Статья Использование инновационных методов и приёмов на уроках русского языка


А.А.Баландина
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Со всеми науками человек начинает знакомиться, когда приходит в школу. И только лишь одну науку он осваивает с самого детства – родной язык. Осваивает без учебников и пособий, без уроков и домашних заданий, не замечая при этом, что он учится. Как сделать, чтобы ребёнок, поступив школу, не утратил интереса к родному языку, но теперь уже в рамках школьной программы?
В последнее время, а это отмечают не только учителя русского языка, снижен интерес к изучению языка, потому что современные школьники практически не читают. Это в свою очередь создаёт определенные сложности в работе, в частности при подготовке обучающихся к экзаменам.
Значит, учебный процесс должен стать важнейшим фактором формирования устойчивого интереса школьников к предмету и процессу учения, развития потребности учащихся этот интерес удовлетворить, а также создания условий, способствующих активизации мотивационной сферы учащихся, успешного овладения умением учиться в творческом режиме. Сразу возникает вопрос: “А как это сделать? Как организовать “учение с увлечением” в современный век модернизации образования?”
Для формирования учебной мотивации при обучении русскому языку в современных условиях необходима нового типа организация образования, а значит, изучение тех инновационных процессов, которые, являясь закономерностью и новой стратегической линией в развитии образования, обнаружили к настоящему времени его основные тенденции: гуманизацию, демократизацию, технологизацию и реализацию инновационных стратегий в ситуации компьютеризованного обучения.
В связи с тем, что целью современного образования является “воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, формирование духовной личности, от которой во многом будет зависеть будущее нашей страны и общества” [1; 3], важнейшей задачей, стоящей перед современной школой, является формирование личности, способной адаптироваться в изменяющихся условиях жизни. С этой целью на уроках русского языка и литературы можно использовать различные методы и приёмы:
Создание проблемных ситуаций, постановка и решение проблемных вопросов, связанных с темой урока.
Иллюстрированный и наглядный материал в виде таблиц, схем, презентаций, созданных как учителем, так и обучающимися.
Рисунок-опора – учебное средство, основанное на сюжетно-лингвистической образности, используемое и для изучения основ русского языка, и как средство развития речи обучающихся на уроках обобщающего и вводного повторения. Такая опорная картинка помогает “зрительно” в системе увидеть содержание материала. Схемы-опоры и опоры-рисунки применяются для создания проблемной ситуации, в которой начальному моменту мышления помогает введённая в такую наглядность новая информация, новый способ её подачи или новые условия её действия.
Индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся, а также организация групповой деятельности (работа в группах, в парах).
Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что пробелы ликвидируются совместно.
Методы проектов, позволяющие формировать интеллектуальные умения и творчески развивать школьников.
Работа над проектом предполагает развитие у обучающихся интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка путём чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками, участия в работе факультативов, лингвистических кружков, клубов любителей русского языка. Проектное и личностно-ориентированное обучение дает возможность использовать множество подходов (обучение в деле, самостоятельные занятия, совместный мозговой штурм, ролевая игра), учит детей анализировать и систематизировать, приносит чувство удовлетворения своим результатом.
В 5 классе на уроках русского языка обучающиеся выполняли проекты на темы: “Секрет названия моей улицы”, “Любимые национальные блюда в нашей семье” и другие. Такая работа способствовала целенаправленному отбору необходимой информации, анализу подобранного материала, обобщения по данной теме и представления своей работы.
Проекты творческого характера, выполненные обучающимися среднего и старшего звена, были представлены в виде презентаций, альбомов или красочно оформленных учебных стендов. Например, “Роль обращений в лирике А.С.Пушкина”, “Азбука животного мира Астраханской области”.
Задания творческого характера: лингвистические сказки, мини-сочинения и мини-изложения, эссе.
Задача учителя русского языка – помочь обучающимся хорошо овладеть как устной, так и письменной речью. Поэтому нужно научить детей свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово. И одним из типов работы над развитием речи, не требующим много времени на уроке, является мини-изложение. Такую работу можно проводить регулярно. Текст, взятый для мини-изложения, можно использовать для беседы о художественных средствах языка. Небольшие по объёму изложения можно проверить в классе, прочитав несколько работ вслух по желанию. Такая проверка является очень эффективной: обращая внимание на чужие недостатки, обучающиеся учатся видеть и свои ошибки.
Для составления лингвистических сказок можно использовать материал урока: “Куда убежали О и Е?” “Откуда пришли слова?” “Путешествие по стране Фразеологии”.
Инсценировки, ролевые игры.
Контроль знаний и умений обучающихся (зачёт, тесты, викторины, соревнования и т.д.)
Домашнее задание (творческая работа, лингвистическое исследование текста, подготовка словарных диктантов, составление схем, опорных конспектов, таблиц, письмо по памяти и т.д.)
Такие домашние задания помогут учащимся избежать однообразия, дают возможность почувствовать себя в роли автора учебника, учителя, иллюстратора. Задания активизируют мышление ученика, заставляют его обобщать и систематизировать материал по данной теме. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.
Таким образом, использование современных инновационных образовательных технологий, методов, приёмов – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования, а также подготовки обучающихся к успешной сдаче экзаменов.
ЛИТЕРАТУРА
Казачёнок Н.В., Шмелёва Н.В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. организаций / Казачёнок Н.В., Шмелёва Н.В. – М.: Просвещение, 2014. – 238 с.