Урок по ОРКСЭ (Светская этика) 4 класс. Тема Дружба

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоаксубаевская начальная общеобразовательная школа»






Курс ОРКСЭ

Модуль «Основы светской этики»

Урок №14

Тема «Дружба»



4 класс


Сулейманкина Елена Михайловна,
учитель начальных классов












Аксубаево
2015 год

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы светской этики») 4класс

Тема урока
«Дружба»

Цель урока

1.Формировать:
- основы морали – осознанной учащимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о дружбе и порядочности, о честности и доброте;
- способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
2. Научить детей жить в дружбе и согласии.
3.Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, уважение друг к другу.

Планируемые
результаты

Предметные УУД:
- понимание дружбы как ценностной ориентации, присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.
Личностные УУД:
- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- умение точно выражать свои мысли;
- умение определять цель деятельности на уроке;
- умение определять успешность своего задания;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД:
-формировать умение отбирать главное, синтезировать;
-оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Основные понятия
Друг, дружба, друзья, товарищ, приятель, доверие, доверительные отношения, обида, ссора, прощение.

Ресурсы
Учебник по курсу ОРКСЭ М.Т. Студеникин «Основы светской этики» 4 класс, Москва «Русское слово» 2012 г., с.62-69, аудиозапись М. Пляцковского «Настоящий друг», толковый словарь С. И. Ожегова, карточки с заданиями.

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

Организационный момент


Мы рано просыпаемся-
Опаздывать нельзя!
Нас в школе дожидаются
Хорошие друзья.

Л: Позитивная установка

Мотивация учебной деятельности
-Чему вы хотите научиться на уроке?

Ответы детей.
Пр: Целеполагание


Актуализация знаний и постановка темы урока
Тему урока, о которой мы будем говорить сегодня, узнаете, если внимательно прослушаете следующую песню. (Звучит песня М. Пляцковского «Настоящий друг»).
-О чем эта песня?
-Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня?
-Вы догадались верно, мы будем говорить о дружбе.









-О дружбе.
-Мы будем говорить о дружбе.
Пр: Извлечение необходимой информации.
Л: Самоопределение
Поз: Понимание информации, представленной в неявном виде.
Р: Планирование своих действий .

Изучение нового материала. Работа с понятием «друг» дружба», «дружеские отношения», «порядочность» «товарищ», «приятель».


Какое прекрасное слово – «дружба». Произносишь его – сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или посекретничать о своём.
- Ребята, а вы умеете дружить?
-Какие вы молодцы, я даже в этом и не сомневалась.
Живя в обществе, человек находится в разных отношениях с другими людьми. Это могут быть родственные отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами, служебные отношения, отношения между учителями и учениками, между одноклассниками, соседские отношения и др. С моральной точки зрения все эти отношения должны быть добродетельными, строиться на основе взаимопомощи и взаимоуважения.
Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Но важно помнить, что вы сами должны поступать с другом так, как хотели бы, чтобы он поступал с вами. Недаром народная мудрость гласит: «Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты».
- Как вы понимаете эту пословицу?
По поступкам ваших друзей судят и о вас. Поэтому, если ваш друг совершает недостойные поступки, помогите ему стать хорошим, не поощряйте смехом его недостатки. Если ваш друг в беде, помогите ему. Не думайте, что если вы поменяете друга, новый будет лучше. В пословице говорится: «Старый друг лучше новых двух». Будьте снисходительны к мелким недостаткам своих друзей, не ссорьтесь по пустякам. Берегите друзей! «Человек без друзей как птица, без крыльев», - гласит народная мудрость.
- А каждый ли человек умеет быть другом?
- Ребята, давайте разберём по составу слово дружба. От какого слова оно произошло?
- Как вы думаете, одинаковы ли слова: друг, приятель, товарищ?
- Где мы можем узнать точное определение этих понятий?


Работа в группах со словарём.
Задание 1 группе. Найдите понятие «друг».









Задание 2 группе. Найдите понятие «приятель».



Задание 3 группе. Найдите понятие «товарищ».




Вывод: так в чем разница между этими понятиями?







Конечно, со словом дружба тесно связано и такое понятие, как порядочность.
-Прочитаем об этом в учебнике на с. 62.











Да.













































Ответы детей.






























Ответы детей.



Друг.


Ответы детей.



В словаре.





Друг – это человек, который связан с тобой дружбой, близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов.


Приятель-это близкий и дружески расположенный знакомый.

Товарищ-человек, близкий по своим взглядам, деятельности, по условиям жизни.

У человека может быть много товарищей, приятелей, но друзей бывают единицы, а лучший друг- один.





Ученики читают материал учебника.
Пр: Извлечение необходимой информации из текстов.
Позн: 1.Формулировка выводов на основе анализа проблемных ситуаций.
2.Осуществление синтеза, составление целого из частей.
3.Подведение под понятие.
4. Построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Р: Оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей .
К: 1. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
2.Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.
3.Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации.


Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
руками помахать,
Шесть - за парту сесть опять.
Выполняют движения.
К: Адекватное использование различных средств для решения коммуникационных задач.
Л: Осознание ответственности за общее дело.

Контроль за усвоением знаний обучающихся.

Работа в группах с ситуациями.
Ситуация 1. Ваш друг (подруга) предложит вам прогулять уроки в школе, что вы сделаете?
Ситуация 2. Вместе с другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет, а у Николая в руках маленькая коробка. Мой пакет порвался и всё содержимое рассыпалось. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Николая?
Ситуация 3. Вы выполнили задание, но ваш друг не может с ним справиться. Как вы поступите?
Притча (краткий иносказательный поучительный рассказ)
-А сейчас я предлагаю вам послушать притчу и сказать, какой смысл кроется в ней.
Притча «Песок и камень».
(См. приложение 1).

- О чём эта притча?








- Вы хотели бы иметь такого друга?

Послушайте стихотворение А. Барто и ответьте на вопрос.
-Почему дружба ребят оказалась под угрозой?
(См. приложение 1).



А сейчас поработаем по карточкам.
(См. приложение 2).



Учащиеся знакомятся с ситуациями, обсуждают их, предлагают свои варианты решения.













Ответы детей.







Ответы детей.










Учащиеся прослушивают притчу.

-О дружбе. Друг должен уметь прощать.
-Не должен быть злопамятным.
-Добрые дела -запомнить, а плохие -забыть.

-Да.








-Другу надо помогать бескорыстно.

Самостоятельная работа по карточкам.
Пр: Извлечение необходимой информации из текстов.

Позн: 1.Формулировка выводов на основе анализа.
2. Построение логической цепи рассуждений, доказательство.
К:1. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью .
2. Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации .
3. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций .
4. Использование критериев для обоснования своего суждения .
5. Достижение договоренностей о правилах общения и поведения, сотрудничестве в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Л: Определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил, формулировка выводов.

Итог урока.










Рефлексия.

- Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг – такой, которому можно доверять?
- Кто, по-вашему, в нашем классе может быть настоящим другом?
- Может ли учитель быть вашим другом?
- Какие выводы вы для себя сделали?
- Какие качества характера вы будете стремиться воспитывать в себе?
Закончите предложения.
Урок заставил задуматься
Урок навёл на размышление
Урок дал возможность понять, что



Ответы детей.








Ответы учащихся.
Р: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Л: Формулировка выводов с пониманием моральных норм и этических требований.


Домашнее задание
1.Учебник с.62-69 (ответить на вопросы).
2.Составить свои правила дружбы.




















Приложение 1
Песок и камень (притча)
Как-то два друга много дней шли в пустыне
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал.
Молча он написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину".
Друзья молча продолжали идти и через много дней нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".
Тот, который дал пощёчину и спас жизнь своему другу, спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...





Стихотворение А. Барто

Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка,
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счёт.
И меня к нему, ребята,
Что-то больше не влечёт



Приложение 2
Тема: Дружба.

Задание 1. Составь пословицы и высказывания. Соедини линией.

Старый друг

в беде





На вкус на цвет

лучше новых двух





Не имей сто рублей,

товарища нет





Друзья познаются

что дерево без корней





Сам погибай,

а имей сто друзей





Человек без друзей,

а товарища выручай.





Задание2. В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света. Представь, что дружба – это волшебный цветок с разноцветными лепестками. Запиши в лепестках составляющие настоящей дружбы.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Приложение 3.
«Настоящий друг»
Музыка М. Пляцковского,
Слова В. Савельева

Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит - Вот что значит настоящий верный друг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит - Вот что значит настоящий верный друг.
ыМы поссоримся и помиримся, "Не разлить водой", - шутят все вокруг. В полдень или в полночь друг придёт на помощь - Вот что значит настоящий верный друг. В полдень или в полночь друг придёт на помощь - Вот что значит настоящий верный друг.
ДДруг всегда меня сможет выручить, Если что-нибудь приключится вдруг. Нужным быть кому-то в трудную минуту - Вот что значит настоящий верный друг. Нужным быть кому-то в трудную минуту - Вот что значит настоящий верный друг.











































Источники информации.
Студеникин М. Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 класс – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012 г.
Н.А. Смирнов. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002 г, - 112с.
3. Богданова О. С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982 г., -159 с.

4.Максимова Т. Н. Классные часы 4 класс. Москва «Вако», 2009 г., - 208 с.


















ДРУЖБА



Њђ Заголовок 215