О войне я знал не понаслышке»


Муниципальное казенное образовательное учреждение
Баклушинская средняя школа
Электронная почта e-mail: baklchkola@yandex.ruТелефон: 88424841193
Название работы: «О войне я знал не понаслышке»

Ф.И.О. автора: Хабиева Х.М.
Электронная почта e-mail: Личный: habieva_halima@mail.ru
Введение
Сегодня вопрос о патриотическом воспитании без преувеличения может быть назван центральным. Подлинный патриотизм воспитывается на лучших чувствах к родным местам, к отчему краю. Лев Николаевич Толстой писал «Без своей ясной Поляны я не смог бы представить всю Россию и моё отношение к ней, не смог бы до пристрастия любить Отечество».
Чтобы по – настоящему любить свой край, надо хорошо его знать. Причём, недостаточно быть, только в курсе дел нынешних. Следует иметь ясное представление об историческом прошлом родных мест, о том, как жили здесь предшествующие нам поколения людей.
Хорошо сказал как-то Герцен: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное, глубже опускаясь в смысл былого - раскрываем смысл будущего». Свое будущее мы не можем представить без нашего прошлого. А прошлое мы, можем черпать, если будем общаться с теми, кто делал историю своей страны.
Поэтому для написания данной исследовательской работы мы выбрали тему ««О войне я знал не понаслышке».
В нашей работе представлены истории простых людей. Людей, которые ковали Победу в годы Великой Отечественной войны. Это биографии детей, переживших войну.
Исследования, материалы которого легли в основу этой работы, было сфокусировано на поиске особенностей детских военных дорог и путей.
Основу работы составили воспоминания детей военных лет, наших земляков.

Объектом данного исследования являются воспоминания жителей села Баклуши, Павловский район, Ульяновская область.
Цель данной работы - выявить интересные события, касающиеся военного времени (1941 – 1945 г.г.), и увидеть сквозь семейные истории, которые передавались уже через два, три поколения, как меняется представление о войне, о той роли, в которой в ней сыграли бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки нынешних внуков и внучек.
Предметом исследования выступают воспоминания детей военных лет.
Задачи данного исследования следующие:
- изучить прошлое жителей села и их вклад в Победу над врагом
- создать альтернативную версию, основанную на логике наших рассказчиков
- получить обширный содержательный материал, и понять значение тех или иных событий
- охарактеризовать развитие села в военный период
- проанализировать воспоминания участников военных
Для реализации цели и задачи исследовательской работы были использованы следующие методы исследования:
- жанр устной истории
Это качественный метод исследования в социологии, так как позволяет получить обширный содержательный материал, и понять значение тех событий, практик для каждого отдельного человека и в то же время для всей социальной группы, которую он представляет. Этот метод сфокусирован на уникальных аспектах истории жизни человека и на субъективном, личностном подходе к описанию человеческой жизни, карьеры.

Данная работа состоит из введения, семи историй и заключения.
Их все меньше и меньше – надвигаются годы,
На тех – кто из той. Двужильных людей породы.
Говорят, что человеческая душа не умирает, что она всегда рядом с теми, кто о ней помнит. Когда мы, краеведы Баклушинской средней общеобразовательной школы создавали «Книгу Памяти», то по крупицам собирали сведения о тех, кто воевал и кто погиб на фронте, о тех, кто ковал победу в тылу.
1 часть нашей книги посвящена тем, кто защищал нашу Родину от фашистских милитаристов, о наших земляках – героях, которые вернулись с войны победителями, о тех, кто положил головы за нашу Родину.
2 часть посвящена детям войны. «Они о войне знали не понаслышке». Они вписали строку в историю своей страны, своего родного края, своей малой Родины.

Истории:
Устюшин Виктор Сергеевич (житель с. Баклуши, Павловский район, Ульяновской области).
Когда началась война мне было 3 годика. Рос я мальчиком смышленым, любознательным. Мне до всего было дело, хотя и жизнь была тяжелой…. Отца своего я не помню. Мой отец (Устюшин Сергей Федорович, 1901 года рождения, был призван в красную армию в начале войны. Пропал без вести в октябре 1942 года в г. Сталинграде. Воевала также моя старшая сестра: Устюшина Анна Сергеевна, 1920 года рождения. Была очень смелой, о себе рассказывала очень мало. С войны она вернулась осенью 1945 года с расшатанными нервами. Это все отголоски войны. Сестра Аннушка рассказывала: « Я во время войны шоферила на санитарной машине. Видела очень много смертей. Видела, как в полной тишине распадаются на куски тела людей, как на мертвых тлеют шинели и как шевелятся мертвые от новых попаданий. Я видела участок земли, находился орудийный расчет, где земля извергало из себя пламя, куски стали, едкий дым. И вот на этом месте, четко действовали солдаты, которые обслуживали свое орудие. Лица солдат были сосредоточены работой у орудия. Водила как от взрывов погибали наши солдаты, и падали немецкие захватчики. Помню – кА то мы подбирали после сражения солдат. Было страшно смотреть на это поле. Кругом трупы, и слышны стоны. Подошли, парень лежит, шевелит что – то губами, из ноги кровь фонтаном…. Медицинская сестра прошла все поле, просмотрел всех солдат, офицеров. У всех мертвых по приказу высшего начальства, она расстегивала кармашки гимнастерок, доставала партийные и комсомольские билеты. Потом, уже прибыв в госпиталь, сестричка со слезами на глазах отдавала все эти билеты командиру, который приехал в госпиталь. … Мужчины наши обычно старались беречь нас женщины, порой даже солдатские пайки у нас были лучше. В эти пайки входило: пшенные концентраты, консервы, мыло. Обычно стирали мы на берегу реки ночью, чтобы успеть днем, вывесить его на просушку. … Солдаты на фронте всегда думали о своих родных Говорили: как там дома. Вообще в тылу. Мы на полном обеспечении от народа воюем, народ от себя все нам отдает. Мы солдат в бою теряем, а они – отцов, сыновей, внуков. А кто за это в ответе? Мы! Каждый боец. Уничтожил одного фрица – хорошо, значит, спас от гибели целую советскую семью… приходилось иногда ездить и по трупам…»
Аннушка очень часто мечтала и любила детей. Сказки нам рассказывала про добрых молодцов, иногда собирала вокруг себя детвору , отводила сама нас на детскую площадку, и шла на работу. Бывало нам давала денюшку , и мы шли в кино, смотрели фильмы про войну. Самым любимым фильмом был фильм про Чапаева. Сама Аннушка фильмы не любила смотреть, говорила: «все это не то…». Теперь то я понимаю, почему так она говорила, в фильмах все по другому тогда войну показывали, а на самом деле, кругом смерть и кровь. Умерла моя сестра в 1947 году от головных болей, совсем молоденькой …
Нас в семье было 7 детей. Маменька растила нас одна. Эта хрупкая, сухонькая женщина, как колосок, за своих детей стояла горой. Была очень проворливой. На своих плечах вынесла все: и горе (похоронку на смерть мужа получила), смерть дочери, болезнь детей, голод, холод. Но выстояла. Сумела поднять и вырастить своих детей. Наша семья была трудолюбивая, мы держали корову. Наша кормилица Манюня (так ласково называла ее маменька) помогла нам выстоять в годы войны, и в послевоенные годы. Годы были очень тяжелыми. Работали с утра до ночи. Приходилось платить продналог помню маменька собирала и здавала государству 100 яиц, 30 кг мяса, пряжу. Специально растили крупно - рогатый скот (на несколько семей) для того чтобы сдать государству. Так положено было. Те, кто уклонялись от налога карались законом.
Жить стало полегче только после смерти Сталина.
Маменька наша иногда ходила пешком в Вольск, а мы ждали ее у пригорочка. Пока вместе с ней, буханочку съедим. Идем, веселимся, радуемся встрече с мамой и тому, что мама хлеб принесла, а мама глядит на нас и радуется, что мы с ней рядом. … Выстояли военные годы, победили. Сами военные годы я помню очень плохо, так как маленький был. Но вот после военные годы я помню очень хорошо, это наверно потому что повзрослели мы раньше времени, работать стали раноя работал плугарем. К трактору присоединяли вручную плуг, а мы сидели и управляли им. Бывало и засыпали на рабочем месте. Моим сменщиком была Кисилева Валентина максимовна (ныне покойная). Нам тогда было по 12 лет. Было трудно, но работали. Как и все дети ходил в школу. В школе учебников не было. Бывало один учебник давали на двоих, троих учащихся. Тетради были из бумаги серого цвета в линию, клетку и в косую (косушки). Ручки были деревянные, на них вставляли перья «снегири», «пионер» и «лягушка». Перья макали в чернильницу и писали. Очень часто портили и пачкали тетради. Чернильницы держали в руках, они, почему то не закрывались. Сумки маменька шила из брезентовой ткани (использовали старый плащ отца). Моей первой учительницей была Майя Владимировна (фамилии не помню). Эта маленькая, хрупкая женщина учила нас 4 года. Потом уехала из деревни, выйдя замуж за молодого капитана. Учителем физики был строгий, но очень умный, добрый Николай Александрович Абудков. Геометрию преподавала Матюнина Александра Ивановна. Ненавистный всем немецкий язык учила Зайцева Галина Александровна. Этот предмет мы не любили и очень обрадовались, когда учительница уехала на север. Это счастье было не долгим. Преподавать немецкий язык стала Полина Алексеевна Смирнова. … О странах, путешественниках и городах нашей необъятной Родины нам рассказывала Александра Александровна Богатова. Ее мы слушали затаив дыхание. .. вместе с нашими учителями нам приходилось работать на колхозной бахче, собирать хлеб, заготавливать дрова, кизяки. Мы, мальчишки вечно ходили с исцарапанными и искусанными каморами ногами и руками. Я очень любил поутру купаться холодной, колодезной водой. Помню, бывало, подойдешь к ведру. Наберешь воды в корец, и, встав к лохани, начинаешь поливать из ковша в ладошку правой руки холодную колодезную воду. Стремительно брызгали из ладошки водой в лицо, и, окончательно проснувшись, начинаешь натягивать через голову рубашку.
Еда у нас была нехитрая. Утром обычно маменька ставила на стол крынку молока, ломоть хлеба (ржаного), только по праздникам пшеничное. И строго поговаривала: «ешьте сорванцы, до обеда далече». Если было холодно, обычно одевали ватник, или плащ. … мы, дети войны, как модно сейчас называть , день и ночь трудились, на хлебоурочной ниве, в своем колхозе. … После школы, я закончил 8 классов, стал работать на лошади приходилось выполнять разную работу. Возил продукты, горючее из станции р.п. Николаевка и Бобровка (ж/д станция. Днем работал, а вечером учился в вечерней школе. В армию призвали меня в 1958 году, служил в Белоруссии, в регулярных войсках. Прослужил 3,5 года (в то время служили 3 года, смены не было, и нас задержали на полгода). После службы вернулся домой, в родное село. Выучился на токаря. Моим учителем и наставником был Гвоздков Михаил Григорьевич . Учился при МТС в селе Баклуши. После учебы проработал 4 года в МТС. После того как расформировали МТС, стал работать плотником. Работу свою очень любил. Стаж работы – 45 лет, а если включать и все детские годы (работа плугарем, пастушком, прицепщиком), то будет все 60 лет.
Женился в 1963 году на самой красивой девушке из села – Богатова Галина Федоровна. Вырастили сына. Моя супруга с 15 лет проработала в колхозе: дояркой, санитаркой, осиминатором, дояркой. Несколько лет была депутатом, передовиком социалистичекого труда. По настоящее время живем со своей супругой вместе заботясь друг с другом, и радуясь встречи с детьми и внуками.
Урцына (Храмова Антонина Федорона.
Сегодня, мы побывали в гостях у жительницы села Плетьма (в настоящее время она живет у своей дочери в с. Баклуши) Урцыной (Храмова) Антонина Федоровна.
Антонина Федоровна родилась в деревне Штаб в 1938 году в многодетной семье Храмова Федора Павловича
Когда началась война маленькой Антонине было 4 годика. О первых годах войны она не помнит, но вот последующие годы помнит отчетливо. Это наверно потому что, приходилось молоденькой девочке «хлебнуть» много. Война рано заставила взрослеть, уметь иногда в таком раннем возрасте принимать правильные решения. В 7 лет маленькая, хрупкая девочка Тонечка Храмова начала работать плугарем. Сидела по 4 часа и управляла плугом. Антонина Федоровна говорит: «вставали как птицы с зарей и укладывались спать в сумерки. Без нытья и хныканья работали, понимали, что трудно нашим мамам и бабушкам. Помню - когда моя мама готовила на стане обед колхозникам я старалась подносить холодную водичку из деревянного жбана. Поддерживала костер, под которым подвешен котел с варящимся в нем обедом, для чего собирали по обочинам дороги, где прогонялось стадо коровьи, сухие «лепешки» и во многом другом, что было силу. …
До войны и после я любила пору сенокоса. С самых коротких ночей летней поры и по Ильин день, когда «сено сметать – пуд меду в него накласть». Каждый двор готовился к этому светлому дню. Косить приступали, когда кукушка откукует, это было после Петрова дня. Именно в это время трава зрелая была и падали семена. Сенокос проводили сообща, поочередно для каждого подворья. Трудились коллективно, дружно. Впереди шел дедушка Костя Маврин . Он был лидером – косарем от бога. Именно он делил зачин и за ним двигались остальные мужчины. Работали от зари до зари. Мы, ребятишки таскали узелки с едой, утром (к 9 часам). В котомочках обед был скромный6 крынка молока, 2 яичка, хлебушек, лучок зеленый, да несколько картофелин.
Женщины приходили к обеду. Приносили для мужчин и нам ребятишкам обед (ближе к 14.00.). у всех на руках грабли и вилы (деревянные). Они обычно ворошили скошенную траву. Когда трава высыхала, собирали в копны, а к вечеру высохшее сено мужчины вывозили поочередно на лошадях по подворьям. У каждой семьи был свой участок. Очередность косьбы определяли по жребию. Помню, наш участок был рядом с участком дядьки Тимоши Машкова у реки, и мне коза Высохшее сено мужчины возили поочередно, мне казалась, что наша трава самая сочная и хорошая. Выкашивали наши отцы пудов под триста, а то и больше. На каждую живность сенца припасывали. В каждом дворе держали скотину. А те, кто не держал скотину, жили плохо и работали в основном колхозе, а подрабатывали у тех, кто мог заплатить за работу. Наша Зорянка (так называла нашу кормилицу маманя) всегда давала хорошее, жирное молочко, потому что досыта наедалась. Мамаша всегда говорила: надо Зорянку кормить хорошо, так как у коровы «молоко на языке».
Нашим родителям и нам детворе прохлаждать некогда было, так как после сенокоса, начиналась уборочная пора. Все взрослое население ( в основном мужчины) села в это время находилось на поле, жили в палатках или шалашах, которые были сделаны из сучьев и веток ольхи. Косили тоже в основном вручную (только когда появились трактора стало чуть полегче). Трактора были открытые. Мужчины трактористы (были среди них и девушки – Полина Храмова) работали в пыли, в жару и в дождь. Мне казалось всегда, что они не знали усталости, всегда улыбались . Во время отдыха пели песни и частушки…. Помню, мне уже было 16 лет, стояла жара страшная, но хлеб вырос. А в августе. Перед самой уборочной начались дожди, нельзя было даже из дома выйти. Хлеба были залиты водой, и мужчины – трактористы оборудовали трактора , так чтобы можно было сырой хлеб сушить, то есть косили хлеб, так, чтобы сваливать валки на высокую стерню. Хлеб обмолачивали на полозья, а мы, молодые девчата и женщины ворошили и собирали хлеб… Домой и ной раз приходили мокрыми . Подол юбки намокший от сырой грязи, голые колени, испачканные землей, кирзовые сапоги, большие не по ноге. … А как мы отдыхали? Это любо дорого вспомнить. Наши певуньи – Павлина Сорокина и Мария Урцына запевали песни, а все остальные за ней подпевали. А сколько песен знали. Стоило появиться гармонисту - (первый парень на деревне) Мануил Сорокин (он всегда появлялся на мотоцикле, самый первый после войны купил мотоцикл), девушки и женщины вставали с мест и начинали петь и танцевать. Пели веселые песни и частушки (бывало на ходу сочиняли), а когда взгрустнется пели грустные песни., про неразделенную любовь и войну. … Когда мы спросили, у Антонины Федоровны как на селе праздновали День Победы, она не задумываясь ответила: «Это был самый светлый праздник. Праздник радости и грусти. Потому что не было на селе семьи, которой не коснулась война. Вспоминали своих отцов, сыновей и дочерей. Все до одного шли в клуб, на концерт (музыкальные номера ставили дети и молодежь). Обязательно ставили спектакль на военную тему, готовили целый месяц к этому празднику по вечерам и после работы. Старшее поколение шли на кладбище и там молились, поминали солдат. Церкви не было, считалось, что нет бога, но люди по - своему верили в бога, и знали, что погибших солдат хранит бог…. Ругались очень редко, и, то по работе. Народ тогда был добрее чем сейчас, это наверно от того что мы все были одинаковые, дружные. Друг на друга не обижались, да и не принято было обижаться… Зимними вечерами, мы, молодежь собирались в клубе. Ставили спектакли, пели песни, смотрели фильмы. Очень часто перед нами с лекциями выступали учителя, рассказывали о политике, о культуре, артистах. А наши родители занимались своими делами, женщины пряли, вязали, шили, а мужчины ремонтировали обувь, что - то выпиливали из дерева или готовили свои инструменты. Не зря говорят: готовь сани летом.
Жили трудно, но дружно. Не дай бог, пережить нашим детям и внукам, то, что пережили мы. Сохранит нас и детей бог от войны…
Таланова Валентина Михайловна (житель с. Баклуши, Павловский район, Ульяновской области).
Я родилась в 1932 году. Всю жизнь прожила в селе Баклуши. Перед началом войны мне исполнилось 9 лет. В родном селе таких девчонок и мальчишек, как я осталось очень много. Именно мы, дети от 9 до 15 лет остались за основную рабочую силу среди селян. Мы трудились то на хлебоуборочной ниве в своем колхозе, на создании оборонительных сооружений на угрожаемых направлениях прорыва фашистов в Саратовской и Куйбышевской области, на возведении которых уходила по три месяца, то в «девичьем гарнизоне» на курсах комбайнёров, и на уборочной в соседних колхозах, на покосе подсолнечника по снежному декабрьскому полю.
Мы многое пережили. Об этих годах вспоминать очень страшно. На глаза слезы накапливаются. Было голодно и холодно. В нашей семье, у маманьки с папанькой было пятеро детей: четыре дочери и сын. Из всех детей в нашей семье туго пришлось (я так считаю) моей сестре: Куяновой (Поповой) Евгение Михайловне и брату Куянову Василию Михайловичу. Моей сестре Евгение было 17 лет когда началась война, и ее молоденькую девчушку вместе с подругами: Богомолова Анна Егоровна и Ефремова Анна Сергеевна, вызвали в военкомат и отправили в город Чапаевск (Куйбышевской области). Девчата работали на патронном заводе, жили в общежитии. Сестра рассказывала, что труд на заводе был адский, у станка работали в основном дети. Делали патроны, а затем укладывали их в ящики. Приходилось поднимать ящики с патронами по 25 килограммов. Работали по 16 часов. Кормили их по тем временам хорошо. Взрослые особенно старались накормить хорошо именно детей. Были случаи, когда ребятишки сбегали, но их возвращали, и приходилось работать за двоих. В выходные дни (2 – 3 дня за несколько месяцев накапливалось) девчата приезжали домой. Добирались на перекладных. Многие дети пострадали на этом заводе. По осторожности многие лишались пальцев, рук. Случались от взрыва теряли зрение. Особенно трудно приходилось работать зимой. Помещение завода были большие, отапливались очень плохо. В общежитиях стояли буржуйки. Топили дровами, сами же и заготавливали дрова. Жили по 6 – 9 человек. … Моя сестра после войны домой не вернулась. Выучилась после войны и продолжала работать на заводе, но только в городе Новокуйбышевске. В те времена сельские жители не имели паспортов (все селянам стали выдавать паспорта только в 1976 году), и поэтому те, кто работал в городе, так они и остались там. … Моему брату Васили пришлось тоже много хлебнуть. Это наверно еще потому, что он был слишком шабутной. Когда началась война ему было всего то 11 лет. Мы с ним работали в колхозе. Он работал плугарем, а меня определили в овцари, ухаживала за ягнятами. Во время войны мы с братом не учились, надо было помогать маменьке. Брата после войны, в 1948 году определили в ФЗО. Учился он и работал в ФЗО Куйбышеве, где готовили железнодорожников для работы на станции Куйбышев, Пенза, Рузаевка, Сызрань. Брат говорил, что было очень тяжело, и поэтому он вместе со своими друзьями сбежали оттуда, но их на станции Сызрань поймали. И он отсидел три года в лагере в г. Пермь. Работал на моторостроительном заводе. В первое время выполнял всю черную работу, а потом когда обучили на токаря, стал работать по специальности. Затем вернулся в родное село, проработал 10 месяцев в колхозе конюхом и его забрали в армию. Служил три года в железнодорожных войсках. Всегда Василий говорил: от чего ушел, к тому и пришел. После армии вернулся в родное село, помогал строить коровник и свиноферму. Был не многословен, ни на что не жаловался. Трудился до самой пенсии в колхозе….

Ефремова (Шепелева) Анна Ивановна житель с. Баклуши, Павловский район, Ульяновской области).
Сегодня, я побывала у Анны Ивановны Ефремовой (Шепелевой). Эта бабушка почтенных лет внятно рассуждающая, с живой мимикой на лице, с горящими глазами… рассказала мне, что жизнь прожила в селе Баклуши… Когда началась война ей было 17 лет. Всех мужчин села забрали на фронт, за исключением совсем юных, старых и больных. С питанием было тяжело. Любой урожай, любая добыча пропитания облагалась налоговыми сборами. Поэтому ребятишки собирали крапиву (щи из нее изумительные), щавель. На селе приходилось работать по 12 – 18 часов. За годы войны я была и считаводом, и трактористом. Совсем молоденькой села за колесный трактор «Козелок». Тяжело было, но мы работали, понимали, что всем тяжело. Тяжелее был там, где фашисты хозяйничали, тяжело было на фронте мужчинам и женщинам которые изгоняли с нашей земли немцев. В 1942 году меня вместе с подругами: Женей Куяновой, Анной Богомоловой отправили в город Чапаевск (Куйбышевской области) на патронный завод. Делали мы патроны для фронта. На заводе работали в основном дети, и это было самое страшное. Представьте себе, совсем ребенок, от роду 15 – 16 лет, а стоит за станком и делает патроны. Жили мы в бараках. Помимо
работы на заводе, приходилось самим заготавливать дрова. Топили печи буржуйки. Для этих печей дров уходило мало и тепло было. Старались работать без выходных, что бы потом взять 2 – 3 дня отпуска и съездить домой. Бывало приедешь домой (добирались на попутных машинах от станции Славкино, а до станции на поезде), стареешься помочь маменьке по дому. Искупаешься в баньке и обратно в путь. Опаздывать было нельзя. Бывало ребятишки, и сбегали, но их возвращали, и тогда уже отпуска они не видели. Кормили нас не плохо. Старались получше накормить детей. Хлеб и крупы получали по карточкам. Работать на заводе было тяжело. Работали по 12 – 14 часов в сутки. Только дети работали по 8 – 9 часов. Таскали тяжелые ящики с патронами. Многие девушки и дети подорвали свое здоровье в холодных цехах завода. Но на жизнь не жаловались нельзя было. Говорить много нельзя было, не позволительно. … В часы отдыха старались читать (иногда одну и ту же книгу перечитывали по несколько раз), пели песни и частушки. Жили мы дружно, старались держаться друг за друга. Это сейчас завидуют другу, а тогда мы ни когда не завидывали и радовались удачам других. А как радовались когда получали весточку из дома или с фронта. Смерть родных становилось болью других. Помню, когда в первый раз попала в Сызрань (ехала из Чапаевска в отпуск), то увидела невзрачный город. Серые дома, окна заклеены крест на крест и наискосок белой бумагой. Завалены старыми одеялами. Во дворах вырыты зигзагообразные окопы, в которых надлежало прятаться в часы налетов фашисткой авиации… Домой я вернулась весной 1944 года. Вернулись мы с Анной Богомоловой, Женя Куянова осталась работать на заводе.. Отдыхать было некогда, и я сразу же принялась работать. Села за за трактор, и проработала на «железном» до 1950 года. Работу свою я любила, выполняла любую работу качественно. Иначе нельзя было, нужно было ковать победу в тылу. А до конца войны еще оставалось целый год. О событиях с фронта узнавали с газет или от фронтовиков, которые возвращались домой ранеными. … Мой отец Ефремов Иван Иванович воевал. Ушел на фронт в 1942 году, вернулся в 1946 году. … Я по молодости очень любила посидеть у самовара (у российского самовара есть волшебная сила, она умеет приоткрывать человеческие души) с маменькой (хотя не всегда это удавалась нам) и со своими младшими сестрами и братьями ( у маменьки нас до войны восемь детей). Мы, сидя у самовара, мечтали о том, вот, вот закончится война, вернется папенька, будут цвести сады, колоситься хлеб, и наступит замечательная мирная жизнь. Хотя понимали, что и после войны будет тяжело…. Маменька наша старалась из всех сил, сохранить нас. И всегда помнила папенькин наказ: «Евдокия береги и сохрани детей». И маменька наказ выполнила. Именно такие женщины, как моя маменька работала не покладая рук, работала и обставляла в работе всех мужчин. … Я любила убирать хлеб. Едешь бывало по полю и даже пыль столбом, а земля пахнет зерном. Когда села за комбайн и вовсе нравилось видеть, как из бункера льется как вода «золотая» пшеница. Красиво! Всякое бывало в работе. Помню, даже как комбайн попятился с горки, а сзади два трактора ехали. Испугалась сильно, но сумела сориентироваться и вывернула штурвал. Он остановился никого не задел. Председатель колхоза Иван Васильевич Разлукин подошел ко мне, сначала похвалил за то, что сберегла технику, но и поругал, сказал, что нельзя терять бдительность. …. Мне и сейчас нравится техника. Они как лебеди (особенно комбайны) плывут по желтому полю…
Говорят, что человеческая душа не умирает, что она всегда рядом с теми, кто о ней помнит…. И на глазах теплые слезы. Будь здоровой, баба Нюра. Многих вам лет жизни и бодрости.
Ефремова (Лапшина) Галина Ивановна житель с. Баклуши, Павловский район, Ульяновской области).
Когда я зашла к этой милой женщине, поняла, что попала в мир добра и тепла. … И сейчас полна очарования, а теперь уже и мудрости… Тепло и уютно в доме у Галины Ивановны. С фотографией на стене улыбаются ее старенькие родители, дети и внучата. … Эта очень мудрая, и обладающая феноменальной памятью женщина рассказала очень много интересного о жизни своих земляков в послевоенное время. О себе говорила очень мало. Когда я спросила у нее, что вы можете рассказать о военном и послевоенном времени, как жили ? Она посмотрела на меня своими теплыми, полными жизни глазами и начала свой рассказ… «Мне было полтора годика, когда началась война, и поэтому я ничего не могу рассказать о военном времени. Только со слов своих родителей, деда и старшей сестры знаю, что жили в годы войны. Не хватало мужских рук в колхозах. В колхозе работали женщины, старики да дети, от 9 до 16 лет. … Мой отец – Иван Иванович Ефремов воевал на Ленинградском фронте с 1942 по 1946 год. С войны отец вернулся, слава богу, живым, но раненым в бедро. Я была маленькая, мне было семь лет, но я отчетливо помню, как вернулся с фронта отец. Я играла с соседскими ребятами в саду. Какая - то женщина проходила мимо дома, и крикнула моей маме: теть Дусь, там дядя Ваня с войны вернулся. Мама в это время мыла полны на крыльце, бросила ведро и мы побежали все вместе встречать отца. Он был такой большой, сильный, но уставший. Взял в руки нашу самую маленькую Валюшку (ей было 4 годика, она родилась уже после отъезды отца), но она начала прятаться и плакать. И тогда папа улыбнулся, взял меня на руки и все подались к дому . в этот день у нас дома собралось много народу: родственники, соседи и просто жители села. А наследующий день пришли из соседнего села (с. Муратовка). Все старались узнать, что нового творится в мире, и про своих родственников, которые не вернулись с войны. … Помню, я уже работала, к папеньке пришли ученики с учительницей из школы, и попросили рассказать о военных годах. Папа помолчал немного и начал свой рассказ… «Как то получили мы приказ о внезапной переброске дивизии в район действия другой армии по не обустроенным дорогам, по бездорожью. Мы каждый километр одолевали с трудом, выталкивали машины и тягачи из наполненных талой водой дорожных выбоин. Мы не понимали, зачем оставляли хорошо оборудованные позиции, которые находились в состоянии полной боеготовности. Офицеры не разъясняли нам причину смены участка фронта, и перебрасывали дивизии ускоренным маршем. Хотя не всегда получалось ускоренно. Помню – однажды, прибыли молодые ребята, недавно достигшего призывного возраста, еще ни разу не участвовавшие в боевых действиях, без фронтовой закалки. Но, что удивительно, после изнурительного марша среди них не оказалось ни одного отставшего. Ребята были смелые, но после боя они выглядели так, словно перенесли тяжелую болезнь. Как – то выполняли ы земляные работы по созданию и закреплению позиции, ребята выдыхались, настолько изнемогли, что не смогли выбраться из выкопанных ими траншей когда раздавалась команда к приему пищи. Командиром у нас был парнишка 27 лет, волосы у него были седые как лунь. Он был всегда собран и скуп на слова. Всегда предъявлял к себе жестокое требование: командир отвечает за всех и каждого сам, один. Он всегда умело управлял боем, и всегда особо отличавшиеся солдаты принимали участие в совещаниях при разборке минувшего боя, и после общей оценки, он представлял им слово. Для солдат это было как наградой. Прекрасно помню как наш командир погиб. Во время контратаки, опередив солдат, выбежал вперед в полный рост, подавая пример героизма, и солдаты естественно, последовали за своим командиром, но фашистские автоматчики сосредоточили свой огонь против атакующих в рост советских солдат. И хотя тех фашистов можно было запросто накрыть минометными, этого делать было уже нельзя, так как раненый командир, держа в руках пистолет, продолжал вести свое подразделение на сближение с противником. Командир упал, солдаты вели бой не с целью овладения первой оборонительной полосой противника. А за то чтобы отомстить за своего командира. И всем мы вот доблестно на ровной местности, которую миновали врассыпную бегом, сохраняя при этом свои силы, что бы осторожно по пластунски на брюхе передвигаться по опасному для прицельного огня противника участке… Мы победили в том бою, но командира своего потеряли. Помню только, как его вещи – небольшой чемоданчик и партбилет, отправили домой к его матери под Выборг. …. После первого ранения, я попал в танковую роту. И сам поджег два фашистских танка, только из – за отчаянной на них злости… Я как любой солдат, любил получать письма из дома. Жена всегда подробно в письмах рассказывала, как они живут, про колхозные новости, о том как растут дети. Отписывала, как собрали урожай или закончили посевную. В своих же письмах, просил жену об одном, что бы она сберегла детей. И моя Дусенька моя наказ и просьбу выполнила»,… Помню отчетливо, как папа после войны всегда благодарил маму, за то, что она сохранила в годы войны детей и корову. О себе отец ни чего не рассказывал. Это я сейчас, по истечению многих лет, понимаю, что нужно было расспросить его о войне, о том, как воевал и где воевал. И тогда бы наши дети, внуки знали бы о истории нашей страны не из учебников, а от конкретных людей, которые делали эту историю….. После войны папа, как и все вернувшиеся с фронта пошел работать в колхоз… Выжили мы на трудолюбии своих родителей, их любви, и на картошке с тыквой. Володя брат (1935 года рождения) работал летом на поле, сгребал сено, возил воду и горючее на быках, собирал колоски. Сестра Мария (1929 года рождения) сидела с малыми детьми. Нас было 8 детей, и все мал, мала меньше. …. Сестра Анна с 17 лет работала на тракторе. С 17 лет работала на патронном заводе. И с 1944 года, и до самой пенсии работала в колхозе. Была кормилицей (так называла ее маменька)… В годы войны и послевоенное время было очень тяжело. Питание было скудное. Хотя мы и держали скотину: корову Нюшу, поросеночка, кур, бычка. Но, не хватало молока, мясо, яиц. Так как наша маменька отдавала по 100 яиц (в год), масло 10 килограмм, мясо (не помню сейчас сколько килограмм) в колхозную кассу, как продналог. Ели кашу с тыквой, пареную картошку. Собирали летом траву: кашицу, клевер, подорожник, чеснок, щавель. На зиму собирали чеснок, грибы. Когда варили щи (из квашеной капусты), маменька в щи клала чеснок и крапиву. Голодно жили до 1954 года. Уже с 1954 года стало жить получше. Тем, кто работал в колхозе стали давать хлеб. … И именно с 1954 года стали в садах сажать смородину, барбарис. Если бахчу сажали еще до войны (тыкву, арбузы, капусту, свеклу, картошку), то только с 1955 года стали сажать томаты и морковь. Семена покупали на рынке, у кадышовских (жители села Кадышовка) женщин. Именно из Кадышовки отец привез первые кусты смородины и банку кислого варенья (служак подарил). Помню капусту на зиму заготавливали по 2 кадушки (20 ведерные). Мы дети, любили винегрет (капуста, свекла, картошка и масло подсолнечное)… Зарплату в колхозе стали получать с 1968 года. Раньше работали за трудодни…. Летом ребятишки (17 – 30 лет) работали в основном в лесу, валили лес (липа, сосна). Лес возили на лошадях телегами (роспуски- 3 метра) уже готовый лес, пригодный для строительства. Молодежи было много. Считайте – 600 дворов, и в каждом дворе по 7 – 10 детей. Жили дружно…. Учились в школе по 2 смены вместе с ребятишками из с. Муратока…. Когда я попросила у Галины Ивановны рассказать про своих учителей, она с такой любовью начала говорить про них. … У нас были самые умные, добрые и знающие свое дело учителя. Это : Царев Александр Григорьевич - директор школы, дети его очень любили и уважали. Никогда не повышал голоса. Всегда говорил: надо детей любить, и тогда они будут тебя любить. Лебедев Алексей Васильевич, Горланов Александр Дмитриевич, Зайцева Галина Александровна, Матюнина Александра Ивановна, Абудьков (не помню уже как звали). Они учили нас не только грамоте, но и жизни. Работали вместе с нами и в поле и на строительстве коровника. …. Галина Ивановна вспомнила (со слов своего деда Ивана Павловича Ефремова) и рассказала мне и о, истории села Баклуши, о том, что в селе была часовня кирпичная (до войны). Священнослужителем был Виноградов. Приезжал из Озерок в Михайлов день (помню 21 ноября). Вел службу исправно…. Радио в селе появилось с приездом Е вгения Ивановича Смирнова в 1950 году. Он после армии работал в селе электриком….. Председателем колхоза до войны и после войны был Иван Васильевич Разлукин. А председателем сельсовета был Гаврила Васильевич Богатов. Он умер от туберкулеза в конце войны. С 1945 года председателем сельсовета стал Царев Алексей Иванович (участник Великой Отечественной войны, офицер). Вернулся с войны раненым. Был очень образованным человеком. … В селе Баклуши был МТС (Машино – тракторная станция). Инженер – Петр Егорович Гумилев. Родом из села Шалкино. После того как расформировали МТС переехал в село Арское. …. Село наше было большое. Мой трудовой стаж начался с 14 лет.
Богатова (Ефремова) Антонина Федоровна. Я родилась в селе Баклуши, Павловского района, Ульяновской области в простой крестьянской семье. Родители были крестьяне, мама неграмотная, у папы 4 класса образования. Детей нас было пятеро. До войны и после войны родители всю жизнь проработали в колхозе. Жили до войны тяжело, впроголодь. Чем могла, помогала семье старая бабушка, отцова мать. Она очень хорошо шила. Шила ругами (машинок не было) одежду. У нее руки были золотые. Из любой старой телогрейки, халатика могла любую одежду сшить. Хоть не голые ходили. Отец все время куда – то ездил, чего – то покупал, менял. Так дожили мы до 1941 года. Папа работал в колхозе плотником. Жизнь как – то стала налаживаться, получше стало. Папенька мечтал поставить новый дом, но война разрушила все планы и старания. Осенью 1941 года, Папа – Федор Павлович Богатов ушел на войну. Мы остались одни. Я была очень маленькая, и все это помню и рассказываю только со слов мамы. Ее уже сейчас нет, но я ее часто вспоминаю, понимаю, как ей было тяжело с нами в годы войны. Мужчин в деревне не было вообще, были все подростки, которых не взяли в армию. В деревне остались старики, да немощные. Жизнь (со слов мамы) была очень тяжелой, голодно, холодно было, но выжили. Мама сохранила нас всех. Я помню прекрасно, как отец пришел с войны (осень была, тепло было). Вся грудь в орденах. Мы играли в городки у соседей во саду, пришел Саня Лазарев и говорит: Тонька беги домой, твой папанька с войны пришел». Я бросила палку и домой. Забежала в избу, а там народу полно. Поздоровалась с папенькой, и в угол за занавеску спряталась. А он мне помню, дал петушок – леденец и куклу, маленькую. Вечером уже я разговорилась, и начала с ни играть…. Сначала в школу я не ходила, помогала маме по дому, сидела с младшенькими. Папа пошел работать в колхоз. Работал на трех работах: штукатур, плотник, сеял хлеб. Зарплату не платили, работали за трудодни. Только после смерти Сталина стали получать зарплату. Как во время войны, так и после войны все колхозники платили продналог: 100 яиц, 10 кг сливочного масла, и мясо. В селе собирала продналог Карпухина Клавдия. Ее обязали это делать. … Питались мы кислым молоком, картошкой. Мама делала лапшевник из щавеля. Досыта хлеба не было. Хлеб мама пекла сама из муки, которую мололи в жерновах. Мука была грубая, некачественная, но пшеничная. … С лета заготавливали всей семьей корм для скотины. Без скотины нашим родителям ни как нельзя было, нас у родителей было 9 детей (после войны родились еще четверо детей). … Все мы трудились от зари до зари. Брат после окончания школы выучился на строителя. Принимал участие в строительстве клуба. А после того как женился, уехал в Астрахань, и там работал в строительной компании, строил дома, для жителей Астрахани. Остальные братья и сестры выросли и остались в селе. Сама я всю жизнь проработала в колхозе: скотницей, дояркой. Вырастила двоих сыновей. Сейчас на заслуженном отдыхе, ветеран труда. Заслуженный колх
Заключение
Наше исследование, построенное на воспоминаниях людей, переживших войну, основано на использовании жанра устной истории – люди (дети войны) рассказывали о войне не только как об историческом событии, но и как о времени. В котором им пришлось жить. До наших дней дожили немногие, кто был очевидцем войны, и знает ее не по учебникам. Как не страшно говорить, но с каждым годом все меньше шансов зафиксировать хрупкую и изменчивую ткань памяти тех, от кого мы можем узнать, как жили, что переживали люди в те далекие годы. Живая человеческая память становится тем источником, из которого мы можем воссоздать 2другую» войну: не «официальную» версию, сконструированную для нас учебниками, не идеализированную гениальными, но все, же столь пропагандистскими советскими фильмами, а страшную, иногда тихую, иногда веселую, иногда тяжелую повседневность долгих военных лет. И что чрезвычайно важно, потому что война – это не только политика государств, но и жизнь людей, их повседневность, а коллективная память становится «мостиком», соединяющим историю и настоящее, легенду и реальность.
Воспоминания людей о собственной жизни, выраженные в устной истории становятся уникальным исследовательским материалом, позволяющим как реконструировать историю. Так и понять субъективные смыслы и интерпретации, которыми участники нашего исследования наделяют отдельные факты, случаи.
Мы не пытались в нашем исследовании противостоять «правдивую» и «ложную» версию войны или восполнить многочисленные «белые пятна» в истории тех лет. Исследование носило просветительский характер. Мы старались дать понять нашим информантам, что их опыт очень значим, и что война – это не только передовая.

Оглавление
Введение _____________________________________ стр. 3
Истории: ______________________________________ стр4 - 17
Устюшин В.С. __________________________________ стр. 4 - 6
Урцына А.Ф. ___________________________________ стр. 7 - 8
Таланова В.М. __________________________________ стр. 9 - 10
Ефремова (Шепелева) А.М. _______________________ стр. 11 – 12
Ефремова (Лапшина) Г.И. ________________________ стр. 13 - 15
Богатова А.Ф. __________________________________ стр. 16 - 17
Заключение ___________________________________ стр. 18