Выступление на тему: Эффективные приёмы формирование техники иноязычного письма в начальной школе.


Выступление на тему: "Эффективные приёмы формирование техники иноязычного письма в начальной школе".
Дата: август 2016 г.
Учитель: Онипченко И.А. (МБОУ "ООШ с. Новоречье")
Место: секция учителей иностранного языка
Обучение иностранному языку включает в себя овладение учащимися такими видами речевой деятельности, как аудирование, говорение, чтение и письмо. В программах средней общеобразовательной школы письмо не рассматривается как основная цель обучения, оно считается средством обучения, способствующим развитию умений и навыков устной речи и чтения, а также усвоению языкового материала.
В требованиях к практическому владению иностранным языком на начальном этапе обучения обозначено следующее: учащиеся должны приобрести навыки каллиграфического написания букв, слов, фраз и овладеть орфографией слов, усвоенных в устной речи и используемых в письменных упражнениях.
Обучение иностранной каллиграфии имеет большое значение для правильной постановки преподавания иностранного языка особенно на начальной ступени обучения. Обучаясь иноязычной каллиграфии, ученик обращает внимание на орфографические особенности иностранного письма, что очень ценно для его культурно-эстетического развития и развития его иноязычной коммуникации.

Высшей точкой сформированности орфографической и каллиграфической сторон процесса письма считается неосознанность написания. Основное внимание человека направлено на выражение мысли в словах. Причем процесс написания слов на этом уровне осуществляется легко и быстро (в 10-11 классах). Чтобы достичь такой высшей точки, учителю иностранного языка необходимо вести учащихся к ней поэтапно от ступени к ступени, применяя методику формирования или развития письменной речи, разработанную различными авторами УМК для общеобразовательных школ, индивидуальный подход к учащимся, применяя эффективные приемы.
Поскольку тема моего выступления "Эффективные приёмы формирование техники иноязычного письма в начальной школе", - речь пойдет, как вы уже догадались, именно об эффективных приемах, которые я применяю в начальной школе. Поскольку обучение иностранному языку в современной государственной системе образования начинается со второго класса, учащиеся 1-го класса приходят к учителю иностранного языка, уже подготовленными: они научены приемам, необходимым для письма и приемам письма на примере русского языка. Это значительно облегчает мой труд.
Дети владеют инструментом письма; соблюдают правильное положение тетради и продвижение её при письме; соблюдают правильную позу, посадку при письме; осуществляют движение руки вдоль строки во время письма.
А также умеют сравнивать образец с результатом письма; обучены приёмам перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную; приёмам написания букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения); приёмам соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и так далее); приёмам сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке; письму букв между линиями строки и на линии; приёмам правильного наклонения письма. Им не нужно при написании букв и слов иностранного языка осваивать написание отдельных частей букв.
Кроме того, задача обучения иноязычному письму облегчается рекомендацией, данной в инструктивно-методических письмах "О преподавании предмета "Иностранный язык" в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2016-2017 г.г." в разделе "Рекомендации по ведению тетрадей" в требованиях к учащимся по поводу всех записей в тетрадях: "Учащиеся, изучающие английский язык, могут писать полупечатным шрифтом на начальном этапе обучения, затем постепенно переходят на удобный для каждого шрифт".
И кроме того, в рабочих тетрадях к учебникам английского языка для 2-4 классов авторов Афанасьева О.В., Михеева И.В. и многих других содержится большое разнообразие упражнений, направленных на формирование графических и на каждом орфографических навыков. Так что для стабильного результата я систематически работаю с детьми над выполнением этих упражнений на каждом занятии и задаю письменные задания на дом. Такая работа не является рутинной и скучной для учащихся, поскольку все упражнения носят разнообразный по форме, игровой, творческий характер, что само по себе мотивирует детей осваивать письменные азы английского языка. Из предложенных в рабочей тетради упражнений к уроку, дети, кроме одного обязательного, выбирают самостоятельно для выполнения количество и сложность других упражнений.
При написании впервые по одной строке каждой из букв английского алфавита я вместе с детьми называю букву, сравниваю ее с буквой русского алфавита, обращаю их внимание на то, как она звучит по-английски, закрепляю ее написание (если путают буквы, например, b и d, s и z, использую шуточные ассоциации), чтение в различных упражнениях учебника и рабочей тетради. После прописи этих букв с учащимся анализирую высоту, размер, наклон, точность графического написания в сравнении с образцом, ее написание не ниже и не выше строки, аккуратность написания. Дополнительно использую тренажеры "Английские буквы: умные окошки", "Английские прописи: пиши-стирай"; упражнения на компьютере "Напечатай букву", " Напечатай слово"; настольные игры для изучения английского языка по темам: "Одежда", "Животные", "Алфавит", "Еда и блюда", "Мой сад", "Мой день". Также множество карточек с буквами алфавита дети используют, чтобы составить из них как можно больше слов (демонстрация тренажеров). К концу второго класса в результате систематической работы дети способны составить элементарные предложения и записать их.
С начала третьего класса я работаю над формированием навыков составления письменных связных высказываний по темам (проектная деятельность, демонстрация папки). Сначала это списывание, затем одна-две фразы при изготовлении поздравительных открыток, затем мини-высказывания о себе и своем окружении (3-4 предложений), а с третьей четверти - 5-6 предложений. При просмотре этих проектов учителя сразу обращают внимание на ошибки. Но такое отношение к творчеству детей лишает их стимула. Это первый творческий опыт детей самостоятельного составления текстов, после их пересказов вместе с учащимися мы анализируем ошибки и исправляем их, повторяя ранее изученные правила, называя и прописывая правильный вариант.
Важны словарные диктанты при запоминании новых слов, которые мы учим на уроке. Закрепляем их в упражнениях и повторяем дома. На следующем уроке после повторения дети выходят к доске и в виде игры проводим диктант. Это может быть игра "Вспомни слово", "Озвучь картинку" - презентация с картинками (дети на доске записывают слова), диктант при помощи кукольных героев или диктант в тетрадях и взаимопроверка учащихся с опорой на печатный вариант.
Во внеурочной деятельности я широко применяю сказки на английском языке собственного сочинения с опорой на выученные ранее детьми четверостишья и лексику. Частое чтение их и проговаривание вслух быстро запоминается. После чего на следующем этапе я раздаю их печатный вариант с пропущенными строками, которые они вписывают самостоятельно. Затем закрепляют несколько раз при репетициях постановки и исполняют их (демонстрация фото "Золушка"). Эффективными приемами также являются: кроссворды с дублированием вписываемых слов, комиксы, в развитии сюжета которых могут принять участие группы детей.
Если фантазия скудеет, я использую свою методическую папку, в которой хранятся новые идеи.