Использование игровых методов работы при изучении английского языка в начальной школе


Игровые технологии на начальном этапе обучения английскому языку.
«Главное, позаботиться о начальном уровне,
затем начальный уровень позаботится об остальных».
Г.Пальмер.
Английский язык становится средством жизнеобеспечения общества, обязательным компонентом обучения в начальной школе. Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уваженное к языкам и культурам других народов.
Внимание младших школьников неустойчиво: они умеют сосредоточиться лишь на несколько минут. Дети не воспринимают длительных объяснений преподавателя, быстро утомляются. И даже при переключении ребенка с одного вида деятельности на другой происходит утомление (рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности и т.д.). Снять утомление, повысить эффективность занятия можно включением игр, двигательных упражнений, физкультминуток, разучиванием стихотворений, считалок, песенок, инсценировок.
Игра создает прекрасные естественные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в любом возрасте, но в младшем школьном возрасте она особенно продуктивна. В этом возрасте игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания. Игровая деятельность позволяет, с одной стороны, удовлетворить естественную тягу детей к игре как способу познания мира, с другой – дает возможность моделировать условия реального общения, позволяя ребенку одновременно получать удовольствие и учиться, расслабляться и работать, проявлять себя индивидуально и в команде.
Исходя из особенностей психологического развития младших школьников, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, в качестве ведущей педагогической технологии на раннем обучении английскому языку я выбрала игровую технологию. На каждом этапе урока использую разнообразные игровые моменты.
Фонетическую разминку мне помогают проводить любимые детские мультипликационные герои, например Микки Маус, Винни Пух и т.д. Вместе с персонажами мы окунаемся в мир звуков.
Ребенку, например, намного интереснее не просто фонетически повторять звуки за учителем, работая над правильной постановкой звуков, а играть в специальную фонетическую игру «Мистер Язычок». Мистер Язычок живет у нас в ротике, это – его домик, домик окружает заборчик (наши зубки), за заборчиком есть холмик (альвеолы), где мистер Язычок гуляет. Каждое утро мы будим Мистера Язычка – звоним в колокольчик ding-dong, он просыпается, вскакивает [I], потягивается [i:], делает уборку домика и заборчика (проводим язычком по зубкам по кругу, по губкам, вытягиваем губки в трубочку, продуваем «грязь» и т.д.). Гуляя, Мистер Язычок встретится с собачкой [r], подразнит гусей [o], побывает в гостях у лягушек [w] и т.д.
В начале урока иностранного языка обычно отмечается иноязычно-речевая скованность, и учителю важно постараться настроить обучающихся на общение, создать, т.е. осуществить речевую подготовку естественным путем. Такая речевая разминка носит название «Give me five» («Дай мне пять»). Если ученик отвечает правильно на вопрос учителя, то прикасается своей рукой к руке преподавателя.
При обучении общению наиболее важен речевой контакт: учитель и ученики должны стать речевыми партнерами. Это не произойдет, если учитель будет прерывать учеников, возмущаться их незнанием чего-либо, раздражаться по любому поводу, не признавать шуток и не улыбаться, т.е. фактически оградит себя от контакта. Детям очень нравится игра «Угадай!». Один ученик выходит из класса, а остальные загадывают какой-нибудь предмет, например, апельсин. Ученик, выходивший из класса, должен угадать, что это за предмет. Для этого другие обучающиеся описывают этот предмет. Также интересна для обучающихся игра «Кому это принадлежит?». Учитель заранее просит обучающихся принести в класс по одному или два предмета, принадлежащих им. Предметы должны как-то характеризовать их хозяина. Каждый ученик пытается отгадать, кому принадлежит тот или иной предмет, записывает имя, обосновав свою догадку.
Речевая зарядка занимает немного времени, ее следует проводить в быстром темпе. Учитель может жестами попросить других учеников помочь отвечающему, сам подсказать нужное слово.
Ни для кого не секрет, что успешному владению иностранным языком способствует большой словарный запас, поэтому его пополнение и обогащение является одним из основных видов деятельности на уроках. Но, к сожалению, введение и, особенно, отработка новой лексики зачастую являются одними из самых неинтересных этапов урока. Детям бывает сложно запомнить большое количество лексических единиц, а потом воспроизвести их. Как же сделать данный этап работы интересным и занимательным для учащихся?
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и шаги по изучению нового лексического и грамматического запоминания. Часто на уроке для закрепления или тренировки лексического или грамматического материала я использую мяч. Эта подвижная игра позволяет также снять усталость ребят. Можно использовать мяч при тренировке местоимений, личных форм глагола to be, названия цветов, игрушек, счета и т.д. Я бросаю мяч и называю слово по-русски, ученик называет по-английски или наоборот. Например, грамматическая игра, направленная на запоминание множественного числа существительных. Учитель бросает мяч ребёнку, называя существительное единственном числе. Ребёнок называет это существительное во множественном числе и бросает мяч учителю. Интересна так же игра на внимание: учитель быстро показывает классу картинки за картинкой и говорит, например: « I have got a bottle of milk». Учащиеся соглашаются; «Yes. You have got a bottle of milk». Иногда учитель «ошибается» и называет не то, что он показывает.
Большой интерес у детей вызывает игра «Веселые цепочки». Эта игра на закрепление ранее пройденной лексики в разных речевых структурах. Вызываются 5 человек, на счет от 1 до 5 они выполняют разные задания в 3 этапа.
1- Просят дать игрушку. Give me the cat, please. (на счет меняются игрушками).
2 – Называют свою игрушку. I have got a dog. (на счет меняются игрушками).
3 – Называют цвет игрушки. My monkey is brown.
Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, остальные выбывают при допущении ошибки. Игрушки не должны дважды повторяться у одного и того же ребенка. Часто на уроках я использую игры с элементами соревнования: игра «Бинго».
На раннем этапе обучения детей иностранному языку одна из основных задач учителя – сделать этот предмет интересным и любимым. Этому способствует проведение физминуток на английском языке, которые снимают умственное напряжение, способствуют эмоциональной разгрузке учащихся и являются важным фактором в борьбе против гиподинамии. Физминутки повышают интерес к овладению определенными знаниями и способствуют развитию фонетических, лексических и грамматических навыков. На каждом уроке использую различные виды разминок:
Упражнения для глаз
Дыхательная гимнастика
Точечный самомассажМузыкальные зарядки (каждая разминка соответствует теме урока)
Примеры музыкальных физминуток:
This is a bear, this is a hare,
This is a dog and this is a frog.
This is a car, this is a star,
This is a ball and this is a doll.
Clap, clap, clap your hands
Clap your hands together.
Stamp, stamp, stamp your feet
Stamp your feet together!
Touch, touch, touch your ears,
Touch your ears together.
Touch, touch, touch your cheeks,
Touch your cheeks together!
Shake, shake, shake your hands,
Shake your hands together.
Smile, smile at your friends,
Let us smile together.
Использование игры на уроках английского языка имеет большое значение для формирования новых умений и навыков. Использование различных игровых приёмов и ситуаций на уроках способствует формированию дружного коллектива в классе, воспитывают ответственность и взаимопомощь, так как в игре они должны быть «одной командой», помогать и поддерживать друг друга. Так же я хочу отметить, что использование игр и игровых приёмов на различных ступенях обучения не только помогает в изучении иностранного языка, но и выполняет важную роль при переходе учащихся на новую, более высокую ступень развития.