Доклад «ДОСУГ В СИСТЕМЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА ДЕТСКОГО ДОМА»


«ДОСУГ В СИСТЕМЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА ДЕТСКОГО ДОМА»
Досуг - время, не занятое работой, какими-либо делами. Слово «досуг» появилось в глубокой древности. О нем упоминает в своих трудах Аристотель. В России этот термин известен с XV в. Но его значение здесь несколько иное. Само слово «досуг» происходит от слова «достигать», а «досужий» понимается как умелый, искусный.
Функциональное назначение досуга — восстановление и развитие физических и духовных сил человека. Его структура многогранна. Существуют 500 видов досуга. Однако удовлетворяется всего лишь несколько десятков.
Одни ученые сводят все виды досуга к шести видам: отдых и движение, развлечение, творчество, просвещение, созерцание, праздник, другие ограничиваются даже четырьмя видами: создание культурных ценностей, потребление духовных ценностей, отдых и развлечение, самообразование.
Плодотворное использование досуга человеком - задача общества, ибо, когда он осуществляет досуг посредством общения с искусством, техникой, спортом, природой, а также с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески. Причем, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни. Таким образом, проблема досуга общества существенным образом зависит от того, как она будет решена в среде детей.
В целом определение социально-культурной адаптации - состояние таких "взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей".
Такое понимание социокультурной адаптации задает высокую планку для педагогических усилий, ориентирует процесс воспитания на всемерное социально-полезное развитие и активизацию личностных ресурсов. («Социокультурная адаптация детей-сирот» - кандидат философских наук Каверина В. И.)
Специфика современных социально-экономических изменений общества заключается в возрастании требований, предъявляемых к личности для ее успешной адаптации.
Особенно остро стоит проблема социальной адаптации и успешной интеграции в общество детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Возникает противоречие, обусловленное несоответствием между:
• растущей потребностью общества в социально-адаптированной личности и недостаточной эффективностью процесса социально-педагогической адаптации в условиях детских домов;
• необходимостью создания благоприятных условий для развития процесса социально-педагогической адаптации и подчас отсутствием таких условий в традиционной системе воспитания в детских домах;
• потребностью развивающей творческой деятельности детей-сирот в условиях детского дома и недостаточной разработанностью ее содержательных и структурных компонентов.
Поэтому целью является, создание наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни, к их интеграции в общество.
Воспитанники детского дома находятся в условиях социальной депривации уже в силу того, что они лишены самого главного для ребёнка – семьи, которую не заменит самый лучший детский дом. Тем не менее, за годы пребывания в детском доме дети должны освоить определённые социальные роли и нравственные нормы, чтобы не стать жертвами процесса социализации, чтобы жить полноценно и счастливо, чтобы получить профессию, создать семью, реализовать себя в жизни.
Различают сенсорную, двигательную и социальную депривацию.
Примером сенсорной депривации, является отсутствие впечатлений в связи с постоянным пребыванием в одном и том же окружении: обстановка в комнате, одни и те же люди, строгий режим, привычный уклад жизни и т. д. В настоящее время осознается необходимость в детских домах создавать сенсорно насыщенную среду: оснащать интерьер красочными картинами и панно, выкрашивать стены в яркие цвета, чаще подключать звуковое сопровождение. И сами дети во время досуга могут быть творцами. Тем самым развивается творческое мышление, прививается эстетический вкус, создается домашний уют. Но все это способно устранить сенсорный голод лишь на некоторое время. Такие дети нуждаются в путешествиях, походах в музеи и театры, где бы они могли получать новые впечатления.

С двигательной депривацией мы сталкиваемся, когда возникает ограничение в движении: в результате травмы, болезни, а также при умышленном ограничении движения гиперактивных детей. Для профилактики двигательной депривации, кроме физических упражнений, можно использовать танцевально-двигательные занятия, которые будут способствовать и формированию чувства ритма, и запоминанию движений, и эстетическому воспитанию личности.

При обращении к эмоциональной и волевой сфере необходимо обратить внимание на недостаточное развитие произвольности поведения у воспитанников. Строгий режим дня, постоянное послушание взрослому - это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и осуществлять свою деятельность.
Процесс социализации таких детей осложняется наличием психологической депривации. Психологическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени»
Данный пробел можно восполнить в сфере досуга в рамках интересных занятий, где дети могут самостоятельно принимать решения, творчески подходить к проблеме и видеть результаты своей деятельности.
Л. С. Выготский определил, что творчество - норма детского развития. Действительно, творчество является оптимальной деятельностью для воспитанников с их слабой мотивацией к любой познавательной деятельности и другими интеллектуальными и эмоциональными проблемами, тем более, что творчество на субъективном уровне во многом является процессом, направленным на решение проблемных ситуаций и нестандартных задач. Творческая деятельность детей - мыслительная и практическая деятельность, в процессе которой задействованы формы мышления, направленные на приобретение новых знаний и умений, установление новых фактов и закономерностей.
Таким образом, в процессе социализации детей-сирот, целесообразно применять творческие методы в рамках интеллектуального развития, повышение уровня которого происходит в процессе - положительно окрашенного общения, художественно-изобразительной деятельности;
а также эмоционального развития, повышение уровня которого происходит в результате роста самооценки, создания ситуации успеха, выработки позитивного отношения к миру через сопереживание, прикосновение, соучастие.
Педагогически направленная социализация воспитанников детских домов должна осуществляться во всех сферах воспитательной и образовательной работы, в том числе и в сфере досуговой деятельности.
Понятия “досуг” и “свободное время” взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда говорят о свободном времени, имеют ввиду потенциальную возможность использовать его на что угодно. Некоторые проводят его неэффективно. Понятие «досуг» подразумевает использование человеком свободного времени для своего личностного развития.
Досуг может стать средством развития личности ребёнка, в чём заключены его воспитательные возможности. Но свободное время, не организованное должным образом, может привести к деформации личности, ограничению духовного мира человека, к различным проявлениям девиантного поведения.
Воспитанники, использующие свободное время преимущественно для домашних дел, обедняют свою жизнь. В их досуговом поведении наблюдается приоритет пассивных форм над активными. Напрашивается неутешительный вывод: воспитанник, как самообразующая личность, в сфере досуга себя не реализует.
В работе с детьми детского дома, необходимо учитывать их психические особенности: душевную ранимость, замкнутость. Педагог должен соблюдать максимум педагогического такта, проявлять доброту, терпение и душевное участие. Система воспитания должна строиться на педагогике любви и уважения, терпимости и терпения. Ее основные принципы состоят в следующем: «Я не одинок. Моя жизнь имеет смысл. Я могу распоряжаться своей жизнью. Я могу чего-то добиться»
Досуговая деятельность детей должна быть многообразной, включать различные формы образовательной, творческой, спортивной, деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы детей. Особое внимание должно уделяться созданию условий для свободного выбора ребёнком видов деятельности.
Важным условием эффективности организации досуга является учет интересов и запросов воспитанника. Необходимо помнить, что для младших характерен повышенный интерес к игровым элементам, через которые они познают мир. У подростка подобный интерес уже несколько ослабевает, но зато возрастает увлеченность спортом, художественным и техническим творчеством.
При организации досуговой деятельности в условиях детского дома ещё необходимо учитывать быструю утомляемость воспитанников, их неспособность сосредоточиться на длительное время, нарушения сна, недостаточное развитие навыков общения и совместной деятельности.
Это определяет специфику требований к организации режима досуговой деятельности в условиях детского дома:
- проведение занятий в малых группах;
- непродолжительность занятий, чередование с отдыхом;
- разнообразие занятий, проведение нескольких разноплановых занятий в течение дня.
Полноценная досуговая деятельность позволяет сформировать такие личностные качества, как инициативность, избирательность, самостоятельность в принятии решений. В процессе досуга формируются духовность, внутренняя культура, эстетическое мировоззрение
В сфере досуга дети более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.
Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия воспитанников должны вызывать широкий резонанс в их душах, чтобы в кругу друзей и знакомых, в классе дети обсуждали услышанное, увиденное, совершённое.
Полудосуг — это состояние, когда субъект, с одной стороны, внешне обязан, а с другой — внутренне готов добровольно выполнить какое-то дело. Отсюда для одного ребенка пребывание на каком-либо уроке будет досуговым времяпрепровождением (полудосуг), а для другого игра в самодеятельном спектакле будет принудительной деятельностью, выполняемой в силу тех или иных обстоятельств.
Еще одно обстоятельство заставляет отметить своеобразие детского досуга. Ребенка часто принуждают заниматься художественными, техническими, спортивными и т.д. видами деятельности. Таким образом, досуг только тогда становится и временем отдыха, и временем саморазвития, когда выбор деятельности основан на абсолютной добровольности, на интересе, удовольствии и психологическом комфорте. Педагог как раз и должен давать детям возможность добровольно выбирать занятия, развивать самодеятельность и самоуправление в организации жизни, пробуждать интерес к социально ценным видам деятельности.
Основные характеристики досуга детей:
- досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;
- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
- досуг формирует и развивает личность;
- досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
- досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;
- досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;
- досуг стимулирует творческую инициативу детей;
- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
- досуг детерминирован внутренне и внешне;
- досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;
- досуг способствует объективной самооценке детей;
- досуг формирует позитивную «Я- концепцию»;
- досуг обеспечивает удовлетворение и персональное удовольствие;
- досуг способствует самовоспитанию личности;
- досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;
- досуг- активность, контрастирующая с полным отдыхом.
Принципы организации и функции детского досуга.
Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг детей развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

Принцип всеобщности и доступности — возможность приобщения, вовлеченности всех детей, в сферу деятельности детского дома с целью удовлетворения их досуговых запросов и интересов.
Принцип самодеятельности реализуется на всех уровнях детского досуга: от любимого занятия до массового праздника. Самодеятельность — сущностное свойство личности, обеспечивающее высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности основывается на творческой активности, увлеченности и инициативе детей, с одной стороны, и их поощрении, стимулировании организаторами досуга, с другой.
Принцип индивидуального подхода — учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции, будь то эпизодическое мероприятие или стабильный коллектив.
Принцип систематичности и целенаправленности в организации досуга — целесообразное осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности в работе . Досуг организуется на основе четко разработанной педагогической системы при единстве целей и задач, разнообразия содержания, форм и методов воздействия.
Принцип преемственности в организации досуга — культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта, на проведение разумного досуга, его философии.
Принцип занимательности в организации досуга — создание непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой, что превращает его в праздник.
В процессе организации детского досуга реализуются самые различные функции.
Функции досуга — самореализационная, творческая, коммуникативная, мировоззренческая, просветительская, профориентационная, рекреационная, гедонистическая, прокреативная.
Творческое самоосуществление личности ребенка и актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекает в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность.
Детский досуг — это своеобразная "зона невмешательства", так необходимая для самопроверки, оценки собственного "Я". Досуг для детей, — это сфера, в которой, они особенно остро раскрывают естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция.
Творческая деятельность — природная сущность человека, реализуя которую он "преобразует мир". Пик творческой деятельности человека приходится на детско-юношеский возраст. Эта деятельность преимущественно осуществляется в досуговое время. Через механизм эмоционального восприятия и переживания дети максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые закрепляются в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на настоящую и всю последующую жизнь. Стало быть, детскому досугу свойственна еще одна функция — творческая.
Досуг — это зона активного общения, удовлетворяющая потребности воспитанников в контактах. Такие формы досуга, как игровые программы, массовые праздники и др. - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально, по своему содержанию по самой своей сути и невозможно вне процесса общения. Таким образом, можно обозначить еще
одну функцию детского досуга - коммуникативную.
В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.
Отличительной особенностью детского досуга является его театрализация. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться; их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений. Досуг — это сфера социализации, в которой происходит подготовка подрастающего поколения к жизни, и таким образом осуществляется мировоззренческая функция.

Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей. В досуге происходит узнавание нового. В самых разнообразных областях знания расширяется художественный кругозор, постигается процесс технического творчества, повышается эффективность изучения школьных предметов и т. п. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция.
Одна из важных задач детского досуга — помочь в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста все актуальнее становится вопрос об избрании профессии.
От тривиального «кем быть?» в детстве, до мучительного поиска своего места в жизни в юношеские годы, вопрос выбора профессии волнует все возрастные группы подрастающего поколения. Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга. Во время досуга дети читают, рисуют, играют на музыкальных инструментах, поют, мастерят и.т.д.,где открывают для себя мир профессий. Наметив для себя профессиональный путь преимущественно на досуге, приобретают знания и развивают способности, навыки, специфические для того или иного вида деятельности. Таким образом, детский досуг предполагает осуществление профориентационной функции.
Жизнедеятельность современных детей, предельно насыщена, строго регламентирована и требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил.
Рекреационная функция — восстановление и воспроизводство утраченных сил в рамках досугового времени.
Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия, также преимущественно реализуется в сфере досуга. Гедонистическая функция — получение наслаждения от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить.
Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей, вызывают широкий резонанс в их душах. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам ребенок не совершил бы не будь побуждений извне, то есть, детский досуг предполагает прокреативную функцию.

Таким образом, реализация всех функций позволяет активно использовать досуг в качестве средств, реализующих самые разнообразные задачи.
Для решения педагогических задач, в том числе при организации досуга в самых разных обстоятельствах — обычных и необычных, предусмотренных и неожиданных, необходимы определенные условия.
Первое условие — совместность, сотрудничество, содействие.
Надо научиться включать ребенка как своего младшего товарища в совместные действия на общую радость и пользу: в поиск дел, нужных людям; в выбор и открытие лучших средств решения жизненно важных задач; в практическое использование приобретенных знаний и умений; в обмен опытом творения добра; в преодоление трудностей при выполнении задуманного; в борьбу со всем, что мешает добру и красоте утвердиться в нашей жизни; в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее.
Второе условие — обычная забота.
Педагог всегда проявляет внутреннее духовное отношение к воспитаннику как к младшему товарищу. Для такого отношения характерно единство уважения и требовательности. Исходным является уважение: вера в творческие силы и , возможности ребёнка; понимание сильных и слабых его сторон, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости.
Третье условие — единство мыслей и действий, воли и чувств.
Воздействовать так, чтобы развивать в единстве все стороны личности ребенка: познавательную, эмоционально-волевую и др.. Возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления и потребности. Формировать умения и способности, привычки и характер.
Четвертое условие — единый коллектив.
Способы воздействия педагога на детей были бы и способами воздействия самих педагогов на себя, способами воздействия воспитанников друг на друга, воспитанника на самого себя. Личность воспитывает единый воспитатель — коллектив — старших и младших, воздействуя на общую жизнь и обеспечивая ее результативность.
Пятое условие — творчество, а не шаблон.
Необходимо использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия — незаметное и открытое, прямое и опосредованное — использовать непременно творчески, не допуская формализма и убивающего неординарность однообразия. Тогда воспитанники не являются лишь объектами воспитания. Они, прежде всего, участвуют в творческом решении общих с педагогами важных практических задач.
Реализация принципов организации детского досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная задача, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка.