Конспект урока по русскому языку «Запоминание соединительных гласных О и Е»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №16
муниципального образования
город Новороссийск
Конспект урока
По русскому языку
Тема: «Запоминание соединительных
гласных О и Е»
Разработала:
Гуль Ксения Витальевна,
Учитель начальных классов
Г. Новороссийск
2015 г.
Конспект урока русского языка
Класс 3
Тема Урока «Запоминание соединительных гласных О и Е»
Тип урока Изучение нового материала
Цели урока Обучающая: Повторить значимые части слова; ввести понятие «сложные слова»;
Развивающая: Развивать умение находить сложные слова среди других слов; развивать творческое мышление и способности
Воспитывающая: воспитывать интерес к урокам русского языка, любовь к родному языку.
Оборудование Презентация, учебник
Ход работы
Этап урока Содержание Примечание
Орг. момент Подготовка рабочего места к работе
- Ребята, прежде чем начать урок, проверьте и подготовьте свое рабочее место правильно. Чистописание - Открыли тетради, положили их правильно (наклонно). Записали число и классная работа, ручки положила на середину тетради, вспомним правила посадки.
гсг гм гоггроссмейстер, громоотвод .
- Объясните встретившиеся орфограммы. Способ образования слова «Громоотвод»
- Выделите основы в данных словах.
Актуализация знаний Учитель:
- Запишите отгадки в тетрадь через запятую.
Несмотря на непогоду,
Делает сквозь льды проходы.
Режет их, как масло нож.
Как корабль назовешь? (ЛЕДОКОЛ)
Есть специалист такой
Для работы под водой.
Раз надел костюм – ко дну,
Кто он? В толк я не возьму? (ВОДОЛАЗ)
Кто ловит птиц? (ПТИЦЕЛОВ)
Кто варит сталь? (СТАЛЕВАР)
Кто разводит пчел? (ПЧЕЛОВОД)
- Разберите слова по составу.
- Как называются гласные о и е между двумя основами в сложных словах?
2) - Посмотрите на доску.
– Узнали ли вы этот цветок
– Из какой он сказки
– Кому помог этот цветок?
– Нам этот цветок тоже поможет. Вспомните, когда лепестки совершали чудо?
– Какое заклинание нужно произнести?
Лети, лети лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по – моему вели.
– Давайте прочтём слова на лепестках, определим, какая орфограмма есть в этих словах, выделим корень.
-вод-, -ход-, -мор-, -сад-, -вод-, -звезд-, -пад-
Попробуйте построить новые слова с корнями слов и буквами Е,О. 
– Как же можно построить новые слова?
– Запишите это слово. Сколько в нём корней?
– Выделите корни. Как получили это слово?
– Сколько корней в этом слове? Выделите их. Как получили слово?
(Аналогичная работа ведётся с другими корнями)
Как мы получили новые слова?
– Вы правильно заметили, мы соединили корни с помощью гласных О,Е. Эти гласные называются соединительными. (На доске появляются опорные слова) 
– А как же называются такие слова?
– Слова, у которых два и более корня называются…
Физминутка Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко. (Надо оттолкнуться одной ногой и приземлиться на другую.) Первичное закрепление Откройте учебник на стр. 87
- Прочитайте задание.
- Записываем в тетради слово «»Упражнение 1).
- Слово «Самолет» записываем в тетрадь.
- Сколько корней в слове?
-Выделите их.
- какая гласная буква соединяет два корня? Подчеркните ее.
- Выполним второе упражнение.
- Прочитайте задание.
- Запишите первые три слова в тетрадь. Выделите корень. Подчеркните соединительную гласную.
- Теперь попробуем устно образовать слова от пар слов, записанных на доске.
Ходит пешком - …
Сам летает - …
На носу рог - …
Лес рубит - …
Лазит по скалам - …
Падает снег - …
- Составьте с одним из этих слов предложение, запишите его в тетрадь. Рефлексия - Чему научились сегодня?
- Как можно составить сложное слово?
- С помощью каких гласных?