Реферат индивидуальная и групповая логопедическая работа с детьми с онр


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ,
ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
МОУ «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа»
Филиал детский сад «Чебурашка»
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа с детьми с ОНР .Реферат по курсу повышения квалификации « Организация коррекционно-логопедической помощи в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО»
Выполнил :Филатова Лидия Юрьевна
Учитель-логопед
МОУ «Дмитриевская СОШ» филиал детский сад «Чебурашка»
Форма обучения – дистанционная
Научный руководитель:
Кузь Н.А.,к.п.н. доцент, зав.каф. теории
И методики дошкольного образования ФГБОУ ВПО
Новосибирск 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Проявление ОНР у детей дошкольного возраста. 4
Организация логопедической работы в дошкольных группах для детей с ОНР 8
Заключение 16
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Логопедия как наука позволяет изучить речевые нарушения, предупредить и преодолеть их в процессе воспитания и обучения ребенка.
Проблема общего недоразвития речи является одной из самых актуальных проблем современной логопедии. Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи.
У большинства дошкольников с ОНР имеется недоразвитие неречевых психических функций, которые тесно связаны с речью, таких как внимание, восприятие, память, мышление. Для этих детей характерны как типологические, так и индивидуальные особенности состояния речевых и неречевых психических функций.
ПРОЯВЛЕНИЕ ОНР У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Также дошкольники понимают значение многих слов, однако их употребление в экспрессивной речи, актуализация вызывают большие затруднения.
Бедность словаря проявляется в том, что даже шестилетний ребенок с ОНР не знает многих слов: названий ягод, рыб, цветов, животных, профессий, инструментов, частей тела и предметов.
Часто они затрудняются в актуализации таких слов, как насекомые, природные явления. Значительно сложнее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения: «гроза», «гром». Характерной особенностью словаря детей с ОНР можно назвать неточность употребления слов [3, с.168].
Иногда они используются в излишне широком значении, в других случаях — в слишком узком.Если сравнивать пути усвоения родного языка детьми, сообщаемые исследователями нормальной детской речи, с путями становления детской
речи при нарушении ее развития, то нельзя не заметить в них определенного сходства: какая бы форма патологии речи ни была присуща ребенку, он не минует в своем развитии тех трех основных периодов, которые выделены Александром Николаевичем Гвоздевым в его уникальном исследовании «Вопросы изучения детской речи».
Например, первый уровень речевого развития, который в логопедии характеризуется, как «отсутствие общеупотребительных словесных средств общения», легко соотносится с первым периодом, названным А.Н.Гвоздевым «Однословное предложение. Предложение из двух слов – корней». Второй уровень аномального развития речи, который описывается в логопедии как «начатки фразовой речи», соответствует периоду нормы «Усвоение грамматической структуры предложения».
Третий уровень аномального речевого развития, который характеризуется как «обиходная фразовая речь с проблемами лексико-грамматического и фонетического строя», представляет собой своеобразный вариант периода усвоения ребенком морфологической системы языка. Разумеется, ни одна периодизация не может отразить всей сложности диалектического взаимопроникновения этапов развития и сосуществования в каждом последующем этапе качеств предшествующего.
У этих детей наиболее распространены замены слов, относящихся к одному семантическому полю. Среди существительных преобладают замены слов путем объединения их в одно родовое понятие: «лось — олень», «весна — осень», «сахарница — чайник» и т.п.
Смешение слов у детей с ОНР идет на основе сходства:
—по признаку функционального назначения («миска — тарелка», «метла — щетка»);
—по внешнему сходству («майка — рубашка», «сарафан — фартук»);
— по объединению общностью ситуации («каток — лед»);
— части и целого («паровоз — поезд», «локоть — рука»);
— обобщающих понятий и слов конкретного значения («обувь — ботинки», «посуда — тарелки»);
— словосочетаний и связанных с ними понятий («плита — газ горит», «кровать — чтобы спать»).
Для детей с ОНР характерна вариативность лексических замен, а процесс поиска нужного слова идет очень медленно, недостаточно автоматизировано. Нарушения актуализации словаря проявляются также в искажении звуковой, слоговой структуры слова.
Изучение особенностей процесса формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи позволило сделать ряд важных наблюдений, имеющих методическую ценность для разработки системы работы по формированию словаря у детей с общим недоразвитием речи.
Дети названной категории затрудняются в установлении адекватных связей между звуковым, зрительным образом слова и его денотативным, понятийным или контекстуальным содержанием. В речи это проявляется обилием стойких ошибок, связанных с неоправданным расширением или сужением значений слов, смешением слов по звуковому или зрительному сходству: дерево вм.береза, яблоко вм. фрукт, фартук вм. сарафан, комар вм. кальмар и т.п.
Дети с нарушенным развитием речи длительно и стойко используют формы слов независимо от того значения, которое необходимо выразить в связи с используемой синтаксической конструкцией. В случаях тяжелого недоразвития речи дети длительно не усваивают синтаксического значения падежа: «ест каша», «сидит тульчику» (сидит на стульчике). В менее тяжелых случаях указанное явление имеет место в единичных случаях.
Материалы патологии детской речи обнаруживают, что на пути к овладению правильной грамматической формой слова ребенок производит перебор вариантов сочетаний лексических и грамматических языковых единиц. При этом выбираемая грамматическая форма слова чаще всего находится в прямой зависимости от общего уровня сформированности лексико-грамматического и синтаксического строя речи.
При нарушениях развития речи дети, не накопив необходимого набора словоизмерительных элементов и не научившись передвигать слово по словоизменительной шкале, преждевременно обращаются к воспроизведению наиболее обособленного морфологического элемента - предлога. Они длительно не замечают, что предлог и флексия взаимосвязаны. Флексия и предлог выступают для ребенка в воспринимаемом им словесном материале в качестве переменных элементов, которые варьируются в различных комбинациях с лексической основой и поэтому не воспринимаются детьми, что можно представить в схематическом виде: ребенок слышит: ребенок воспроизводит: на? е? а е со? Стол а? а той е под? ом? а е
Дети с нарушениями развития речи обладают пониженной способностью, как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что, в свою очередь, ограничивает их комбинаторские возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания.
Преобладающим типом лексических ошибок становится неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная названий многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена-дом) или действия; они также заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (раскрашивает-пишет).
В словаре детей мало обобщающих понятий; почти нет антонимов, мало синонимов.
Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова: длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий. Это обусловливает частые случаи нарушения лексической сочетаемости.
Большие трудности вызывает классификация предметов: дети не знают обобщений, не выделяют четвертый лишний предмет, обозначенный семантически далеким словом. Даже при правильном выполнении задания дети с ОНР часто объясняют свой выбор на основе ситуативных признаков: «Волк, собака, лиса" — лишнее слово "собака", так как в лесу не ходят собаки» [5, с.132].
Дети с ОНР испытывают трудности, называя профессии людей. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, низкий уровень используемой фразовой речи. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. На полноценное овладение детьми обобщающими понятиями должна быть направлена работа по развитию у них лексических и грамматических языковых навыков. 
Таким образом, анализ теоретического исследования позволяет сделать вывод, что у детей с ОНР часто возникают трудности использования и актуализации обобщающих понятий.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР планируются с учетом результатов их логопедического обследования, позволяющих выявить потенциальные речевые и психологические возможности детей, и соотносятся с общеобразовательными требованиями типовой программы детского сада. Логопедические занятия в ДОУ подразделяются на индивидуальные, фронтальные и подгрупповые. Учитывая неврологический и речевой статус дошкольников, логопедические занятия нецелесообразно проводить со всей группой, поскольку в таком случае степень усвоения учебного материала будет недостаточной.
На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.
На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.
На индивидуальных занятиях с детьми проводится:
1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
4. Коррекция звукопроизношения разными способами;
5. Автоматизация звуков в речи;
6. Дифференциация звуков в речи;
7. Обогащение словарного запаса;
8. - Закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.
На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа связывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.
Одним из ведущих направлений коррекционно-логопедического воздействия по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников является формирование лексико-грамматических средств языка. Реализация данного направления осуществляется на логопедических, музыкальных занятиях, на занятиях с воспитателем и другими специалистами дошкольного образовательного учреждения. Предметно-развивающая среда и комплекс медико-психолого-педагогического воздействия направлены на развитие у ребенка представлений об окружающем его мире, на формирование разносторонней личности. На логопедических занятиях решается комплекс задач по развитию неречевых и речевых психических функций, что обеспечивает достаточно высокую эффективность коррекции имеющихся недостатков становления. Приоритетными задачами являются: расширение запаса конкретных представлений, развитие пассивного и активного словаря, формирование обобщающих понятий, навыков понимания и употребления словоизменительных форм и словообразовательных моделей, а также умений употреблять различные типы синтаксических структур.
С учетом ведущей деятельности детей дошкольного возраста освоение, закрепление и обобщение лексического и грамматического материала осуществляется, как правило, в игре. В системе логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи в различные возрастные периоды может быть использована серия дидактических игр-занятий, содержание которых разработано с учетом единства лексических тем. [1, с.40-41]
(Смотри приложение 1)
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение развивается постепенно. Основные грамматические закономерности ребёнок усваивает к пяти - пяти с половиной годам. К этому времени в его речи есть все падежные формы, простые распространенные и сложные предложения с различными придаточными. Словарь детей включает практически все части речи, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия.
При формировании связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет или событие), уметь их анализировать, отбирать основные факты, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Развитие звуковой стороны речи предполагает не только усвоение произношения и восприятия звуков родного языка. Ребенок должен уметь регулировать темп, громкость голоса, выделять все виды ударения.
В старшей группе речь становится для детей особым предметом для изучения. Педагог развивает у них отношение к устной речи как языковой деятельности. Ведется работа по развитию всех видов языкового анализа, развиваются навыки звукобуквенного анализа слов. Учитель-логопед обучает детей составлять предложения из 3-6 слов, делить предложения на слова, слова - на слоги и составлять из них слова.
Для дошкольников с общим недоразвитием речи создаются логопедические группы. В них помимо основных направлений работы, ведётся работа по коррекции нарушений произношения звуков, слоговой структуры слов и просодических компонентов речи. Занятия по формированию правильного произношения проводятся не реже двух раз в неделю. Их продолжительность составляет 15-20 минут. Осуществляется формирование лексического запаса и грамматического строя речи в игровой форме. Доброжелательная обстановка на занятиях позволяет ребенку поверить в собственные возможности, что укрепляет интерес к занятиям. Работа строится с учётом возрастных, речевых, и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
С дошкольниками работают логопед, психолог, врач, воспитатель, музыкальный работник, физкультурный работник, руководитель студией изобразительной деятельности. Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса.
На фронтальных занятиях основное внимание уделяется формированию лексикона ребенка, грамматических средств речи, развитию навыков связной речи. На индивидуальных занятиях - формированию звукопроизношения и общих речевых навыков. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Формирование фонематического восприятия происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору головного мозга слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным выделение фонем.
При помощи аналитико-синтетической речемыслительной деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование навыков звукопроизношения. Недостаточность фонематического анализа и синтеза сказывается на развитии артикуляции в целом. Однако, если наличие простых форм фонематического анализа достаточно для повседневного общения, то их недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин и другие ученые доказали, что для этого необходимо развитие более сложных форм фонематического восприятия, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ его звуковой структуры.
Только при чётком, правильном произношении и восприятии звуков, возможно, обеспечить прочную связь между звуком и соответствующей буквой.
В общей системе работы по речевому развитию дошкольников большое место занимают игры и упражнения, которые позволяют сформировать навыки количественного, позиционного и порядкового анализа, синтеза звуков, дифференциации пар согласных звуков в словах. Выполняя подобные упражнения с родителями, дети научатся подбирать слова определенной структуры, правильно воспроизводить ряды слогов. Такие задания позволят предупредить трудности овладения грамотой, нарушения усвоения чтения, письма, орфографии.
(Смотри приложение 2)
Практика логопедической работы показывает, что на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слова. О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Логопедическая работа проводится в несколько этапов.
Название этапа Название подэтапаНаправления работы
Подготовительный этап Невербальный
Цель: усвоение неречевых ритмов 1. Развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.
2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем - над сложным).
3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку (данные виды работ проводились на музыкальных занятиях и на логоритмике). 4. Развитие динамического праксиса рук. 5. Развитие реципрокной координации рук.
Вербальный
Цель: восприятие и воспроизведение речевых ритмов. 1. Формирование пространственно-временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний).2. Дифференциация длинных и коротких слов.
3. Обучение неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова.
4. Дифференциация слоговых рядов по длине.
5. Проговаривание прямых одинаковых слогов (да-да, да-да), слогов с разными звуками (ма-па, па-ма), закрытых и обратных слогов (пап-ап).
6. Формирование умения воспроизводить слоги с отхлопыванием ритма.
Коррекционный Гласные звуки
Цель: развитие ритмической структуры на материале гласных звуков 1. Формирование и закрепление понятия «гласный звук».
2. Повторение звуков за логопедом с выделением ударного.
3. Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом, пропевание серии звуков. 4. Произнесение гласных звуков в соответствии с ритмом, который отстукивает логопед.
Слоги
Цель: усвоение различных типов слогов. 1. Формирование и закрепление понятия «слог».
2. Формирование умения правильно произносить различные типы слогов (открытые, закрытые, со стечением согласных).
3. Формирование умения плавно переключать артикуляцию с одного слога на другой.
Слова
Цель: Формирование правильного воспроизведения слоговой структуры слова первых 4-х классов слов. 1. Формирование и закрепление понятия «слово».
2. Усвоение и воспроизведение слоговой структуры слова на материале первых 4-х классов слов.
3. Формирование фонематического и слогового анализа слов.
4. Формирование фонематического и слогового синтеза слов.
Заключительный Текст 1. Развитие подражательности и формирование координации речи с движениями (выполнение соответствующих движений, имитация различных действий).
2. Заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом.
3. Чтение простых стихов с отстукиванием ритма сопряжено с логопедом, затем самостоятельно.
4. Составление предложений со словами различной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), зависит дальнейшее обучение ребенка в школе. Логопеду необходимо иметь ясное представление о структуре дефекта при общем недоразвитии речи, о системе коррекционной работы в логопедической группе, о взаимодействии в процессе работы всех специалистов ДОУ, а также о роли родителей в этой работе.
Дети с общим недоразвитием речи, являясь основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения.
Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуации общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь), приводит к снижению психической активности.
Развитие самостоятельной связной речи дошкольников с ОНР является необходимым условием коррекции имеющихся недостатков речевого развития и предупреждения нарушений чтения и письма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Безрукова С.А., Жемайтите Н.Г., Ковалева Л.Ю., Ковальчук Т.В., Чубарова И.Ю. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников/ «Логопед в детском саду» 6(21), 2007
Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоении устной речи. – М., «Педагогика» 1977.
Борисова Е.А. Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем. [Текст]/ Е.А.Борисова. – Биробиджан: ОблИУУ, 2005. –36 с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., «Педагогика» 1961
Дель С.В., Непокорова А.П. Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР/ «Логопед в детском саду» 4(19), 2007
Дубровина, Т. И. Дети со сложными нарушениями развития: психофизиологические исследования [Текст]/ Л. П. Григорьева, В. А. Толстова, Л. А. Рожкова и др. ; под ред. Л. П. Григорьевой ; Ин-т коррекционной педагогики РАО. - Москва : Экзамен, 2006. - 352 с.
Борисова Е.А. Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем. [Текст]/ Е.А.Борисова. – Биробиджан: ОблИУУ, 2005. –36 с.
Жемайтите Н.Г., Ковалева Л.Ю., Ковальчук Т.В., Чубарова И.Ю. Формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи/ «Логопед в детском саду» 5(20), 2007
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М. «Просвещение», 1969.
Логопедия / Учебное пособие для студентов педагогических вузов // Под ред. Волковой Л.С. М.: «Просвещение», 1989.
Лопухина И.С. Логопедия. М., «Педагогика», 1996
Правдина О.В. Логопедия. – М., «Просвещение», 1973
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., «Просвещение» ,1987.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец «Педагогика и психология» М.: «Просвещение», 1989
Щеткова И.В., Рычагова Л.Д. О приемах развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР/«Логопед в детском саду» 1(16), 2007
Приложение 1
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ
Дидактическая игра-занятие «Помоги зайчихе собрать овощи»
(Младшая группа)
Задачи:
Развивать лексикон по теме «Овощи».
Обучать изменению имен существительных единственного числа по падежам (винительный падеж) с окончанием –У.
Оборудование: плоскостное изображение корзины, плоскостные изображения овощей: морковь, редис, свекла, тыква, капуста, картошка, репа.Ход игры.
Логопед Дети
1. Организационный момент.
2. Активизация речи детей. - Мама-зайчиха решила сварить суп своему сыночку. Давайте поможем ей собрать овощи. (Логопед раскладывает перед собой плоскостные изображения овощей.) - Это свекла. Что это? - Это капуста. Что это? - Это репа. Что это? И т.д. (Дети повторяют названия овощей.)
3. Формирование навыка употребления имен существительных единственного числа в винительном падеже.
- А теперь попросите у меня что-нибудь, чтобы положить в корзинку. Послушайте, как просит зайчиха: «Дайте морковку», (Логопед дает морковку.) «Дайте свеклу». (Логопед дает свеклу.) - Дайте морковку. - Дайте свеклу.
(Все овощи ребенок складывает в корзину.)
[5, с.51]
Дидактическая игра-занятие «Собираем урожай» Средняя группа)Задачи:
Закреплять представления об овощах и фруктах.
Учить образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида.
Оборудование: макеты фруктовых деревьев, грядок с изображением ботвы от овощей, картонные муляжи лейки, лопаты, корзины, магнитофонная запись с ритмичной музыкой, костюм «бабушки» (для взрослого)
Ход игры.
Логопед Дети
Организационный момент.
Логопед предлагает съездить в деревню к «бабушке» и помочь ей убирать урожай. (Имитируют поездку на поезде вместе с логопедом.)
2. Беседа.
(Навстречу выходит «бабушка» (воспитатель), логопед предлагает детям с ней поздороваться. «Бабушка» радуется встрече и просит детей отдохнуть и повеселиться в деревне.) -Нет, бабушка! Мы приехали трудиться, А не прыгать, веселиться. Не хотим тебе мешать, Лучше будем помогать. - Здравствуй, бабушка!
3. Активизация предикативного словаря.
«Бабушка» - Как же вы будете мне помогать? Логопед предлагает детям рассказать, что они будут делать:
- Будем землю мы ....
Будем грядки ....
Будем фрукты ....
«Бабушка»: «Ну, пойдемте. Сейчас я ....
Логопед останавливает «бабушку»:
- Нет. Ты устала, посиди.
Телевизор посмотри
И немножко отдохни. - Копать.
- Поливать.
- Собирать.
4. Активизация словаря по темам «Овощи», «Фрукты». (Логопед предлагает детям рассмотреть огород и сад, узнать, что в нем растет.) (Дети называют расположенные на макетах деревьев фрукты затем - овощи, растущие на грядках.)
5. Формирование умения употреблять в речи сложную форму глаголов будущего времени.
-Как же нам помочь «бабушке» убрать весь этот урожай? Давайте каждый из вас расскажет, что он будет делать (возможны наводящие вопросы логопеда: «Что ты будешь делать? Чем ты это будешь делать?»)- Я буду копать лопатой. - Я буду рвать фрукты.
- Я буду поливать огурцы лейкой и т.д.
6. Физкультминутка.
- А теперь давайте за работу. Чтобы нам было веселей работать, будем делать это под музыку. (Под ритмичную музыку совершают характерные движения, имитирующие названные действия.)
7. Формирование умения употреблять в речи глаголы совершенного вида. (Музыка заканчивается. Логопед говорит, как он работал и просит каждого ребенка рассказать, что тот делал.) - Я полила огурцы. А что сделал ты? - Я вскопал грядку.
- Я полила морковку.
- Я вытащил репку.
- Я сорвал огурцы.
8. Подведение итогов занятия. Логопед предлагает детям вместе вспомнить, что они делали у бабушки:
- Лена....
- Вася ...
- Дима....
- Аня ...
- Бабушке мы помогали, урожай мы весь собрали.
9. Оценка деятельности детей. (Бабушка хвалит детей за работу и предлагает приехать к ней на следующий урожай.)
10. Организованное окончание занятия. (Логопед вместе с детьми «уезжает домой».) копала грядку и вскопала всю землю.
Рвал огурцы и сорвал все эти овощи.
Поливал помидоры и все их полил.
Собирала груши и собрала их целую корзину.
[5, с.51-53]
Дидактическая игра-занятие «Чудо-дерево»
(Старшая группа)
Задачи:
Совершенствовать лексикон теме «Осень».
Совершенствовать навыки употребления единственного и множественного числа имен существительных с именами прилагательными в косвенных падежах (без предлога и с предлогами).
Совершенствовать навык согласования относительных прилагательных с суффиксом -ов с именами существительными.
Оборудование: панно «чудо-дерево» и листья разных пород деревьев (клена, березы, осины, дуба), вырезанные из картона.Ход игры.
Логопед Дети
1 .Организацоннный момент.
2. Беседа. (Перед детьми выставляется панно «чудо-дерево» с листьями.) - Ребята, осень пришла и разукрасила все листья на деревьях. Особо красивым получилось «чудо-дерево». Рассмотрите его внимательно. Почему его можно назвать именно так? (Дети рассматривают и замечают листья различных пород на одном дереве.)
3. Формирование навыка образования относительных прилагательных от имен существительных.
- Отгадайте, с каких деревьев слетели эти листочки?
- Как можно назвать листья дуба? Какие они?
- Листья березы?
- Листья клена?
- Листья осины? - С дуба (березы, клена, осины).
- Дубовые.
- Березовые.
- Кленовые.
- Осиновые.
4.Формирование навыка согласования имен прилагательных с именами существительными.
- Пусть каждый снимет по два одинаковых листика с дерева и встанет в круг.
- Представьте, что вы - листья. Слушайте меня и выполняйте то, что я скажу.
- Подул сильный ветер и сорвал кленовые листья с дерева.
- Каких листьев не стало?
- Какие листья остались?
- Теперь каждый превратится в листик найдет себе пару по цвету.
Логопед обращается к каждой паре детей:
- Кленовый листик, с каким листиком ты стоишь рядом?
- Березовый листик, с каким листиком ты рядом стоишь?
-А теперь поменяйтесь листиками.
- Кому ты дал осиновый листик?
- Кому ты дал дубовый листик? (Дети снимают с дерева листья и встают в круг.)
(Приседают дети, держащие кленовые листья.)
- Кленовых листьев не стало.
- Остались березовые, дубовые, осиновые листья.
(Дети находят парные листочки.)
- Я стою рядом с дубовым листиком.
- Я стою рядом с осиновым листиком.
- Березовому листику.
- Кленовому листику.
5. Физкульминутка.
- А сейчас мы будем изображать листопад.
- Листопад, листопад, листья осенние летят. (Дети подбрасывают листья, дуют на них, листья падают.)
(Дети повторяют слова.)
6. Обобщение пройденного.
- Дети, с какими листиками мы сегодня играли?
- С какого дерева они к вам слетели?
- Почему его так называют?
- Давайте заново украсим его осенними листиками
7. Организованное окончание занятия. - С кленовыми, березовыми,
дубовыми, осиновыми листиками.
- С «чудо-дерева».
- На нем растут разные листочки.
- Дети подходят к дереву и прикрепляют листочки.
[1, с.49]
Дидактическая игра-занятие «Фрукты»
(Подготовительная группа)
Задачи:
Закреплять лексикон по теме «Фрукты».
Познакомиться суффиксальным способом образования имен прилагательных.
Совершенствовать навык дифференциации и образования имен существительных с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением и значением увеличения.
Оборудование: большой и маленький мячики, картинки с изображением фруктов различных размеров.
Ход игры.
Логопед Дети
1. Организационный момент.
2. Беседа.
- Дети, давайте вспомним какое время года наступило?
- Что созревает осенью в наших садах? - Осень.
- В саду созревает (-ют)
урожай (фрукты).
3. Закрепление лексикона по теме «Фрукты», уточнение значений слов.
-Сейчас я загадаю вам загадки о фруктах, а вы отгадайте их:
Само с кулачок
Красный бочок,
Тронешь пальцем - гладко,
А откусишь - сладко.
- Что это?
- Как вы догадались?
- Молодцы. Тогда отгадайте еще одну загадку.
Ты очень красивый,
Оранжевый шар
Тебя я начищу,
По долькам раздам.
- Что это?
- Как вы догадались?
- Скажите, апельсины созревают в наших садах?
- А где?
- Какие еще фрукты созревают только в теплых странах? - Яблоко.
- Потому что яблоко
размером с кулачок, один бочок - красный, на вкус
яблоко - сладкое.
- Апельсин.
(Дети отвечают.)
- Апельсины не созревают
в наших садах. Они созревают в садах теплых стран.
- Ананасы, бананы, киви.
4. Формирование навыка образования сравнительной степени имен прилагательных.
- Давайте поиграем. Я начну предложение, а вы закончите.
- Бабушка сварила варенье из слив не просто сладких, а (из каких?).
- Саша угостил меня яблоком не просто вкусным, а (каким?).
- Рома купил лимон не просто кислый, а (какой?). - Из сладчайших.
- Вкуснейшим.
- Кислейший.
5. Формирование навыка образования имен существительных с помощью суффикса с уменьшительно-ласкательным значением и
значением увеличения.
- Молодцы. А из каких фруктов можно сварить сладчайшее варенье?
- Посмотрите, у меня большой и маленький мячики. Я назову фрукт и брошу мячик. Кому я брошу маленький мячик - тот назовет этот фрукт ласково. Кому я брошу большой мячик - тот назовет этот фрукт преувеличенно большим. Например: апельсин - апельсинчик - апельсинище. (Аналогично проводится работа со словами: лимон, слива, банан.) - Из яблок, груш, слив,
апельсинов.
(Дети выполняют задание.)
6. Подведение итогов занятия.
- Молодцы, ребята. Видите, как много есть фруктов и как по-разному можно их назвать.
7. Оценка деятельности детей.8. Организованное окончание занятия. Приложение 2
Игры и задания, развивающие навыки фонематического восприятия
Упражнение «Хлопни в ладоши».
Цель: развивать навыки фонематического слуха, умение выделять [а] из ряда гласных, слогов, слов (начальной ударной позиции).
Речевой материал: о, а, у, и, о, а, и, о, ы, э; ал, ум, ин, ап, ут, он; арка, уши, аист, ангел, Аля.Описание. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит [а].
Упражнение «Назови по порядку».
Цель: развивать навыки порядкового анализа слияний [ау], [уа].
Описание. Логопед показывает детям картинку, на которой изображены девочки, заблудившиеся в лесу, и спрашивает детей, что кричат девочки. Дети отвечают: «Ау!» Логопед просит подумать и назвать, какой звук произносят девочки первым, а какой - вторым. Аналогично проводится анализ слияния [уа] при демонстрации картинки, на которой изображен плачущий малыш в коляске.
Игра «Разноцветные корзинки».
Цель: развивать навыки фонематических представлений дифференциация звуков [а], [у] в словах.
Материал: картинки с изображением аиста, астры, арки, утки, улья, ушек (зайца), щуки, облака, картофеля, глаза, ложкиОписание. На наборном полотне - красная и желтая корзинки. На ручке красной корзинки изображена буква А, на желтой - У. Отдельно стоят предметные картинки. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки, подумать, имеются ли в их названиях звуки [а], [у]. Детям предлагается молча разложить по корзинкам соответствующие картинка. Педагог прерывает игру только в том случае, если ребенок допускает ошибку. После того как она исправлена, игра продолжается.
Упражнение «Подними сигнал».
Цель: учить детей выделять звук [б] из ряда звуков, слогов, слов (начала и середины).
Речевой материал: б, т, к, б, м, н, б, п, т, б; па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу; булка, палка, бочка, ток, мука, рыба, колобок, пума.
Описание. Детям предлагается поднять букву Б, когда они услышат соответствующий звук.
Упражнение «Утенок гуляет».
Цель: развивать навык позиционного анализа в словах.
Речевой материал: слова: хвост, мох, халат, бухта, тахта, засох, хлеб, хворост, пихта, хворь.Упражнение «Утенок гуляет»
Цель: развивать навык позиционного анализа в словах.
Речевой материал: слова: хворост, мох, халат, бухта, тахта, засох, хлеб, хвост, пихта, хворь.Описание. Перед каждым ребенком лежит полоска разделенная на три части. Дети получают по маленькому пластмассовому утенку. Логопед объясняет, что он будет произносить слова, а дети – ставить утенка на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [х] в произнесенном слове (в начале, в середине, в конце)
Упражнение «Волшебные часы».
Цель: развивать навыки дифференциации согласных [в], [ф] в словах.
Описание. На больших магнитных часах закреплены картинки, в названии которых есть звуки [в], [ф]: вагон, флаг, фартук, волк, фазан, форма, ворота, футболист, вода, ворона. Логопед предлагает детям рассмотреть изображения, подойти к часам и показать одной стрелкой картинку со звуком [в] в названии, другой - со звуком [ф].
Упражнение «Разноцветные кружки».
Цель: совершенствовать навык звукового анализа слов, умения дифференцировать гласные и согласные звуки, учить детей работать с раздаточным материалом (пластмассовыми кружками красного и синего цветов).
Речевой материал: слова: рот, сок, дым, лак, рак.
Описание. Логопед показывает детям картинки, просит назвать изображение и предлагает выполнить звуковой анализ этих слов. Дети выполняют анализ и выкладывают схемы слов.
Приложение 3
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: «Птицы»
Цели:
Образовательные: уточнять и расширять лексикон по теме «Птицы».
Коррекционные: развивать концентрацию слухового внимания, речеслухового гнозиса, памяти на материале слов; автоматизировать умения воспроизводить звукослоговую структуру слов на материале первых 4-х классов слов; формировать навыки слогового анализа и синтеза слов; развивать навыки общей и мелкой моторики; воспитывать чувство ритма и интонационной выразительности речи.Воспитательные: воспитывать чувство любви к природе и взаимопомощь
Оборудование: иллюстрация скворечника; предметные картинки с изображением птиц (гуся, совы, петуха, дятла, вороны, сороки, синицы, курицы) сюжетная картинка «На заборе».Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед - Всё теплее воздух вешний.
Светит солнце сквозь туман,
И скворец в свою скворешнюПрилетел из дальних стран.
2.Развитие навыка воспроизводить слоговую структуру слов.
Логопед - Ребята, а вы знаете кто такой скворец (демонстрация картинки)?
Дети - Птица.
Логопед - Правильно, а каких вы ещё знаете птиц?
Ва-ва-ва - сидит на дереве...
Дети - Сова.
Логопед - Долбит он в лесу сук,
Раздаётся: тук-тук-тук!
Дети -Дятел.
Логопед - С золотистым гребешком
Гордо ходит он кругом.
Дети - Петух.
Логопед - На даче в лесу жили разные птицы:
Сороки, стрижи, воробьи и ...
Дети - Синицы.
Логопед - Немного я его боюсь
Эта птица - важный ...
Дети - Гусь.
3.Обобщающая беседа. Игра «Строим скворечник».
Логопед - Вот как много мы вспомнили разных птиц. Как называются птицы, которые живут с человеком?
Дети - Домашние.
Логопед - Назовите этих птиц.
Дети - Гусь, петух, курица.
Логопед - О домашних птицах заботится человек, а кто позаботится о диких птицах? Ребята, давайте для них построим скворечник.
Хором - Мы - строители(Прижать руки к груди, затем вытянуть их вперёд.) Тук-тук молотком,(Ударять кулачками друг об друга, постепенно поднимая руки вверх.)
Строим, строим новый дом.
Дом с трубой и красной крышей. (Поднять правую руку вверх, затемсложить прямые ладони «домиком».)
Дом большой и видный вышел. (Поднять прямые руки вверх.) Дом скворечником зовём Мы расселим птичек в нём.(Помахать кистями, имитируя полет птиц).
4.Развитие слоговых представлений. Игра «Рассели птиц».Логопед - Скворечник мы построили большой, трёхэтажный. Нам нужно расселить птиц по этажам. На первом этаже поселите птиц, в названии которых 1 слог, на втором этаже птиц, в названии которых 2 слога и на третьем этаже птиц, в названии которых 3 слога. Ворона, гусь, сова, петух, дятел, сорока, синица, курица. (Дети вслух слова не произносят.)
Дети - на первом этаж - гусь, на втором - сова, петух, дятел, на третьем -ворона, сорока, синица, курица.
5.Развитие слухопроизносительного ритма. Чтение стихотворения хором с отхлопыванием ритма.
Хором - Гуси, гуси! Га-га-га!
Есть хотите?
Да-да-да!
(Затем дети становятся парами и читают стихотворение и отхлопывают ритм без помощи логопеда.)
6.Составление предложений по сюжетной картине.Логопед - Ребята, посмотрите на картинку, что на ней изображено?Дети - Забор, петух, курицы.
Логопед - Составьте предложения по картинке.
Дети - На заборе сидит петух. Курицы щиплют траву. Петух охраняет кур.
Логопед - Сколько слогов в слове «петух»?
Дети - Два слога.
Логопед - Назовите первый, последний слог.
Дети -ПЕ, ТУХ.
7.Развитие слогового анализа. Игра с мячом.
Логопед - я буду бросать мяч, и просить назвать домашнюю или дикую птицу. Вы говорите название птицы и ударяете мячом об пол столько раз, сколько слогов в названии этой птицы. (Дети выполняют задание)
8.Подведение итога занятия.
Логопед задаёт детям вопросы по изученной теме.[4, с.26-38]