Конспект урока по русскому языку на тему Неопределенная форма глагола (4 класс)

Тема урока: Неопределенная форма глагола. 4 класс
Цели: познакомить с неопределённой формой глагола: суффиксами, вопросами; на основе сравнения глаголов в разных временных формах с неопределённой формой глагола сделать вывод о том, что неопределённая форма глагола не имеет словоизменения.



Ход урока
1. Чистописание.

Составьте и запишите предложения из этих слов (записаны на доске):

вот, весна, пришла, и, птицы, прилетели, уже, будут, они, вить, гнезда, на, холодной, подснежник, земле, расцвел.


Вот и пришла весна. На холодной земле расцвел подснежник. Уже прилетели птицы. Они будут вить гнезда.

Найдите глаголы, подчеркните их, определите время.
Взаимопроверка
2.Постановка задачи.
На доске:
ПОЖАЛУЙСТА!

Мы из нашего отряда
Выделяем мастеров.
Обойдет в селе бригада
До обеда пять дворов.
Вам паять?
Пожалуйста!
Вам чинить?
Пожалуйста!
Вам лудить?( покрывать метал.поверхности оловом)

Пожалуйста!
Вам белить?
Пожалуйста!
Вам строгать?
Пожалуйста!
Мы выводим даже пятна,
Очень людям нам приятно
Помогать!..
Пожалуйста!
Г. Мамлин


- Найдите глаголы в форме настоящего и будущего времени.
Что о них можете сказать?
Есть ли в стихотворении еще глаголы? Назовите.
- Что можете сказать об этих глаголах? Можно в них определить лицо, число, время, род?


Тема нашего урока «Неопределённая форма глагола». Запись в тетради

Нам предстоит выяснить:
1) почему эта форма глагола называется неопределённой,
2) в чём особенность таких глаголов.

3. Работа по теме.

1)Запись предложения под диктовку:

Слово может соединять людей, служить добру и любви, звать на подвиг, вдохновлять на труд.

Что можете сказать о предложении?
-Объясните расстановку знаков препинания.
-Какая мысль заключена в этом предложении?
-Как вы понимаете, в чём заключается сила слова?


2)Поэт Вади
·м Серге
·евич. Шефнер , который родился в прошлом веке так написал о слове:



Словом можно убить, словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода, Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу, -
Как знамёна в чехле, их в душе берегу.



Какие мысли возникли, когда слушали стихотворение?


Повторное чтение стихотворения.


Выпишите глаголы из этого стихотворения.

Запись на доске и в тетрадях:
Убить, спасти, повести, продать, предать, купить, перелить, повторять, не смею. берегу.




У каких из этих глаголов можно определить время? Подчеркните эти глаголы.
Что можно определить у глаголов настоящего времени? (Лицо, число.)
Что скажете об остальных глаголах? В чём их особенность?
Определите время, лицо и число у этих глаголов. Возможно ли это сделать?


Когда мы говорим: «Не смею, берегу», ясно ли, кто совершает действие и когда оно происходит? А когда мы говорим: «Спасти, продать, купить и т. д.», ясно ли, кто действует и когда?
Почему у таких глаголов невозможно определить лицо и число? (Не имеет времени.)



Запишите глаголы из упражнения 106 в два столбика:
Что делать? Что сделать?





На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?



-Попробуйте сделать вывод, какая же форма глагола называется неопределённой. (Высказывания детей.)


-Прочитайте вывод по учебнику.


Какую дополнительную информацию вы получили из вывода учебника?


(Начальная форма глаголов называется инфинитивом, глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы -ть, -ти. Есть глаголы в неопределенной форме на -чь.)



Легко ли узнать инфинитивы среди остальных глаголов?





4. Закрепление.
Разноуровневые задания

1 группа-Саша,Маша., Женя, Василиса, Ваня И




ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ
Пострадавшего перенесут в прохладное место. Здесь его уложат в тени. Приподнимут голову. Шею освободят от стесняющей одежды. Больного напоят подсоленной водой и дадут понюхать нашатырный спирт.


- Пользуясь текстом, напишите советы, как оказать помощь пострадавшему от солнечного удара.
- Глаголы употребите в неопределённой форме, выделите суффиксы.


Образец: Пострадавшего надо перенести в прохладное место.

2 группа-Петя, Сережа, Настя, Ксения
Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы

Держать речь - выступать
Водить за нос - обманывать
Лодыря гонять - бездельничать
Зарубить себе на носу - запомнить

-Докажите, что эти глаголы имеют неопределенную форму

Ваня Б.-Тесты


5. Итог урока.

Какие цели мы ставили в начале урока?
Удалось ли нам найти ответы на поставленные вопросы?

1) почему эта форма глагола называется неопределённой,
2) в чём особенность таких глаголов.






6. Рефлексия

Прочитайте вопросы, подготовьтесь на них ответить
Что было легко делать и почему?
Какие трудности были, почему?
Чему научились?

15