Творческий отчёт по теме самообразования: Система профориентационной работы в условиях детского дома — составляющая процесса успешной социализации выпускников










Творческий отчет по теме самообразования:

«Система профориентационной работы в условиях детского дома –
составляющая процесса
успешной социализации выпускников»







Воспитателя Брагиной Е.Н.












2015
«Чтобы сделать что-нибудь великое,
нужно все силы души
устремить в одну точку».      
Л. Толстой


Актуальность
Проблема профессионального самоопределения и самопознания подростков – одна из самых актуальных в педагогике и не имеющая до сих пор однозначного решения.
Воспитанники выбор будущей профессии совершают часто интуитивно, под влиянием случайных факторов. Особую актуальность такая подготовка приобретает в IX классе.
Если воспитанники, окончив IX класс, не получают обучение в средней школе, то они вынуждены совершить свой первый профессиональный выбор: пойти учиться в учебное заведение среднего или начального профессионального образования, на краткосрочные профессиональные курсы и т.д. Сталкиваясь с неопределённостью профессиональных планов наших выпускников, важной задачей становится - помочь воспитаннику. Решить проблему жизненного самоопределения призвана профориентация, цель которой – обеспечение профессионального самоопределения человека с его индивидуальными особенностями и запросами общества в высококвалифицированной рабочей силе.
Наш выпускник может и должен обладать, к примеру, следующими качествами:
активная жизненная позиция;
созидательная ценностная направленность;
стремление к личностному росту (волевые качества, способность к выбору в пользу роста, умение принять решение, способность к саморазвитию);
умение эффективно взаимодействовать с людьми;
творческое отношение к действительности.
Решение этого вопроса поможет выпускникам сориентироваться в выборе дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности. Ведь выбор профессии – один из важнейших выборов человека, определяющий его жизненный путь. Необходимо, чтобы профессия соответствовала интересам личности, но её выбор должен быть обоснован тем, насколько по своим индивидуально-психологическим качествам отвечает требования профессии. Неудачный необоснованный выбор профессии имеет неблагоприятные последствия и для человека и для общества.
Таким образом, мы видим, что к профессиональному самоопределению и самопознанию воспитанников надо подходить как к целостному процессу, в котором все стороны морального облика личности воспитанника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.

2.1. Возрастные особенности подростков. Приоритетные направления воспитательной работы с детьми данной возрастной категории.
Важным аспектом в содержании профессионального самоопределения и самопознания воспитанников детей является их возрастной период.
Средний возраст детей, находящихся на сегодняшний день в детском доме, от 10 до 16 лет. Именно в этом возрасте у ребенка идет так называемый переходный период. Это переход из детства к ранней юности. Очень часто его называют сложным, кризисным, и не случайно. Подростковый возраст – время психологической неустойчивости. Важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у них возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к своей жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разбираться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности.
Возникновение у ребенка чувства взрослости является центральным и специфичным новообразованием характеризуемого возраста. Оно как бы включает специфическую социальную активность подростков, именно в подростковом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей.
В возрасте от 10 до 16 лет у детей происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется потребность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать выводы и обобщения.
Таким образом, воспитатель должен строить свою деятельность, учитывая особенности подросткового возраста. Одним из главных направлений работы педагога должно стать формирование у детей интереса к профессиональному самоопределению и самопознанию, развитие системы справедливых оценочных суждений.
Итак, знание и учитывание возрастных и психических особенностей детей 10-15 лет помогают педагогу и являются неотъемлемой частью для успешного осуществления поставленных задач.

2.2. Система профориентационной работы в условиях детского дома в практике моей работы
В детском доме я работаю 6 лет. Имею высшее педагогическое образование.
В 2013-2015 годах работа в группах стала не только разновозрастной, но еще и разнополой. Сложность моей работы в том, что возраст детей колеблется от 10 до 16 лет.
Когда я начала планировать свою воспитательную работу по теме самообразования, то сразу же решила, что буду заниматься развитием профессионального самоопределения и самопознания у детей.
Известно, что во всякой деятельности необходимо не только обстоятельное осмысление ее процессуальных основ и наличие соответствующих умений и навыков, но и глубокое знание того материала, с которым приходится работать. Без постоянного изучения и знания особенностей поведения и развития детей очень трудно осуществлять работу по данной теме (направлению). Следовательно, этапом моей работы послужили – диагностические исследования – неотъемлемая часть воспитательной работы.
Я провела анкетирование и диагностику воспитанников, с целью выявления их принятия в социуме (социометрия); понаблюдала за поведением детей на праздниках, открытых мероприятиях, в школе и в группах, чтобы определить их коммуникабельность, творчество, элементарные жизненные навыки.
В ходе этих исследований отчетливо стали видны «западания» ребят по каким-либо показателям.
Таким образом, проведя общие диагностические исследования и наблюдения, я четко определила, что основными проблемами стали: активная жизненная позиция, стремление к личностному росту (волевые качества, способность к выбору в пользу роста, умение принять решение, способность к саморазвитию), умение эффективно взаимодействовать с людьми, созидательная ценностная направленность;
Все вышеперечисленное указывает на актуальность и нужность выбранного мною направления работы, начало которой пришлось на сентябрь 2015 года, так как начинается самый сложный этап – практический.
Опорой в работе мне послужит разработанная мною программа «Мой профессиональный выбор».
За годы работы я добилась определенных успехов в осуществлении данного направления. Это подтверждается и диагностикой (это отражено в диаграммах по каждому воспитаннику), и поведением ребят. Во-первых, классные и групповые мероприятия вызвали у них интерес. Во-вторых, в ходе целенаправленной работы в течение года стали улучшаться их активная жизненная позиция, повысились способность к выбору в пользу роста, умение принять решение, способность к саморазвитию благодаря вовлечению детей в творческие процессы и приобщению к общечеловеческим ценностям.
В моей работе, наравне с успехами, возникли и трудности. И это не удивительно, потому что основной контингент – это дети группы риска, к которым нелегко найти однозначный подход. Некоторые из ребят подвержены депрессивным состояниям, частой смене настроения, отвергают общество, пытаясь замкнуться в себе, зачастую имеют завышенную самооценку.
Учитывая полученные результаты работы, я еще раз убедилась в актуальности выбранной мной темы, а главное, в том, что двигаюсь в правильном направлении.

3. Перспективы работы на 2015-2018 уч. г.
Для дальнейшего успешного осуществления адаптации детей 10-15 лет в социуме, а также развития у них позитивных установок планирую реализовать программу «Мой профессиональный выбор».
Цель программы «Мой профессиональный выбор»:
1. Оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся 9-х классов, обучающимся профессиональных учреждений.
2. Объединить работу психолога и воспитателя в выполнении и достижении задач профориентации личности.
3. Открыть перед юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном развитии.
4. Помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.


Задачи:
Формирование актуального для подростков «информационного поля».
Обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по планированию.
Формирование мотивов саморазвития, личностного роста.
Оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся для осознанного определения профиля обучения.
Обеспечение широкого диапазона вариативности воспитания за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на групповых и индивидуальных занятиях в системе воспитательной работы.
Дополнительная поддержка групп воспитанников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства.
Выработка гибкой системы взаимодействия групп старшей ступени с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
Актуальность программы определяется значимостью формирования у воспитанников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.
Новизна программы в том, что она помогает актуализировать процесс профессионального самоопределения воспитанников за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.
Основные формы работы:
Классные часы.
Беседы о профессиях.
Тренинговые тематические занятия.
Целевые встречи со специалистами средних учебных заведений.
Сотрудничество со службой занятости, летняя занятость подростков.
Встречи с людьми востребованных профессий.
Посещение тематических выставок.
Конкурсы сочинений.
Целевые экскурсии на предприятия города.
Научно-исследовательская работа воспитанников.
Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации.
Профориентационная декада (игры, конкурсы, выпуск газет и т.д.).

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Этапы проведения программы:
Ознакомительно-ориентировочный
Цель: подготовить условия для профориентационной работы с воспитанниками в группе.
Формируется осознание воспитанниками своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
Проективный, коррекционный
Цель: апробация системы профориентационной работы с воспитанниками.
Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.

Основной, развивающий
Цель: организация научно-исследовательской и поисковой деятельности воспитанников для усовершенствования процесса профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию.
В системе профориентационной работы является самым ответственным и направлен на содействие воспитанникам в их профессиональном самоопределении. В этот период более масштабно разворачивается консультационная деятельность среди воспитанников.
Эффективным направлением в системе профориентационной работы является создание портфолио: портфолио достижений воспитанника, портфолио компетентности. Данная деятельность формирует у воспитанников умение ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность, расширяет возможности самообучения, развивает навыки рефлексивной деятельности. Результаты деятельности воспитанника среднего звена, отраженные в его портфолио, учитываются при зачислении в средние специальные учебные заведения.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ


п/п
Тема
Кол-во часов

1
Вводное занятие.
1

2
Внутренний мир человека и возможности его познания.
1

3
Многообразие мира профессий.
1

4
Представление о себе и проблема выбора профессии.
1

5
Диагностические процедуры.
1

6
«Секреты» выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»).
1

7
Личный профессиональный план.
1

8
Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»).
1

9
Диагностические процедуры.
1

10
Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).
1

11
Социальные проблемы труда.
1

12
Рейтинг профессий. Самые-самые
1

13
Анализ профессий.
1

14
Классификация профессий.
1

15
Здоровье и выбор профессий.
1

16
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.
1

17
Свойства нервной системы Диагностические процедуры.
1

18
Темперамент в профессиональном становлении личности.
1

19
Темперамент. Диагностические процедуры.
1

20
Эмоциональные состояния личности.
1

21
Волевые качества личности.
1

22
Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.
1

23
Секреты памяти.
1

24
Внимание.
1

25
Мышление.
1

26
Индивидуальные стили кодирования информации.
1

27
Индивидуальные стили переработки информации.
1

28
Успех в жизни. Что значит быть успешным?
1

29
Неисчерпаемость человеческих ресурсов.
1

30
Человек среди людей.
1

31
Современный рынок труда и его требования к профессионалу.
1

32
Пути получения профессии.
2

33
Моя профессиональная карьера.
1


Всего
34


Итогом программы должны стать следующие результаты:
положительное отношение к труду;
умение разбираться в содержании профессиональной деятельности;
умение соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
умение анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности);
оказание психологической помощи воспитанникам в осознанном выборе будущей профессии;
обучение подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
активация воспитанников на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Результатом программы «Мой профессиональный выбор» должно стать культивирование права воспитанника на построение и реализацию своей жизни, а также профессиональной карьеры.









13PAGE 15


13PAGE 141215




15