Статья на тему Географическая экскурсия-одна из форм организации учебно-воспитательного процесса в школе.


Юрченко Л.М.
МБОУ Лесоперевалочная СОШ №1,
республика Хакасия, Аскизский район, с.Бельтирское.
Географическая экскурсия-одна из форм организации учебно-воспитательного процесса в школе.
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования поставлена задача – подготовить учащихся к жизни в информационном обществе. Для решения данной задачи предусмотрены учебные экскурсии как в урочной так и во внеурочной деятельности. Географическая экскурсия – одна из форм организации учебно-воспитательного процесса в школе, ее проведение так же обязательно для учителя, как и проведение уроков. Во время экскурсий происходит накопление у школьников правильных представлений о природных и хозяйственных объектах и явлениях, что служит основой для формирования физико-географических и экономико-географических понятий. Знания по физической географии своей местности привлекаются для объяснения многих явлений и процессов в географической оболочке Земли. В этом заключается важная роль экскурсий в осуществлении краеведческого принципа обучения. Например, знания, полученные учащимися на осенней экскурсии через внеурочную деятельность, в 6 классе, учитель использует в разделе «Литосфера» при формировании общих понятий о формах поверхности Земли, или в 7 классе в курсе географии материков сравнения с географией своей местности облегчают усвоение знаний о географических особенностях отдаленных территорий, недоступных для непосредственного восприятия. При изучении темы «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые на территории России» в курсе 8 класса могут привлекаться материалы экскурсий 6 и 7 классов, касающиеся генетических связей между формами рельефа и геологическим строением. В теме «Внутренние воды России» в 8 классе используются данные об источниках питания, о режиме и хозяйственном использовании рек своей области, полученные учащимися во время экскурсий в 6 классе, и сопоставляются с аналогичными данными по рекам России. В теме «Почвы, природные зоны России» привлекается материал по изучению почв, растительности, полученный на весенней экскурсии в 7 классе. Экскурсия на местное промышленное предприятие в 9 классе дает первоначальные конкретные представления, необходимые для раскрытия таких сложных понятий, как «предприятие», «производительность труда», «специализация», «кооперирование», «производственные связи».
На примере местного предприятия выясняются факторы развития и размещения данного производства, что облегчает в дальнейшем переход к изучению общих принципов размещения хозяйства России и его перспектив, к формированию понятия территориально-производственного комплекса, аграрно-промышленного.
На экскурсиях на природу мой опыт показал, что учащиеся овладевают многими умениями, прежде всего умениями вести наблюдения, анализировать наблюдаемые ими географические объекты и хозяйственную деятельность людей.
При непосредственном изучении местности учащиеся убеждаются, что природные компоненты существуют не изолированно друг от друга, а образуют природные территориальные единства (комплексы)- как простые так и более сложные(овраги, долина реки) . Познание закономерностей развития природных комплексов и процессов, происходящих в них, способствует формированию мировоззренческой убежденности учащихся и осознанию и осознанию необходимости бережного отношения к природе и ее естественным ресурсам.
Список используемых источников
М.А. Никонова, - М.:ООО «Издательство АСТ», 2003.-188,[ 4] с.- Высшая школа