Конспект индивидуального занятия по формированию артикуляционной моторики с детьми старшей группы Путешествие Винни -Пуха на воздушном шаре»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №109»
Заводского района г. Саратова
Конспект
индивидуального занятия по
формированию артикуляционной моторики
с детьми старшей группы
« Путешествие Винни -Пуха на воздушном шаре»
Выполнила: Монахова Татьяна
Васильевна
воспитатель 1 категории
Саратов 2015 г.
Цель: Вести работу по формированию правильного физиологического дыхания. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков, посредством артикуляционной гимнастики. Развитие мелкой моторики рук, логического мышления. Расширение словарного запаса по лексической теме «овощи», совершенствование цветовосприятия и цветоразличения. Воспитывать усидчивость ., внимание, любовь к природе.
Оборудование:
План-схема, маленькая мягкая игрушка Винни -Пух, картинка с изображением козы, карточка с изображением орудий труда в огороде, цветные кружки, карточки с изображением овощей /черно-белые. Зеркало.
Занятие проводится с 1-2 детьми , продолжительность 10-12 минут.
Ход занятия:
На столе лежит план-схема

Воспитатель: Однажды Винни -Пух решил отправиться в путешествие. Долго думал на чем же он поедет и решил полететь на воздушном шаре. Он взял шарик и стал его надувать/ проделывается имитация надувания шарика. По желанию можно надуть воздушный шарик.
Поднялся сильный ветер и воздушный шарик полетел, летел он летел, пролетел над полем и опустился у Козы-дерезы в огороде

1. Посмотри, кто изображен на картинке? / коза-дереза .Где она находится? /в огороде. А что растет у нее на огороде?/морковь, помидоры, лук и т.д . Как всё это можно назвать одним словом? / овощи
2. У Козы-дерезы огород очень большой и Винни -Пух решил ей помочь, но не знает что -же ему нужно для работы в огороде. Давай с тобой вместе поможем ему, посмотри что ты видишь на картинке /перечислить. Убери лишнее. Почему ты решил что это лишнее?/ответы ребенка. Давай вслух и назовем, то что нужно Винни- Пуху для работы в огороде /лейка, грабли, лопата

3. Артикуляционная гимнастика

А мы с тобой умеем делать артикуляционное упражнение «Лопаточка»
Язык лопаткой положи
И под счет его держи
1,2,3,4,5 язык надо расслаблять
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5. Следить чтобы губы не были напряжены, не растягивались в улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы, язык не высовывался далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
Огород Козы-дерезы окружен высоким забором, давай сделаем свой «Заборчик»
2. «Заборчик»

Зубы сомкнуты. Губами имитирутся произнесение звука «И», губы находятся в улыбке.
А теперь представьте что мы с вами превратились в маляров, давайте покрасим наш заборчик
3. «Маляр»

Язык – как кисточка моя,
И ей заборчик крашу я
«Покрасим заборчик»
Водить языком с внешней стороны зубов, сначала верхние, затем нижние.«Посчитаем каждую дощечку»
Дотронуться до каждого зуба отдельно/верхние зубы
Как быстро идет время, а давайте сделаем упражнение «Часики»
Наш веселый язычок, повернулся на бочок
Смотрит влево, смотрит вправо
«Часики»

Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно переводить кончик языка из одного уголка губ в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
А Коза-дереза любит кататься на лошадке, а мы с вами умеем делать артикуляционное упражнение «Лошадка»
«Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки копытами. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить. Чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась не подвижной.
4. Пальчиковая гимнастика
У Козы-дерезы в огороде выросло очень много капусты и она решила ее засолить на зиму, давайте поможем ей засолить капусту.
«Засолка капусты»
Тук-тук_тук-тук! /ритмичные удары ребром ладони по столу
Раздается в доме стук
Мы капусту нарубили, /хватательные движения обеими руками
Перетерли, посолили/ указательный и средний пальцы трутся о большой
И набили плотно в кадку /удары обеими руками по столу
Все теперь у нас в порядке / отряхивают руки одна о другую ладошками
5. А здесь живет затейник кот-художник, он нарисовал картинки овощей , но забыл их раскрасить, а Винни-Пух не знает какими они должны быть и как называются.

Давайте ему поможем, а помогут нам с тобой цветные кружки.
Это что? /огурец – какой кружок мы должны взять? Зеленый Почему? /потому что огурец зеленый. Ребенок берет зеленый кружок и кладет его на карточку с изображением огурца и проговаривает /огурец зеленый. И так с другими овощами.
Как незаметно пролетело время и мы с вами вместе с Винни -Пухом оказались опять в детском саду, ну а что нового и интересного он узнал он расскажет своим друзьям. А вам понравилось наше путешествие? У кого в гостях мы побывали? Мне тоже понравилось как вы занимались, были активными и внимательными, старались все делать правильно. Большое спасибо!