерантности.
Для учителя важно проанализировать ту среду, в котором живут его ученики, т.е. окружающий социум. Рассмотрим н. Казачье Усть-Янского улуса. Население насчитывает более 2 тысячи людей. Жителями являются саха, эвены, юкагиры, которые занимаются оленеводством, рыболовством, охотой. Наслег отличает высокая сохранность родного языка, национальной культуры, обычаев и традиций. Ежегодно весной проводится слет оленеводов. Устраиваются различные состязания: гонки на оленях, езда на учахе, метание аркана, прыжки через нарты. Летом празднуется «День рыбака», на котором проводятся бег на 1000м и 500м, национальные прыжки, перетягивание палки, хапсагай, эстафета 4x100м. Стало обязательным участие на таких соревнованиях школьников.
Казачье находится у моря Лаптевых, вдали от культурных и административных центров. В наслеге сложились новые социально-экономические и духовно-нравственные реалии, характеризующиеся распадом сельскохозяйственного производства, безработицы, сужением социальной сферы и потерей в среде селян, особенности молодежи, веры в возрождение и развитие малой родины, свое благополучное будущее. Таков традиционный уклад жизни селян Устьянья.
Казачинская школа - средняя, общеобразовательная. Ей присуще все специфические особенности данного типа школы.
Как известно, с 1991 года в школах республики внедряется национальная концепция. А в 1992 году Министерством образования РС (Я) утверждена и принята новая национальная программа по физическому воспитанию в сельских школах (составители Шамаев Н.К. и Павлов К.В.), на основе, которой мы начали перестраивать работу и искать средства и формы с учетом национальных традиций, культурного и идейного наследия нашего региона.
В качестве национально-регионального компонента физической культуры (на которую обычно отводится 20-30% учебного времени) в содержание уроков могут входить национальные виды спорта. К ним относятся якутские прыжки (кылыы, ыстанга, куобах), борьба «Хапсагай», перетягивание палки - мае тардыhыыта. Национальные виды спорта -проверка на ловкость, силу, смекалку, выносливость. Они способствуют повышению координации движений. А также «Юрюнг Уолан» - комплекс из десяти спортивных состязаний.
При всем многообразии видов спорта коренное население отдает предпочтение таким, как прыжки через нарты, забрасывание аркана (маута), подвижные игры данного региона (бой птиц, ловля оленей, лов рыбы и т.д.)
Сведения о способах развития физической силы, выносливости, воли и характера якутских уолан бэрдэ мы находим в олонхо, таких как «Ньургун Боотур Стремительный», «Мулдьу Сильный», в которых описываются доблесть, сила и героизм прославленных богатырей, борющихся за счастье и независимость своего народа. Кроме того, существуют сказания о реально живших людях, защитниках народа, каким был, например, Майа5атта Бэрт Хара, легендарный герой 16 века из рода борогонских якутов, а также воины - хоhуны, жившие в Устьянье Сапка Хоhун, Бодуом Хоьун. Именно их образ
- символ мужества и идеал физически развитой личности человека послужило темой интегрированного урока физкультуры, национальной культуры, литературы и театра «Игры боотуров».
Цель: Ввести детей в особую атмосферу непривычных состязаний и настроить не столько на трудные и «волнительные» конкурсы, сколько на веселый праздник знаний, воли к победе и смекалки.
Все игры проводятся под руководством ведущего - учителя и его помощников - сильных, достойных, справедливых и умелых: Ньургун Боотур, YрYн Уолан, Туйаарыма Куо, Айталы Куо. Они одеты в якутские костюмы и исполняют одновременно несколько ролей. Они вносят элемент театрализации в спортивные соревнования, сами их организуют, участвуют и судят. Подготовка спортивного зала к уроку скорее походила на момент перед поднятием театрального занавеса или открытием вернисажа. На стенах - репродукции картин якутских художников Э. Сивцева, В. Карамзина, И. Корякина, картины В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье». У стен, словно на сцене зажглись свечи. Свежие веточки, листья завершили этот интерьер, привнеся в зал таинственный аромат леса.
Звучит богатырская музыка. Урок начинается. На этом уроке проводятся семь игр - конкурсов.
Жизнь ставит перед нами задачу обстоятельного изучения и реализации ценного этнопедагогического опыта, накопленного якутским народом в ходе многовековой практики воспитания. Это требование в разной степени относится и к области развития физической культуры якутов. При отборе средств и форм физического воспитания необходимо учитывать опыт традиционного семейного воспитания в условиях якутского быта с учетом требований современности.
Наши дети с раннего возраста начинают понимать, что они должны стать умелыми рыбаками и отличными охотниками. Их желание и стремление стать хорошими промысловиками взрослые всячески поддерживают. Овладению соответствующим мастерством помогают оригинальные игры, в которых участвуют не только дети и подростки, но и взрослые. Игры детей отражают образ жизни их родителей, их быт, труд, общественные устои, их представления о чести, мужестве, дают возможность игрокам в сочетании с ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений проявить выдержку, творческую смекалку, волю и стремление к победе. Детская игра служит исходным моментом для самовыражения личности. В.А. Сухомлинский назвал ее «единственной реальной силой воспитания». Из-за своего общественного и самостоятельного характера игра соединяет в единую цепь эмоции, знание, сознание и физическую подготовку. Она создает положительную зону ближайшего развития участвующих в ней, проводя их через игровое удовольствие и поднимая их, по образному выражению А.С. Макаренко, над самими собой, вызывая подлинные, реальные переживания, обучая и развивая. Все это вместе взятое составляет самовоспитывающий потенциал игры.
К традиционным якутским играм познавательно - развивающего направления относятся следующие: мо5отойдооьун (преследование бурундука), мохсуо бырахсыы (городки), куулэйдээhин (прогулка на природе). А также игры нашего региона. Систематизация национальных спортивных игр - это необходимый этап изучения народных игр. Основное назначение спортивного воспитания - обеспечение умственного, физического и нравственного развития детей.
В наших северных экстремально-климатических условиях мы придерживаемся рекомендациями учения Айыы, которые учитывают сочетаемость времени года, температуры воздуха и степени, до которой прогрелась земля солнечными лучами с состоянием трех душ человека: его салгын-кут - воздуха-души, буор-кут - земли-души, ийэ-кут - матери-души.
В этой части закаливающие требования учения Айыы напоминают собой систему народного учителя - самородка П.К. Иванова, 12 правил его «Детки», в которых заложены принципы здорового образа жизни, новое мировоззрение, способствующее физическому закаливанию организма.
Это поэтапные пробежки по утрам и вечерам на свежем воздухе. Они организуются осенью до конца октября, а весной после сезона, лыжной подготовки, т.е. с первых чисел апреля. В результате таких оздоровительно-закаливающих мероприятии общая заболеваемость снизилась.
В остальное время учебного года в 1 11 классах экспериментальном порядке преимущественно внедряются национальные игры, упражнения и виды спорта. В начальных классах предлагаются национальные игры, подражание движениям животных, трудовой процесс в сельском хозяйстве и пр. В средних классах игры несколько усложняются, изучается техника национальных видов спорта, постепенно увеличивается удельным вес элементов классических видов спорта – легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр: лыжной подготовки. В старших классах школьники уже приступают к тренировкам по национальным видам спорта, участвуют в соревнованиях внутришкольного масштаба.
В нашей школе стало традицией проводить месячник Здоровья. Главная цель этих мероприятий - создание культа здоровья, воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Как физическая культура может помочь приостановить прогрессирующее ныне нездоровье детей, что подтверждает и мировая статистика и наши с вами наблюдения, - вот, собственно, главный вопрос, на который пытаются ответить сейчас любые собрания учителей и медиков. Как бороться с переутомлением? Ответ пока не найден, но можно сказать, уже прочувствован. Нужно искать нетрадиционные пути обучения детей, нетрадиционные методы занятий с ними. Чтобы на уроках физкультуры звучала музыка, читались стихи, ребята могли смотреть репродукции произведений искусства, говорить о таких вечных категориях, как любовь, зло, душа, смерть. Вместе с наращиванием мускулов и воспитанием двигательных навыков нам бы очень хотелось привнести в мир ребенка -духовность. Мы начали давать на уроках элементы танца, якутские и русские игры, такие как лапта, городки, ловля оленей, бой птиц.
Выстраивая такую мозаику урока, где доведение до ребенка духовности идет параллельно с его физическим развитием или опережает последнее, нам удалось реализовать себя и помочь это сделать своим воспитанникам.
Непременный интерес учащихся ко всему, что делается на уроке, наряду с единением физического и духовного, сейчас в главных приоритетах школьной физической культуры.















Библиография

Жирков Е. П. Национальная школа: концепция и технология развития. М. : Просвещение. 1993
Портнягин И. С. Этнопедагогика «Кут-сюр». Педагогические воззрения народа Саха. М. 1999. - 184 с.
Оконешникова А. П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь, 1996. - 147 с.
Гаврильев И. Д., Шамаев Н. К. Наш опыт внедрения национальной концепции в физическом воспитании школьников. Народное образование Якутии. 1997. - 76-77 с.









13PAGE \* MERGEFORMAT14815




15