Развитие познавательной мотивации, как приоритетное направление языкового образования младших школьников


Развитие познавательной мотивации, как приоритетное направление языкового образования младших школьников
Харитонова Ю.В.
Как научить ребёнка учиться? Как заинтересовать ученика своим предметом? Как научить ребёнка любить русский язык? Очень часто такой вопрос встаёт перед учителем. Учителем, живущим в современном мире, в современном обществе. Учителем, владеющим Федеральными Государственными Образовательными Стандартами.
Ребёнок обычно приходит в школу с огромным желанием учиться, узнавать новое, участвовать в учебном процессе. А вот как долго удержится в нём эта жажда знаний, зависит уже от педагога. Да, именно от нас. Именно нам надо удерживать такое неустойчивое внимание учеников, именно мы должны заинтересовать своим предметом, а не силой заставлять учиться ребёнка. Поэтому надо сделать учебный процесс интересным и занимательным, а процесс узнавания нового превратить в увлекательное путешествие в мир Знаний, которое принесёт ученику гордость и радость за свои успехи.
Современное общество требует от общеобразовательной школы формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, среди которых важное место занимают коммуникативно-речевые умения и навыки, без которых не возможно эффективное осуществление речевой деятельности.
Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребёнку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Когда учиться интересно, легко учиться, хочется учиться. Все знают, что только в процессе активного усвоения материала, знания и навыки станут прочными. Просто читать учебник и выводить правила – этим уже никого и не удивишь, и не заинтересуешь. Используя в своей работе только задания из учебника, вряд ли зажжёшь искорку интереса к своему предмету в глазах учеников.
Уроки с использованием игр для игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания в свете требований ФГОС второго поколения. Поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему. Интерес пробудит удивление, занимательность процесса. Когда учиться интересно, то учится легко, хочется идти на урок, с огромным желанием познаётся предмет. Интерес учащихся к своему предмету можно повысить, используя на уроках элементы занимательности. Занимательный материал можно включать на любом этапе урока. Он будет хорош и при объяснении нового материала, и при повторении ранее изученного и при закреплении полученных знаний. Загадки, пословицы, скороговорки, игры, кроссворды, ребусы, шарады, стихи – вот неполный перечень, используемых мной занимательных материалов на уроках русского языка. Да, именно русского языка, одного из самых трудных учебных предметов.
На некоторых приёмах я остановлюсь поподробнее.
Игры. Уроки с использованием игр для игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. Поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему.
Игры можно использовать на различных этапах урока (в качестве дополнения к упражнениям учебника по русскому после изучения определённой темы). Особое внимание нужно уделить игровому материалу в период обучения грамоте.
Игры с буквами и звуками.
Лёгкая задача.
На доске записаны слова : СОН, СОМ, ДОМ, ВОЗ, НОС, ВОЛ, КОТ…и др. Учащиеся должны в этих словах заменить гласную так, чтобы получилось новое слово. ( СЫН, САМ, ДЫМ, ВЁЗ, НЁС, ВАЛ, КИТ…)
Рассыпанные буквы.
На доске записаны буквы : и, м, з, а; с, в, о, о, л; и, к, г, а, н; с, с, о, м, к, о; а, а, с, т, р; о ,л ,ш ,к, а
Учащиеся должны из букв составить слова. ( ЗИМА, СЛОВО, КНИГА, КОСМОС, АСТРА, ШКОЛА)
Кто быстрее?
Учитель предлагает учащимся назвать три слова, в которых три звука, но четыре буквы и записать их в тетради. Выигрывает тот, кто раньше других выполнит задание.
Игра « Один звук»
Из каждого слова надо исключить по одному звуку, чтобы получилось новое слово. Вот так: ГОРСТЬ — ГОСТЬ.
Хлев, уточка, столб, щель, укол, зубр, коса, мрак, полк, удочка, волк, смех, олень, клещ, мель, снаряд, град, скот, всласть, краска, стол, тепло, беда, экран.
Игра «Замени звук»
Замените в словах один согласный звук. Вот так: КОРЖ — МОРЖ.
Ногти (к), булка (р), лапка (ц), зубы (д), киска(м), песок (л), галка (п), орел (с), норка (к), клин (б), свет (ц), полено (к), рамочка (м).
Игра «Добавляй».
Добавьте к каждому из слов один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: РОТ — КРОТ.
Роза (г), рубка (т), стол (б), дар (у), клад (с), лапа (м), шар (ф), усы (б), укус(с).
Игра «Поймай звук» ( можно играть с любым звуком)
Развиваем фонематический слух. Услышал звук – хлопай в ладоши.
Например: Поймай звук /к/
Рак, индюк, гусыня, каштан, филин, виноград, утка, арбуз, лисица, сок, гриб, ромашка, астра, лагерь, мак, пирог, лимон, магазин, коньки.
Игра «Волшебник».
Даётся первое и последнее слово. Путём изменения одной буквы в каждом последующем слове надо превратить первое слово в конечное.
Примеры:
час – бас – бес – вес – век;
час – бас – бал – вал – вол – гол – год(другой вариант: час – чан – сан – сон – гон – год);
кора – коза – лоза – луза – лупа – липа – лиса – лист;
место – месть – масть – пасть – паста – парта;
зуб – куб – кум – ком – кот – рот;
душа – суша – сушь – суть – сеть – сень – сено – село – тело;
дочь – ночь – ноль – соль – сель – сеть – суть – муть – мать.
 Шутливые словесные загадки – это очень полезное развлечение, которое развивает внимание, расширяет словарный запас ребёнка, учит его чувствовать слово и учит мыслить его нестандартно. Область их применения чрезвычайно широка.
Метаграммы – это загадки, в которых из загаданного слова, путём замены одной буквы, получается новое слово. Эти загадки хорошо использовать для развития словарного запаса детей умения быстро подбирать слова, как для выражении своих мыслей, так и для решения грамматических задач.
С Ч над морем я летаю,
С Г в машинах я бываю.(чайка – гайка)
С М меня ты надеваешь,
С Л собаку называешь.(майка – лайка)
СК я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С П – от вас я не таю –
В каждом классе я стою.(карта – парта)
СБ смертельной я бываю,
С М меха я пожираю.
С Р – актёру я нужна,
С С – для повара важна.(боль – моль – роль – соль)
С буквой Б – я одноногий
И стою я у дороги.
А без Б– ног аж четыре,
И стою в твоей квартире.(столб – стол )
С буквой И– фонтан пускает,
Сливки с буквой О лакает.(кит – кот)
С буквой Р – она течёт,
С буквой П – пирог печёт.(речка – печка)
С буквой З – он для сластён,
Пышный, нежный, лёгкий он.
С буквой К мы пьём на ужин.
Для здоровья он нам нужен.(зефир – кефир)
С Ы – рогами забодает,
С А – водою наполняют.
СО у сонь всегда болит.
С У - листвою шелестит.(бык – бак – бок – бук )
С буквой Н – зверёк в земле копает,
С буквой К – ствол дуба покрывает.(нора – кора)
С буквой К – фигура без углов,
С буквой Д – дружить с тобой готов.(круг – друг)
Логогрифы – это слова – загадки, меняющие своё значение при прибавлении или убавлении букв. Это игра, нацеленная на обогащение словарного запаса школьников. Они учат детей говорить ярко, образно, просто (развитие связанной речи детей), не говоря уже о развитии орфографической зоркости.
Известное я блюдо,
Когда ж прибавишь М,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.(уха – муха)
И по реке, и по пруду
Плыву я в тихую погоду,
Но вставь лишьИ – я поведу
Стальную птицу к небосводу.(плот – пилот )
Кто части мотоцикла знает,Тот это слово разгадает.А если букву Д прибавить,На сцене можно будет ставить. (рама – драма)
Я с полки книгу взял, прибавил АИ стало вдруг мучительно обидно:От книги не осталось ни следа,И даже в микроскоп ее не видно.(том – атом)
Географию со мнойИзучают в школе дети.Дай порядок букв иной —И найдешь меня в буфете.(атлас — салат)
Взглянув на карту, ты узнаешь,Что я французская река,Но если буквы переставишь,Укрою я в себе зверька.( Рона — нора)
Анаграммы – слова, получающиеся из других слов при обратном чтении или при перестановке слогов и букв. Анаграмма – это захватывающая в свой плен лексическая игра. Дети, которые любят работу со словами, уже давно оценили все преимущества такого интеллектуального занятия. Кроме этого, польза анаграмм заключается и в том, что их составление развивает комбинаторное мышление. Ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему.
Я – дерево . В родной стране
Найдёшь в лесах меня повсюду.
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду.(сосна – насос)
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь.(липа – пила)
Задачу ты решишь свободно:Я небольшая часть лица.Но если ты прочтешь меня с конца —Во мне увидеть можно что угодно. ( нос – сон)
Читаем мы направо смело -Геометрическое тело.Прочтем же справа мы налево -Увидим разновидность древа(куб – бук)
Географию со мнойИзучают в школе дети.Дай порядок букв иной —И найдешь меня в буфете.(атлас — салат)
Взглянув на карту, ты узнаешь,Что я французская река,Но если буквы переставишь,Укрою я в себе зверька.( Рона — нора)
Загадки. Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто (развитие связанной речи детей), не говоря уже о развитии орфографической зоркости. Загадки способствуют тренировке внимания и памяти, развивают любознательность. Загадки успешно используются для пополнения словарного запаса детей, знакомство с лексическим значением слова.
Чтобы загадки были под рукой, можно завести картотеку. Куда следует внести имеющиеся загадки на определенную букву или определенную орфограмму. В картотеке необходимо обозначить каждую группу загадок. Например ; «Безударные гласные, проверяемые ударением», «Словарные слова», «Гласные после шипящих», « Парные согласные в корне слова», «Устаревшие слова», « Алфавит»и т.п.
В заключении, я хочу сказать, что научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической значимости не могут быть оторваны от увлекательной формы подачи этого материала, эмоциональности и живости преподавания. Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания положительного фона всего урока, является опорой для развития профессиональной памяти.Учитель на уроке должен быть другом, которому можно доверить даже сомнительную гипотезу, соучастником поисков, для которого ход рассуждений столь же интересен и нов, сколь он интересен и нов для самих школьников. Ведь ребенок не может мыслить творчески, если он боится ошибиться, допустить оплошность. Поэтому авторитарная педагогика для игрового, "живого" урока неприемлема. Да и реализация ФГОС становится проблемой, а не стилем работы.