Методическая разработка урока по физике для 8 класса ««Виды соединений электрической цепи

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Агинская средняя общеобразовательная школа №3»






Методическая разработка урока по физике по теме:
«Виды соединений электрической цепи »
для учащихся 8 классов






Современный урок в условиях реализации ФГОС
как фактор формирования политехнической компетентности









Автор: учитель физики
высшей категории
Аюров Болот Баторович
стаж работы 10 лет







Этапы урока.

I этап. Вводно-мотивационный
II этап. Операционно-содержательный
III этап. Рефлексивно-оценочный


Ход урока.
Вводно-мотивационный этап
Цель: создание проблемной ситуации, которая вытекает из-за невозможности выполнения задания (не хватает определенных знаний).

Деятельность Учителя
Деятельность Ученика
Слайд
Формируемые УУД
на данном этапе

Здравствуйте! Садитесь!
Все мне улыбнитесь!
У меня сегодня вот такое настроение , а у вас?






Дети поднимают приготовленные карточки.


№1














№2





Личностные:
формирование у учащихся готовности к самообразованию на основе мотивации к обучению.

Предметные:
формирование представлений учащихся
о видах соединений проводников




Метапредметные:
поиск нового способа действия в измененной ситуации в связи с невозможностью использования уже освоенных способов (познавательные УУД).


Ребята, на прошлых занятиях мы с вами познакомились с электрическими величинами, которые объединяются в законе Ома. О каких величинах я говорю?
Мы познакомились с величинами, как сила тока, напряжение и сопротивление.



Что нового мы узнали об электрических величинах и чему научились?
Мы узнали, что силу тока измеряют амперметром, напряжение измеряют вольтметром и научились собирать простейшую электрическую цепь.








№3,№4,
№5,№6


(класс разделен на четыре группы по четыре человека, в каждой группе - четыре разноцветные карточки с разными заданиями). Предлагаю выполнить задание в течение 4-5 мин.
Каждый делает самостоятельно.



(дети рассаживаются, те, у кого одинаковые цвета карточки, т.е. с одинаковым заданием садятся в одну группу) Взаимопроверка
Ребята проверяют друг у друга в новой группе и ставят оценки.
№7





№8, №9


(на доске собраны две цепи с различным соединением электрической цепи на магнитах- демонстрационный вариант). Вывернем по одной лампе на каждой цепи. Что вы видите?
У первой цепи погасает вторая лампа, у второй цепи вторая лампа продолжает гореть.



Как вы думаете, почему?


Итак, дети назовите тему сегодняшнего урока, пожалуйста.


Дети выдвигают предположения (гипотезы).

Последовательное и параллельное соединения





№10
№11
№12




Результат: выдвижение гипотез о видах соединениях проводников.
Операционно-содержательный этап.
Цель: доказательство выдвинутых предположений.
Учащиеся работают в группах по 4 человека. (Группа постоянного и переменного состава).
Группа №1 и №2 получают задание на изучение последовательного соединения, прибегая к теоретическим материалам к учебнику и интернет. То же самое задание получают группа №3 и №4, но параллельное соединение.
(по окончании работы группы обмениваются заданиями)
Физкультминутка Дети встают между партами. Представьте, что вы – заряженные частицы, находящиеся в проводнике, в котором пока нет электрического тока, частицы колеблются около мест (ученики колеблются). Возникает электрический ток и заряженные частицы придут в движение в направлении действия на них электрических сил. Пусть доска заряжена отрицательно, противоположная стена ей – положительно (ученики начинают двигаться от стены к доске медленно с вытянутыми руками). Направление тока меняется от доски к стене (дети поворачиваются и движутся к своему месту).
Далее, предлагаю учащимся экспериментально изучить последовательное и параллельное соединения проводников в электрической цепи.
Перед детьми ставится следующая задача: для каждого участка цепи, выбранного способа соединения проводников (слайд №8 и слайд №9), экспериментально определить значения силы тока, напряжения и общего сопротивления в электрической цепи. На основании полученных в ходе исследования результатов сделать соответствующие выводы и заполнить таблицу. (Слайд №13)

последовательное
параллельное

Схема



Сила тока



Напряжение



Сопротивление



В каждой группе - один экземпляр лабораторного оборудования (L-micro) (слайд №14)
Для того, чтобы экспериментально определить значение силы тока и напряжения на различных участках цепи при последовательном соединений проводников, учащиеся собирают электрическую цепь по схеме (слайд №8). Аналогичным образом проводится исследование параллельного соединения проводников в электрической цепи.(слайд №9) Порядок выполнения работы представлен на доске (слайд №15)

Формируемые УУД на данном этапе:
Личностные:
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе исследовательской деятельности (коммуникативные УУД).

Предметные:
формирование представлений учащихся о последовательном и параллельном соединения;

Метапредметные:
развитие у учащихся умений планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, анализировать информацию, формулировать гипотезы (регулятивные УУД);
устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы (познавательные УУД).

Результат: подтверждение или опровержение гипотез, выдвинутых детьми на первом этапе.
После того, как работа в группах закончилась, начинается представление результатов работы групп всему классу.

Деятельность Учителя
Деятельность Ученика
Слайд
Формируемые УУД


Отчет групп №1 и №2
№16
Метапредметные:
развитие у учащихся умений анализировать информацию, формулировать гипотезы;
создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;
соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Предметные:
формирование представлений учащихся о видах соединений проводников и их значений силы тока, напряжения и сопротивления при последовательном и параллельном соединениях.


Ребята группы №1 и №2 экспериментально определили, что сила тока при последовательном соединений на любых участках цепи одинакова, а напряжение и сопротивление в цепи равно сумме напряжений на отдельных её участках.
А может, этот вывод справедлив только для данной электрической схемы? Может, это совпадение? Давайте послушаем отчет группы №3 и №4





Отчет групп №3 и №4
№16


Выводы, которые получили ребята из групп №3 и №4, объясняют при последовательном соединений показание амперметра от местоположения не зависит, подача напряжения разветвляется, а полное сопротивление можно вычислить через закон Ома.






А что изменится, если вместо двух резисторов с сопротивлением по 2 Ом каждый взять три резистора с таким же значением?


Изменится в количестве в Омах канонически.




Я предлагаю вам самостоятельно сформулировать значения силы тока, напряжения и сопротивления при последовательном соединений.

Сила тока при последовательном соединений на любых участках цепи одинакова, а напряжение и сопротивление в цепи равно сумме напряжений на отдельных её участках.




Аналогично проводится работа со значениями при параллельном соединений


Результат: в ходе исследования учащиеся самостоятельно сформулировали и ознакомились с выводами о видах соединений проводников и их значений силы тока, напряжения и сопротивления при последовательном и параллельном соединениях.

Рефлексивно-оценочный этап
Цель: использовать новые знания в дальнейшем при решении задач и на пратике.

Деятельность Учителя
Деятельность Ученика
Слайд
Формируемые УУД

Вернемся к первому примеру (демонстрационный вариант) и проверим,
почему у первой цепи вторая лампа погасает, а у второй цепи вторая лампа продолжает гореть. Вооружимся новым знанием и проверим.
Аналогия1-сколько воды втекает в водопроводную трубу, столько вытекает из неё, вода нигде не накапливается. Аналогия2-поток воды в реке, встречая на своем пути препятствие, распределяется по двум направлениям, которые затем сходятся вместе.

Предметные:
формирование представлений учащихся о видах соединений проводников и их значений силы тока, напряжения и сопротивления при последовательном и параллельном соединениях.
развитие умений применять изученное при решении задач.


Перечислите примеры при последовательном и параллельном соединений
При последовательном – елочная гирлянда, при параллельном – лампы в кабинете.



Ребята, как вы думаете, какие бывают преимущества и недостатки?
Каждое соединение имеет свои преимущества и недостатки. Допустим, последовательное соединение – лампы с меньшим возможным напряжением включают в цепь с большим напряжением, но при перегорании одной лампы все не будут гореть; параллельное – при перегорании одной лампы, остальные горят, но при включении лампы с меньшим возможным напряжением она перегорит.
№17


Что нового для себя вы открыли на уроке?
Значения силы тока, напряжения и сопротивления при последовательном и параллельном соединениях.




Результат: актуализация знаний в ходе опроса.

Домашнее задание. (слайд №18)
§ 48 и 49. Упр.22(1), стр.113
придумать всевозможные схемы для четырех резисторов
составить условие одной задачи с решением (из быту и техники).
Рефлексия
Ценности для вас данной работы:
самое важное – 1
важное – 2
не очень важное – 3
совсем не важное – 4

получение для вас новой информации –
процесс личной деятельности –
полученный результат –
деловое общение во время работы –
возможность проявить себя и услышать слова одобрения –
получение оценки –






Используемая литература (слайд №19)
Рабочая программа по физике к учебнику А.В. Перышкина «Физика-8».
Физика 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В.Перышкин – Издательство «Дрофа». 2010.
Астахова Т.В. «Лабораторные работы и контрольные задания по физике», 9 класс. Саратов, Лицей, 2009.
Перышкин А.В. «Сборник задач по физике», 7-9 класс (Издание второе), М.: Экзамен, 2008.
Цифровые образовательные ресурсы интернета.

























Рисунок 27Рисунок 2115