Урок Предметные модели 1 десятка и 1 единицы. Запись и чтение двузначных чисел от 20 и далее. Состав числа 10.(1 класс)



УМК: «Гармония» 1 класс
Тема: Предметные модели 1 десятка и 1 единицы. Запись и чтение двузначных чисел от 20 и далее. Состав числа 10.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: моделировать состав числа 10, используя предметную и символическую модели.
Задачи:
личностные: способствовать формированию интереса к урокам математики, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: создать условия для непроизвольного запоминания состава числа 10; использовать новую счётную единицу «десяток» для обозначения 10 предметов; сравнивать;
коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предполагаемый результат: способность, опираясь на предметную и символическую модели, моделировать состав числа 10, умение записывать число 10 в виде суммы двух слагаемых; использовать новую счётную единицу «десяток» для обозначения 10 предметов; способность выявления границ своего знания; умение оценивать и корректировать свою деятельность; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества. Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация;; наборное полотно, карточки с цифрами; модель десятка и единиц.Ход урока:
1.Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок
Начинается урок
- Улыбнёмся друг другу, пожелайте друг другу успешной работы и покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
2. Актуализация знаний.
Устный счет
- Задачи в стихах.
-Помогите сосчитать:
- Дети показывают ответ на карточке.В рыбьем царстве к судаку
Приплывают по утруТри молоденькие щучки,
Чтоб ему почистить щечки,
А четыре окуня
Моют брюхо и бока.
Посчитай-ка, детвора,
Сколько слуг у судака? (7)
У нашей кошки пять котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки - три!
Такие милые, смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет три и пять? ( 8)

Четыре спелые груши на веточке качалось.
Две груши взял Павлуша, а сколько груш осталось? (2)
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал
От товарищей отстал
А теперь ответ найди
Сколько мишек впереди? (5)
Что подарил нам сосновый бор
Восемь маслят и один мухомор
Сколько всего грибов? (9)
Три голубя белых крыше сидели
Два голубя снялись и улетели.
Ну-ка, скажите мне поскорей
Сколько осталось сидеть голубей? (1)
- Расставьте числа в порядке убывания ( 9 8 7 5 2 1 )
- А теперь в порядке возрастания. ( 1 2 5 7 8 9 ) (слайд 2 по щелчку)
- Какие числа пропущены в числовом ряду? (3 4 6 )- Найдите самое маленькое число. (1)
- Назовите самое большое число. ( 9)
- Найдите сумму этих чисел. Чему она равна? (10)
- Где место этого числа в числовом ряду? (после 9)
- Что ещё знаете о числе 10? (После него следует 11, оно больше 9)
- Ребята, чем отличается запись числа 10 от других чисел, которые мы записывали?
(В записи числа 10 две цифры: 1 и 0, а в других только одна цифра)
-Значит, число10….
+ Число 10 – двузначное, так как для его записи необходимы два знака
Физкультминутка
3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.
1.Знакомство с моделью десятка. Практическая работа.
- У меня на парте лежит конверт. Хотите узнать что там лежит? Кто желает достать содержимое конверта?
- Что там?
- Доставайте по одному кружочку и прикрепляйте вот на этот треугольник
- Сколько стало кружочков? ( 10)
- Десять –это 1 десяток.
- Ребята, 1 десяток в математике будем обозначать треугольником, а единицы- желтыми кружочками
-Мы с вами будем пользоваться вот такой моделью десятка.
Треугольник – это модель десятка, желтые круги – это модель единиц.
- Как мы получили 1 десяток? (Выложили круги в треугольник)
- Как мы доставали кружочки? ( По одному)
-Как запишем при помощи равенства? ( 1+1+1+1…..)
- А как еще можно получить десяток? ( 1и 9, 2 и 8, 3 и 7, 6 и 4, 5 и 5, 6 и 4, 7 и 3, 8 и 2, 9 и 1) ( Работа у доски)
- Ребята, что мы обозначаем треугольником? ( 1 десяток)
- А что мы обозначаем желтыми кругами? ( единицы)
- Треугольник – это модель чего? (десятка), а желтые круги ? ( единицы) в одном десятке сколько единиц? ( 10 единиц)
- Откройте учебник на с.39 № 85.
- Прочитайте правило.
-Где в жизни встречались со словом десяток?
- Когда мама приходит в магазин и хочет купить 10 яиц, с какой просьбой она обращается к продавцу? (Дайте, пожалуйста, десяток яиц)
- С числом 10 или 1 десятком мы сталкиваемся довольно часто.
- Когда? (У нас десяток пальцев на руках и десяток пальцев на ногах; мы используем 10 цифр для записи чисел; в русском языке 10 букв гласных; в упаковке спичек 10 коробков; в пачке с жевательной резинкой 10 подушечек; в бумажной упаковке 10 таблеток…)
- Встречается число 10 и в народных пословицах: (слайд 4)
На руках, на ногах по десять перстов. ( Перст- это палец. Так называли давно в старину)Лучше десять раз повернуть, чем один раз на мель сесть. ( Мель-это мелкое место)
Физминутка.
5. Применение нового знания. Работа в парах.
Раздаю треугольники с нарисованными кругами. Н дорисовать круги так, чтобы получить десяток.
- Обсудите с соседом по парте, как можно получить десяток?
- На партах лежат конверты. Рассмотрите их содержимое. Что обнаружили? (5 треугольников) -Что мы обозначаем треугольником?(1 десяток) (на доске) Добавьте к нему ещё 1 треугольник. Что получилось? (2 десятка) -Какое действие выполняли? (сложение) -Какие единицы счёта использовали? (десятки) -Добавьте к ним ещё 1 треугольник. Что получилось? (3 десятка) -Какое действие выполняли? (сложение) -Какие единицы счёта использовали? (десятки) -Добавьте к ним ещё 1 треугольник. Что получилось? (4 десятка) -Какое действие выполняли? (сложение) -Какие единицы счёта использовали? (десятки)
6. Закрепление изученного материала
1. Работа с учебником с. 38. № 84 ( работа у доски)
- Что изменилось? ( Увеличить на…, уменьшить на…)
- Было …. Стало…. На сколько увеличили?
- Запишите ответы равенствами.
8+2=10
6+4=10
5+5=10
7+3=10
10-2=8
10-1=9
2. Работа по тетради на печатной основе
1)С.35 №74
- Впиши числа в « окошки», чтобы получилось в ответе 10
Коллективная проверка.
С.32 № 70
Коллективная проверка.
1. Игра «Что лишнее?». (слайды 8,9)
По щелчку лишнее облако и письмо исчезают.
2. Решение задач в стихах. (слайды 10-12)
5. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности - За урок мы сегодня многое успели. Давайте подведём итоги нашей работы.
- Что понравилось на уроке?
- Что было легко?
- Что было трудно?
- Мне нужно взять 1 десяток карандашей, сколько карандашей я должна взять?
- Оцените свою работу на уроке:
У меня всё получилось!
Были небольшие трудности
Было трудно, надо поработать
-Спасибо за урок!