Производительный труд, как средство социализации воспитанников детского дома.



Производительный труд, как средство социализации
воспитанников детского дома.
Кутчер О.В.,
учитель технологии,
высшей квалификационной категории.
МКОУ «Детский дом-школа№95»,
Кемеровская область. Новокузнецк
На всех этапах развития человечества школа выполняла социальный заказ общества. Трудовая деятельность пронизывает всю сознательную жизнь человека, определяя, в конечном счете жизненные цели, положение в обществе, степень самореализации. Все, что необходимо для жизни человека, создаётся трудом. Конституцией России за каждым человеком закреплено право на труд.
«Детский дом-школа №95» Дом детства - это уникальное образовательное учреждение, где воспитываются и обучаются от рождения до совершеннолетия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В современных условиях рыночной экономики жизнь молодого человека, только что вступившего на самостоятельный путь сложена, особенно для выпускников детского дома. Ведь наши воспитанники - это особая категория детей, воспитывающаяся в замкнутом пространстве образовательного учреждения, в условиях нетрадиционной семьи.
Жизнь в семье (пусть даже совсем неблагополучной), с одной стороны, подразумевает какой-то комплекс постоянных забот и трудов каждого члена семьи, а с другой - бережное отношение к тому, что имеешь. Через выполнение определенных семейных обязанностей, не только закладываются основы трудового воспитания и осваиваются такие качества, как ответственность, трудолюбие, исполнительность, но и идет овладение основами таких профессий как «портной», «повар», «столяр», «слесарь». Дети, находящиеся в детском доме лишены такой возможности в получении подобного опыта, и одна из важнейших задач помочь воспитанникам успешно адаптироваться после выхода из детского дома-школы в современном обществе, отличном от того, к какому они привыкли, это основная задача, которую решает педагогический коллектив.
Именно поэтому были разработаны и внедрены в образовательное пространство Дома детства программы предпрофильной подготовки и профильного обучения, учащихся, начиная с 5 класса, направленные на формирование у воспитанников умения объективно оценивать свои способности к обучению и осуществлять выбор направления своего образования и профиля в старших классах школы. Все мы хорошо знаем: чем раньше обучающийся начнет задумываться о том, кем и каким ему быть, тем раньше он примет верное решение, тем меньше сделает ошибок на пути к профессиональному успеху.
Главная цель предпрофильной подготовки – подготовить будущих выпускников основной школы к осознанному выбору формы продолжения образования и профиля дальнейшего обучения. Сужение сферы интересов, связанных с профессиональным и социальным самоопределением, должно происходить по мере взросления ученика. В дальнейшем, получая профильное образование, учащиеся будут уточнять, изменять, достраивать свой профиль, их выбор будет все более тесно связан с профессиональным самоопределением.
Ориентационный курс по выбору «Ступеньки швейного мастерства», который я преподаю и разработала, позволит учащимся через производительный труд осуществить «пробу сил» и получить опыт освоения способов деятельности в профессии «швея», а также опыт осуществления ответственного выбора.
Цель курса: - подготовка детей-сирот и детей к трудовой деятельности в условиях различных форм собственности и конкурентоспособности на рынке труда.
Задачи курса: развивать интерес к профессии; формирование у обучающихся первоначальных знаний и умений по основам швейного производства; знакомство с профессионально значимыми качествами профессий: «швея», «портной»; способствовать организации «пробы сил», предоставить возможность обучающимся реализовать свой интерес к профессии «швея»; сформировать представление о требованиях профессии швеи к человеку;; способствовать осознанию учащимися своих интересов, способностей, связанных с профессией швеи, оценить свою готовность к принятию решения о выборе профиля; сформировать представление о статусе данной профессии на рынке труда; развивать знания, умения и навыки практической деятельности, необходимые для овладения профессией швеи; способствовать развитию коммуникативной активности. Производительный труд – один из способов подготовки воспитанников к высокопроизводительному общественному труду, используется в целях формирования всесторонне развитой личности, которая занимает активную позицию в общественно-экономической жизни социума. Очень важно также, что в процессе изучения курса обучающиеся знакомятся с производством, где оборудование, инструмент, технология, приёмы работы, организация труда максимальным образом приближены к современному промышленному производству. Производительным является труд воспитанников по выполнению заказа детского дома-школы. Для большей эффективности и заинтересованности в результатах своего труда предполагается формирование бригад, где ставятся свои конкретные задачи. Каждой бригаде предлагается свой пакет документов: трудовая книжка; план выпуска продукции.
Совместно с советом бригадиров составляется общий план выпуска продукции. Изучение курса предполагает активное участие учащихся в подготовке к занятиям; участие в выставках, конкурсах, ярмарках. При этом предполагается творческий подход к изготовлению изделий, самостоятельность в выборе и способах их обработки.
Для реализации программы имеется необходимая материально-техническая база – швейные мастерские, которые оснащены необходимым оборудованием, инструментами, материалами, что позволяет отрабатывать технику выполнения швов, отдельных технологических операций, шить изделия по заказу школы (фиксируя результаты в трудовых книжках).
Прогнозируемые результаты, это применение полученных знаний в практической деятельности и в жизни; выбор изучения профиля по профессии.
Трудовая подготовка школьников - это интегральный процесс и результат воспитания трудолюбия, в ходе изучения основ наук и других видов учебного труда, технологии как обязательного учебного предмета, общественно полезного, производительного труда, профессиональной ориентации, художественного творчества. Соединение обучения с жизнью, трудом - важнейший принцип воспитания и образования воспитанников Дома детства. Включение обучающихся в производительный труд становится неотъемлемой частью учения, а учение неотъемлемой частью труда. Соединение обучения с производительным трудом представляет собой ядро всестороннего развития личности..Очень важно также, что в процессе дополнительных занятий по швейному производству обучающиеся знакомятся с производством, где оборудование, инструмент, технология, приёмы работы, организация труда максимальным образом приближены к современному промышленному производству.
Для того, чтобы на дополнительных занятиях по швейному производству принимали активное участие обучающиеся с 5 по 11 класс, работа бригад распределяется в соответствии с возрастными возможностями, по 5-7 воспитанников в каждой бригаде, с нормой времени 2 часа в неделю. Для большей эффективности и заинтересованности в результатах своего труда у каждой бригады имеется трудовая книжка, где обучающиеся отражают все виды выполняемых работ, количество изготовленных изделий, их оценку.
Используется наглядный материал, изготовленный совместно с обучающимися: технологические карты; образцы и эскизы изделий - все это положительно влияет на качество изготавливаемых изделий. Важным психолого - педагогическим условием организации производительного труда является создание благоприятной атмосферы, для этого в учебной швейной мастерской строго соблюдаются санитарно -гигиенические нормы и требования безопасности. Интенсивность, темп и длительность выполнения трудовых занятий задаются воспитанникам с учётом психофизиологических особенностей различных возрастных групп.
Большое воспитательное значение имеет оформление швейной мастерской, где наши воспитанницы творчески подошли к оформлению витрины с образцами изделий, литературы, фотографии, отражающие трудовые будни воспитанников, модели одежды, творческие работы и выставка достижений. Всегда с большой радостью учащиеся готовятся к выставке. Рады предоставить изделия, изготовленные своими руками сотрудникам детского дома-школы. Лучшей похвалой для девочек служат приятные отзывы об изготовленных изделиях к разным праздникам, которые воспитанники дарят: шефам, ветеранам труда, учителям и воспитателям, гостям музея боевой славы,
Девочки научились кроить и шить несложные изделия, используя лекала и выкройки, производить ремонт одежды и белья, шить фартуки, косынки, салфетки, скатерти, мешки для белья, сумки, комплекты постельного белья, брюки. Для танцевальной студии - сценические костюмы, платья сценические. Кадетам - рубашки кадетские, галстуки кадетские, подворотнички. Свою фантазию девочки применили при изготовлении сценических костюмов на конкурс «Евровидение» для младших школьников.
Во время работы девочки смогли проверить свои способности и склонности к определённым видам труда, закрепить знания, умения, полученные на уроках технологии, приобрести практические навыки шитья на промышленных швейных машинах. Для рационального использования рабочего времени использовались технологические и инструкционные карты, образцы готовых изделий и машинных швов, презентации и слайды.
В текущем учебном году девочки, по сложившейся традиции, приняли участие: в школьных, районных, городских, всероссийских и международных конкурсах и творческих выставках, акциях, фестивалях, где награждены грамотами и дипломами победителей. Награждены дипломами и грамотами на Всероссийском конкурсе с международным участием Герои любимых сказок; на Всероссийском творческом конкурсе ТАЛАНТОХА, на Всероссийском конкурсе СОТВОРЕНИЕ.
Таким образом, профессиональная подготовка детей - сирот в условиях детского дома поможет подготовить их к самостоятельной жизни и стать полноценным членом общества.