Работа с понятиями как часть системной подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию


Работа с понятиями как часть системной подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию
Одна из основных проблем в преподавании курса обществознания - проблема усвоения учащимися научных терминов. Эту задачу усложняют следующие обстоятельства:
Большое количество понятий, необходимых для запоминания
Небольшой словарный запас у большинства учащихся. Понятия, с которыми дети работают на уроке, не всегда принимаются ими для постоянной разговорной практики.
Недостаточный социальный опыт учащихся. Усвоение понятия остановилось на стадии знакомства с ним, а не освоения.
В контрольно-измерительных материалах итоговой аттестации учащихся довольно часто встречаются задания на знание соответствия понятий и определений, определения характерных черт понятий и другие задания, связанные со знанием понятий и терминов. Анализ ответов школьников на ЕГЭ по обществознанию показывает, что трудности и проблемы, с которыми они сталкиваются, выполняя задания, во многом связаны не только с пробелами в знаниях, но и с непониманием основных обществоведческих терминов. Поэтому проблема формирования у учащихся терминологической грамотности очень актуальна.
При работе с понятиями у учащихся возникает так называемая ситуация терминологического затруднения. Традиционно учащимся, попавшим в такую ситуацию, мы рекомендуем обращаться к словарям и энциклопедиям. Но, открыв их, они тут же сталкиваются с новыми трудностями. Многие определения терминов часто даются без выделения основополагающих признаков, грешат сложностью формулировок, запутанностью. Какие же методические приёмы можно использовать учителю в работе с понятиями?
Необходимо помнить, что, работа над формированием терминологического аппарата учащихся должна вестись постоянно и в системе, начиная с 6 класса, с момента знакомства с курсом обществознания.
Чтобы тот понятийный аппарат, который усваивается детьми, оставался в их памяти, нужно постоянно к нему возвращаться. Например, я на уроках обществознания использую так называемый приём «полётного повторения», когда в качестве разминки к уроку повторяются термины, знание которых необходимо для изучения следующей темы. В некоторых ситуациях при изучении терминов можно использовать литературные приемы. Например, «монархия – республика» - это антонимы, а «самодержавная – абсолютная» - синонимы. Хороший результат дает ситуация, когда понятие можно сравнивать, т.е. находить общее и различное: «революция» и «реформа», «монархия» и «республика», «ислам» и «христианство». Не следует забывать и такой обычный метод работы как индивидуальные карточки. Они могут быть составлены в нескольких вариантах:
1. Простое перечисление терминов, значение которых следует раскрыть;
2. По определениям необходимо вписать термин
3. Распределение терминов по темам (в виде таблицы)
4. Формулировка определения термина самим учеником, опираясь на предложенные определения, взятые из различных источников
5. Терминологические мини-тесты
С 6 класса мы с ребятами ведём обществоведческий словарь (справочный отдел в конце тетради). Туда вписываются термины по моей рекомендации или по инициативе ребёнка.
Ещё одним эффективным методом работы над понятиями является синквейн, что в переводе с французского означает «стихотворение, состоящее из пяти строк» или пятистрочие. При написании его реализуются все личные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные). Также можно использовать диаманту – форму из семи строк, первая и последняя из которых, рассматриваемые понятия с противоположным значением. Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению. Например, революция – реформа, прогресс - регресс и др. Авторы синквейна и диаманты должен обладать глубоким знанием темы, знать терминологию.
Также можно применить приём чтения текста с составлением диаграммы Эйлера-Венна. Это математический приём - наглядное средство для работы с множествами. На диаграммах изображаются все возможные варианты пересечения множеств. Они используются для визуального представления логических операций. Сегодня этот приём используется не только в математике, но и логике, менеджменте. Ученики сравнивают социальные явления, находя общее и частное.
При формировании понятийного аппарата большую роль играет интеграция учителей и не только обществоведов. Например, на уроке русского языка можно провести понятийный диктант, а уроки технологии помогут усвоению вопросов экономики из курса обществознания.
Таким образом, приведенные мною приёмы работы по развитию терминологической грамотности позволяют учащимся не пассивно воспринимать готовый материал, а самим участвовать в работе над понятиями, что ведёт к их продуктивному усвоению. Если учащиеся будут знать понятия, они будут понимать текстовую информацию, представленную в различных заданиях ЕГЭ.
Список используемой литературы:
1. «Методический справочник учителя истории», А.Т. Степанищев, Москва, «Владос», 2003г.
2. «Методические рекомендации учителю истории», Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, Москва, «Владос», 2006г.
3. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С., Краюшкина С.В., Брандт М.Ю. Обществознание. ЕГЭ. Типовые тестовые задания. – М.: «Экзамен», 2013.
4. Синквейн. Материал из Википедии. //электронный ресурс; режим доступа: [ru.wiripedia.org].
5. Огородников В.П. Понятие как исходная форма мысли. Понятие и слово. //электронный ресурс; режим доступа: [iword.ru].