Разработка урока по русскому языку на тему: Неопределённая форма глагола


Государственное Бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы
Инженерно-техническая школа имени дважды Героя Советского Союза
П.Р. Поповича
Разработка урока по русскому языку
для 4 класса
Программа: УМК «Школа России»
Тема урока: «Неопределённая форма глагола»
Разработала: учитель начальных классов
высшей категории
Киселёва Светлана Анатольевна
2015 год

Урок русского языка для 3 класса.
Тема: «Неопределённая форма глагола».
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели:
Обучающая: обеспечить на базовом уровне знание грамматических признаков глагола, признаков неопределённой формы глагола.
Развивающая: формирование коммуникативно-речевых умений, создавать условия для развития индивидуальных умений анализа и синтеза; создавать условия для развития способности учеников к рефлексии.
Воспитательная: создавать условия для развития навыков совместной работы и стремления к взаимопониманию; обеспечить овладение приёмами распознавания неопределённой формы глагола.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: выполнять учебные действия в устной форме; учиться корректировать выполнение задания; давать оценку своего задания; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; использовать в работе на уроке словари.
Познавательные: прогнозировать, предполагать, наблюдать, устанавливать взаимосвязи, выделять существенную информацию, устанавливать причинно-следственные связи; ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; умение использовать фразеологизмы в своей речи.Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками, строить монологические высказывания; оформлять свою речь в устной и письменной форме; сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своему мнению.
Личностные: воспринимать речь учителя (одноклассников); способность оценивать своё поведение и поведение других в соответствии с нравственными нормами; формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интерес к его изучению; освоение личностного смысла желания учиться.
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, учебник русского языка В.П Канакиной, В.Г. Горецкого.
План урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
1)Минутка чистописания.
2)Словарная работа.
3.Введение в новую тему. Постановка учебной задачи.
4.Работа над новой темой. Формулирование темы урока.
5.Закрепление нового материала.
1).Поисковая работа с антонимами.
2).Поисковая работа с синонимами.
3). Коллективная работа с текстом.
6.Физкульминутка.
7.Работа в парах.
8.Самостоятельная работа.
9.Рефлексия.
10.Итог урока.
11. Домашнее задание.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Слайд 2
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
2.Актуализация знаний.
Слайд 3
1) Минутка чистописания.
-Какая из этих букв лишняя?
б в р д ж
-Почему?
(Все остальные буквы обозначают парный звонкий согласный звук)
Письмо строчной и заглавной букв Р,р.
2)Словарная работа.
Слайд 4
-В словарном слове, с которым мы сегодня познакомимся тоже есть буква «р».
- Назовите это слово. Оно означает: изображать, воспроизводить предметы, природу, людей и т. д. карандашом, пером, углём, акварелью.Рисовать
-Укажите орфограммы. Составьте словосочетания.
(рисовать на асфальте, рисовать красками, рисовать карандашами)
-Составьте предложение.
(Мой брат любит рисовать красками.)
3.Введение в новую тему. Постановка учебной задачи.
-Поставьте вопрос к слову «рисовать» и определите какой частью речи является это слово. (глагол)
-Определите число и время этого глагола.
(Мы не можем этого сделать).
-Давайте выяснять, почему мы не можем определить грамматические признаки таких глаголов.
4.Работа над новой темой. Формулирование темы урока.
Слайд 5
1)Прочитайте слова и распределите их на 4 группы.
Бегают, веселить, угощали, мечтать, исчезали, читают, встретим, бросим, загорают, нести, причалим, сберечь, погасим.-На какие группы вы разделили слова?
(Глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.)
-Какие слова вы распределили в четвёртую группу?
(веселить, мечтать, сберечь, нести)
-Почему?
(Не можем определить время этих глаголов.)
Слайд 6
-Поставьте вопросы к этим глаголам.
(Что делать? Что сделать?)-На что оканчиваются эти глаголы?
(ть, чь, ти)
-ть и ти - это суффиксы, выделите их, а чь – это часть корня.-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
(Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать, оканчивающиеся на ть, чь, ти, у котрых нельзя определить число и время.)
-Эти глаголы так и называются – глаголы неопределённой формы.
5.Закрепление нового материала.
1)Поисковая работа с антонимами.
Слайд 7
-Прочитайте, докажите что это глаголы неопределённой формы.
-С помощью словаря антонимов в учебнике подберите антонимы к данным глаголам. Выделите суффиксы.
забывать –
болтать –
находить –
начинать –
зажечь –
отдавать -
-Проверьте.
Слайд 8
2)Поисковая работа с синонимами.
Слайд 9
-Прочитайте слова. Докажите что это глаголы неопределённой формы.
-С помощью словаря в учебнике подберите синонимы к данным глаголам. Выделите суффиксы.
3)Коллективная работа с текстом.
Слайд 10
-Выпишите из текста глаголы неопределённой формы. Выделите суффиксы.
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
-Докажите, что вы выписали глаголы неопределённой формы.
6.Физкультминутка.
-Называю глаголы. Если вы услышите глагол в неопределённой форме, то хлопайте в ладоши, если это какой-либо другой глагол, то вы прыгаете на одной ножке.
Купил, гудеть, сшить, заклеит, замяукает, выучить, рисовать, ползает, считать, копал.
7.Работа в парах.
Слайд 11
-Прочитайте. Найдите и исправьте ошибки в пословицах и фразеологических оборотах. Напишите те из них, в которых есть неопределённая форма глагола.
Толочь в ступе соду.
Ус хорошо, а два лучше.
Купить кита в мешке.
Один в золе не воин.
Слайд 12
-Проверьте. Объясните смысл этих фразеологизмов и пословиц.
8.Самостоятельная работа.
Слайд 13
-В каждой паре предложений одно означает причину какого-либо явления, а другое является следствием. Напишите их в следующем порядке: причина – следствие. Выделите суффиксы в глаголах неопределённой формы.
Ж(и, ы)вотные (А,а)нтарктиды не уходят д(а,о)леко (от) берега моря. (На) берегу моря теплее и ле(г,к)че (раз)добыть еду
Б(е,и)рёза (в) тундре не может (вы)расти б(о,а)льшой. (В) тундре суровая з(и,е)ма.
-Проверка.
Слайд 14
9.Рефлексия.
Слайд 15
-Оцените свою работу на уроке. Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.
-Что нового вы сегодня узнали на уроке?
-Что вы ещё хотите узнать о глаголе?
-Какие задания вызвали затруднения?
10.Итог урока.
-Какая часть речи называется глаголом?
-Как изменяются глаголы?
-Какие глаголы являются глаголами неопределённой формы?
11.Домашнее задание.
Из учебника литературного чтения, из любого произведения выписать десять глаголов неопределённой формы.