Летний школьный лагерь как форма социализации школьников начальной и основной ступени обучения.


Летний школьный лагерь как форма социализации школьников начальной и основной ступени обучения.
Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования. В самом общем виде его определяют как влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей. В Российской педагогической энциклопедии дается такое определение социализации: «Социализация (от лат. Socialis – общественный), развитие к самореализации человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества».Если же мы обратимся к социологическому словарю, то найдем там такое определение: «Социализация – процесс, в ходе которого культура общества передается детям; модификация с младенчества поведения индивидуума в направлении соответствия требованиям социальной жизни. В этом смысле социализация есть функциональная предпосылка для каждого общества, необходимая для любой социальной жизни, а также для культурного и социального воспроизводства и общих, и частных социальных форм».
Термин «социализация» употребляется главным образом в социологии и психологии, а позаимствован он был из политологии, где он обозначал обобществление земли и средств производства.
Многие исследователи считают, что социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации.
В последние годы рядом с термином «социализация» становится все более употребим термин «адаптация». Многие ученые считают, что нельзя рассматривать социализацию в отрыве от адаптации.
Если в понятии «социализация» (при всей разнице понимания этого сложного феномена) все-таки бесспорными составляющими являются «усвоение» опыта и его «воспроизведение», то в определении социальной адаптации имеется масса разночтений: это и готовность к выполнению социальных ролей, и неосознанное формирование навыков общественного поведения, и сбалансированное соотношение потребностей человека и среды, и уровень фактического приспособления человека. Мы не можем отрицать утверждения ряда учёных, но познакомившись с различными определениями социальной адаптации, для себя мы определились, в том, что для нас в своей работе более приемлемо понимание «социальной адаптации», как готовность к выполнению социальных ролей и сбалансированное соотношение потребностей человека и среды.
С точки зрения педагогики можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.
Традиционный механизм представляет собой неосознанное и некритическое восприятие и усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, характерных для семьи, соседей, друзей и т.д., которые не всегда соответствуют общественно одобряемым.
Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и государства (воспитательными, а также реализующими социализирующие функции параллельно с основной деятельностью), которое способствует накоплению человеком знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта его имитации.
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры, которая влияет на человека (группы сверстников, коллеги по профессии и др.).
Межличностный механизм социализации реализуется в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами (родители, учителя, взрослые, друзья и т. д.).
Ребенок в процессе социализации не является пассивным звеном. Он активно взаимодействует с социумом. Основным способом усвоения ребенком социального опыта является его активное взаимодействие со своим ближайшим окружением, в которое он вступает в процессе общения.
Наиболее приемлемыми механизмами, на наш взгляд, которые возможно использовать при социализации детей в период их посещения летнего оздоровительного лагеря являются: стилизованный и межличностный.
Детский лагерь - традиционный вид детского отдыха, который стабильно пользуется популярностью. Для детей любого возраста путевка в детский лагерь – это шанс проявить свою самостоятельность, стать взрослее. Ведь в хорошем детском лагере опытные педагоги предлагают широкий выбор обучающих занятий самой разной направленности.
  Лето – это маленькая жизнь! И наша задача наполнить эту формулу радостью общения в соревнованиях, играх, конкурсах, сделать все от нас зависящее, чтобы наши дети вернулись в школу более здоровыми, полными сил и энергии! 
Жизнь в летнем лагере дневного пребывания должна быть насыщенной, полной событий и встреч. Педагоги лагеря стараются использовать все возможности для интересного и полезного общения детей со сверстниками и взрослыми. Ребёнок – главная фигура в лагере, очень важно, чтобы он чувствовал себя по-настоящему комфортно. Педагогический коллектив лагеря, составляя планирование работы, продумывает все возможности для раскрытия потенциала каждого ребёнка, при этом воспитатели учитывают желания и любимые развлечения детей, чутко реагируют на запросы, интересы, настроения детей, умеют выслушать каждого ребёнка.
Цель: создание условий для приобщения ребят к разнообразному опыту социальной жизни через участие в игре, различных досуговых мероприятий, создание условий для социального становления личности ребенка, осознание себя как часть природы и общества.
Задачи:
Развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей.
Воспитание лучших черт гражданина.
Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому развитию.
Для создания в лагере дружеской атмосферы гармоничного сосуществования разновозрастных детей друг с другом педагогический коллектив организует работу лагеря таким образом, чтобы каждому ребёнку было уютно и комфортно в данном коллективе. Вся работа проходит в несколько этапов:
I этап – организационный начинается с общелагерной акции “Создадим уютный дом!”
Задачи этапа:
знакомство детей друг с другом, быстрое прохождение адаптационного периода;
выявление интересов, склонностей и способностей детей;
мотивация на игровое взаимодействие;
образование дружных отрядов, обсуждение законов и правил жизни в этих отрядах.
На этом этапе школьники придумывают название, эмблему и девиз своих отрядов, которые формируются из детей по 20 человек. Отряды действуют на основании программы и плана лагеря. Этап завершается открытием лагерной смены, утверждением Законов Лагеря.
II этап – основной период проходит под девизом “Понимание друг друга и себя самого.”
Задачи этапа:
постепенное включение детей в совместную жизнь;
создание условий самореализации и саморазвития детей.
Начинает действовать система стимулов и поощрений, ребята включаются в Вахту Добрых дел – природоохранная и созидательная деятельность в лагере. Законы, принятые в лагере, соблюдаются сознательно.
Этот период насыщен интеллектуальными и развлекательными мероприятиями, конкурсами, викторинами, акциями, проектами, потому на этом этапе раскрываются и развиваются творческие способности учащихся.
Воспитанники учатся общению друг с другом и окружающей средой. Проводятся различные исследования диагностики. При планировании жизнедеятельности лагеря учитываются даты международного календаря.
III этап – заключительный посвящен подведению итогов.Задачи этапа:
рефлексия участников лагеря (отзыв о смене, пожелания, советы);
исследовательская работа обобщается и демонстрируется на научно-практической конференции;
оглашаются победители в различных номинациях: коллективных и индивидуальных (отмечается каждое позитивное начинание и достижение ребенка или группы учащихся);
проводятся все заключительные диагностики.
В своей работе педагоги используют Золотые правила педагогики: 7 «О»: организация, образование, оздоровление, общение, оптимизм, одухотворенность, отдых. Перед открытием лагеря в мае проводится заседание педагогического коллектива лагеря с повесткой «Организация работы лагеря с дневным пребыванием», на котором обсуждается тема и план работы.
Одновременно составляется перспективный тематический план-прогноз работы летнего лагеря дневного пребывания, где определяются основные виды деятельности, как педагогического коллектива, так и работа разновозрастных отрядов.
Из старшеклассников, посещающие лагерь, формируется вожатский отряд, который составляет свой план работы в каждом отряде лагеря. Старшие ребята являются помощниками воспитателей в организации досуга детей, спортивных мероприятий, оказывают помощь в социализации детей младшего школьного возраста.
На протяжении нескольких лет летний оздоровительный лагерь при МОУ СОШ №6 является профильным. Основное направление работы лагеря – спортивно-оздоровительное.
Лагерь работает по следующим направлениям:
Оздоровление детей.
Развитие социально значимых качеств, составляющих культуру поведения.
Развитие творческих способностей детей.
Приобщение к спорту через занятия физической культурой.
В лагере на протяжении всей смены работает социально-психологическая служба. Психолог и социальный педагог проводят занятия, беседы с ребятами разного возраста. На входе и выходе проводится диагностическая работа:
СоциограммаМетодика социометрического опроса
Социометрические игры
Проективные тесты
Социометрические анкеты
Исследование детских межличностных отношений на младшем отряде
Диагностика отряда
Цель которой:
Помочь организатору разобраться во взаимоотношениях между его подопечными;
Дать ему ценные идеи для разрешения и преодоления проблем во взаимоотношениях между членами группы;
Определить возможные пути развития и улучшения взаимоотношений между детьми.
Диагностика показывает:
Статус взаимоотношений на данный момент (кто с кем общается) ;Крепость взаимоотношений;
Кто является инициатором взаимоотношений ;
Степень популярности и влиятельности каждого члена группы .Прежде чем составить социограмму, нужно собрать необходимые сведения о каждом члене группы. Только собрав эти сведения, ты можешь приступать к составлению социограммы. Социограмма – способ наглядно и компактно предоставить собранную информацию, который дает возможность изучения и оценки взаимоотношений в группе.
Вся работа по социализации в летнем оздоровительном лагере помогает ребенку: • Приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе; • Научаться чувствовать и понимать других людей; • Приобщиться к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека; • Увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.
Политику летней оздоровительной кампании определяет уровень подготовленности педагогических кадров. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребёнка. Развитие и оздоровление детей в значительной мере зависит от знаний, умений и подготовленности к работе взрослых, которые организуют жизнедеятельность ребёнка в лагере в течение каждого дня. Важным для педагогического коллектива школы является то, что каникулы – свободное от учёбы время ребёнка, которым он имеет право распорядиться, а содержание и организация этого времени – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь взрослых неоценима. Именно в свободное время ребёнок имеет большие возможности стать организатором, активным участником социально значимой деятельности.
Основа педагогического коллектива лагеря – педагоги школы, во время работы в лагере складывается сплочённый коллектив единомышленников, деятельность которых направлена на грамотную методическую организацию работы и сплочение детского коллектива.