ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «СТАТИСТИКА»


ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «СТАТИСТИКА»
Исраелян Оксана Георгиевна
ГБПОУ «Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И. Платова»
ст. Григорополисская
Для того, чтобы переварить знания,
их надо поглощать с интересом.
А. Франс
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современного учебного заведения становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Современное учебное заведение - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и «личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно развивать учебное заведение, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд.
В отечественной литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления, образования, права и др.
Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования.
Какой бы современной не была методика изложения материала преподавателем, она не даст необходимого эффекта, если студенты будут заниматься без желания, без интереса. Если организовать обучение, не стремясь сделать его интересным, увлекательным, то используемые методы преподавателя материала могут оказаться не просто бесполезными, но и вредными, наносящим ущерб делу воспитания, делу подготовки подрастающего поколения к жизни.
Активность предусматривает интересное преподнесение материала, выделение нового, необычностью яркой эмоциональной окраской, высокой значимостью для будущей практической деятельности обучаемого, его самостоятельную работу на занятиях.
Задача преподавателя организовать самостоятельную познавательную деятельность студентов, научить их самостоятельно добывать знания и применять полученные знания на практике.
То есть, прежде всего, преподавателю необходимо в какой-то степени от традиционного стандарта, вместе что-то новое, что смогло бы привлечь деятельность студентов, заставить их мыслить, искать, действовать.
Активизируя студентов на каждом занятии, можно провести игру, соревнование, использовать интересный пример, шутку, игру-загадку. Обучающиеся особенно охотно играют в командные игры.
Сделать процесс обучения результативным можно при помощи глубокого и интересного содержания, яркой и живой формы. Учитывая необходимость овладения студентами знаниями, умениями и навыками, предусмотренной учебной программой, проводить отбор учебного материала необходимо таким образом, чтобы показать богатство научных знаний. Связь учебного материала с практикой и будущей деятельностью.
Использование проблемных лекций, учебно-тематических конференций, дискуссий, олимпиад, профессиональных конкурсов, деловых игр, обсуждение видеоматериалов позволяет повысить дидактическую эффективность при обучении. Применение при изложении нового материала таблиц, технических средств обучения способствует усвоению содержания темы. По отзывам студентов, использования видеоматериалов и их обсуждениям позволяет сложную тему сделать доступной и интересной.
На мой взгляд, применение технологий обучения должны быть направлены, прежде всего, на организацию самостоятельной учебной деятельности студентов. При этом обязательном условии является планировании самостоятельной работы в структуре занятий.
Применяемые нами формы самостоятельной работы следующие:
- индивидуальная
- групповая
- фронтальная
Индивидуальная самостоятельная работа, вызывая активность, помогает тем студентам, успеваемость которых не очень высока. Основным достоинством групповой и фронтальной форм самостоятельной работы является неизбежность делового взаимодействия.
Так при изучении дисциплины «Статистика» можно предложить обучающимся эстафету- соревнования между рядами ( звеньями) в аудитории. Их цель, скажем, решить задачу по теме «Индексы». Предлагается несколько этапов решения одной задачи: первые члены звена ( первая сидящая в каждом ряду пара студентов) выполнив определённый объём работы, передают для продолжения расчетов очередным членам звена (ряда). Какой ряд быстрее решит задачу, тот ряд выигрывает и получит оценку.
Преподаватель должен заранее подготовить материал для эстафеты.
Кроме темы «Индексы» , для эстафеты можно использовать тему «Средние величины» и рассчитать арифметическую среднюю по способу моментов, где 1-я парта определяет середину интервала, вторая рассчитывает сокращенный интервал, третья произведение сокращенных интервалов, четвертая представляет итоговые данные рассчитанных показателей в формуле средней арифметической величины.
По теме «Мода и медиана» можно в виде эстафеты рассчитать значение медианы, при этом первая парта определяет показание частей. Вторая определяет медианный интервал, третья подставляет в формулу медианы начало медианного интервала и определяет размер интервала, четвертая подставляет остальные значения в формулу медианы и получает результат.
Очень интересная эстафета по теме «Ряды динамики», где студентам предлагается рассчитать цепным или базисным способом показатели динамики: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста и абсолютное значение одного процента прироста.
Выбрав капитана от каждого ряда, можно дополнительно произвести расчет среднегодового темпа роста, применив формулу средней геометрической. В результате этой эстафеты студенты закрепляют тему «Ряды динамики» и используют свои знания прошлой темы «Средние величины».
Эффективным методом обучения является решение провоцирующих задач. Оно активизирует умственную деятельность, память, внимание, рефлексию. Провоцирующая задача предлагает решение, которое основывается на ошибочных действиях или расчетах. Задача может быть представлена в виде материалов, в которых содержится одна или несколько ошибок. Студентам предстоит найти и исправить их. По тому, как студенты справятся с задачей, можно судить об уровне усвоения ими учебного материала.
При изложении нового материала провоцирующие задачи использовать не рекомендуется, чтобы не нарушить ясность и четкость первого восприятия. Задачи выполняют свою дидактическую функцию, когда учебный материал изучен, осмыслен, остался в памяти лучше всего их использовать в целях контроля.
Самые простые задачи- это те, в формулировке которых уже содержится информация о том, что представленное решение ошибочно. Другой вид провоцирующих задач содержит вопросы, решение которых может быть как ошибочным, так и верным.
Определить это предстоит студентам. Так по дисциплине «Статистика» на тему «Наглядное изображение статистических данных» предлагается задача:
Задача №1
Верны ли утверждения?
1. Простой называется таблица, подлежащее которой разделено на группы по одному какому-либо существенному признаку.
2. Группой называется таблица, подлежащее которой содержит перечень объектов без группировки по каким-либо признакам.
3. Комбинационной называется таблица, подлежащее которой имеет группировку по двум или более признакам, сверенных между собой.
Дать понятие каждому утверждению.
Задание №2
Тема «Индексы». Определить верно ли отражены формулы, обозначения индивидуальных и агрегатных индексов.
1.Ip= Pi/Po2.q1-цена отчетного периода
3.Уp= poqi/  piqi4.Абсолютное изменение физического объёма
 qopo-  qipo5.Уq-индекс постоянного состава.
6.Iq=qo/qi7.Уpq= piqo/  piqi8.Средний индекс. Ур=piqi/ poqo/i9.Уp=105% ,показывает, что цена увеличилась на 5%.
10.Отражение взаимосвязи индексов
Уp=Уpq*УqВысокий эффект в процессе обучения дают игры-упражнения. Они активизируют как инструмент и технологию саморазвития, так и творческое мышление. Усвоение и закрепление материала проходит в несколько раз быстрее.
Игра хорошее средство развития активности, инициативы, творчества личности, умений вести дискуссии.
Так, предлагая ситуацию по теме «Статистические таблицы и графики», перед студентами ставится задача - выбрать из средств массовой информации различные виды статистических таблиц и графиков, и определить, к каким видам таблиц, диаграмм и картограмм они относятся. Кто больше соберет и правильно определит виды, те соответственно получают оценки.
Конкретные средства развития познавательной самостоятельности отбираются преподавателем с учетом реальных учебных возможностей студентов. Одним из таких средств является обучение реферированию.
Работа над рефератом как один из значимых видов самостоятельной работы, формирующих навыки информационного поиска, способствует развитию самостоятельного мышления студента, так как требует умения уяснить логику, выбрать основное, кратко изложить содержание изучаемого документа, делать выводы; формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования ( образование через всю жизнь ). Кроме того, реферирование как вид познавательной деятельности в большей степени отвечает логике образовательного и процесса, возрастным, и индивидуально – психологическим особенностям студентов 1, 11 курсов (база 9 классов) , их широким познавательным интересам, интеллектуальным потребностям. И хотя студенческое реферирование в практике преподавателей не ново, с большой долей уверенности можно сказать, что серьезно о системе подготовки рефератов заговорили недавно: когда защита реферата официально стала одной из форм промежуточной аттестации студентов,а сами рефераты – содержанием студенческих «портфолио».
Обучение реферированию начинаю с 1 курса. Знакомлю студентов с особенностью этого жанра, с требованиями, предъявляемыми к реферату. Требования достаточно высоки. Реферат должен быть содержательным, логичным, аргументированным, отражать личностную позицию автора, иметь выход на современность. Реферирование включает несколько этапов:
1 этап начинается с осмысления содержания рекомендованной статьи, брошюры или небольшой книги. Для этого требуется прочесть статью целиком, вникнуть в суть прочитанного, разбить текст на части и выделить главные мысли в каждой из них. Затем студент составляет конспект: читая небольшой отрывок текста, кратко излагает прочитанное, стараясь не отступать от авторского плана изложения.
2 этап предполагает составление конспекта более солидной книги. Студент читает ее от начала до конца, тщательно обдумывает содержание, делает выписки идей, суждений, тезисов, выдвигаемых автором, оценивает их аргументацию; делает заметки о тех местах, которые показались ему наиболее значимыми или характерными. Излагает текст своими словами по самостоятельно составленному плану. В работе с литературой студенты обучаются приемам сжатия текста: исключение, обобщение, сочетание обобщения и исключения.
Обучение реферированию на 1,2 этапах осуществляется фронтально в процессе текущего изучения подходящих тем. Обязательно оцениваю выполнения данного задания каждым студентом. Обсуждаем наиболее удачные конспекты. «2» не ставлю, а даю советы – над, чем надо еще поработать.
3 этап включает подготовку реферата, написанного на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного оснащения какой-либо проблемы и объединенных общностью ее трактовки. При этом необходимо детально изучить вопрос и разработать свой план изложения материала, что является наиболее трудной задачей для студентов.
4 этап также предполагает изучение вопроса по нескольким книгам, но уже представляющим альтернативные точки зрения. Студенту предстоит не только усвоить основное во взглядах каждого автора, но и разобраться в аргументации, критически ее оценить, определить свое отношение к прочитанному.
5 этап, самый сложный, предусматривает работу студентов с документами. Его предваряют уроки (назовем их практическими занятиями), на которых преподаватель объясняет назначение документов, их структуру, причины появления, показывает способы работы с ними, как их критически обрабатывать, чтобы получить обоснование, а субъективные выводы. Этому способствует наличие в техникуме пакетов-комплектов, представляющих собой подборку документов по определенной теме или проблеме. Документы должны быть интересными для самостоятельных выводов студентов.
Таким образом, этапность в обучении реферированию позволяет студентам овладеть связным и последовательным изложением мыслей, что само себе немаловажно.
Познавательную деятельность студентов в процессе реферирования условно можно разделить на две части: система подготовки рефератов; введение итогового реферирования в учебный процесс с использованием рефератов при изучении целой темы, раздела, а также рассмотрение проблемы, исследуемой автором в конспекте содержания отдельной темы урока.
По мере формирования основных умений и навыков, необходимых для самостоятельного поиска, систематизации и анализа исторической информации, работы с источниками, студенты приступают к самостоятельной работе над рефератом. Сначала поручаю эту работу сильным, постепенно в течении года вовлекаю всех. На 1 курсе главный принцип – добровольность, постараюсь, чтобы данная работа заинтересовала всех. А поскольку работа над рефератом не ограничивается приобретением определенных знаний и умений, адает студентам возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде (работа в библиотеках, музеях, архивах, встречи – участников событий, опросы общественного мнения), затрагивая их эмоциональную сферу, мотивация к реферированию усиливается. Ключевым этапом творчества является выбор темы реферата. Как правило, я предлагаю довольно широкий перечень тем, сохраняя за студентами право, самостоятельно формулировать тему, с учетом своих интересов. Выбор темы предполагает индивидуальные консультации, на которых я даю студентам некоторые рекомендации.
Во-первых, целесообразно выбирать тему, содержащую элементы новизны, требующую творчества, позволяющую студенту высказывать собственную точку зрения по рассматриваемому вопросу, тем самым создается мотивационная готовность к самостоятельному выполнению задания.
Во-вторых, важно, чтобы этот выбор был осознанным и личностно-значимым, чтобы студенты могли обосновать его.
В-третьих, важно учитывать не только личные интересы начинающего автора, но и уровень подготовленности, т.е. его реальные возможности. Желательно дифференцировать темы по степени сложности (уровню абстракции, степени креативности и др.).
В-четвертых, я не рекомендую брать общие, давно и хорошо разработанные темы.
Тема должна быть сформулирована грамотно (с литературной точки зрения); желательно избегать слишком длинных названий.
Введение должно включать краткое обоснование актуальности темы реферата, где от студента требуется показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и есть ли связь представляемого материала с современностью. Введение должно содержать также и краткий образ изученной литературы, в котором указывается взяты из того или иного источника материал, кратко анализируются изученные источники, показываются их сильные и слабые стороны.
Основная часть реферата содержит материал, который отобран студентом для рассмотрения проблемы. Здесь важно обоснованное распределение материала по параграфам, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения. Необходимо научить студентов делать сноски. Основная часть реферата, помимо почерпнутого из разных источников, должна включать в себя самостоятельные выводы, опирающихся на приведенные факты.
Следующая часть реферата – заключение, в котором формулируются выводы по параграфам, в которых тезисно, по порядку излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам, являться ответам, должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной задачи. Работа не должна быть перегружена цитатами, цифрами, таблицами. Страницы пронумерованы, сокращение слов не допускается. Наконец, последней частью реферата является список изученной литературы. Реферат может содержать приложения (схемы, таблицы, фотографии, документы, результаты опросов). Для студентов, пишущих рефераты, я провожу консультации еженедельно. На консультациях преподаватель не только отвечает на вопросы и дает советы, но и контролирует ход работы.
Если на 1 курсе осуществляется, в основном, обучение реферированию, то на 2 курсе студенты уже самостоятельно работают над рефератами. Самый сложный момент при введении в учебный процесс итогов реферирования – это организация активной познавательной деятельности на уроке всех студентов. Для этого используются проектные, исследовательские, дискуссионные способы организации учебной деятельности. Также необходима предварительная мотивация и подготовительная работа, которая заключается в следующем. В конце 1 курса или в начале 2 курса вместе со студентами выделяем следующую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут вынесены на 2 курсе. Далее предлагаю студентам темы рефератов по основным вопросам ведущей темы на обдумывание, а также указываю необходимую и дополнительную литературу для самообразования. Уже понятно, что главным для исследования является материал. Пока студенты этот самый материал будут искать, у них сложится и представление темы их будущего исследования. Выбранные студентами темы конкретизируются.
Работа над рефератами требует от студентов и преподавателя больших затрат сил и времени.
Но ничто так не инициирует самостоятельность, как собственный успех в конкретном, значимом для друзей и знакомых деле. Критериями этого успеха могут быть самостоятельное достижение результата, совпадающего с мнением других. И хотя студент, как правило, имеет дело с открытием лишь субъективно нового, нового для себя, это не меняет суть дела: самостоятельно овладевая новым знанием, он включает в работу все свои творческие силы и способности. Я же рассматриваю реферирование не только как важную составляющую изучения предмета, но и как хорошее средство развития у студентов умений самообразования и самовоспитания.
Поиск новых форм и приемов обучения в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое, а в условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать свою стратегию поведения, т.е. личности саморазвивающейся и саморегулирующейся.Образовать человека – это значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству.Чтобы создать такое обучение, необходимо сменить позицию учителя ; создать атмосферу «свободы учения», использовать методы стимулирующие активность обучаемого и его развитие. Позиция преподавателя это позиция консультанта и во многом психотерапевта, осуществляющего 2развивающую помощь».
Использование на практике активных методов обучения позволяет в дальнейшем сделать лекции, практические занятия проблемнее, интенсивнее, поднять их теоретический уровень, стимулировать поисковую деятельность студентов, сформировать устойчивую мотивацию учения.
Комплексное применение предоставленных элементов технологии в процессе обучения обеспечивает максимальную эффективность учебного процесса посредством активизации, интенсификации познавательной деятельности студентов
Применение активных форм обучения позволяет применять основные принципы дидактики: принцип научности обучения, принцип доступности обучения, принцип сознательного и активного усвоения знаний студентов, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности.
Вместе с тем никто и ничто не может приспособить человека к жизни лучше, чем он сам. Поэтому необходимо придавать решающее значение в обучении собственной активности студентов, считая, что воспитание и обучение достигает своей цели - развитие обучаемого - при умелом направлении его собственной деятельности
Список литературы:
1.Активные формы и методы обучения: методическое пособие, - М.: УМП. 2014 г.
2.Мхитарян В.С. Статистика. Учебник. - М. Академия, 2013г.
3. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.,2012г..
4. Спирина А.А. Общая теория статистики. М.: Финансы и статистика, 2015г.
5.Смолкин А.М. Методы активного обучения. – М. Высшая школа, 2014 г.
6.Симушина Л.Г., Ерошенко И.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях. – М.: Мастерство, 2013
7.Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр. – М.: Высшая школа, 2014 г.
8.Шишов С.Е. Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М., 2015 г.
9.Шмойлова Р.А. Практикум по теории статистики. – М.: финансы и статистика, 2013 г.
10.Применение методов действенного обучения в преподавании, ч.2 –М.УМЦ, 2014 г.