Индивидуальная логопедическая тетрадь по развитию речи на звук [Ш]

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»










Индивидуальная логопедическая тетрадь
по развитию речи на звук [Ш]






_________________________________________________________________
Ф.И. ребенка










Составитель:
учитель- логопед
Арсентьева Лариса Юрьевна

г. Кирсанов
2010г.

Артикуляционная гимнастика.

«Заборчик»
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.
Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5.

«Трубочка»
Вытянуть губы вперед, но так, что бы были видны передние верхние и нижние зубы
Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5.

«Заборчик-трубочка»
Губы улыбаются без напряжения (под счет до 5)
Затем вытягиваются трубочкой (под счет до 5)

«Почистим передние зубки»
Кончиком языка почистить верхние зубы из стороны в сторону (как щеткой). Рот приоткрыт, нижняя челюсть не должна двигаться.

«Покусаем язычок»
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижние зубы и потихоньку (потом посильнее) «покусать» кончик, а потом и середину языка.

«Вкусное варенье»
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю затем нижнюю губу. Сначала в одну сторону потом в другую.

«Маляр»
Улыбнуться, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языка вперед-назад. Следить губы и нижняя челюсть не двигаются.

«Лошадка»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка щелкает копытами)

«Часики»
Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то вправо, то влево..Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет









1
Артикуляционная гимнастика.

Обведи рисунки по точкам. Раскрась их.




Вспомни и назови игрушки. (Ребенок называет, а мама записывает его ответ)




Игра: «Назови ласково» (Ребенок называет, а мама записывает его ответ)
Мяч - мячик Пирамида -
Машина - Лопата -
Кукла - Самолет -

5. Игра: «Доскажи словечко» (Ребенок называет, а мама записывает его ответ)
Если игрушка сделана из дерева, значит она деревянная
Если игрушка сделана из железа, значит она
Если игрушка сделана из резины, значит она
Если игрушка сделана из бумаги, значит она
Если игрушка сделана из пластмассы, значит она
Если игрушка сделана из плюша, значит она




2

Артикуляционная гимнастика.

Шипит змея: Ш – Ш – Ш

3. Вспомни и назови овощи. (Ребенок называет, а мама записывает его ответ)



4.Игра: Какие нужны овощи, чтобы приготовить щи?




Выполни штриховку овощей по образцу

шаблон - помидор и морковь
























































































































































·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·







































































































3
Артикуляционная гимнастика.

Шипит змея: Ш – Ш – Ш

Повтори за мамой
ША, ШО, ШУ, ШИ

Вспомни и назови фрукты


5. Игра: «Один - много» (Ребенок называет, а мама записывает его ответ)
Груша – груши Ананас -
Яблоко - Мандарин -
Банан - Лимон –

6.Придумай предложение со словом

а) груша б) банан

а)

б)

7. Узнай и раскрась фрукты.




шаблон яблока

шаблон груши




шаблон банана




4
Артикуляционная гимнастика.

Шипит змея: Ш – Ш – Ш

Повтори за мамой
ША – ША - ША,
ШО – ШО – ШО,
Ш У – ШУ - ШУ,
ШИ - ШИ – ШИ.

Повтори слова
шапка шуба шина шов
шахта шум шить шок
шайба шут шипы шея
шаман шумовка шифон шепот

Вспомни и назови части тела.


Нарисуй человечка.





















5
Артикуляционная гимнастика.

Шипит змея: Ш – Ш – Ш

Повтори за мамой
ША – ШО - ШУ - ШИ
ШО – ШУ – ШИ – ША
ШУ – ШИ – ША – ШО
ШИ - ША – ШО – ШУ

Повтори слова
мышата мешок дыши кушетка
дышать пушок ушиб мишень
мешать петушок тишина ошейник

Запомни осенние месяцы
сентябрь, октябрь, ноябрь

6. Игра: «Скажи со словом осенний»
День - осенний день Ветер -
Дождь - Лист -
Месяц - Вечер –

Устно! Составь рассказ об осени при помощи схем – помощниц.




7. Раскрась осенние листья.




Трафареты кленового, дубового, березового, осинового листьев








6
Артикуляционная гимнастика.

Шипит змея: Ш – Ш – Ш

Повтори за мамой
АШ, ОШ, УШ, ИШ

Повтори слова
Наш, ваш, дашь, мышь, камыш, душ, тушь, ешь, пьешь, финиш, малыш, шалаш.

Вспомни и назови геометрические фигуры.







Придумай и дорисуй предмет, который похож на круг.


























7
Артикуляционная гимнастика.

Шипит змея: Ш – Ш – Ш

Повтори за мамой
АШ – АШ - АШ,
ОШ – ОШ - ОШ,
УШ – УШ = УШ,
ИШ - ИШ – ИШ.

Повтори слова
кашка кошка подушка бабушка
башня мошка катушка дедушка
башмак окошко кукушка избушка
каштан вышка кумушка донышко

5. Игра: «Отгадай - чей дом?» (Ребенок называет, а мама записывает его ответ)
Гнездо - птицы норка -
Муравейник - дупло –
Берлога - нора –
Конура - гнездо -

6. Игра: «Доскажи слово» (Ребенок называет, а мама записывает его ответ)
Дом из дерева (какой?) - деревянный из стекла -
Из кирпича - изо льда -
Из камня - из бумаги -

7. Нарисуй рядом точно такие же домики по клеточкам.

































































































































































































































































































































































































8
Артикуляционная гимнастика.

Шипит змея: Ш – Ш – Ш

Повтори за мамой
ШТА – ШТО – ШТУ – ШТЫ
ШКА – ШКО – ШКУ – ШКЫ
ШПА – ШПО – ШПУ – ШПЫ

Повтори слова
штаб шпага шлейф шляпа
штат шпагат шлем шлюпка
штаны шпинат шлюз шмель

Вспомни и назови мебель


Придумай предложение со словом
а) стол б) шкаф

а)

б)

Раскрась стул






Рисунок стула














9
Артикуляционная гимнастика.

Повторить страницы 5, 6, 7, 8, 9 задание № 3 и № 4

Повтори за мамой
У Пушка не шее ошейник.
Наташа пишет букву Ш.
У шиповника шипы.
Шумят камыши.
Кошка шипит на мышку.
Маша вешает шубу в шкаф.

Вспомни и назови членов своей семьи.


«Назови ласково» (Ребенок называет, а мама записывает его ответ)
Мама – мамочка Дед -
Папа - Баба -
Брат - Сестра –

Нарисуй свою семью.






















10
Артикуляционная гимнастика.

Повтори за мамой
ША – ША - ША – молочная лапша.
ШУ – ШУ – ШУ – я люблю лапшу,
ШУ – ШУ – ШУ – мама варит нам лапшу.
ШИ – ШИ – ШИ – все хотят лапши.

*************************************************************
ЫШ – ЫШ – шуршит под лавкой мышь.
ЫШКА – ЫШКА – нашла корку мышка.
ЫШ – ЫШ - ЫШ – грызет корку мышь.
ОШКА – ОШКА – ОШКА – лови мышку кошка.

Вспомни и назови посуду.


Игра: «Один - много» (Ребенок называет, а мама записывает его ответ)
Нож - ножи Ложка -
Вилка - Тарелка -
Стакан - Ваза -
Чайник - Чашка –

Придумай предложение со словом
а) ложка б) вилка

а)

б)

6. Раскрась чашку



Трафарет чашечки







11
Артикуляционная гимнастика.

Повтори скороговорки.

Маша шила для мартышки шубку, шапку и штанишки.

**********************************************************************************************************
Миша под душем моет шею и уши.

**********************************************************************************************************
На окошке крошку – мошку ловко ловит лапой кошка.

Вспомни и назови транспорт
воздушный:

наземный:

водный:

Придумай предложение со словом
а) самолет б) машина в) лодка
а)

б)

в)

Раскрась




трафарет самолета трафарет парусника






трафарет машины





12
Артикуляционная гимнастика.

Выучи стих
Перед тем как хрумкать сушки,
Ты, мышонок, вымой ушки.
Чтоб услышать шорох кошки,
Что крадется по дорожке.
(Н.Тегипко)
3. Запомни зимние месяцы
декабрь, январь, февраль

4. Игра: «Скажи со словом зимний»
День – зимний день Ветер -
Дождь - Лист -
Месяц - Вечер –

5. Придумай предложение со словом зима


Устно! Составь рассказ о зиме при помощи схем – помощниц.




7. Нарисуй снежинку.















13
Артикуляционная гимнастика.

Прослушай текст, расскажи его сама.

Кошка и мышка.
Все уходят из дома, А кошка остается. Сидит кошка на окошке. Вот и мышка. Мышка идет на кухню за пышкой. Мышка не видит кошку. Кошка гонится за мышкой.

Вспомни и назови домашних животных.


Игра: «Назови ласково»
Кошка – кошечка
Собака –
Лошадь –
Корова –
Коза –

Придумай предложение со словом
а) кошка б) лошадь
а)

б)

Раскрась домашних животных



Трафарет кошки Трафарет собаки








Трафарет свиньи





14
Артикуляционная гимнастика.

Шипит змея: Ш – Ш – Ш

Насос: С – С – С

Повтори отраженно
Вас – наш нас -наш
Усы – уши крыса - крыша
Мыс – мышь басня - башня
Касса – каша миска - мишка
Каска – кашка сутки - шутки

Повтори за мамой

Совушка, совушка, большая головушка.

*******************************************************************************************************

Береги нос в большой мороз.

*******************************************************************************************************

Шапкой Саша шишки сшиб.

*******************************************************************************************************

Мамаша дала Саше сыворотку из простокваши.

Игра: «Один - много»
Заяц –
Лиса –
Белка –
Лось –
Медведь –
Волк –
Олень –

Раскрась диких животных


Трафарет зайца Трафарет белки



Трафарет лисы


15
Артикуляционная гимнастика.

Шипит змея: Ш – Ш – Ш

Жужжит жук: Ж – Ж – Ж

Повтори слоги отраженно
ША – ЖА ЖА - ША
ШО – ЖО ЖО - ШО
ШУ – ЖУ ЖУ - ШУ
ШЕ – ЖЕ ЖИ – ШИ

Повтори пары слов отраженно
Шар – жар Луша - лужа
Шить – жить Саша - сажа
Шаль – жаль машет - мажет
Шила – жила скошу - скажу
Шест – жест шутка – жутко

Повтори за мамой

Хорош садовник, хорош и крыжовник.

*******************************************************************************************************

Что посеешь, то и пожнешь.

Вспомни и назови деревья

Лиственные деревья:

Хвойные деревья:

Придумай предложение со словом
а) дуб б) ель

а)

б)

Нарисуй лист и хвою.






































































































































































































































































































































































































































16

Рисунок 1#ђ Заголовок 315