Программа «Индивидуальное развитие личности воспитанника детского дома»


Государственное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Хуры тын»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ___________Ф.К. ТменовПрограмма
«Индивидуальное развитие личности воспитанника детского дома»
Автор: Дохина Татьяна Зафаровна .Воспитатель высшей квалификационной категории ; Почетный работник
Рассчитана на воспитанников 10-15 лет;
Срок реализации: 2015-2017г.г.
Владикавказ 2015
Ребенок-существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни.
(Корчак)
Пояснительная записка.
Забота о детях – сиротах является главной нравственной задачей. Ребенок, воспитывающийся в детском доме, должен стать полноценным членом общества, готовым к самостоятельной жизни, к решению социальных проблем, которые ждут его на жизненном пути. Необходимо подготовить его к преодолению трудностей социализации. Для полноценного личностного роста ребенку недостаточно лишь групповых занятий – бесед, диспутов, игр и т.п.
Он часто нуждается в индивидуальном внимании взрослого, внимании, которое уделяется персонально ему и некому более. Поговорить о своих чувствах, мечтах, замыслах, жизненных затруднениях. И если воспитатель является для подростка значимым, авторитетным, он сможет оказать воспитаннику не малую помощь.
Целью данной программы является создание благоприятных условий для комплексного развития детей – сирот.
Учитывая индивидуально-психологические, особенности каждого воспитанника, помогаю развивать в детях принцип самоутверждения, формирования личности – «Я – концепции».
В работе использую работу с «Портфолио». Ребята вносят в эту книгу свои достижения: учебные, творческие, спортивные, физические изменения, заметные изменения в личностных качествах или яркие, неординарные, благородные поступки. Это своего рода «Книга откровений».
Таким образом, актуальность обусловлена потребностью образовательного учреждения, направленной на индивидуальное развитие и коррекцию проблем детей-сирот.
Обоснования создания индивидуальной Программы развития.
Практические и научные исследование, проведенные учеными, свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору жизненного пути, отличаются не приспособленностью к самостоятельной жизни.
Дети-сироты ... Дети, растущие в детском доме... Почти все они попали в детский дом из неблагополучных семей.
Анализ и педагогический, и психологический показывает, что многие из них относятся к детям «группы риска», трудным.
Обычно они замкнуты, порой совершенно необщительны, не отличаются искренностью. Бывают склонны ко лжи, часто к воровству. Отмечается какое-то равнодушие ко всему, что их окружает. Недобросовестно и с ленцой относятся к учебному труду, к правилам поведения в группе, в детском доме, в школе. Отстают от сверстников в интеллектуальном и психическом развитии. Многие успели обозлиться на жизнь, на людей, на любые обстоятельства.
Работать с теми, кто оказался волею судьбы в детском доме, не очень легко.
Часто они прошли через такие условия, через такую «грязь», что мы, прожившие немалую жизнь, представить не можем. Да, приходят не лучшие, и с каждым годом мы в этом убеждаемся.
Задача воспитателя, прежде всего- воспитание гражданских качеств.
Для этого сегодня необходимо задаться целью, как ориентировать личность на социальную и бытовую подготовку, научить трудиться умственно и физически. Иначе вся работа пойдет впустую.
Социально- бытовая ориентированность - понятие сложное, но можно в какой -то степени определить и задачи, и содержание этого раздела в нашей работе.
Для этого необходимо использовать все имеющиеся в детском доме, в общеобразовательной школе, в методике, в педагогике, в психологии ресурсы. Кратко об этих задачах (целях):
воспитание творчески активной личности, моральной устойчивости, нравственной зрелости;
научить и помочь узнать свои права и обязанности;
добиться политической, правовой и экономической грамотности;
формировать культуру, умение ценить ум, уважать таланты, воспитывать художественный вкус, чувство красоты, понимание искусства, развивать речевую культуру;
умение смотреть в будущее, воспитывать трудолюбие, ответственность. Можно их перечислять очень долго. Но в первую очередь мы должны
научить детей быть ответственными за свои действия, поступки перед обществом, перед окружающими.
Учитывая сложный процесс социального становления и развития воспитанника, овладения им опытом социальных действий, усвоения социальных норм общения, формирования образа собственного «Я» создана Программа развития личности.
В основе Программы индивидуального развития лежат следующие принципы:
Принцип гуманизации - ориентация педагога на развитие и саморазвитие воспитанника, признание его самоценности, создание условий для его коррекции и развития.
Принцип открытости - позволяет включить в процесс оказания помощи и поддержки новых участников социально-воспитательного процесса, от которых зависит успешная социализация ребенка, его защищенность, благополучие.
Принцип «На стороне ребенка» - решение каждой проблемной ситуации с максимальной пользой для воспитанника, следуя из его интересов.
Принцип непрерывности сопровождения. Воспитаннику гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Педагог прекращает индивидуальную работу только тогда, когда проблема будет решена, или тенденция решения будет очевидна.
Принцип мулътидисциплинарности сопровождения. Данный принцип предполагает мониторинг развития и оценку благополучия ребенка, усиление диагностической функции воспитателей, как специалистов постоянно сопровождающих ребенка.
Принцип индивидуального подхода.
Принцип доступности обучения и развития. Предполагает подбор и распределение материала исходя из индивидуальных особенностей воспитанника.
Цель - Формирование самосознания и самооценки воспитанника, для позитивного взаимодействия с людьми, успешного процесса обучения в школе, умения ориентироваться в окружающем мире, а также умения принимать решения и отвечать за свои поступки.ЗадачиСпособствовать развитию самосознания, умению предвидеть последствия поступков, волевых качеств личности.
Сформировать умение контролировать свои эмоции при общении с другими людьми в различных видах деятельности.
Способствовать повышению уровня самоконтроля при выполнении домашних заданий и в соблюдении режима дня.
Обучить посильным приемам регуляции поведения и конструктивным способам достижения поставленной цели.
Содержание работы воспитателя
Педагогическая диагностика развития воспитанника в разработки деятельности.
Составление Программы индивидуального развития.
Организация различных видов деятельности воспитании! (коммуникативной, игровой, трудовой, и т.д.).
Планирования работы с детьми (выбор образовательного маршрута) и составления плана индивидуального развития.
Создание благоприятного микроклимата в группе.
Создание предметно - развивающей среды, соответствуй: индивидуальным интересам воспитанника.
Коррекционная работа по плану Программы индивидуального развития.
Анализ результатов.
Этапы и сроки реализации программы
этап - диагностический.
Цель: организация комплексного медико-психолого- педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение активности реализации индивидуальной программы развития ребенка.
Срок проведения - сентябрь, октябрь 2015. На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование, собеседование). По результатам работы выявляются основные проблемы в личностном развитии воспитанника.
Приоритетные направления:
Психологическая диагностика:
Изучение различных свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа,
Выявление и оценивание динамики и индивидуальных характеристик работоспособности, а также волевой регуляции деятельности.
Диагностика СДВГ, импульсивности, нарушения внимания, памяти.
Диагностика уровня тревожности;
Исследования эмоционально-волевой сферы;
Диагностика межличностных отношений;
Изучение школьной мотивации Педагогическая диагностика:
Беседы с врачом, уточнение медицинского диагноза, изучение листа здоровья
Консультирование у специалистов (психолог, логопед) по результатам обследований
Мониторинг успеваемости и поведения воспитанника в школе;
Беседы с учителями в школе, сбор мини-характеристик учителей предметников о воспитаннике
Беседы с воспитанником о школе (отношения с учителями, со сверстниками, любимые предметы).
Цель: анализ результатов коррекционно-развивающей работы и составление дальнейшего плана с учетом достижений и неудач реализации индивидуальной программы развития.
Срок проведения - февраль - май 2016 года
Предполагаемые результаты
Повышение уровня самосознания, умения предвидеть последствия поступков.
Умение контролировать свои эмоции и агрессивное поведение при общении с другими людьми в различных видах деятельности.
Повышение уровня самоконтроля при выполнении домашних заданий и в соблюдении режима дня.
Умение применять приемы регуляции поведения и конструктивные способы достижения поставленной цели.
Обучение навыкам саморегуляции.
Развитие умения концентрировать внимание на деталях, отвлечение от посторонних раздражителей (например, звуков) и сосредоточиться на каком-нибудь одном занятии
Настольно-печатные, конструктивные игры, направленные на формирование усидчивости
Игры для развития тактильного взаимодействия.
Наблюдение за поведением воспитанника в группе, отношениями со сверстниками, выполнением домашних заданий.
этап - организационно-деятельностный.
Цель: анализ полученных в ходе диагностического этапа результатов и составление индивидуальной программы развития воспитанника.
На основании анализа результатов, полученных в ходе наблюдений и диагностик, были выявлены основные проблемы в личностном развитии:
трудности в школьном обучении
память
низкая мотивация обучения
трудности в межличностном общении со сверстниками
не сформированы волевые усилия личности (усидчивость, не может довести начатое дело до конца, сложность в отвлечении от посторонних раздражителей)
эмоциональная неуравновешенность
Исходя из выявленных проблем составлена Индивидуальная
Программа развития для воспитанника 2015-2016 учебный год.
Данная программа разбита на блоки, каждый блок имеет свои цели и задачи. Работа по всем блокам ведётся параллельно.
этап - коррекционно-развивающий.
Цель: реализация индивидуальной программы развития.
Срок проведения - февраль 2015 - февраль 2017 год
Коррекционную работу более эффективно строить поэтапно:
индивидуальная;
парная;
подгрупповая.
Формы коррекционно-развивающей работы
беседы
практическая работа
моделирование ситуаций, в которых испытывает затруднения
ролевое проигрывание проблемных ситуаций и их обсуждение
практические упражнения
дидактические игры
настольно-печатные игры
конструктивные игры
пальчиковые игры
подвижные игры с использованием сдерживающих моментов
анализ художественных текстов
творческие задания
просмотр видеосюжетов
IV. Блок обобщающий.
Раздел I. «Я учусь»,«Мои перспективы» , «Мои перспективы»;
Раздел II. «Я читаю», «Мои перспективы», «Мои достижения»;
Раздел III. «Межличностное общение»;
Развитие коммуникативных навыков Развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми. Отработка навыков вербального взаимодействия с детьми, навыков энструктивного общения. Формирование знаний разных способов общения; навыков речевого обращения в различных ситуациях; умение использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб; умение вести диалог, беседу.
Развитие навыков взаимодействия с другим человеком, слышать его, осознавать правила поведения. Выработка адекватного способа общения, который впоследствии будет перенесен в повседневную жизнь. Формировать привычку вести себя в соответствии с нормами поведения. Формировать умение переключать внимание на другой вид деятельности, контролировать свои эмоции и поведение. Моделирование различных ситуаций, в которых испытывает затруднения. Ролевое проигрывание проблемных ситуаций и их обсуждение.
Обучение способам выражения своих чувств, одобряемых способов достижения желаемого, формирование навыков самоконтроля. Коммуникативное поведение Формировать умение участвовать в совместных играх без создания конфликтных ситуаций, сдерживать свои эмоции. Показать варианты выхода из конфликтных ситуаций. Формирование знаний о том, что такое конфликт и как его можно избежать; знания и умения следовать правилам поведения в различных ситуациях: в школе, на улице, в магазине, в транспорте, в больнице и т.п. Формирование знаний и умений, как быть полезным другу, взрослому, пожилому человеку.
Культура поведения.
Вежливое общение.
Скажи мне, кто твой друг? Умение выбирать друзей.
Манера поведения.
Правила детского общежития.
Самооценка поступков.
Организация совместной деятельности.
Общение или одиночество: что лучше?
Неадекватное общение. Ненормативная лексика.
Ответственность за неадекватное поведение в общественном месте
Умение разделить переживание с другим человеком.
Умей выбирать друзей.
Общение подростков и детей младшего возраста.
От чего зависит настроение.
Учимся справляться с гневом.
Ссора.
Как справиться с упрямством.
Учимся понимать чувства других людей.
Учимся доброжелательности.
Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации.
Учимся управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации.
Поступки добрые и злые.
Умеем общаться
Вглядись в себя - сравни с другим
Помоги понять себя.
Коррекция агрессивного поведения Сдерживать агрессивные порывы непосредственно перед их проявлением. Показать неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более — к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности.
Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них сопереживания.
а)развитие умения понимать состояния другого человека;
б)развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
в)развитие навыков общения;

Риски
Построение внутреннего контроля предполагает переход из режима функционирования в режим инновационного развития.
Целостная система программы в течение трех лет, поэтому первый значимый результат может быть получен только по истечении этого времени.
Циркуляция всей информации, полученной в ходе реализации программы, должна существовать в рамках некоторой нормативной базы.
Насколько, внешняя среда заинтересована в реализации программы?
Сможет ли программа дать действительно нужную информацию о индивидуальном развитии детей ?Готовы ли мы к изменениям в воспитательной работе пед. коллектива?

Ожидаемые результаты.
Подросток должен:
Уметь общаться со своими сверстниками;
Уметь вести себя в общественных местах, в различных ситуациях;
Уметь вести домашнее хозяйство, готовить, стирать, экономить.
Знать и уважать обычаи, обряды, проявлять уважение к традициям своего народа;