Аттестационная работа: Методическая разработка темы Атмосфера 6 класс.


Нижегородский институт развития образования
Кафедра естественнонаучного образованияАттестационная работа на высшую категорию
Методическая разработка раздела образовательной программы
Тема разработки:
« Атмосфера», 6 класс.
Выполнила:
Учитель географии
МОБУ СОШ №20 имени В.Г.Рязанова
Балахнинского района
Эрментраут Людмила Альбиновна
Образование: высшее
Квалификационная категория: высшая
Педагогический стаж: 20 лет
Контактный телефон: 8960197 34 30
Нижний Новгород
2014
Оглавление:
Методическая разработка раздела образовательной программы……….3
1.1. Пояснительная записка………………………………………………......3
1.2. Цели и задачи раздела……………………………………………………4
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и
освоения учебного материала обучающимися в соответствии с
возрастными особенностями…………………………………………….5
Ожидаемые результаты освоения раздела программы…………………8
Обоснование используемых в образовательном процессе по
разделу программы образовательных технологий, методов,
форм организации деятельности обучающихся……………………….10
Система знаний и система деятельности……………………………….16
Календарно-тематическое планирование по разделу………………....19
Проект урока по теме: «Атмосфера – воздушная оболочка Земли».……………………………………………………………………..…….21
Список литературы………………………………………………………29
Приложения………………………………………………………………...31
Приложение 1. Таблица: « Возрастные особенности и их положительные проявления у шестиклассников»………………………………….32
Приложение 2. Технологическая карта темы «Атмосфера»……………..........................................................................................33
Приложение 3. Проведение самоанализа урока по теме: «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» в соответствии с требованиями ФГОС ООО к современному уроку………………………………………………………………………….44
Приложение 4. Итоговый тест по теме: « Атмосфера – воздушная оболочка Земли»……………………………………………………….…47
Приложение 5. Графический анализ оценок практической работы по теме «Атмосфера». Графический анализ оценок итоговой тестовой работы по теме «Атмосфера»…………………………………………..49
Приложение 6. Инструктивная карточка к уроку по теме: «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»
Приложение 7. Диск с презентацией к уроку по теме: «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» и презентацией защиты работы.

1. Методическая разработка раздела образовательной программы
Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. Автор Е.М. Домогацких – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2010.
Пояснительная записка.
Среди множества программ, подготовленных в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования, я выбрала программу линии Домогацких Е.М. потому что,
Во-первых, содержание программы и учебников направлено на переориентацию с передачи знаний на формирование ключевых компетенций учащихся и более того на реализацию личностно-ориентированного, гуманистического подхода в формировании ключевых компетенций учащихся на основе системно-деятельностного подхода в обучении с усилением блока прикладных знаний, что является отражением современных тенденций обновления школьного географического образования.
Во-вторых, учебники имеют гриф «Рекомендовано» и входят в состав завершенной предметной линии. Завершенная предметная линия учебников представляет собой совокупность учебников, обеспечивающих преемственность изучения учебного предмета в полном объеме на соответствующей ступени обучения.
Открывает линию учебник 6 класса «Физическая география», первый систематический курс школьной географии, целью изучения которого является формирование у учащихся целостных представлений о природных системах Земли как планеты на разных уровнях: от локального (местного) до глобального. Учебник дополняет рабочая тетрадь. К концу 2013 года готовится к выпуску атлас и контурные карты. Но к учебникам Домогацких можно использовать любой атлас и контурные карты.
В настоящее время на уроках в 6-х классах мы с учащимися используем:
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 232 с.: ил.2. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Физическая география» 6 класс / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 104 с.3. Географический атлас по географии: География. Планета Земля. 6 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 20104. Контурные карты по географии: География. Планета Земля. 6 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2010
Более того авторы уже подготовили варианты УМК для перехода на новый образовательный стандарт с 5-го класса.
В - третьих, один из авторов – практикующий учитель. В учебниках прослеживается авторский подход к размещению изучаемого материала. Например, одним из положительных моментов логичности расположения тем, является изучение системы географических координат в начале учебного года 6 класса, что в дальнейшем существенно повышает эффективность работы с картой.
Мне очень нравится, что основной текст параграфов написан в разговорной манере, с использованием диалогов, простым и доступным языком. Стиль написания учебников наводит на мысль, что автор и учащиеся – единомышленники, которые изучают свою планету. Такой стиль увлекает ребят. Представленный учебный материал соответствует возрастным особенностям учащихся, содержит много интересных фактов. Краткость и достаточность учебного материала, объяснение сути процессов с опорой на повседневные бытовые наблюдения, дает возможность ученикам не только прочитать, разобраться в параграфе, но и ответить на многие вопросы из разных областей знаний. В учебниках прослеживается направленность на развитие критического мышления у учащихся.
В тексте параграфов особым шрифтом выделяется главное и дополнительное содержание, ключевые термины и понятия, что очень важно, особенно для тех детей, у которых хорошо развита зрительная память. На этот же вид памяти, а также на развитие интереса к предмету, направлены и многочисленные иллюстрации, схемы и таблицы учебника. Богатый, оригинальный и разнообразный иллюстративный материал. Много фотографий, портретов путешественников и ученых. Весь этот материал тщательно подобран к каждой теме и высокого качества. Иллюстративный материал учебника различен по типологическому составу, форме и содержанию: структурно-схематические рисунки, образно-иллюстрированные средства обучения, образно-наглядные, дающие представления о реальных объектах и явлениях. Богатый статистический материал облегчает практическую деятельность учащихся, особенно при изучении экономической географии.
Мне также близки приоритеты, на которые опирались авторы при составлении программы и учебников:
Учебный материал имеет многочисленные межпредметные связи и опирается на повседневный опыт учащихся, соединяет теорию и практику.
Он интересен как сильному ученику, так и слабому, так как дифференцирован. Например, двухуровневые вопросы и вопросы по карте рубрик: «Проверим знания», «А теперь более сложные вопросы». Важным разделом учебников является блок контроля.
Учебники содержат тестовые задания после параграфов, что дает возможность уже с 6 класса начать обучение ребят приемам работы с Кимами ГИА и ЕГЭ.
Важен и планируемый результат обучения – овладение школьниками системой физико-географических, картографических, социально-экономических, экологических, краеведческих знаний и умений. Так включив в каждый курс географии вопросы раздела «Природопользование и геоэкология», автор дает возможность рассматривать проблему «окружающая среда – общество – человек».
Хочется особо отметить современность учебников: использование большого количества космических и аэроснимков, фотографий известных людей нашего времени, наличие перечня Интернет–сайтов, статистической информации.
1.2. Цели и задачи раздела
Раздел: «Атмосфера».
Курс: «География. Начальный курс».
Класс: 6.
Цель: Создание условий для осознания учащимися важности атмосферы для жизни на Земле и влиянии её на человека, его здоровье и деятельность.
Воспитательные задачи:
При усвоении раздела программы школьники будут
Формировать представление о мерах сохранения природы, здоровья и жизни человека при неблагоприятных, стихийных явлениях атмосферы; приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды для использования в дальнейшей жизни.
Воспитывать в себе ответственное отношение к своему труду и уверенность в собственных силах через систематическое, аккуратное ведение календаря наблюдения за погодой.
Воспитывать в себе экологическое сознание охраны атмосферы от загрязнений.
Формировать умения работать в группе — устанавливать рабочие отношения.
Познавательные задачи:
При изучении раздела программы школьники будут:
Учиться определять основные понятия темы: атмосфера, атмосферное давление, ветер, атмосферные осадки, погода, климат.
Формировать представления о частях атмосферы: тропосфере, стратосфере, верхних слоях атмосферы, а также о тепловых поясах, конденсации водяного пара, воздушных массах, климатах разных частей Земли.
Совершенствовать навыки работы с картами, графиками для подтверждения своих выводов и проведения сравнительного анализа
Развивающие задачи:
В ходе усвоения раздела программы школьники будут развивать
Логическое мышление путём объяснения закономерностей атмосферы и установления причинно-следственных связей (например, изменения погоды в зависимости от смены воздушных масс, изменения атмосферного давления с высотой местности).
Пространственное мышление через формирование правильного пространственного представления об атмосфере Земли на разных уровнях: от локального (местного) до глобального.
Исследовательские способности проводить наблюдения в природе и использовать их результаты в своей дальнейшей практической деятельности
через умения определять основные показатели погоды по приборам и делать обработку результатов, а именно, строить розы ветров, диаграмм облачности по имеющимся собственным данным.
через умения наблюдать за облаками и облачностью, зарисовывать облака, описывать наблюдаемую погоду.
Через творческое решение учебных и практических задач по оформлению календаря наблюдения за погодой, практических работ и рисунков, создания сообщений и презентаций
Cовершенствовать развитие речи через смысловое чтение и обогащение словарного запаса новыми словами, например «гигрометр, барометр».
. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с
возрастными особенностями.
Основными принципами отбора содержания образования являются особенности развития детей среднего школьного возраста. В подростковом возрасте происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности (см. Приложение 1). Идет процесс формирования нравственных идеалов и моральных убеждений. Часто они имеют неустойчивый, противоречивый характер.
Общение подростков со взрослыми существенно отличается от общения младших школьников. Подростки зачастую не рассматривают взрослых как возможных партнеров по свободному общению, они воспринимают взрослых как источник организации и обеспечения их жизни, причем организаторская функция взрослых воспринимается подростками чаще всего лишь как ограничительно – регулирующая. Сокращается количество вопросов, обращенных к учителям.   Авторитет педагога как носителя социальных норм и возможного помощника в решении сложных жизненных проблем существенно снижается. Ведущий вид деятельности подростка заключается в общении со сверстниками, поэтому необходимо вводить в урочную деятельность групповые формы работы.
Организация учебной деятельности подростков – важнейшая и сложнейшая задача. Особенности учебной деятельности детей определяются их возрастными физиологическими и психологическими особенностями. Ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию педагога, родителя, согласиться с разумными доводами. Однако в виду особенностей мышления, характерных для данного возраста, подростка уже не удовлетворит процесс сообщения  сведений в готовом, законченном  виде. Ему захочется проверить их достоверность, убедиться в правильности суждений. Споры с учителями, родителями, приятелями – характерная черта данного возраста. Поэтому в обучении большой эффект дает внедрение проблемных задач.     В основе всех действий при проблемном подходе лежит осознание отсутствия знаний для решения конкретных задач, разрешение противоречий.
Следует предлагать подросткам сравнивать, находить общие и отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Важно также  поощрять самостоятельность мышления, высказывание школьником собственной точки зрения.
Особенности внимания обуславливают особо тщательный подход к отбору содержания материала при организации учебной деятельности. Для подростка большое значение будет иметь информация интересная, увлекательная, которая стимулирует его воображение, заставляет задуматься.
Хороший эффект дает периодическая смена видов деятельности. Это способствует повышению внимания и является важным способом предотвращения общей физической утомляемости,  связанной  как и с учебной нагрузкой, так и с общим процессом кардинальной перестройки организма в период полового созревания.
Учащиеся VI класса проявляют большой интерес к физической географии. Причин для этого много: это и постоянное общение с природой, и естественный интерес к ней, и наличие разнообразной информации о географических объектах и явлениях, об особенностях природы разных частей Земли, об ее исследователях из радио- и телепередач, научно-популярных кинофильмов, литературы, туристских походов и т. п.. Благодаря этому географический кругозор учащихся довольно широк. Но стихийно накапливающиеся внеучебные географические знания остаются на уровне фактов, ярких зрительных образов  (представлений). У ребят возникает естественная потребность их понять, объяснить. Опыт показывает, что шестиклассники проявляют интерес и готовность к усвоению системы знаний по данному курсу не только на уровне восприятия фактов, но и на уровне общих представлений и элементарных понятий, понимания элементарных причинно-следственных связей. Поэтому в образовательно-воспитательных   задачах   курса   предусмотрен   этот   уровень усвоения.    В учебном процессе «донаучные» знания детей должны использоваться учителем при постановке познавательных задач для пробуждения любознательности и формирования у них потребности применить знания к объяснению географических явлений, с которыми они встречаются в жизни. Благоприятствует этому то, что обычно у детей довольно прочны и полны житейские представления памяти. Они с большой детализацией воспроизводят в рассказе картины природы тех мест, где им пришлось побывать. Например, вид моря и гор побережья, описание реки, леса в средней полосе, которые видели летом на отдыхе. Все это создает условия для включения в учебный процесс житейского познавательного опыта детей при изучении нового материала. В свою очередь, это побуждает их в дальнейшем переосмысливать окружающую жизнь, ведет к осознанному видению действительности.    В плане психологической характеристики учащихся следует сказать, что усвоению представлений благоприятствует неплохо развитая у них наблюдательность и умение подчинять восприятие определенной учебной задаче. Но для большей эффективности работы по развитию наблюдательности учащихся необходимо целенаправленное формирование приемов учебной работы, четкое объяснение учителя: с какой целью, что и как наблюдать, в какой последовательности и какими способами, что и как фиксировать, и при этом корректировать их действия по ходу выполнения задания.      В начале изучения географии учащимся свойственно конкретно-образное и формально-логическое мышление. Для развития мышления детей учителю необходимо целенаправленно использовать наглядный материал. Если процесс обучения осуществляется без опоры на наглядные пособия, без анализа и обобщения, без абстракции, без сравнения, то в сознании учащихся отсутствует основа для логического мышления. От того, насколько правильно определено соотношение конкретного и обобщенного, момент перехода от образa к мысли, а в последующем применение общего к конкретному, применение знаний для решения учебно-практических задач, зависит успех решения очень важной задачи — воспитание культуры интеллектуального труда. В противном случае мышление приобретает формальный, схоластический характер, знания отрывочны, без понимания сущности.    При изучении начального курса физической географии учащиеся овладевают самым большим по сравнению с другими курсами физической географии запасом географических терминов. Без специальной работы учителя над развитием мышления и речи учащихся и их ответах допускаются логические ошибки, не всегда точен отбор терминов и понятий. Они могут, например, сказать: «Температура воздуха нагревается», «Ветер образуется от движения воздуха. С точки зрения задачи развития речи учащихся, ее правильности, логичности, полноты и последовательности изложения от учителя требуется особое внимание к работе над словом, к обучению их логично строить объяснение, доказывать свою точку зрения, составлять описания, излагать содержание учебника своими словами и т. п. При этом надо постоянно помнить, что речь учащихся находится в большой зависимости от того, насколько они сознательно овладели содержанием понятий, приемами их применения.
1.4.Ожидаемые результаты освоения раздела программы:
Результат обучения – это сдвиг в развитии ученика, который находит отражение в той или иной его деятельности. Результат на системном уровне отражает основные требования к выпускнику школы и носит обобщённый вид. Для данного раздела программы я выделила следующие модульные ожидаемые результаты.
В процессе изучения темы учащиеся сформируют целостное представление об атмосфере как части географической оболочки и осознают важность её изучения через реализацию главной цели темы, проходящей сквозной линией через уроки всей темы - осознания учащимися важности атмосферы для жизни на Земле и влиянии её на человека и его деятельность.
По окончанию изучения темы учащиеся смогут
Применить знания о необходимых мерах сохранения природы, здоровья и жизни человека в случае природных стихийных явлений атмосферы в дальнейшей жизни.
Проявить свою экологическую сознательность для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению.
Применить свои знания, способности и умения для проведения дальнейшей учебно-познавательной и исследовательской деятельности, а именно:
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, в том числе местных.
Определять основные понятия темы, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, объясняя существенные признаки частей, явлений и процессов, происходящих в геосферах Земли; приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды.
Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик атмосферы: температуры, атмосферного давления, влажности воздуха, ветра.
Представлять информацию и результаты измерений в разной форме, интерпретировать её.
Грамотно вести диалог, умение развернуто обосновать суждение в ходе дискуссии; эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Использовать творческие способности для оформления и созданию продуктов учебной деятельности.
Самостоятельно представить результаты исследования на конференции во время предметной недели. 
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания, для учета фенологических изменений в природе своей местности и наблюдения за погодой.
1.5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.
В 2000 году в школе были проведены исследования, которые выявили ряд проблем, стоящих перед школой, и требующих коренного пересмотра подхода коллектива к обучению и воспитанию. Исследования по методике ТСИ показали, что у выпускников хорошо развита память, а развитие мыслительных операций и практических навыков значительно отстаёт. Диагностика запросов родителей и учащихся выявила, что на 1-е место среди качеств выпускника они ставят умение самостоятельно добывать знания, способность принимать решения, самостоятельно мыслить. В ходе кропотливой работы (изучение литературы, семинары, педсоветы, заседания МО и т.д.) коллектив пришёл к выводу, что технология развивающего обучения Л.В.Занкова, наиболее полно отвечает запросам педагогов, родителей и учащихся.
Общая целевая установка в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, совпадает с целью системы обучения Л.В. Занкова, сформулированной более полувека назад как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка». Такое совпадение целей объясняется тем, что и новый Стандарт, и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют общее психолого-педагогическое основание. Таким является, прежде всего, теория Л.С. Выготского, включающая идею о том, что обучение ведет за собой развитие и должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося.
В 2001 году школа включилась в освоение системы развивающего обучения. Прошла обучение на 2-х годичных курсах в НИРО. В 2005 году первый класс занковцев окончил начальную школу. К работе подключились учителя среднего звена.
Теперь в нашей школе МОБУ СОШ №20 имени В.Г.Рязанова каждый класс «А» - это класс, который в начальной школе обучался по технологии Занкова Л.В.. Поэтому при переходе в среднее звено должна сохраняться преемственность технологии. Т.е. переноса подачи основных географических понятий через методы работы, к которым дети «занковских» классов привыкли с начальной школы, вводя новые формы организации учебного процесса, свойственные возрастным показателям школьников, используя принципы преобразующей деятельности и предметности согласно современным требованиям.
Ведущая цель этой технологии – оптимальное общее развитие каждого школьника. В теории Занкова Л.В. обосновывается положение об особой роли содержания обучения, производными от которой являются все остальные элементы педагогической системы: коммуникативные, теоретические, операционные.
Особая роль как исходного момента методики организации учебной деятельности и развивающего обучения принадлежит учебной задаче (УЗ). Совокупность УЗ, конструируемая в виде системы, является психолого-педагогическим условием формирования субъективности ученика. Построение учебного предмета в виде системы УЗ является основанием разработки деятельностного содержания. Рассмотрим систему учебных подзадач по учебной задаче «Атмосфера».
1
Атмосфера
(состав, строение и значение)
Х а р а к т е р и с т и к и а т м о с ф е р ы

6
2-3

4
Атмосферное температура относительная и
Давление абсолютная влажность

6
5

Ветер Облачность
6

Осадки
7

Погода
8

Климат
Рисунок 1. Система учебных подзадач по УЗ «Атмосфера»
На уроках используются основные принципы обучения технологии Занкова Л.В:
1.Ведущая роль отводиться теоретическим знаниям. Для работы с ними и развития познавательных универсальных учебных действий ввожу методику «Основы смыслового чтения и работа с  текстом». Где более всего используется поисковое или просмотровое чтение предполагает нахождение конкретной информации, конкретного факта и изучающее чтение имеет цель извлечь полную и точную информацию с последующей интерпритациией содержания текста. Такое чтение требует от читателя умений:
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;
выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией;
Кроме этого одно из приоритетных направлений по усвоению теоретических знаний – работа с понятиями. На протяжении всей темы учащиеся продолжают формировать метапредметные познавательные умения определять понятия, например, атмосфера, атмосферное давление, ветер; обобщать понятия, двигаясь по системе УЗ от понятий с меньшим объёмом к понятиям с большим объёмом, «характеристики атмосферы» «погода», «климат»; осуществлять их сравнение.
2. Материал должен изучаться «быстрыми темпами» (не повторяется одно и то же, а выбираются задания на другом уровне сложности). Принцип, утверждающий ведущую роль теоретических знаний, предусматривает принципиально иные пути формирования умений и навыков, отличающиеся от методики, основанной на многократном повторении типовых задач и упражнений. Приобретение новых знаний, выполнение новых способов действий строятся так, что возвращение к пройденному материалу становится совершенно необходимым Так, например, учащиеся на уровне представлении уже знакомились с понятийно-категорийным аппаратом темы «Атмосфера» в 5 классе, поэтому в шестом классе материал строится на работе с понятиями.
3. Обучение идёт на высоком уровне трудности с соблюдением меры сложности. Всё – таки это ещё достаточно маленькие дети, поэтому сложные знания изучаются на уровне представлений. Этот принцип предусматривает, прежде всего, организацию такой коллективной учебной деятельности на уроке, которая ведет к решению той задачи, с которой каждый ребенок в отдельности не может справиться самостоятельно (высокий уровень трудности), но оказывается в состоянии решить ее в сотрудничестве с учителем и соучениками (соблюдение меры трудности). Мера трудности может снижаться в зависимости от возможностей каждого ученика, вплоть до прямой помощи ученику. Но изначально каждый школьник должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и вызывает коллективную и индивидуальную активность поисковой деятельности.
4. В ходе урока идёт работа над УЗ каждым ребёнком, для наиболее успешной работы вводится проблемное обучение. Цель учителя состоит в том, чтобы на основе проблемных вопросов создать проблемную ситуацию, разрешение которой приведёт к получению нового знания. Основа метода – создание ситуации интеллектуального затруднения. Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у школьников интеллектуальных умений: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования, т.е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразно правильного решения. При разрешении проблем учащиеся учатся умению доказывать и обосновывать свои суждения. Здесь имеет место форма диалогового изложения проблемы. Учитель ведет диалог с учащимися, ставит проблему и решает её с помощью учащихся, а они активно участвуют в выдвижении гипотез, предположений, путей решения проблемы. Большая роль здесь также принадлежит такой форме, как поисковая беседа.
Для проведения научного поиска путей решения проблемы учащиеся работают с тематическими картами, анализируют их, сравнивают, делают выводы. А также работают с графиками, анализируют их. Таким образом, при проведении уроков темы используются общетеоретические методы.
Из методов оценивания применяется в основном самооценка, оценка товарищей, из методов контроля: задания разного уровня, индивидуальный опрос, устная проверка знаний в ходе беседы, контрольные работы в виде тестов с самоконтролем, контроль выполнения практических работ учителем.
5.Идёт работа над общим развитием всех учащихся (активно вводятся различные формы работы). У педагога в классе 25 разных по психическому развитию и физическому здоровью детей и каждый нуждается в индивидуальном подходе. Именно эта позиция учителя определяет успешность формирования мотива учения у всех школьников. Каждому ребенку предоставляется возможность на уровне его творческих способностей и личного опыта систематически вести наблюдение, делиться своими «открытиями», анализировать явления, систематизировать учебный материал и так далее.
6. Вводится рефлексия, (то есть осознание процесса учения учеником на определённых этапах работы).
Соблюдаются типические свойства системы:
1.Многогранность – направленность на формирование разных проявлений личности ребёнка. Многогранность применительно к учебному материалу проявляется в том, что он рассчитан не только на формирование программных знаний, умений и навыков, но и на общее психическое развитие школьника. Многогранность метода обучения заключается в том, что системе составляющих его приемов свойственны разнородные функции. Одни приемы служат способом организации усвоения знаний и навыков, другие – средством создания условий для развития школьников и вовлечения в сферу учения его разносторонней психической деятельности (эмоциональной, интеллектуальной, волевой, эстетической).
2.Процессуальность – т.е. повторение материала осуществляется на более высоком уровне сложности. Процессуальность должна быть и в сообщении теоретических знаний, предполагающем раскрытие сущности изучаемого материала, существенных признаков понятий, и в характере материала упражнений, а также в характере и последовательности учебных заданий.
3. Коллизии – учитель сталкивает старый опыт детей с новым, ещё мало изученным, с целью появления новообразований, а также творческого интереса.
4. Вариативность – проявляется в использовании разных типов уроков. Эти видоизменения зависят от опыта работы учителя, от его приоритетов в отборе содержания, методов, организационных форм обучения.   Т.о. благодаря технологии Занкова Л.В. на уроках мною используются методы:
Объяснительно-иллюстративный – сообщаю готовую информацию разными путями, с использованием ярких, красочных демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее (при необходимости воспроизводят полученные знания). 
Репродуктивный – использую для применения знаний и умений по образцу.
Частично – поисковый – использую для приобщения учащихся к творческой деятельности с помощью проблемных или творческих заданий, способ решения которых ученикам заранее не известен. 
Исследовательский – школьники не только решают проблему, но и определяют пути поиска знаний. Это ведет к развитию творчества, мышления, формирует интерес к предмету, помогает овладеть методами научного познания. 
Из новых форм организации учебного процесса, свойственные возрастным показателям школьников, использую элементы следующих технологий обучения:
- информационно-коммуникативные, в том числе компьютерные технологии; - технологию исследовательского обучения.   Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации. Сегодня одним из направлений модернизации системы географического образования является использование на уроках ИКТ технологий. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.  Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.   При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании географии, активно использую новые информационные технологии. Выделяю три основные формы работы с ИКТ на уроках географии. Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга называемого Землей. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности.  Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса гео-графическими картами, то, например, с использованием интерактивной доски и комплекта интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе.   Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, выполненных в программе для создания презентаций Power Point. Презентации с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять.  Программа позволила мне в нужной последовательности составить план урока, используя материал учебника, ресурсы Интернет, мультимедийное пособие – виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Программа позволяет не повторять заданные вопросы учащимся, они выделены на слайдах, что экономит время урока. Кроме этого, она помогает слабым учащимся увидеть ответ на экране, прочитать, записать, а это психологически облегчает процесс усвоения. Все это сопровождается, по возможности, фотографиями, что позволяет получить представление о конкретных водных объектах. Да и сам процесс работы на уроке ускоряется, учащиеся быстрее ориентируются в тексте, с интересом ищут ответы, анализируют, высказывают свое мнение. В результате – при правильном распределении внимания учащихся, задействуются три механизма восприятия: 
1.Зрительно-образное, связанное с фотографиями,  2.Слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что я говорю,  3. Дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала.
Таким образом, все перечисленные функции соответствуют целям образовательного процесса и способствуют формированию верных географических представлений.  Вторая форма работы – это применение ИКТ для организации самостоятельной работы, проектной и исследовательской деятельности учащихся по географии.  С применением Интернет на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной программы, в том числе и к географии. Большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю учебно-исследовательской работе с учащимися. Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения географии.  Этапами исследовательской деятельности является: 
применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик атмосферы: температуры, атмосферного давления, влажности воздуха, ветра;
представление результатов измерений в разной форме;
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: учета фенологических изменений в природе своей местности и наблюдении за погодой.
Составление компьютерной презентации. 
Самостоятельное представление результатов исследования работы на
конференции во время предметной недели. 
1.6. Система знаний и система деятельности:
Географические знания традиционно считаются важнейшим элементом содержания географического образования. Они лежат в основе формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе, социально-культурному окружению, другим людям, понимания себя в географическом пространстве. С географических знаний начинается формирование умений.
Важнейшими знаниями, изучаемыми в теме, являются знания об атмосфере, как части географической оболочки земли.
Её характеристика осуществляется в следующей последовательности:      — значимость оболочки (или ее части) для существования планеты, жизни
на Земле, для человека и лично для школьника;       — качество объекта, его вещественный состав и структура;       — формы существования (распределение в пространстве);       — изменение во времени вследствие природных и антропогенных воздейст-
вий;       — пути решения проблем, связанных с антропогенным воздействием на
оболочки Земли;       — личный вклад школьника в решение общечеловеческих проблем.
В курсе представлены следующие виды знаний:      — о внешнем облике географического объекта: атмосферы и явлений в ней
происходящих,
      — о размещении географических объектов в пространстве: строении атмо-
сферы и распределении тепловых поясов,        — о свойствах процессов и явлений: температуре и влажности воздуха,
атмосферном давлении и ветре и т. д.;       — о процессах: круговороте воды в природе при конденсации влаги и обра-
зовании облаков,
      — о составе географических объектов и процессов: на примере состава ат-
мосферы;
      — о структуре географических объектов на примере образования разных
видов атмосферных осадков;       — о связях между географическими объектами и явлениями: временных,
причинно-следственных, пространственных, функциональных, структур-
ных.       В эту систему следует включить знания отражающие опыт по-
знания и существования человека в пространстве: способы ведения хо-
зяйства, быт населения в зависимости от разного климата.
Географические знания, изучаемые в теме, сложны и многоаспектны. Они рассматриваются в пространственном аспекте (как и где размещены части атмосферы), категорииальном (как взаимосвязана атмосфера с другими понятиями) и генетическом (раскрывают развитие и изменение атмосферы во времени и пространстве). При изучении темы необходима постоянная опора на местный материал.        Эмпирические знания в виде цифрового материала представляют, например, структуру атмосферы, температуру воздуха самого тёплого и холодного места на Земле.       Теоретические знания представлены как общими географическими понятиями, так и единичными, конкретизирующими ( климат и климат Нижегородской области и т. д.). Изучение географических законов и закономерностей географической оболочки рассматривается на примере тепловых и климатических поясов, ритмичности в атмосфере – сезонности. Учащиеся знакомятся с общенаучными и философскими знаниями: природным явлением, причиной, следствием и т. д.
Содержание темы является в некоторой степени пропедевтическим для курсов физики (изучение температуры воздуха и атмосферного давления), химии (агрегатных состояниях воды и их превращениях), биологии (необходимость кислорода для процесса дыхания, влияние климата на живые организмы), которые изучаются в последующих классах. Особую роль тема играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности: безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (молнии, ураганов, смерчей и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности. Т.е. при изучении данной темы реализуются также межпредметные связи с экологией. В уроки включены элементы профильного знания по профессии климатолога и метеоролога.    Формирование знаний требует от учителя большой работы по введению системно-деятельностного подхода. Система деятельности включает:
Познавательную деятельность, которая направлена на работу с понятийно-категориальным материалом. Опираясь на идеи Занкова Л.В., формирование географических знаний происходит в несколько этапов: введение нового знания через работу с понятиями (иногда дети строят понятие сами , но в связи с ограниченностью во времени на некоторых уроках географические знания формируются дедуктивным путем: новому понятию сразу дается определение, т.е. введением термина), раскрытие его признаков, включение географического знания через систему заданий и упражнений во взаимодействие с другими знаниями, умениями, отношениями, систематизация и обобщение географических знаний. Важной особенностью формирования географических знаний является опора на карту с помощью различной системы заданий, формируя у учащихся общеучебное умение обращаться к карте при изучении географического понятия, закономерности. У учащихся формируются при работе следующие интеллектуальные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, аналогия). Через причинно-следственные связи они объясняют нагревание атмосферы, изменение температуры воздуха с высотой, возникновение ветра и осадков. При этом с помощью учителя они осуществляют постановку проблемы, ищут пути её решения. Есть в содержании темы методологические «знания о знаниях». Они представлены в форме алгоритмов действий (типовых планов при решении задач) и ознакомления с методами науки. Наиболее подробно учащиеся знакомятся естественнонаучным методом познания – с методом наблюдений, т.к. в ходе изучения темы учащиеся проводят наблюдение за погодой, фенологические наблюдения.
Преобразующую деятельность. Учащиеся рассматривают отношения «Человек-природа-общество», учатся выявлять противоречия между значением атмосферы для всей Земли, в том числе и человека и её загрязнении при неправильном ведении хозяйства, ставят задачи по поиску решения экологических проблем.
Общеучебную деятельность. Школьники учатся анализировать текст учебника, выделять ключевые слова; работать с внетекстовыми компонентами учебника, развивают навыки общения( дискуссия при обсуждении проблемного вопроса, например, как образуется ветер).
Самоорганизующую деятельность. Учащиеся учатся способам самостоятельной постановки целей, закрепления и самоконтроля результатов путем упражнений, разрешения учебных ситуаций, взаимопроверки и рефлексии, самообразования, способствуя формированию умений самостоятельного овладения учебным географическим содержанием.
1.7. Календарно-тематическое планирование по разделу.
Исходя из системы учебных подзадач по УЗ «Атмосфера»(см. рисунок 1), составляется тематическое планирование. Хочется отметить, что тема «Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия» очень нужная для изучения темы «Атмосфера» была освоена детьми ранее в Теме 1. «Земля как планета». Это позволяет строить учебный материал через причинно-следственные связи. Есть недостатки: очень большой фактический материал на шестом уроке, из темы убрана учебная подзадача «Природные явления», которая тоже очень важна для правильного и полного усвоения материала по работе над учебной задачей «Атмосфера». Это связано с малым количеством учебного времени всего курса. Поэтому, например, практическую работу по наблюдению и зарисовке облаков я выношу на уроки географического краеведения, это оправдано тем, что учащиеся изучали уже облака в курсе природоведения 5-го класса. А представления о природных явлениях дети продолжают формировать на предметной неделе, которую я всегда устраиваю во время прохождения этой темы. Поэтому для охвата всего материала используется урок структурирования учебного материала.
№ урока № парагр. Содержание программы Кол-во уроков Тип урока
Тема 4. Атмосфера 8 18 18 Атмосфера: ее состав, строение и значение. 1 Урок решения познавательных задач
19-20 19 Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. 2 Урок – практикум.
21 20 Атмосферное давление. 1 Урок постановки и решения проблем, решения задач
22 21 Ветер и причины его возникновения. Бриз. 1 Урок – поиск
23 22 Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Практическая работа №7. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов. 1 Урок – структурирования учебного материала
24 23 Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.
Практическая работа №8. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды. (контроль) 1 Урок – практикум
25 24 Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям. 1 Урок сравнения понятий и работы с картой.
Проект урока
Тема урока: Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
Цель урока: Создание условий для осознания учащимися важности атмосферы для жизни на Земле и влиянии её на человека, его здоровье и деятельность.
Задачи:
Образовательные
Учащиеся определяют основное понятие темы: «Атмосфера»
Сформируют представления о частях атмосферы: тропосфере, стратосфере, верхних слоях атмосферы
Определят пути решения проблем, связанных с антропогенным воздействием на атмосферу Земли
Развивающие
Будут развивать пространственное мышление через формирование представления об атмосфере Земли на основе её вертикального строения;
Творческие способности при выполнении рисунков о значении атмосферы
Воспитательные
Выделят основную образовательную идею: «Воздушная оболочка планеты имеет огромное значение для жизни на Земле и лично для себя, поэтому требует охраны;
Учащиеся имеют возможность ознакомиться с профессией: Готовность к выбору профессии – метеоролога.
К уроку давалось задание опережающего характера: нарисовать рисунок о любом значении атмосферы для жизни на Земле
В ходе урока используется презентация, интерактивная доска.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Результат Форма контроля
I .Мотивационно-ориентировочный
а) подведение к УЗ
Работа с текстом презентации
Беседа
Б) Постановка УЗ.
Обращение к презентации
Учитель зачитывает текст:
«Она, подобно Мировому океану, охватывает нашу Землю, но она значительно больше Мирового океана. Она легка и прозрачна, подвижна и постоянна. Её образно называют «воздушным океаном»- а мы – приданные жители этого океана.
Вопрос к классу: О чём ведётся рассказ в тексте? Объясните, почему вы так думаете.
Вот начиная с сегодняшнего урока, мы с вами будем изучать ещё одну оболочку Земли - атмосферу. Запишите тему урока «Атмосфера – воздушная оболочка Земли».
Попытайтесь сформулировать УЗ нашего урока.
Давайте вспомним, в какой последовательности мы изучаем любую оболочку Земли.
Т.е. решение УЗ будет сводиться к раскрытию четырех смысловых блоков.
Показывает на презентации.
Блок I- понятие «атмосферы»
Блок II-значение атмосферы
Блок III-состав, строение, свойства
Блок IV- оболочка и человек (охрана, изучение) Дети слушают текст
Отвечают на вопрос:
В текстах говориться об атмосфере. Это воздушная оболочка Земли, она плотным кольцом охватывает нашу землю. Она, действительно, прозрачна, легка, подвижна, но большей частью имеет постоянный состав. И мы - жители Земли живем на дне океана, только воздушного – на дне атмосферы.
Дети говорят: УЗ нашего урока - изучить тему «Атмосфера».
Дети вспоминают:
Что это.
Её значение.
Состав, строение, свойства.
Оболочка и человек (охрана, изучение)
Учащиеся планируют свою деятельность под руководством учителя
Созданы условия для возникновения познавательного интереса
Формирование регулятивного УУД – ставить УЗ под руководством учителя.
Формирование регулятивного УУД планировать свою деятельность Контроль учителя за правильностью формулирования устных ответов учащихся
II. Операционально- исполнитетельский
I.Понятие «Атмосфера»
Выступление учителя
Демонстрация кадра урока на видео.
Дискуссия.
Работа с инструктивными карточками в парах
II)Значение
Групповая работа по подготовке рассказа о значении атмосферы по рисункам учащихся (см. Фото экспозиции на диске)
III Состав, строение, свойства.
Работа с заданием 2,3 инструктивной карточки в парах, беседа.
Создание ситуации успеха у слабого ученика.
Работа над решением проблемных вопросов
Работа с интерактивной доской.
Работа с заданием 4,5
IV Оболочка и человек
Работа с заданием 6.
Работа с презентацией по заданию 6
Диалог
Рассказ учителя по презентации.
Итак, приступаем к изучению 1 смыслового блока – «Понятие Атмосферы», т.е. решаем познавательную подзадачу.
Что такое атмосфера?
Говорят, ошибка- это одно из лучших достижений человека. Если человек ошибается, значит, он мыслит. На ошибках человека учатся другие. Внимание на экран, перед вами ошибочное суждение, опровергните его.
« Д. Гаранина – Да, атмосфера от нас далеко, а литосфера под нами».
Возьмите в руки инструктивные карточки – работаем в парах. Читаем задание 1

Приступаем к изучению 2 смыслового блока, через решение познавательной подзадачи: Каково значение атмосферы для жизни на Земле. При подготовке к уроку вам было дано задание – Нарисовать рисунок, показывающий значение атмосферы для жизни на земле, И вот какая у нас появилась выставка. Я предлагаю вам объединиться в группы и в групповом содействии подготовить рассказ о значении атмосферы для жизни на Земле. При ответе можно пользоваться любыми рисунками.
Сделайте вывод.
Следующая Задача – из каких веществ состоит атмосфера?
Обращаемся к инструктивной карточке – задание 2- работаем в паре.
Вопросы, которые можно задать-
1.Только ли указанные в карточке вещества входят в состав атмосферы?
2. А почему в состав атмосферы входят даже горные породы, вода?
Обращаемся к заданию 3
Решаем следующую подзадачу урока.
«каковы особенности строения атмосферы»? Читаем текст учебника.
-Кто, не читая текст учебника, может дать ответ на этот вопрос?
Учитель предлагает знающим этот вопрос ребятам расставить на слайде презентации, вместо цифр и знаков вопроса названия и величины.
Если желающих много, мы идем вперед, я даю им следующее задание №5 в инструктивной карточке. А если еще больше, то № 6.
Затем – разбор верных ответов
№4. Над экватором
1-тропосфера ?15-17 км
над полюсом
9-11 км
2 – стратосфера ?-80км
3-ионосфера до 200 км.
Здесь задаем вопрос, какие расхождения в данных по разным источникам. Почему?
Учитель предлагает зачитать задание и выполнить его.
Учитель подводит учащихся к выводам с дальнейшей перспективой:
Изменение свойств порождает явления в атмосфере. С этими свойствами и явлениями мы будем работать дальше в этой теме.
Обращаемся к блоку 4.
-Почему и отчего, кого нужно охранять атмосферу?
Вернемся к заданию 3.
-Может ли случится так, что соотношение газов в атмосфере станет таким как указано в диаграмме 2 или 3.
Работа с таблицей презентации
-Оказывается, состав атмосферы на Земле изменялся в различные периоды. Давайте из презентации посмотрим таблицу, которая показывает изменение состава атмосферы Земли.
Обращаемся к заданию 6
Учитель предлагает назвать причины уменьшения кислорода и увеличение углекислого газа.
Какие выводы мы можем сделать?
Учитель подводит учащихся к последней познавательной задаче урока
Охрана атмосферы - это проблема глобального масщтаба. Чтобы её охранять, человек должен в первую очередь, все знать о её состоянии и изменении.
Как же человек изучает атмосферу?- это последняя познавательная задача нашего урока. Учащиеся рассуждают и дискутируют:
-Даша не права «Атмосфера- это воздух, а воздух - вокруг нас. Воздух в нашей комнате - это часть атмосферы. Воздух состоит из газов, а они из молекул, когда мы махнём рукой, то начинается движение молекул, и мы ощущаем слабый ветер.
Учащиеся выбирают понятие, вспоминая свои представления из 5-го класса, определяя его с точки зрения родовидовых существенных признаков Выбирают определения, с помощью учителя приходят к выводу, что верных их 3 (2-наиболее полные 5, 8, а 2 – неполное, но достаточное), остальные неверные.
Работают в группах по подготовке рассказа.
Выступает первая подготовившаяся группа
Остальные слушают и дополняют.

Делают вывод.
- Атмосфера имеет огромное значение для жизни на Земле.
- Именно поэтому мы должны эту тему изучить.
Читают задание, приходят к выводу, что все указанные вещества входят в состав атмосферы и не только они, но еще множество других (газов).
Дети отвечают:
-Между оболочками существует взаимосвязь с помощью круговорота воды и веществ.
У доски работает группа знатоков.
Остальные читают текст, готовят ответ на вопрос учителя, анализируют ответ группы знатаков, общаются между собой, находят ошибки, поднимают руку, готовятся исправлять ошибки товарищей.
Затем - проверка.
Дети отвечают:
1.Измения проводились в разных точках Земли. А толщина атмосферы в них разная, т.к. разная температура воздуха.
2 Год издания книг различный, и данные могли устареть.
Учащийся по желанию читает, заполняя пропуски словами:
тропосферы, погоде, явлениями.
Затем выбирает свойства:
температура воздуха, давление, относительная влажность.
Явления: ветер, дождь, гроза, облачность, иней.
Все читают задание.
Анализируют таблицу вслух.
Происходит повышение содержания СО2 в атмосфере, может случиться, что содержание О2 уменьшается, часто говорят об озоновых дырах, тогда меньше станет озона.
Делают выводы о необходимости защиты атмосферы.
Думают над заданием 6, определяя причинно-следственные связи.
Высказывают своё мнение, приходя к выводу, что все указанные причины приводят к изменению состава атмосферы, что ведёт к отрицательным следствиям для Земли и каждого из нас.
Выводы: Состав атмосферы должен быть постоянным, поэтому человек должен охранять атмосферу от губительного действия самого человека.
Дают ответ на вопрос в ходе рассказа после просмотра части презентации Учащиеся умеют находить ошибку в ответе и обосновать своё мнение в ходе дискуссии.
Определено понятие «атмосферы»
Умение подготовить рассказ в ходе групповой работы по своим рисункам.
Умение формулировать выводы
Умение работать в группе.
Формируется представление о строении атмосферы.
Формируется умение устанавливать причинно-следственные связи.
Умения выделять характеристики атмосферы и её явления.
Умение анализировать табличные данные.
Созданы условия для формирования экологического самосознания школьников
Представление о профессии – метеоролога.
Контроль учителя за ходом дискуссии.
Контроль парной работы - заслушивание ответов учащихся.
Контроль за логикой высказываний учащихся, помощь в формулировке вывода.
Контроль учителя за правильностью формулирования устных ответов учащихся.
Контроль за групповой работой.
Контроль за правильностью расставленных величин.
Контроль за ходом логики в ответе причина
Следствие
Контроль учителя за устным ответом учащегося.
Контроль за ответами учащихся
Контроль за правильностью формулировки вывода.
Контроль за устным рассказом учащегося.
III.Рефлексивно-оценочный Учитель предлагает посмотреть на прайс – лист: У кого всех больше ответов? Кто дал лучший ответ.
Благодарит ребят за урок, выставляет оценки за работу на уроке в журнал.
Домашняя работа:
Параграф №18. Ответить на вопрос: «Почему жарко на экваторе, а на полюсах – нет». Ответственный за фиксацию ответов учащихся: У кого всех больше ответов?
Затем ребята определяют: Кто дал лучший ответ? Умение осуществлять контроль, оценку действий партнёра Выставление оценок учащимся, давшим больше всего правильных и лучших ответов.
3.Список литературы.
I.Источники:
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 000 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5.УДК 37.01ББК 74.26 © Издательство «Просвещение», 2011
Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. Автор Е.М. Домогацких – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2010.
Стандарт основного общего образования по географии http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/standart-osnovnogo-obshchego-obrazovaniya-po-geografii
II. Исследования:
Система Выготского/medpsy.ru›library/library169.pdfСтатьи:
Бадардина Е.П. /Возрастные особенности шестиклассников/ Е.П.Бадардина http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/vozrastnye-osobennosti-shestiklassnikovИз междисциплинарной программы развития универсальных учебных действий /Основы смыслового чтения и работа с  текстом// metodsovet.ru›megdiciplinarnaya_programma.htmlНазарова З.Т./Формирование ключевых компетенций на уроках географии и биологии/З.Т. Назарова// rudocs.exdat.com›docs/index-340648.htmlСправочные издания:
http://www.centrobrrostov.ru/index.php?option=com_k2&view=itemlist&task=category&id=367:издательство-русское-слово&Itemid=6Методические издания:
Методические рекомендации по проведению процедур аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, НИРО, Нижний Новгород, http://www.niro.nnov.ru/?id=1825Нечаева Н. В., Рощина Н. Н./ Педагогическая система развивающего обучения Л.В. Занкова: Учебное пособие /http://www.zankov.ru/about/theory/article=1266/
Николина В.В./ География: методические рекомендации: пособие для учителя/ В.В. Николина. – М.:Просвещение, 2007.
V. Электронные образовательные ресурсы:
Модель, показывающая связь погоды и показаний термометра, барометра и гигрометра. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009ec-1000-4ddd-b260-2d0047fe0a4e/weather.swfПлотникова З.Л./презентация 71194_АТМОСФЕРА /all-presentations.com
4.Приложения.
Приложение 1
Таблица: « Возрастные особенности и их положительные проявления
у шестиклассников»
Особенность Положительное проявление
1. Появление чувства взрослости Стремление делать что-то значимое, социально поощряемое
2. Начало «ценностного конфликта» Отстаивание собственного понимания взглядов на мир.
3. Новый период в нравственном развитии Становятся значимыми ценности, выходящие за рамки его жизни (справедливость, искренность, свобода, любовь).
4. Недостаточный опыт общения Поиск информации в разных источниках.
5. Развитие самооценки Ребенок начинает ориентироваться на реальные достижения.
6. Потребность говорить о себе. Формирование уровня самооценки.
7. Учение обретает личностный смысл. Формируется интерес к какой-либо деятельности.
8. Познавательная активность Пик любознательности, формирование устойчивых интересов.
9. Формирование понятийного мышления Формируется научный язык, умение логически мыслить
10. Ведущий вид деятельности в общении Общение со сверстниками.
Приложение 2. Технологическая карта темы «Атмосфера».
Цель изучения: Создание условий для осознания учащимися важности атмосферы для жизни на Земле и влиянии её на человека, его здоровье и деятельность.
Планируемые результаты:
По окончанию изучения темы учащиеся смогут
Применить знания о необходимых мерах сохранения природы, здоровья и жизни человека в случае природных стихийных явлений атмосферы в дальнейшей жизни.
Проявить свою экологическую сознательность для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению.
Применить свои знания, способности и умения для проведения дальнейшей учебно-познавательной и исследовательской деятельности, а именно:
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, в том числе местных.
Определять основные понятия темы, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, объясняя существенные признаки частей, явлений и процессов, происходящих в геосферах Земли; приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды.
Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик атмосферы: температуры, атмосферного давления, влажности воздуха, ветра.
Представлять информацию и результаты измерений в разной форме, интерпретировать её.
Грамотно вести диалог, умение развернуто обосновать суждение в ходе дискуссии; эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Использовать творческие способности для оформления и созданию продуктов учебной деятельности.
Самостоятельно представить результаты исследования на конференции во время предметной недели. 
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания, для учета фенологических изменений в природе своей местности и наблюдения за погодой.
Тема урока
(УЗ) Учебный материал Общеучебные
умения Межпредметные связи Виды и формы деятельности Планируемый результат Формы проверки (диагностики результата)
Основные понятия и термины Умения,
Способы действий Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Знания:
Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, полярное сияние, значение для жизни на Земле воздушной оболочки планеты,
Учащиеся определяют понятие «атмосфера»;
Учащиеся характеризуют части атмосферы
Учащиеся делают выводы о важном значении атмосферы для природы и человека
Учащиеся ведут дневник наблюдений за погодой Учащиеся
-ставят учебную задачу под руководством  учителя;
-планируют свою деятельность под руководством учителя;
-строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-работают с текстом, обучаясь основам ознакомительного, изучающего чтения.
- устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимают решения и делают выбор
-учатся работать в паре и группе Химия: газовый состав воздуха
Физика: как образуется северное сияние
Биология: необходимость кислорода для дыхания
Экология: загрязнение воздуха, поиск путей решения проблемы.
Метеорология: наблюдение, изучение атмосферы Фронтальная и групповая работа
Решение проблемных ситуаций
Беседа
Заслушивание ответов
Ведение диалога
Анализ ответов
Работа с текстом учебника и инструктивными карточками.
Подготовка рассказа по рисункам
Рефлексия и оценка деятельности Учащиеся умеют определять понятие «атмосфера»
Учащиеся научаться различать части атмосферы, её характеристики, явления и применять эти знания для ведения календаря наблюдения за погодой
Учащиеся смогут проявить свою экологическую сознательность для решения практических задач по улучшению качества окружающей среды своей местности Групповой контроль по ходу урока.
Проведение взаимооценки и оценки учителем активности учащихся по рейтингу хода урока.
Температура воздуха
( 2 урока). Знания:
Температура воздуха, амплитуда колебаний температуры, средняя суточная, месячная и годовая температура.
прогнозируют изменение температуры воздуха в зависимости от географической широты и высоты местности. Имеют представление о тепловых поясах, циркуляции атмосферы, климатических поясах. Умения:
Учащиеся проводят измерения температуры воздуха с помощью термометра.
Учащиеся прогнозируют изменение температуры воздуха в зависимости от географической широты и высоты местности
Учащиеся учатся решать задачи на изменение температуры воздуха с высотой;
Анализируют графики хода температур, вычисляют среднемесячную температуру воздуха и амплитуду колебаний температуры по календарю погоды
Устанавливают причинно-следственные связи между изменениями t воздуха и высотой солнца над горизонтом
Работают с картами поясов освещенности и климатическими картами
Учащиеся дискутируют о влиянии температуры воздуха на быт и на здоровье человека; а также о мерах защиты от неблагоприятных воздействий низких и высоких температур воздуха.
Учащиеся ведут дневник наблюдений за погодой Учащиеся
-планируют свою деятельность под руководством учителя;
-принимают решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
-выявляют причинно-следственные связи;
-Работают с таблицами, графиками; картами.
-Объясняют явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
-Формулируют собственное мнение и позицию.
Физика: работа с термометром; решение задач
Математика: работать с графиками, решение задач.
Метеорология: как проводят измерения характеристик погоды.
ОБЖ: меры защиты жизни и здоровья от заморозков, низких температур, теплового удара.
Фронтальная и парная работа
Работа по готовым графикам в учебнике и в презентации
Подготовка графиков по своим данным
Решение проблемных ситуаций.
Работа с термометром
Заслушивание объяснения учителя.
Решение задач.
Ведение дискуссии.
Работа с картами. Учащиеся смогут применять умения определения температуры воздуха с помощью термометра для ведения календаря наблюдения за погодой.
Учащиеся смогут применять свои знания и умения анализировать графики хода температур и решать задачи на уроках математики и физики..
Учащиеся могут приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды на примере своей местности и своей семьи.
Учащиеся через умение устанавливать причинно-следственные связи могут объяснять явления и процессы, происходящие в других геосферах земли Фронтальный контроль по вопросам на начало урока.
Внешний контроль учителя за практической деятельностью учащихся
Проверка решения задач консультантами - взаимоконт-роль.
Атмосферное давление. Знания:
Атмосферное давление, нормальное атмосферное давление, барометр, ртутный барометр, барометр-анероид, миллиметр ртутного столба.

Умения:
Учащиеся наблюдают опыт и анализируют его результат.
Учащиеся дают определение понятию «атмосферное давление»
Учащиеся выясняют, как зависит атмосферное давление от высоты и температуры воздуха.
Учащиеся решают задачи на изменение атмосферного давления с высотой.
Учащиеся учатся измерять атмосферное давление барометром анероидом.
Учащиеся дискутируют о влиянии атмосферного давления на здоровье человека
Учащиеся ведут дневник наблюдений за погодой Учащиеся
-ставят и решают проблемные ситуации.
-планируют свою деятельность под руководством учителя;
-выявляют причинно-следственные связи
- дают определение понятию
-работают с текстом, обучаясь основам ознакомительного, изучающего чтения.
-работают с приборами
-ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважении и принятия.
Физика: работа с т барометром; решение задач
Метеорология: как проводят измерения характеристик погоды.
ОБЖ: меры защиты жизни и здоровья от смены атмосферного давления. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа.
Опыт
Решение проблемных ситуаций
Решение задач
Работа с текстом и его рисунками
Работа с барометром- анероидом
Учащиеся умеют определять понятие «атмосферное давление»
Учащиеся смогут применять умения определения атмосферного давления с помощью барометра для ведения календаря наблюдения за погодой.
Учащиеся смогут применять умения решать задачи на изменение атмосферного давления воздуха в зависимости от высоты, температуры воздуха на уроках физики.
Учащиеся могут использовать приобретённые знания по влиянию давления на здоровье человека в повседневной жизни. Тестовая проверка на начало урока.
Групповой контроль решения задач.
Индивидуальный контроль умений определять атмосферное давление барометром-анероидом.
Фронтальный контроль на конец урока.
Ветер. Знания:
Ветер, бриз, муссон, постоянные веетры, флюгер, роза ветров
Учащиеся дают определение понятию «ветер»
Учащиеся знакомятся с разными ветрами.
Учащиеся выявляют причинно-следственные связи в образовании ветра. Учащиеся имеют представление, как проводятся измерения характеристик ветра
Учащиеся анализируют по календарям наблюдения за погодой изменение атмосферного давления и направление ветра.
Учащиеся строят розу ветров.
Учащиеся дискутируют о влиянии ветра на быт и на здоровье человека; а также о мерах защиты от ураганов и смерчей.
Учащиеся ведут дневник наблюдений за погодой Учащиеся
-дают определение понятию
-работают с текстом, обучаясь основам ознакомительного, изучающего чтения.
-работают с приборами
-выявляют причинно-следственные связи;
-Работают с графиками; картами.
- устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимают решения и делают выбор
Физика: работа с барометром; понятие: почему движется воздух, решение задач
Метеорология: как проводят измерения силы и направления ветра.
ОБЖ: меры защиты жизни и здоровья от сильных ветров. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа.
Заслушивание объяснения учителя.
Зачитывание загадок и стихов.
Решение проблемных ситуаций.
Ведение дискуссии
Работа с рисунками текста, картами.
Построение «розы ветров»
Решение задач.
Работа с текстом учебника.
Учащиеся умеют определять понятие «ветер»
Учащиеся могут использовать знание и умение определять и фиксировать направление ветра в календаре наблюдения за погодой.
Учащиеся могут использовать умения построения «Розы ветров» в календарях для представления информацию и результатов измерений в разной форме, интерпретировать её.

Применить знания о необходимых мерах сохранения здоровья и жизни человека в случае природных стихийных явлений атмосферы в дальнейшей жизни. Фронтальный контроль по вопросам на начало урока.
Групповой контроль решения задач.
Внешний контроль учителя за решением задач.
Вода в атмосфере. Знания:
Водяной пар, влажность воздуха, абсолютна влажность воздуха, относительная влажность воздуха, конденсация, испарение, облака, кучевые облака, перистые облака, дождевые облака, атмосферные осадки, дождь, ливень, град, туман, роса, иней.
Умения:
Учащиеся делают вывод о значении влажности, облачности и осадков для жизни на Земле.
Учащиеся раскрывают значение взаимосвязи природных явлений происходящих в атмосфере.
Учащиеся решают задачи по расчету относительной влажности.
Учащиеся умеют измерять влажность воздуха с помощью гигрометра.
Учащиеся умеют определять виды облаков и виды осадков в своей местности.
Учащиеся ведут дневник наблюдений за погодой Учащиеся
Ставят учебную задачу под руководством  учителя;
Планируют свою деятельность под руководством учителя;
Выявляют причинно-следственные связи
Решают задачи, используя статистические материалы.
Ведут наблюдения в природе.
Делают учебные рисунки.
Структурируют текст, выстраивая последовательность описываемых событий
Работают в группе.
Устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимают решения и делают выбор Физика: работа с гигрометром; решение задач
Химия: изменение агрегатного состояния воды.
Метеорология: как проводят измерения влажности воздуха.
ОБЖ: меры защиты жизни и здоровья от разных атмосферных осадков. Группова работа.
Построение схем
Работа с рисунками учебника в ходе решения проблемной ситуации.
Определение типов облаков
Зарисовка облаков
Построенные диаграммы облачности
Решение задач
Работа с картой.
Работа с гигрометром. Введён термин «абсолютная и относительная влажность воздуха»
Умение работать с гигрометром.
Умение выполнять учебные рисунки.
Схема взаимосвязи характеристик состояния атмосферы и явлений.
Состояние успеха
Навыки работы в группе.
Правильно сформулированные выводы. Индивидуальный устный опрос
Предварительная проверка учителем практической работы №7. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.
Погода. Знания:
На уровне понятия – «погода»
На уровне представлений - «воздушные массы».
Учащиеся дают определение понятию «погода».
Учащиеся устанавливают причинно-следственные связи между изменениями направления ветра, воздушных масс и погодой с помощью календарей наблюдения.
Учащиеся обрабатывают данные наблюдений за погодой за определённый период времени.
Учащиеся учатся предсказывать погоду по изменению направления ветра и народным приметам.
Учащиеся ведут дневник наблюдений за погодой
Учащиеся
Ставят учебную задачу под руководством  учителя;
Дают определение понятию
Обобщают понятия - осуществляют логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
Работают с текстом, обучаясь основам изучающего чтения
Решают проблемные ситуации.
Работают с картами.
Выявляют причинно-следственные связи
Объясняют явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
Осуществляют взаимопроверку. Метеорология: как проводят прогноз погоды.
ОБЖ: меры защиты жизни и здоровья от неблагоприятных погодных явлений. Фронтальная, парная, индивидуальная работа
Работа по инструктивной карточке в поисках правильного понятия.
Работа с
моделю, показывающуй связь погоды и показаний термометра, барометра и гигрометра.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009ec-1000-4ddd-b260-2d0047fe0a4e/weather.swf
Работа со схемой, представленной в начале изучения темы.
Работа с календарями наблюдения.
Чтение текста
Зачитывание сообщений и беседа по ним
Формулировка выводов.
Решение проблемных ситуаций. Определено понятие « погода»
Понимание учащимися значимости умений наблюдать за погодой и осуществлять её прогноз.
Умение правильно формулировать выводы.
Умение готовить сообщение «Как прогнозируют погоду» и презентацию «Предсказание погоды по народным приметам» Внешний контроль учите-ля за практической деятельностью учащихся
Проверка и помощь учащимися консультантами работы в тетрадях – взаимоконтроль
Послеурочная проверка письменной практической работы №8. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
Климат. На уровне термина – климат, климатообразующие факторы, адаптация, Руаль Амундсен
Формирование представлений о климатообразующих факторах и характеристике климата
Учащиеся учат определение понятию «климат».
Учащиеся характеризуют климатообразующие факторы.
Учащиеся характеризуют климаты разных территорий, используя климатическую карту.
Учащиеся устанавливают причинно-следственные связи между климатообразующим фактором, климатом территории и адаптация человека к климатическим условиям
Учащиеся раскрывают значение прогнозирования погоды и климата для природы и хозяйственной деятельности человека. Учащиеся
Обобщают понятия – осуществляют логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
Работают с текстом, обучаясь основам ознакомительного, изучающего чтения
Работают с картами.
Ставят и решают проблемные ситуации.
Выявляют причинно-следственные связи
Делают выводы.
Используют речь для контекстного высказывания.
Осуществляют самопроверку, выставляют оценку.
Проводят рефлексию Метеорология: как проводят наблюдения за климатом и его сменой.
ОБЖ: меры защиты жизни и здоровья на территориях с экстремальными климатическими условиями.
Экология: среда жизни человека. Фронтальная, парная, индивидуальная работа
Работа с календарями наблюдения.
Чтение текста
Решение проблемных ситуаций с использованием карты.
Тестовая работа
Введён термин «климат»
Сформировано представлений о климатообразующих факторах
Умение осуществлять самооценку. Письменный итоговый контроль – тестовая проверка.
Самопроверка теста.
Приложение 3. Проведение самоанализа урока по теме: «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» в соответствии с требованиями ФГОС ООО к современному уроку.
Требование ФГОС Его характеристика Прослеживается ли данное требование на уроке.
Целеполагание (технология SMART) Учащиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке(левополушарные);
Они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач (правополушарные) Вводится система УЗ, блоки изучения материала.
Мотивация Учитель формирует интерес как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективные мотивы – решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания. Формируется ценностный компонент через значимость оболочки для жизни и человека.
Практическая значимость знаний и способов деятельности Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности. Знание необходимо для ведения календаря наблюдения за погодой.
Знакомство с профессией метеоролога.
Отбор содержания. Качественно отработаны планируемые результаты урока, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю Отбор согласно программе,
Контроль за формированием понятий и представлений.
Интегративность знаний Отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности. Работа с табличными данными, презентацией, интернет доской.
Построение каждого этапа урока по схеме Постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения - рефлексия Деятельность построена по схеме.
Есть рефлексия деятельности в конце урока.
Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя – создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий:
-характеристика задания;
-мотивационная часть
-содержание (условия, вопрос)
-инструкция по выполнению
-время выполнения
-образец или описание ответа
-критерии оценки
-методический комментарий Приемы организации эффективны, разносторонни, введены разные формы работы.
Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока Выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя в целях обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого ученика После каждого этапа делаются выводы самостоятельно учащимися либо с помощью учителя.
Наличие блоков самостоятельного получения знаний Работа с различными источниками информации Презентация, инструктивная карта, учебник.
Организация парной или групповой работы Развитие коммуникативной компетенции и освоение нормы работы в коллективе Присутствует
Использование системы контроля и взаимоконтроля Средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности Присутствует
Рефлексия Осознание себя в процессе деятельности Создается ситуация успеха, принимается труд каждого ученика.
Качественная положительная оценка
деятельности обучающихся Формирование положительной учебной мотивации Оценки выставляются по взаимооценке товарищей.
Психологический комфорт и условия здоровьесбережения  Создание ситуации успеха, использование здоровьесберегающих технологий. Чередование различных форм работы, создается ситуация успеха.
Вывод:
В основном урок соответствует требованиям ФГОС. Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся – как активных субъектов деятельности, что становится решающими предпосылками реализации целевых установок Стандарта.
Приложение 4. 6 класс Итоговый тест по теме:
« Атмосфера – воздушная оболочка Земли».
Вариант 1.
Дополните фразу: «Основная масса атмосферного воздуха содержится ____________» (выберите ответ): а) в стратосфере; б) в мезосфере; в) в тропосфере;
Установите верную последовательность указанных процессов:
а) солнечное тепло, в) нагрев земной поверхности,
б) нагрев воздуха, г) излучение тепла земной поверхностью.
1 - ____; 2 - _____; 3 - _____; 4 - ____ .

*Укажите признаки морского типа климата:
а) лето жаркое; в) местность расположена недалеко от океана;
б) зима довольно теплая; г) местность удалена от океана.

Ветер, дующий на юго-восток, называется:
а) юго-западным; б)северо-восточным; в) юго-восточным; г)северо-западным.
Рассчитайте, в каком случае ветер будет сильнее:
а) 750 мм рт. ст. и 759 мм. рт. ст.
б) 759 мм рт. ст. и 575 мм. рт. ст.
Ветер, меняющий свое направление дважды в год по сезонам, называется:
а) феном; б) бризом; в) муссоном; г) пассатом.

Разница между самой высокой и самой низкой температурой называется:
а) изотермой; в) колебаниями температур;
б) амплитудой температур; г) суточным ходом температур.
Дополните фразу: « Давление зависит от _________» (выберите ответ):
а) силы ветра; в) особенностей рельефа;
б) направления ветра; г) разницы температуры воздуха.
К климатообразующим факторам не относится:
а) географическая широта; в) преобладающий тип растительности;
б) господствующие ветры; г) близость к океану.
Дополните фразу: « Климатом называется _____________» (выберите ответ)
а) воздушная оболочка Земли,
б) многолетний режим погоды, характерный для данной местности;
в) состояние тропосферы в данный момент в данной местности;

11. Укажите количество поясов освещенности на Земле:
а) 14, б) 3, в) 5, г) 7.

12. Солнце один раз в год в полдень бывает в зените над:
а) экватором;
б) полярными кругами; в) полюсами.

*13. Вычислите температуру воздуха на вершине вулкана Килиманджаро (5895 м), если у его подножия + 28 С.
6 класс Итоговый тест по теме:
« Атмосфера – воздушная оболочка Земли».
Вариант 2
Дополните фразу: «Движение воздуха в горизонтальном направлении называется____________________» (выберите правильный ответ):
а) туман; б) ветер; в) облака; г) воздушные массы.

Дополните фразу: «Подвижные части тропосферы, отличающиеся своими свойствами называются _________________» (выберите правильный ответ):
а) облаками; б) туманом; в) воздушными массами; г) ветром.
Укажите от чего зависит сила ветра:
а) от близости океанов и морей; в) от времени года;
б) от скорости движения Земли; г) от разницы давления.
Слой атмосферы, где формируется погода, называется:
а) тропосфера; б) мезосфера; в) стратосфера; г) экзосфера.
* Укажите признак континентального типа погоды:
а) местность расположена недалеко от океана;
б) зима холодная;
в) в течении года выпадает много осадков.

Дополните фразу: «Состояние тропосферы в данный момент в данной местности называется_________________» (выберите правильный ответ):
а) облачностью; б) атмосферой; в) погодой; г) климатом.
7. Ветер, дующий на северо-восток, называется:
а) юго-западным; б) северо-восточным; в) юго-восточным; г) северным.
8. Определите, в каком случае ветер будет дуть сильнее:
а) 741 мм рт. ст. и 750 мм рт. ст.
б) 754 мм рт. ст. и 757 мм рт. ст.
9.Максимальная температура воздуха летом при ясной погоде наблюдается:
а) в 10.00; б) в 12.00; в) в 14.00; г) в 17.00.
10. Дополните фразу: « Параллель 66,5 с.ш. называется________________»
а) Северным тропиком; в) Северным полярным кругом;
б) Южным тропиком; г) Северным полюсом.
11. Дополните фразу: « Количество водяного пара в атмосфере зависит
от ____________________» ( выберите правильный ответ):
а) температуры воздуха; в) давления
б) силы ветра; г) направления ветра.

12. Воображаемая прямая линия, проходящая через полюса Земли, называется:
а) орбитой в) земным радиусом.
б) земной осью; г) экватором.
13*. Какая температура за бортом самолета, если он летит на высоте 8000 м?
На земле в это время температура воздуха + 15 С.
Графический анализ оценок практической работы по теме «Атмосфера».


Графический анализ оценок итоговой тестовой работы по теме «Атмосфера».