Доклад на районном МО учителей ИЗО и МХК «Развитие навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятие этой деятельности как части своей жизни»


Доклад
на районном МО
учителей ИЗО и МХК
«Развитие навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятие этой деятельности как части своей жизни»
24.11.14г.
учитель ИЗО и МХК
Винницкой школы
Петренко М.К.
Симферополь
Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать собственные ресурсы);
самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Основная задача учителя: создать ситуации (условия), инициирующие действия учащихся по освоению универсальных учебных действий, с помощью которых школьники смогут сами добывать информацию о мире.
Изучение изобразительного искусства и мировой художественной культуры способствует гармонизации эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основы формирования целостного представления о мире.
Одной из самых доступных массовых форм постоянного углубления и расширения знаний является самостоятельная работа как средство образования (Ш.А. Амонашвили [1] , М.Н. Скаткин [10] и др.).
Цель деятельности преподавателя ИЗО и МХК направлена на создание активного личного отношения каждого к процессу обучения, на организацию самостоятельной деятельности учащихся по овладению содержанием курса. Важно осознать, что цель деятельности педагога не сводится к передаче суммы знаний, главное – стараться включить полученные знания и впечатления в систему имеющегося у каждого некоторого жизненного опыта и опыта общения с искусством. Осуществить это позволяет система самообразования, решаемая через активно-познавательную учебную деятельность, через самостоятельную работу.
Это позволяет разрешить противоречия
между низким уровнем мотивации к знаниям и высоким требованиями, предъявляемыми к образованию школьников;
между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков учащихся и слабым уровнем развития самостоятельной деятельности;
между восприятием уроков ИЗО и МХК как второстепенного предмета и высоким требованием государства к современной развитой личности;
между требованием современной системы образования к проявлению высокой степени самостоятельности и организации школьников и слабо развитыми у них навыками самостоятельной работы.
Система обучения, направленная на технологию организации самостоятельной работы, позволяет оптимально сочетать традиционные и инновационные технологии, использовать современные методы диагностики и контроля, позволяющие интенсифицировать деятельность обучающихся; конструировать содержание образования.
Знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.
Самостоятельная работа занимает особое место в развитии познавательной активности учащихся. Однако до сих пор ведутся споры о том, какой вид деятельности, который совершает ученик в обучении, называется самостоятельной работой.
У всех авторов статей и пособий подчеркивается, что особенностью подготовки специалистов является принцип максимальной самостоятельности учащихся. Но авторы приходят к различным выводам о сущности самостоятельной работы, относя её либо к методам и приёмам обучения, либо к формам организации учебного процесса, либо придавая самостоятельной работе независимый от преподавателя характер.
Так, проф. С.И. Зиновьев пишет, что в высшей школе «понятие самостоятельности связано с представлением о независимости в выборе путей и средств решения, стоящих перед человеком задач» [6]. Такой подход способствует тому, что может установиться тенденция, считать самостоятельную работу учащихся учебой без руководства и помощи со стороны преподавателя.
Своё определение самостоятельной работы даёт Б.П. Есипов: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои умения и выражая в той или иной форме результаты своих умственных действий» [4]. П.И. Пидкасистый предлагает свою трактовку самостоятельной работы: «Самостоятельная работа – это средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации. Формируемая в каждом конкретном типе и виде самостоятельной работы задача позволяет включать учащихся в управляемую познавательную деятельность, т.е. вызывать у них определенную умственную активность разной структуры, которая регулируется осознаваемой ими целью. Следовательно, самостоятельную работу правомерно рассматривать как средство организации и выполнения учащимися определенной деятельности в соответствии с поставленной целью» [9].
Правильная организация самостоятельной работы имеет огромное образовательное и воспитательное значение.
П.И.Пидкасистый выделил пять уровней самостоятельной работы по развитию творческих способностей [9].
Первый уровень - дословное и преобразующее воспроизводство информации.
Второй уровень – самостоятельная работа по образцу.
Третий уровень – реконструктивно-самостоятельная работа (составление кроссвордов, интервью и т.п.).
Четвёртый уровень - самостоятельная эвристическая работа. (При эвристической беседе учитель направляет поиск, последовательноставит проблемы, формулирует противоречия, создает конфликтные ситуации, а ученики самостоятельноищут решение возникающих проблем или под-проблем)
Пятый уровень - творческая (исследовательская, опытническая) работа.
Применение различных форм самостоятельной работы на уроках позволяет эффективно организовывать групповую и индивидуальную работу на уроках, способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся, позволяют индивидуализировать процесс обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Цель организации самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы обучать школьников не отдельным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая характерна для самостоятельного решения задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности.
Наиболее полное и адекватное определение самостоятельной работы приведено в педагогической энциклопедии под ред. И.А. Каирова и Ф.Н. Петрова: «Самостоятельная работа учащихся – многообразные виды индивидуальной и коллективной учебной деятельности школьников, осуществляемой ими на классных и внеклассных занятиях или дома по заданиям, без непосредственного участия учителя. Выполнение этих заданий требует от учащихся активной мыслительной деятельности, самостоятельного решения различных познавательных задач, применения ранее усвоенных знаний. Учащиеся приучаются к самоконтролю, у них воспитывается ответственное отношение к учебному труду, стремление к товарищеской взаимопомощи. Применяя различные виды самостоятельной учебной работы, необходимо стимулировать развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся во всей системе учебных занятий» [8].
Самостоятельная работа служит основным средством формирования умений, навыков и развития познавательных способностей (наблюдательности, памяти, воображения, творческой активности в добывании и применении знаний) у учащихся. Таким образом, мы будем считать, что самостоятельная работа – это познавательная деятельность, выполняемая учащимися самостоятельно, под тактичным руководством преподавателя, а иногда и по заранее заданной программе или инструкции с учетом психологических особенностей, личных интересов и планов учащихся.
Основной признак самостоятельной работы – наличие в каждом виде самостоятельного учебного труда учащихся, т.е. конкретной познавательной задачи, предусматривающей последовательное увеличение количества знаний и их качественное усложнение, овладение рациональными методиками и приёмами умственного труда, умением систематически ритмично работать, открывая для себя новые способы учебной деятельности.
Целью педагогической деятельности является повышение мотивации обучения и качества знаний учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках ИЗО и МХК.
Задачи, способствующие достижению цели:
изучение методов и форм самостоятельной работы, которые будут способствовать повышению эффективности учебного процесса;
обеспечение самостоятельной работы каждого ученика с учетом уровня его способностей и возможностей;
формирование метапредметных, учебных и коммуникативных навыков учащихся.
Для решения поставленных задач автором применялись репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения ИЗО и МХК, необходимые преимущественно для развития навыков творческой, учебно-познавательной деятельности и для самостоятельного овладения знаниями: Лекция – информационно-развивающий метод обучения.
Работа с книгой – возможность учащимся многократно обрабатывать информацию.
Метод демонстрации – заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде.
Иллюстрация тесно примыкает к методу демонстрации.
Видеометод – информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия.
Метод «проектной методики» - активное вовлечение учащихся в познавательную деятельность. Метод проектов созвучен жизненным позициям:
*ребёнок делает с удовольствием только то, что сам выбрал, то что ему интересно;
*ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь.
Метод проектов - главная цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.
В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:
Рефлексивные умения;
Поисковые (исследовательские) умения;
Умения и навыки работы в сотрудничестве;
Менеджерские умения и навыки;
Коммуникативные умения;
Презентационные умения и навыки.
Метод анализа художественного произведения.
Формальный метод - учащиеся определяют структуру произведения (роль ритмического строя форм: круг, овал, квадрат, зигзаг и т.д.).
Герменевтический метод - рассуждение о смысле и ценности произведения.
Метод ХПД - Метод художественно-педагогической драматургии.
 Принципы построения урока: по законам искусства драмы;
учитель-актер (театр одного актера); урок – произведения искусства.
 Построение композиции урока:
завязка;
постановка проблемы;
разработка проблемы;
кульминация;
обобщение важнейших идей;
развязка;
последействие
Урок МХК И ИЗО должен быть:проблемным; актуальным; межличностным. 
Требования к уроку ИЗО и МХК:
на уроке должно царствовать произведение искусства;
тщательный отбор фактического материала;
достоверность фактов;
работа с искусствоведческими терминами
задания творческого характера.
Главная задачи учителя: Организовать встречу учащихся с произведением искусства, добиваясь сотрудничества. Главная формула метода: «Взволновав, заставить задуматься».

Необходимо научить учащихся самостоятельной деятельности с позиций метапредметного подхода, который включает:
- ценностно-ориентационную деятельность;
- познавательную;
- преобразовательную деятельность;
- коммуникативную деятельность.
Только организация самостоятельной активной деятельности учащихся, в ходе которой каждому будет представлена возможность выработать и продемонстрировать собственную систему ценностей, есть путь подлинного приобщения к миру художественной культуры.
Таким образом, необходимым условием эффективности занятий по ИЗО и МХК должна стать опора на принцип активной личной вовлеченности каждого в учебный процесс.
Целенаправленная активная деятельность должна иметь внутреннюю мотивацию. Мотивация – это исток активности личности. Одним из средств активизации деятельности учащихся является проблемное обучение. Здесь важно найти такие проблемы, которые учащиеся захотят обсуждать и почувствуют потребность их разрешения. К числу таких проблемных вопросов можно отнести тему вводного занятия «Зачем нам нужно искусство?» в ходе которого анализируются мотивы изучения содержания курса. Так, рассматривая тему происхождения искусства, ставим проблему: «Зачем первобытному человеку искусство?». Тем самым устанавливается связь между проблемой обращения человека ХХ века к художественной культуре и обращения к искусству человека первобытного общества.
Таким образом, в обучении ИЗО и МХК необходима опора на принцип мотивированности и принцип проблемности. Проблемы и задания должны быть всегда немного более сложными, чем те, которые учащиеся умеют выполнять. Проблемное содержание занятий и соответствующие им циклы деятельности должны опираться на принцип развивающего обучения. Каждый блок занятий должен ставить перед учащимися все более сложные содержательные, коммуникативные и деятельностные задачи.
Поскольку изучение ИЗО и МХК предполагает обращение к разным видам художественной деятельности, то в организации обучения нельзя не учитывать предрасположенность учащихся к тем или иным видам художественной деятельности. Чтобы обеспечить эффективность обучения, необходимо опираться на принцип индивидуализации. Необходимо предоставить учащимся право выбирать виды, формы и способы деятельности, которые соответствуют их индивидуальности. Задача преподавателя в данном случае является постепенное вовлечение учащихся в те виды, формы и сферы деятельности, с которыми они менее знакомы.
При организации самостоятельной работы учащихся и активизации их деятельности в курсе ИЗО и МХК необходимо учитывать все вышеизложенные принципы.
Рабочая программа по предмету МХК ориентирует на организацию самостоятельной работы учащихся. К выполнению программы учащиеся готовятся в ходе самостоятельной познавательной деятельности под руководством учителя. Поэтому усилия направлены на решение следующих задач:
Усвоение новых знаний предполагает подведение учащихся к осознанию значимости места нового материала в системе темы, раздела, курса. Здесь важен подбор заданий на выявление последовательности рассматриваемых вопросов, установление связей нового материала с предыдущим.
Усвоение новых знаний невозможно без опоры на прежний учебный материал, поэтому необходимо актуализировать уже изученный материал. Эти знания непосредственно включаются в процесс самостоятельной деятельности.
Необходимо использовать приемы и задания, стимулирующие самостоятельную работу. Особое место занимает постановка проблемных вопросов, составление типовых планов, использование схематической наглядности.
Самостоятельная работа учащихся подразделяется на аудиторную и внеаудиторную. Начинать желательно с аудиторных форм (лабораторно-практические занятия, контрольные, проверочные задания, работа с книгой, игры и др.). Воспитание самостоятельности следует разбить на этапы, которые можно варьировать, исходя из объёма изучаемого раздела и уровня подготовки учащихся.
Подготовительный – в начале учебного года проводятся стартовые контрольные работы, позволяют оценить остаточные знания.
Репродуктивный – аудиторная деятельность, когда учащиеся работают с литературой, самостоятельно выполняют творческие задания. Внеаудиторная деятельность, когда требуется ответить на заданные вопросы, изучить дополнительную литературу и т.д.
Продуктивный – внеаудиторная деятельность, когда учащиеся выполняют индивидуальные задания, обращаясь к конспектам занятий, учебной литературе и посещая консультации. Для обеспечения объективности контроля за самостоятельностью необходимо обеспечить каждого учащегося индивидуальным заданием. Защита индивидуального задания происходит в форме собеседования или на занятии.
Перед выполнением учащимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами учащихся в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности и уровня умения учащихся.
Внеаудиторная самостоятельная работа в курсе ИЗО и МХК связана с формированием опыта общения с теми видами художественной деятельности, которые полностью восприняты в условиях аудиторного занятия. Например, занятия в выставочном зале, музее, библиотеке.
Формирование у учащихся умения самостоятельно работать происходит на практических занятиях, семинарах, во внеурочной деятельности и других формах работы.
Каждый учащийся должен готовиться к практическим занятиям самостоятельно, а участвовать в них сознательно, творчески.

Библиографический список:
Амонашвили Ш.А. Обучение:оценка:отметка./Ш.А.Амонашвили.-М.: Знание,1980. – 52с.
Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование к учебникам «Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. 10 класс» и «Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс» / Г.И.Данилова. – 4-е изд.,стереотип. – М. : Дрофа, 2008. – 124, [4] с.
Программы для общеобразовательных учреждений.
Мировая художественная культура 5-11 кл.
Составитель Данилова Г.И..- М.:Дрофа, 2009.
Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках /Б.И.Есипов.- М.: Учпедгиз, 1961.- 212с.
Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе/ С.И.Зиновьев – М.: Педагогика, 1975.
Педагогика: учебник / под ред. П.И. Пидкасистого.-М.,1998
Педагогическая энциклопедия / под ред. И.А. Каирова,
Ф.Н. Петрова: в 4т.- М.: Советская энциклопедия, 1996. – т.3.
Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении /П.И.Пидкасистый.М.:Педагогика,1981.-
Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения /М.Н.Скаткин.- М.: Педагогика, 1971.
Талызина Н.Ф. Пути и проблемы управления познавательной деятельностью человека: работы советских психологов периода 1946-1980 гг.: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Н.Ф.Талызина, под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. – М., 1981. – 324с.
Ширяев В.Л. Как подготовить описание научной и учебно-методической работы: учебное пособие / В. Л. Ширяев. – Нарьян-Мар: НО ИППК, 2007. – 27с.
Якунин В.А. Педагогическая психология: учебное пособие /В.А.Якунин – СПб: Михайлов, 2000.- 348с.