Статья по английскому языку на тему Использование приемов коммуникативно-игрового обучения на уроках английского языка в начальных классах

Использование приемов коммуникативно-игрового обучения на уроках английского языка в начальных классах

«Природа хочет, чтобы дети были детьми,
прежде чем быть взрослыми У детей своя
собственная манера видеть, думать и
чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как
желать заменить ее нашей...»
Ж.-Ж. Руссо

Общеизвестно, что в процессе обучения иностранным языкам в школе главная роль не без основания принадлежит начальному этапу изучения предмета. Младший школьный возраст (7-11 лет) является наиболее благоприятным для овладения иностранным языком. Природная любознательность и пытливость, богатство воображения, потребность в познании нового способствуют эффективности процесса обучения этому предмету.
Начальный этап важен тем, что от того, как проходит обучение в младших классах, насколько учителю удалось сформировать у младших школьников положительный настрой к изучению иностранного языка, зависит успех овладения предметом на дальнейших этапах.
Компетентностный подход, задекларированный в современной системе образования на всех уровнях, предусматривает формирование способности человека использовать приобретенные знания и умения для решения конкретных практических задач. Иностранные языки имеют широкие возможности для формирования основных групп компетентностей учащихся, в частности коммуникативной.
Важной задачей на начальном этапе обучения предмету является формирование у учащихся навыков и умения самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи, чтении, письме. Одним из основных условий, необходимых для их решения, является соответствие процесса обучения функциональным и возрастным особенностям детей.
Успешность обучения иностранному языку в начальной школе зависит в значительной мере от правильно выбранных методов и технологий его реализации. Учащиеся младших классов очень активны, но быстро утомляются. А формирование языковых навыков требует большой тренировочной работы, многократного повторения материала. Однообразие утомляет ребят. Как помочь детям по много раз повторять одни и те же простые фразы? Как поддерживать у них желание работать изо дня в день?
В методических рекомендациях сказано, что на начальном этапе обучения иностранным языкам большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для развития у учеников начальных классов желания изучать иностранный язык, формирование элементарных умений межличностного общения на иностранном языке с опорой на родной язык.
Работая с учащимися младших классов, я поняла, что организовывая учебный процесс в начальной школе, важно отказаться от преобладания фронтальных форм обучения. Занятия в начальных классах должны рассматриваться не как урок в традиционном понимании, а как организация общего дела с детьми, учебное сотрудничество. Для этого необходимо активно использовать групповые формы работы, в процессе которых язык органично вливается в деятельность учащегося. Важно создать условия, при которых ребенок испытывает позитивные эмоции.
Личностно значимой деятельностью для школьников этого возраста остается, как и в дошкольный период, игровая деятельность. Использование игры улучшает самочувствие и настроение детей, увеличивает их активность в полтора-два раза. Ощущение посильности заданий дает возможность ребятам преодолеть скованность и благотворно сказывается на результатах обучения. Больше того, на практике подтверждено, что именно игра до третьего-четвертого класса является наиболее важным фактором психического развития учеников. С помощью игры развиваются память, внимание, логическое мышление. Игровое обучение способствует развитию воображения и творческих способностей детей. Игры выполняют также задачи воспитания учащихся: развивают коллективистские качества, повышают самосознательность школьников, обучают ролевому соподчинению, согласованности действий. Образовательная функция игры проявляется в том, что дети запоминают необходимую для победы в игре информацию, расширяют, таким образом, свой кругозор, пополняют жизненный опыт.
Все эти психологические, лингвистические и дидактические положения лежат в основе коммуникативно-игрового метода обучения иностранному языку в начальной школе.
Изучение данного метода дало мне возможность широко использовать приемы коммуникативно-игрового обучения иностранному языку на уроках английского языка в начальных классах.
Соблюдение преемственности форм и приемов обучения в детском саду и начальной школе позволяет обеспечивать адаптацию учеников к учебной деятельности. Промежуточный этап опоры на знакомую игровую деятельность очень важен и необходим в процессе овладения учениками начальной школы иностранным языком.
К основным видам деятельности, на основе которых развивается общение детей на родном языке, относятся дидактические игры с предметами и карточками, общение детей на основе описания предметов, картинок, прослушивание коротких рассказов, заучивание наизусть рифмовок, песен, скороговорок с показом и выполнением движений, игры-драматизации, проведение физкультминуток с проговариванием выполняемых действий.
Понимание всей значимости игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку в начальной школе побуждает меня к систематическому применению комплекса дидактических игр на уроках английского языка в младших классах.
Приемы коммуникативно-игрового обучения, которые я использую в своей практике, можно выделить в следующие группы:
- с элементом соревнования: игры, конкурсы;
- с элементом загадывания: загадки, кроссворды;
- с элементом перевоплощения: инсценировки, ролевые игры;
- с элементом художественного исполнения: рифмовки, песни, считалки, скороговорки;
- с элементом двигательных упражнений.
На основе личных наблюдений, бесед с младшими школьниками и их родителями я пришла к выводу о том, что наиболее оптимальными приемами организации коммуникативно-игровой деятельности являются дидактическая игра, дидактический рифмованный текст и дидактическая сюжетная история. Во время проведения игры почти каждое игровое действие сопровождается речью учеников или учителя, хоровое пение и декламация, слушание и понимание сюжетных историй позволяют включить в речевую деятельность одновременно всех учащихся класса, а многоразовое повторение коммуникативно-игровых действий приносит ученикам этого возраста большую радость и удовольствие.
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов использую игрушки, предметы обихода (см. приложение «Расколдуй животных», «Собери букет»). Игры с предметами дают мне возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, различение, обобщение), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы; правильно произносить звуки речи).
В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли (см. приложение «Незнайка», «Построй домик для короля АВС»)
Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, дают представление о нормах речевого этикета и поведения. (см. приложение «Расколдуй животных», « Незнайка»).
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется только в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создаётся эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатывается быстрота реакции. К словесным играм относятся игры-загадки, стихи и рифмовки, «Снежный ком» и т.д.
Подвижные игры развивают не только мыслительную, но и физическую активность. Я их часто применяю при проведении физкультминуток, так необходимых в связи с психофизиологическими особенностями детей младшего школьного возраста (быстрая утомляемость, неустойчивость внимания и т.д.).
Новые идеи иногда рождаются во время урока. Часто дети сами подсказывают тему игры, ситуации. Их желание говорить по-английски служит показателем заинтересованности, увлеченности. Помимо программной лексики вводятся новые слова, которые в игре легко запоминаются.
Использование метода коммуникативно-игрового обучения показывает, что его применение дает возможность осуществлять личностно ориентированный, деятельностный и коммуникативный подходы к процессу обучения иностранным языкам, в центре внимания которых находится личность ребенка с учетом его особенностей, возможностей и способностей, прививает учащимся интерес к языку, создает положительное отношение к его изучению.

Оганян Е.В., учитель английского и
французского языков МОШ №25





















Приложение

Привожу примеры игровых ситуаций с элементами соревнования и перевоплощения (ролевые игры), которые я использую в процессе работы над лексикой.
2 класс
«Расколдуй животных»
Оборудование: картинки с изображением животных или игрушечные животные.
Речевая задача: учащиеся тренируются в употреблении образца общения «Моя кошка (собака) умеет прыгать (бегать)».
Учитель: Злая волшебница заколдовала наших любимых животных. Чтобы их расколдовать, нужно сказать, что они умеют делать.
Вслед за учителем, каждый ученик рассказывает о своем животном.
T: My dog can run.
P1: My frog can jump.
P2: My bird can fly.

«Незнайка»
Оборудование: предметные картинки или предметы, карточки с цифрами.
Речевая задача: учащиеся тренируются в самостоятельном употреблении ответных реплик (согласия, несогласия).
В игре принимает участие весь класс. Роль Незнайки исполняет учитель. На столе разложены предметы, картинки и карточки. Учитель называет предметы и цифры. Дети должны исправить учителя, если он допустил ошибку.
Учитель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он тоже изучает английский язык, но как всегда путает названия предметов, цифр. Давайте поможем ему запомнить все правильно.
T: This is a ball.
P1: No, it isn’t, it’s a box.
T: This is 4.
P2: No, it isn’t. It is 6.

«Собери букет»
Оборудование: живые или искусственные цветы, осенние листья.
Речевая задача: развитие умения называть цвета предметов.
Учитель: У каждого из вас есть любимый учитель. Давайте соберем для него букет. Только мы должны соблюдать одно условие: называть цвет каждого листочка и цветка правильно, иначе букет быстро завянет.
Школьники друг за другом (по цепочке) называют цвет лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала. Учитель фиксирует количество ошибок.
P1: This is a red flower.
P2: This is a blue flower.
P3: This is a yellow leaf.

«Построй домик для короля АВС»
Оборудование: карточки с буквами, магнитная доска.
Речевая задача: школьники тренируются в названии букв алфавита.
Учитель: Давайте построим домик для короля АВС. Сложим его из букв, правильно называя каждую букву. Если ученик допустил ошибку, то он лишается права строить домик.
P1: This is a letter A.
P2: This is a letter B.

При работе по обучению письму учащихся 2 класса, я использую коммуникативно-игровые приемы с элементами соревнования:
1. «Кто быстрее напишет слова, в которых второй буквой является буква «а» (буква «i»). Эту игру можно проводить а) на победителя, б) на команду-победительницу (разделив класс на две команды).
2. «Кто быстрее составит слова из данных букв: t, a, b, r, i, b (rabbit) и т.д.» (используется разрезная азбука или доска).
3. На доске написаны слова с пропущенными буквами. Заполняя пропуски, учащиеся пишут слова в тетрадях (или на специально розданных листочках). Победителем становится ученик, первым правильно выполнивший задание и правильно прочитавший слова вслух.

В процессе работы над чтением можно использовать следующие дидактические игры:
1. «Кто правильно назовет «пропавшие» слова. На доске стоят 5-6 карточек с написанными на них трудными для чтения словами, например neck, little, black, rubber. Учащиеся должны быстро прочитать слова про себя, после чего учитель убирает 2-3 слова, а ученики называют недостающие слова. Можно убрать все слова после их быстрого прочтения учащимися про себя и предложить затем вспомнить их. Выигрывает ученик, первым правильно назвавший слова.
2. «Кто скорее составит предложение». На столе у учителя наборы карточек со словами, из которых можно составить предложения. Класс делится на две команды. Учащиеся из каждой команды поочередно берут эти наборы, подходят к доске, составляют предложение и читают его вслух. Затем учащиеся всей команды повторяют предложение хором. Выигрывает команда, ученики которой быстрее и правильнее выполнили задание.


15