Дидактическая игра на уроке иностранного языка как эффективный способ организации иноязычного общения и повышения качества обученности.


«Дидактическая игра на уроке иностранного языка как эффективный способ организации иноязычного общения и повышения качества обученности».
Н. В. Нелюбова,
Тайгинский ГО, Кемеровская обл.
Значительное повышение интереса к английскому языку за последнее время связано с тем, что английский язык признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Однако желание родителей не всегда совпадает с возможностями и способностями их ребенка. Современные дети часто имеют «клиповое мышление» и поэтому испытывают трудности в запоминании и коммуникации. Кроме этого, необходимость повышения уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам. Поэтому учителя пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции учащихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых технологий.
В свете нового стандарта важнейшей задачей современной системой образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоения учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Формирование УУД у ребенка способствует применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, в том числе и использование игровых педагогических технологий.
Дидактическая игра – это особая форма игрового обучения, когда у детей, чаще всего непреднамеренно, формируются необходимые коммуникативные и личностные УУД: Дидактическая игра формирует устойчивый интерес к учению и снятию напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму и освоение им социальных ролей – личностные УУД;
Дидактическая игра формирует адекватные взаимоотношения в классе, развитие навыков сотрудничества, совершенствует речевые навыки – коммуникативные УУД.
Дидактическая игра - эффективная форма проведения уроков в школе, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретались с заинтересованностью. Опыт нашей работы показывает, что дети вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в её процессе им приходится решать серьезные задания. Атмосфера такого урока позволяет школьнику проявить свои способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:
каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания;
в дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей;
дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи;
использование всевозможной наглядности [1; 2; 4].
Так как игровая деятельность используется в рамках учебной программы, нужно уметь правильно включать игры в учебный процесс вообще и в конкретный урок в частности.
Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Например, как показывает наш опыт, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15-20 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке.
Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Но все зависит от конкретных условий работы учителя, его темперамента и творческих способностей. Здесь следует отметить, что при всей привлекательности и эффективности игрового метода необходимо чувство меры, иначе игры утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Дидактические игры развивают английскую речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение звуков, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составляются так, чтобы научить детей составлять самостоятельно несложные рассказы.
При использовании игрового метода обучения задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие [3].
В 2014-2015 учебном году для изучения влияния дидактических игр на качество обученности и повышения мотивации в обучении английскому языку проведен эксперимент в 4А и 4Б классах МБОУ «СОШ №32» г.Тайга Кемеровской области.
В качестве исходных данных для измерения качества обученности были использованы результаты качественной успеваемости годовых контрольных работ и годовых оценок за 2013-2014 учебный год (абсолютная успеваемость составила 100%):
2013-2014 уч.г. 4А 4Б
Годовая контрольная работа 63,2% 64%
Годовая оценка за 3 класс 65,7% 66,2%
По результатам 2013-2014 учебного года можно сделать вывод, что качество обученности в 4А и 4Б примерно одинаково.
Уровень мотивации отслеживался в течение года по результатам рефлексии на уроках английского языка.
В ходе эксперимента в учебном процессе 4Б класса в 2014-2015 уч.г. регулярно использовались дидактические игры: каждый урок, в зависимости от целей урока. Более интенсивно на уроках шла отработка прошедшего неопределенного времени (Past Indefinite/Simple Tense).
Например, в качестве фонетической разминки я использовала игры
Укройте от дождя / Find the shelter
Учащимся предлагается одеть глаголы в плащи с вышивкой – ed и распределить их по домикам в зависимости от варианта чтения окончания
– ed.
Decorate, answer, carry, invent, study, listen, play, repeat, phone, drop, call, turn, walk, worry, ask, wish, rest, dust, stay, start, finish, help, look, want.
[ d ] [ t ] [ id ]
happened checked invited
При помощи этой игры учащиеся повторяют лексику, идет отработка
произношения окончаний английских глаголов.
Крестики – нолики / TIC – TAC – TOE
Игра на отработку речевых навыков с использованием второй формы глаголов «Крестики – нолики». На доске таблица, в ячейках которой написаны неправильные глаголы. Класс делится на 2 группы (крестики и нолики). Игроки 1-й команды выбирают один глагол и составляют с ним предложение. Учитель стирает глагол и, если предложение правильное, вписывает в соответствующую клеточку знак этой команды. Затем эта же команда выбирает следующий глагол. Если предложение составлено неверно, то в ячейке появляется знак соперников, и ход переходит к ним. Теперь они выбирают глагол, с которым будут составлять предложение. Выигрывает команда, которой удается первой выстроить в таблице на доске подряд 3 своих значка (по диагонали / вертикали / горизонтали) или команда, которой удастся вписать больше своих значков.
slept
forgot drank
swam lent rang
sat
found got

X O O
swam X rang
sat
found X
Игры – анаграммы, дешифровки, пазлы требуют мало времени на подготовку и проведение (3-5 минуты). В тоже время, учащиеся быстро активизируются, включаются в игру, вспоминая вторую форму неправильных глаголов. Приведу примеры тех игр, которые систематически проводила на уроках:
Соедини части шести разрезных глаголов:
bui ga me nd ca kn fou te wro lt ve ew
Буквы в глаголах перепутаны в произвольном порядке.
KOTO = TOOK RPGTOF = FORGOT
EREW = WERE THUGAT = TAYGHT
Буквы выстроены в алфавитном порядке.
AEDM = MADE ABCEEM = BECAME
ADH = HAD CEHOS = CHOSE
Глаголы написаны в обратном порядке – слева направо.
TNEW = WENT DNUOF = FOUND
KNARD = DRANK THGUOHT = THOUGHT
Найди глаголы в магическом квадрате (in Word Square)

по вертикали, горизонтали, диагонали, справа налево, слева направо, снизу вверх
W E R G W K H E L D
E S I A Q O R I T H
P J B V E O L L D F
T S L E P T E I R K
K T D U C A D R E W
G O T E T A A X A R
M O V S A W M Z M O
G D R A N K S E T T
F O U N D S W M T E
C A U G H T P E N Q
Найти глаголы в цепочке слов (in the letter line)
глаголы идут друг за другом

между глаголами вставлены другие буквы (произвольно), поэтому их труднее найти

При этом учащиеся:
подчеркивают глаголы, называют их три формы и переводят на русский язык;
составляют предложения с каждым глаголом.
Расшифровать глаголы, где цифры соответствуют порядковому номеру буквы в английском алфавите.
Примечание: если это задание предлагается выполнить разным командам учащихся (на уроке или на внеклассном мероприятии), то надо следить за тем, чтобы глаголы состояли из одинакового количества букв.
а) для первой команды:
1, 14, 19, 23, 5, 18, 5, 4 = answered
5, 14, 10, 15, 25, 5, 4 = enjoyed
4, 18, 5, 23, = drew
б) для второй команды:
2, 5, 12, 15, 14, 7, 5, 4 = belonged
3, 18, 5, 1, 20, 5, 4 = created
11, 14, 5, 23 = knew
Игры на закрепления знаний требуют более длительного времени для проведения, поэтому их удобно проводить на уроках повторения изученного материала. На своих уроках я использовала следующие игры:
Бинго / Bingo
Каждый игрок получает по одной карточке с написанными в ней в произвольном порядке неправильными глаголами во второй форме и набор белых или цветных прямоугольников или квадратов (совпадающих по форме с ячейками таблицы), чтобы закрывать глаголы в своей карточке. Водящий вытягивает из коробки маленькие карточки с глаголами в первой форме и произносит их вслух. Игрок, у которого есть данный глагол, поднимает руку, называет вторую форму этого глагола и закрывает соответствующую ячейку в своей карточке. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из игроков не закроет:
любой горизонтальный / вертикальный ряд в своей карточке;
диагональ (из левого верхнего угла в правый нижний или из правого верхнего угла в левый нижний угол);
медицинский крест;
все ячейки таблицы.
Учащимся выдаются карточки, где указана 2-я форма глагол
had went met
gave took
ate
wrote made drank
Победитель кричит ‘Bingo’.
Домино / Dominoes
Учащиеся играют в парах. В руках у каждого игрока по 4-5 карточек (картонные прямоугольники размером примерно 6x3 см), каждая из которых разделена на две части (на одной половинке написан любой глагол в инфинитиве, на второй – другой глагол). Оставшиеся карточки лежат на столе (лицом вниз). Начинается игра с карточки с глаголами ‘start / do’. Каждый ученик по очереди продолжает цепочку глаголов, сопоставляя 1-ю форму глагола со 2-й. Выигрывает участник, у которого в руках не останется ни одной карточки.
Вариант домино № 1: Формы глаголов написаны по-английски, например:
START | do + did | catch + caught | sleep + slept | FINISH
Вариант домино № 2: На карточках может быть вторая форма неправильных глаголов и их перевод на русский язык, например:
START | did + сделал | caught + поймал | slept + спал | FINISH
Подобные игровые упражнения – своего рода умственная разминка, они не только развивают воображение, быстроту реакции, но и готовят учащихся к коммуникативной деятельности. Говоря языком ФГОС, формируются коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, принятие решения и его реализация; познавательные УУД: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
По окончанию эксперимента было проведена диагностика качества обученности и мотивации.
Результаты эксперимента.
Динамика годовых контрольных работ в 4А и 4Б классах.

Рис. 1. Динамика годовых контрольных работ в 4А и 4Б классах
Результаты диаграммы иллюстрируют следующее:
Качественная успеваемость в 4А ниже, чем в 4Б на 8%.
Качественная успеваемость в 4А понизилась на 0,2%, а в 4Б повысилась на 7% по сравнению с прошлым учебным годом.
Таким образом, использование дидактических игр на уроках английского языка способствует повышению качественной успеваемости.
Динамика годовых оценок в 4А и 4Б классах.

Рис. 2. Динамика годовых оценок в 4А и 4Б классах
Из рисунка следует:
Качественная успеваемость по итогам 4-го класса в 4Б выше, чем в 4А на 8%.
Динамика качественной успеваемости по итогам 3 и 4-х классов в 4Б – положительная (+8,8%)
Динамика качественной успеваемости по итогам 3 и 4-х классов в 4А – положительная (+1,3%)
Т.о. системное использование на уроках английского языка дидактических игр – эффективное средство для повышения качественной успеваемости.
Динамика мотивации на уроках английского языка в 4А и 4Б классах (первое полугодие 2014-2015уч.г. и второе полугодие 2014-2015уч.г.).

Рис. 3. Динамика мотивации на уроках английского языка в 4А и 4Б классах (первое полугодие 2014/2015уч.г. и второе полугодие 2014/2015уч.г.)
Рисунок позволяет сделать следующие вывод: использование дидактических игр на уроке английского языка повышает интерес к предмету.
Проведенное исследование подтверждает то, что внедрение в учебный процесс дидактических игр способствует повышению мотивации и качественной успеваемости на уроках английского языка, о чем свидетельствуют результаты эксперимента: качественная успеваемость в 4Б (класс, где в учебном процессе применялись дидактические игры) выше, чем в 4А по итогам года на 8.8%, контрольную работу обучающиеся 4Б написали лучше, чем 4А на 8%(КУ); интерес к предмету в 4Б возрос на 13% в течение 2014-2015уч.г. О развитии индивидуальных результатов свидетельствует результат муниципального этапа Всероссийской олимпиады по английскому языку, в котором два призовых места заняли учащиеся 4Б класса.
Список литературы:
Артамонова, Л.Н. Игры на уроках английского языка и во внеклассной работе / Л.Н. Артамонова // English. – 2008. - № 4. – С. 36-38.
Газман, О.С. Роль игры в формировании личности школьника / О.С. Газман. // Педагогика. – 2000. - № 9. – С. 60-64.
Галаганова Л.Г. Особенности процесса формирования первого опыта использования английского в игровой деятельности у учащихся младших классов [Текст] / Л.Г. Галаганова, А.Е. Матюшенко // Профессиональная компетентность педагога начальных классов как условие реализации национального проекта в сфере образования. Материалы региональной научно-практической конференции (Кемерово, 2006) Том 2. Часть 2. – Кемерово, 2007. – С. 163-167.
Леонтьев, А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком [Текст] / А.А. Леонтьев. // Иностранные языки в школе, 1985. - № 5. – С. 24-29.
Степанова, О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе [Текст]: метод. Пособие / О.А. Степанова, О.А. Рыдзе. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 96 с.