Формирование положительной мотивации учащихся первой ступени образования через применение разнообразных форм урочной и внеурочной деятельности


Соловьева Ирина Ивановна. учитель начальных классов,
МОБУ СОШ №20 г Якутска
Формирование положительной мотивации учащихся первой ступени образования через применение разнообразных форм урочной и внеурочной деятельности
«Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения» (Гальперин П.Я.) Это ответственный и важный момент в учебно-воспитательном процессе, поэтому тема моего выступления: формирование положительной мотивации учащихся первой ступени образования через применение разнообразных форм урочной и внеурочной деятельности.
Мотив учения – это направленность учащегося на отдельные стороны учебной деятельности. В начальной школе создаются условия для выявления и развития способностей и возможностей ребенка; развития интереса и его стимулирования к процессу обучения; формирования знаний, умений и навыков.
Для реализации данных условий я применяю разнообразные методы, формы и приемы работы на уроках и во внеурочное время. Это достигается через интеграцию предметов, использование наглядности, через проведение уроков в форме экскурсий, путешествий, игр. Широко применяется практическая деятельность на уроках, работа в группах и парах. Осваиваются тестовые формы обучения и контроля, введение в учебный процесс тематических экскурсий. Эти формы работы способствуют развитию интеллектуальных способностей учащихся, результаты которых учащиеся подтверждаются во Всероссийских олимпиадах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Пегас». «Китенок».
Участие в школьных декадах, в творческих проектах способствуют формированию интереса к различным предметам.
Развитие творческих способностей у учащихся первой ступени образования способствует повышению мотивации, так как является благодатной почвой для раскрытия индивидуальных способностей.
Мои ученики постоянные участники различных конкурсов, проходимых как в городе так и в республике.. В школе проходят регулярные тематические выставки детских работ.
Формирование здорового образа жизни является одним из приоритетных направлений в образовании. Это реализуется через проведение дней здоровья, веселых стартов, занятий по охране безопасности жизнедеятельности.
Данная работа способствует формированию интереса к обучению и оказывает влияние на уровень учебной мотивации. В первый класс дети приходят с мотивированными на обучение. Этому способствует работа учителей начальных классов в группах развития при школе. На выходе из начальной школы учащиеся имеют хорошие показатели сформированности учебной мотивации (75 %), в пятом классе подтверждают свои знания.
Отдельную работу учителя начальных классов ведут по формированию экологического развития и воспитания учащихся. Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственности, бережного отношения к природе.
Традиционные конкурсы из природного материала «Природа и фантазия», «Осенний букет» развивают эстетический вкус, способствуют развитию воображения, фантазии. Бережное отношение к природе формируется через участие в акциях по озеленению пришкольного участка, развешиванию кормушек и подкормки птиц зимой.
Учащиеся начальных классов с удовольствием принимают участие в экологических конкурсах различного уровня и имеют призовые места. Это показывает заинтересованность детей в предмете, повышает их самооценку.
Постановка театрализованных представлений, агитбригад, проведение праздников осени, масленицы помогают формированию уровня экологической компетенции учащихся начальных классов.
Анкетирование, проведенное среди учащихся начальной школы, показало, что на выходе у детей на 90% сформированы понятия о природе, 87% детей рефлексируют себя в окружающей среде и 91% участвует в природоохранной деятельности.
Работа по экологическому воспитанию оправдана и приносит положительные результаты, у детей возрастает интерес к учебе.
Разнообразные формы работы, интеграция предметов, использование наглядности, экскурсии, предметные олимпиады, конкурсы, творческие работы, реализация здоровьесберегающих технологий, экологическая деятельность – это все способствует повышению уровня мотивации, формированию положительного отношения к учебе.