«Повышение мотивации при изучении иностранного языка»


«Повышение мотивации при изучении иностранного языка»
В современном мире значительно возрастает роль иностранного языка в процессе обучения. Изменения социокультурного контекста общественной жизни влечёт за собой изменение требований, предъявляемых обществом к образованию в целом, и к языковому обучению – в частности. Так как в данной ситуации отсутствует «естественная необходимость» в иностранном языке, стимулирующим фактором является мотивация усвоения иностранного языка.
Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Часто ученики спрашивают: "А зачем учить язык?" Вопрос для них совершенно естественный и простой, но очень трудный для того, кому его задают. Ответ на него должен давать урок. Не видя цели своих действий на занятиях, учащиеся воспринимают иностранный язык как некую вещь в себе, до тех пор, пока для каждого речевого или языкового действия, для выполнения упражнения или задания у них не появится мотив. Практический опыт убеждает нас в том, что самое главное в обучении иностранному языку – это мотивация учащихся.
Совсем ещё недавно для многих учащихся единственным мотивом изучения иностранного языка было получение хорошей оценки. Изменилась жизнь - изменилось отношение к предмету. Стала понятна необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествий, общения с иностранцами и пользования Интернетом. Знание иностранного языка становится обязательным компонентом профессиональной деятельности и обеспечивает более полноценное и интересное проведение досуга. Есть много случаев, когда иностранный язык помог человеку не упустить возможностей, которые даёт ему судьба. Авраам Линкольн сказал когда-то: “Каждому человеку в жизни даётся свой шанс, и к нему надо быть готовым”. Отсюда и более пристальное внимание к обучению языку в школе как со стороны учащихся, так и со стороны их родителей. Отсюда и повышение ответственности учителя за уровень даваемых знаний.
Но то, что является бесспорным стимулом изучения иностранного языка для взрослого человека, не всегда работает для ребёнка. Мотивы возможного применения знаний в будущем не достаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но уже на втором году обучения интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности ежеурочных и даже ежеэтапных мотивов работы учащихся.
Передача знаний от учителя к ученику минуя собственную деятельность ученика по овладению знаниями, не представляется возможной. Доминирующими мотивами учебной деятельности учащихся должны стать мотивы познания окружающего мира. При этом важно, чтобы учащиеся овладевали действиями и способами этого познания, чтобы на первом месте были мотивы их самоосуществления себя как личности. Поэтому необходимо говорить о мотивации, как результате внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличии мотивов, направленных на активизацию его деятельности.    Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранному языку, учителю необходимо представлять себе способы и приёмы её формирования в условиях школы. При рассмотрении проблемы мотивации и поиске путей её формирования, не допустимо упрощение её понимания. Формирование мотивации - это не перекладывание учителем в голову учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. Формирование мотивов - это прежде всего создание условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы. Между тем при овладении иноязычной культурой вовсе не безразлично какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности. Наиболее ценные мотивы важно довести до уровня полного осознания, чтобы придать им побуждающую силу. Мотивация является наиважнейшей основой достижения успеха в изучении языков. Это главная движущая сила, которая обеспечивает включенность ученика в работу на уроке. Мотивация характеризуется, прежде всего, интересом учеников к предмету и их желанием и готовностью его изучать. Интерес способствует концентрации внимания, усиливает впечатления, получаемые во время занятия, стимулирует повторение изученного материала, а также обогащает экстралингвистические знания учащихся, способствуя тем самым формированию их общей компетенции.
Тема представления опыта работы – «Пути повышения мотивации у учащихся на уроках иностранного языка»
Цель опыта работы – повышение мотивации у учащихся на уроках иностранного языка
Задачи опыта работы –
1) Создать благоприятный климат на уроке иностранного языка
2) Улучшить успеваемость
3) Повысить желание учащихся к овладению иностранным языком
4) Разнообразить языковую деятельность как на уроке, так и вне урока
Основная часть.
Определение понятия «мотивация»
Под мотивацией понимается система побуждающих действий, направляющих учебную деятельность, в случае положительной установки преподавателя, на более глубокое изучение иностранных языков, его совершенствования и стремления развивать потребности в познании иноязычной речи. Мотивация – важнейшее начало процесса овладения иностранным языком, обеспечивающее его результативность. Учитель может лишь опосредованно влиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у обучаемых возникает личная заинтересованность в работе, т.е. для оптимальной организации учебного процесса важно знание мотивов учащихся и умение правильно выявлять и разумно управлять ими.
Пути создания мотивации на уроке иностранного языка
Что необходимо сделать?
1) Создать специально разработанную систему упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности;
2) Вовлекать эмоциональной сферы в процессе обучения;
3) Использовать педагогические воздействия учителя, в частности наличием стимулов и подкреплений;
4) Использовать на уроках аудиовизуальных средств;
5) Использовать личностную индивидуализацию;
6) Вовлекать учащихся в самостоятельную работу на уроке;
7) Использовать проблемные задания и ситуации;
8) Контролировать знания, умения и навыки;
9) Использовать наглядный страноведческий материал;
10) Доброжелательно относиться к учащимся.
Внутренняя мотивация определяет отношение обучаемых к предмету и обеспечивает продвижение в овладении иностранным языком. Когда обучаемому нравится говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое - тогда можно сказать, что у него есть интерес к предмету «иностранный язык», и обеспечены условия для достижения определённых успехов. Содержание учебного материала должно быть доступно учащимся, должно исходить из уже имеющихся у них знаний и опираться на них, но в то же время материал должен быть трудным и сложным.
Изучение каждой темы учебной программы должно состоять из следующих трёх основных этапов:
мотивационного;
операционально-познавательного;
рефлексивно-оценочного.
Мотивационный этап помогает учащимся осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы.
Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:
1) Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы.
2) Формулировка основной учебной задачи. Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы.
3) Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы. Преподаватель сообщает время отпущенное на изучение темы, что нужно знать и уметь для её изучения.
На операционально-познавательном этапе учащиеся усваивают содержание темы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в его содержание (ясна ли учащимся необходимость всего содержания и отдельных его частей для решения основной учебной задачи).
Во время рефлексивно-оценочного этапа необходимо осуществить работу по подведению итогов изучения пройденного материала так, чтобы учащиеся смогли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностями, удовольствие от познания нового материала. Все этапы вместе составляют так называемую учебную мотивацию. Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов: - особенностями обучающегося (пол, самооценка, уровень интеллектуального развития) - особенностями преподавателя и его отношения к педагогической деятельности - организацией педагогического процесса - спецификой учебного предмета (в данном случае иностранного языка).
Учебную мотивацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя мотивация не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами. Необходимо создавать такие условия, при которых у учащихся возникает личная заинтересованность и потребность в изучении иностранного языка. Потребность в изучении должна соответствовать таким разновидностям внутренней мотивации, как коммуникативная (непосредственное общение на языке), лингвопознавательная (положительное отношение к языку) и инструментальная (положительное отношение к различным видам работы).
  Важную роль в формировании и развитии мотивации учения играет содержание учебного материала. Бесспорно, что мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям обучаемого. В отборе материала учитель может полагаться на свою интуицию. При разработке тематических планов, планов отдельных занятий, при подборе учебного иллюстративного материала преподаватель должен всегда учитывать характер потребностей своих учеников. Содержание учебного материала должно быть вполне доступно обучающимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на их жизненный опыт, но в то же время материал должен быть достаточно трудным и сложным. Если содержание учебного материала не требует от учеников работы по его осмыслению и усвоению, то такой учебный материал не будет удовлетворять, в частности, их потребности в постоянном развитии психических функций (памяти, мышления, воображения), не будет развивать ярких эмоций (положительных и отрицательных) и, следовательно, не будет удовлетворять потребности в эмоциональном насыщении, и не будет способствовать возникновению и развитию новых потребностей. Итак, содержание каждого занятия, каждой темы должно быть глубоко мотивировано, однако не с помощью создания сиюминутных, скоро проходящих интересов или ссылок на практическую значимость в будущей жизни, а главным образом тем, что это учебный материал актуален, информативен, личностно-значим для обучающихся и направлен на решение коммуникативных задач, т.к. овладение умением общаться – это первая и естественная потребность изучающих иностранный язык. Только в этом случае у учащихся будет создаваться перспектива на дальнейшее изучение, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности.
Организация учебной деятельности – следующий шаг на пути формирования мотивации. Содержание учебного материала усваивается учениками в процессе учебной деятельности. Успешность учебной деятельности зависит, прежде всего, от того, на что она направлена, какие цели ставят перед собой обучающиеся и учитель, направлены ли эти цели на овладение учебным материалом, где процесс познания выступает самостоятельной целью, или же учебная деятельность служит для них лишь средством для достижения целей, не связанных с содержанием обучения. Оттого, какова эта деятельность, из каких частей (отдельных учебных действий) она состоит, как эти части между собой соотносятся, т.е. какова структура учебной деятельности и как ее организует преподаватель – от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая роль.
В начале урока задействуется основной мотив или мотивационная композиция, с которыми логически связаны цели урока.2. В конце - мотивационный мост к следующему уроку. Это оперативная и перспективная мотивации.3. На продолжении всего урока действует блок мотивационной поддержки.По нашему убеждению мотив должен стать той точкой опоры, на которой строится весь содержательный урок.
Виды мотивации.

Существует внешняя и несколько разновидностей внутренней мотивации. Внешняя мотивация, как правило, нацеливает учащихся на достижение конечного результата учения. Внутренняя мотивация имеет сильное стимулирующее воздействие на процесс обучения. Процесс обучения строить таким образом, чтобы обучаемые на каждом его этапе ощущали продвижение к поставленной цели.
Самым эффективным в обучающем и мотивирующем планах является погружение учащихся в реальную ситуацию и предоставление им возможности самостоятельно достойно выйти из неё. Кроме учебной данный приём имеет огромную мотивационную роль.
Большую мотивирующую роль играет чередование разнообразных видов интересной деятельности, разнообразных уроков. В своей практике учителю нужно использовать уроки-общение, уроки-фантазии, уроки-драматизации, уроки поэзии, видеоуроки, уроки-игры, уроки-тесты. У каждого из этих видов уроков своя доминирующая мотивация. Немаловажна роль просмотра видеофильмов без перевода. Кроме художественных можно использовать и собственные видеосъёмки в англоязычных странах.     Мотивирующее значение имеет и проведение различных мероприятий по предмету: вечера, посвящённые праздникам англоязычных стран, конкурсы песен на языке и другие. Здесь обычно раскрываются все таланты школьников.
Внеклассная работа по иностранному языку также имеет огромное мотивационное значение. Школьники, переписывающиеся с иностранцами, имеют повышенный интерес к языку. С этой целью учителям можно приводить список адресов иностранцев - тинэйджеров, желающих переписываться с русскими сверстниками. Так завязываются знакомства, так познаётся культура другого народа, так вырабатывается дополнительный стимул к учёбе, и, может быть, формируются будущие хорошие политические отношения между нашими странами.
Самая главная и самая трудная задача учителя - сохранить у учащихся интерес к поступательному совершенствованию своих индивидуальных языковых способностей. Общепринятые методические комплексы не всегда идеально подходят для решения этой цели, поэтому приходится обращаться к экспериментальным комплексам, к счастью, предлагаемым сейчас в широком спектре.
Одним из самых необходимых в жизни умений является способность человека плодотворно общаться с другими людьми. Активизация коммуникативных возможностей ребёнка, подготовка его к жизни в обществе - основная развивающая цель всех языковых школьных предметов. Но при изучении иностранного языка, кроме цели, это ещё и метод. Научить ученика общаться общением с ним, стараться ставить перед ним максимальное количество жизненных ситуаций ежеурочно и учить находить оптимальные решения - это задача учителя. Глобальность задачи во сто крат увеличивает ответственность учителя, поднимает планку требований к уровню его профессиональной подготовленности, требует от него постоянного самосовершенствования.
Мотивы, сферы желаний, интересов и склонностей, мировоззрения, статус ученика, его жизненные позиции, а также различные ситуации взаимообусловлены и составляют гармоничное единство личности. Все это является внутренней силой, которая побуждает ученика изучать иностранный язык и создает положительные установки на его изучение. Для этого необходимо повышать уровни мотивации, способствуя развитию познания и интеллектуальной деятельности у учащихся, что, в свою очередь, приводит к повышению эффективности процесса обучения.