Доклад ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ СБО.


Учитель СБО ГБОУ школа № 8 города Ейска
Склярова Лина Николаевна.
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ СБО.
В современных условиях нестабильности социально-экономической ситуации большое значение приобретает вопрос о социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Одним из механизмов социализации является социальная адаптация, которая позволяет воспитанникам коррекционных учреждений активно включаться в разные структурные элементы социума, посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальным нормам, культуре общения в группах, устраивать свой быт в соответствии с требованиями и правилами общежития. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школаVIII вида, в частности предмет «Социально-бытовая ориентировка», помогает ребенку ориентироваться в окружающей жизни, сформировать образ будущей семьи, выбрать свой путь, свой взгляд на мир.
В нашей специальной (коррекционной) общеобразовательной школеVIII вида обучается дети с различной степенью умственной отсталости. Многие дети не имеют постоянных поручений в семье, редко посещают различные учреждения и организации, то есть большую часть своей жизни дети проводят в отдалении от своей семьи, общества. А дети -сироты вовсе лишены семьи и возможности приобретать опыт семейных и социальных взаимоотношений. Поэтому роль уроков СБО в процессе обучения и воспитания выпускников коррекционных школ неоценима. Задача уроков социально-бытовой ориентировки - сформировать правильное представление и дать необходимые знания по вопросам создания благополучной семьи, распределения семейных обязанностей, о защите своих прав,правилах коммуникации, этикета и поведения в обществе.
Изучение СБО начинается с 5 класса. Классы разделены на 3-4 группы, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучающимся.
В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида оборудован кабинет СБО. В условиях учебно-воспитательного учреждения для детейстановится актуальным принцип зонирования пространства. В кабинете учебное оборудование располагается по зонам оборудования, которое располагается по зонам: «Учебная», «Кухонная, «Жилая комната».
I зона – «Учебная».Здесь находятся столы и стулья для практических работ; классная доска, магнитно-поворотная, передвижная, рабочее место учителя.II зона – «Кухонная» оборудована мойкой для мытья посуды и пищевых продуктов, электрической плитой, холодильником, кухонной мебелью. На кухне имеется вся необходимая посуда, приборы и инструменты, а также бытовая техника: микроволновая печь, электрический чайник, электромиксер, жарочная печка. По правилам техники безопасности плита и мойка разделены небольшой тумбой, в которой хранится посуда. Для всех учащихся есть фартуки и косынки, прихватки и полотенца.
В ней установлены стиральная машина-автомат, гладильная доска, раковина, шкаф для хранения всего инвентаря для стирки, для хранения предметов личной гигиены, пылесоса. Зона используется при изучении тем «Уход за одеждой», «Уход за жилищем», «Личная гигиена», «Медицинская помощь».
IV зона –«Жилая комната» оборудована набором современной мебели: диван, телеаппаратура, шкаф для посуды, стол со стульями, ковер. Зона используется при изучении тем «Уход за больными», «Приём гостей», «Деловые встречи».
Материально-техническая база кабинета соответствует требованиям, предъявляемым к кабинету СБО. Полноценность и разнообразие оборудования кабинета СБО как нельзя лучше расширяет кругозор детей, улучшает общий уровень их развития, стимулирует познавательную деятельность, решает не только коррекционные, но и воспитательные задачи, обеспечивает формирование трудовых и бытовых навыков.
Программа СБО составлена по концентрическому принципу, в течение всего времени изучения предмета с 5 по 11 классы основные разделы («Личная гигиена», «Уход за одеждой», «Питание», «Жилище», «Медицинская помощь », «Бюджет», «Транспорт», «Торговля» и др.) повторяются из года в год, дополняясь новыми сведениями. Это способствует более прочному усвоению изучаемого материала. Почти каждый урок СБО включает в себя практическую работу учащихся, направленную на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни. На уроках СБО учащиеся учатся ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою деятельность. Вначале учитель руководит деятельностью учащихся. Постепенно помощь учителя сокращается, и старшеклассники самостоятельно выполняют контрольно-оценочные действия. Это помогает учащимся в будущем лучше адаптироваться в социуме и быту.
На уроках СБО используются разнообразные методы обучения и формы организации деятельности, методические рекомендации известных авторов по коррекционной педагогике:А.Р. Маллера, Л.М. Шипицыной, Г.М. Дульнева, Т.А. Девятковой, А.М. Щербаковой, В.В. Гладкой, В.В.Воронковой, Е.Д. Худенко и др. Интересно проходят уроки с проведением сюжетно-ролевых игр, например, при изучении правил поведения в транспорте, темы по уходу за грудным ребенком, правил вызова врача на дом и т.д.Моделируя, разыгрывая и разбирая различные ситуации на занятиях по социально-бытовой ориентировке, учащиеся расширяют свой социальный опыт.Наличие реквизита помогает воспроизвести необходимую обстановку и вызвать эмоциональный отклик у воспитанников. Например, при изучении темы«Торговля» в кабинете создается прилавок, на котором выставляются различные упаковки от продуктов, муляжи овощей и фруктов и т.д. Учащиеся сначала на уроках в игровой форме учатся общаться с работниками магазина, находить нужный отдел, совершать покупку, брать чек, проверять сдачу. А во время учебной экскурсии знания и умения, полученные на уроках, закрепляются в реальных условиях и приобретаются новые. В старших классах больше внимания уделяется деловой игре. Сценарии деловых игр разрабатывает учитель. Например, изучая тему «Профориентация и трудоустройство», учащиеся под руководством учителя разыгрывают ситуацию обращения в отдел кадров для устройства на работу и упражняются в диалоге с работодателем. Такие занятия проходят с большим интересом у учащихся. Сначала одни выступают в роли работодателя, другие - в роли работника, затем меняются ролями. Учащиеся получают удовлетворение от успешного овладения знаниями, так какигровые моменты чередуются с упражнениями по формированию знаний, становятся более любознательными. Чем больше жизненных ситуаций рассматривается на уроках СБО, тем больше может быть уверенность у учителя, что его выпускники используют полученные знания в новой или измененной ситуации, что всегда является сложным для детей с недостатками интеллектуального развития.
Изучение различных тем СБО происходит на реальных объектах школы, что также способствует адаптации обучающихся в обществе. Изучая тему «Жилище», учащиеся в игровой форме ухаживают за школьной мебелью, убирают классы, кухню кабинета СБО. Лучшим показателем адаптации учащихся учителю служат отзывы выпускников, которые приходят в школу и говорят слова благодарности.
Очень любят дети тему «Питание». Еще в начале учебного года они живо интересуются, какие блюда будут учиться готовить в новом учебном году. Ученики с удовольствием записывают рецепты приготовления блюд. На уроках под руководством учителя дети готовят.
В современных условиях рыночных отношений проблема экономического воспитания умственно отсталых детей приобретает всё более важную значимость. Зарплаты выпускников специальных коррекционных школ VIII вида всегда низкие, конкурентоспособность на рынке слабая. Поэтому уроки СБО очень необходимы для социально-экономической подготовки выпускников. Начиная с 5 класса, при изучении темы «Питание» у учащихся постепенно начинают формироваться экономические знания и умения.Например, после приготовления блюда учащиеся проводят не только дегустацию блюд, но и подсчитывают стоимость приготовленного блюда. В 7-9 классах при изучении темы «Экономика домашнего хозяйства» активно используются межпредметные связи СБО с уроками письма, математики: оформление деловых бумаг, решение задач с экономическим содержанием и др. Решение математических задач прикладного характера на уроках СБО вызывает интерес у учащихсяболее чем решение обычных задач на уроках математики. Практические работы вызывают большой интерес у учеников, так как их содержание взято из реальной жизни. Например, выявление осведомленности о текущих ценах на продукты и промтовары, планирование крупных покупок, подсчет бюджета семьи на одну-две недели и др. Выполняя эти практические работы, учащиеся становятся социально взрослее.
Занятия по СБО предусматривают активное включение учеников в окружающую жизнь. Этому способствуют учебные экскурсии, в ходе которых у школьников расширяются представления об окружающей действительности, формируются навыки делового общения с людьми вне школы. Учитель заранее планирует экскурсии, обстоятельно готовится к ним, знакомясь с работой учреждения, продумывая маршрут до места назначения, договариваясь с работниками этих учреждений о проведении экскурсии. От подготовленности экскурсии зависит то, как ребенок с недостатками интеллектуального развития усвоит учебный материал и сформирует представления об окружающем мире. Учащиеся в рамках учебных экскурсий посещают различные предприятия: почту, телеграф, различные магазины, рынок, центр занятости, автостанцию, железнодорожный вокзал, предприятия службы быта, швейную фабрик.(виртуально) В ходе этих экскурсий учащиеся становятся активными участниками той жизни и деятельности, которую они изучают, знакомятся с особенностями этих предприятий, общаются с бывшими выпускниками школы, так как многие выпускники нашей школы работают на данных предприятиях, интересуются о возможности устроиться на работу после окончания учебы.
Достичь желаемых результатов в процессе социально-бытовой ориентировки детей с ОВЗ помогает воспитательная работа. Учитель СБО работает в тесном сотрудничестве с воспитателями школы. Во внеурочное время повторяются, закрепляются и расширяются знания и умения учащихся, полученные на уроках. Воспитатели придерживаются тех же требований, что и учитель СБО. Проведение внеурочных мероприятий по СБО совместно с воспитателями (проведение бесед, посещение концертов и кинофильмов, различные конкурсы, экскурсии по городу, на предприятия города) способствует социальной адаптации учащихся.
Роль семьи в подготовке детей к самостоятельной жизни ограничена. Но родители совместно с педагогами должны формировать у детей ценности, нормы и правила поведения, принятых в обществе.
Изучение предмета СБО в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIIIвида является важным звеном в жизни детей с недостатками интеллектуального развития.
Как говорил Даниель Дефо: «Самая высокая степень человеческой мудрости - это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним угрозам».Уроки социально-бытовой ориентировки помогают детям с ограниченными возможностями здоровья становиться более адаптированными к жизни, стрессоустойчивыми, открытыми к общению, способными к созданию полноценной семьи.
Литература
В.В.Воронкова, С.А. Казакова. Социально –бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Владос, 2006.- 248 с.
Гладкая В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Издание 2-е. Методическое пособие.- М.: Издательство НЦ «ЭНАС», 2006 .-192 с.
Девяткова Т.А. «Социально-бытовая ориентировка вспециальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя».- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 304с.