Коррекция самооценки детей с особыми образовательными потребностями младшего школьного возраста


Ю.А.Соколова, Е- mail: ylia1783 @mail.ru КГБС(к) ОУ СКОШИ №1 VIII вида
Коррекция самооценки детей с особыми образовательными потребностями младшего школьного возраста
На протяжении всей жизни человек выполняет разные действия, которые сопровождаются неосознанной или осознанной самооценкой. Выбор дела, его результативность, состояние здоровья зависят от точности самооценки.
Самооценка личности ребенка, являясь регулятором поведения, напрямую оказывает влияние на его внутреннее состояние, на его деятельность, поведенческие реакции, взаимоотношения в коллективе. Неправильная самооценка ведет к большим личностным и коммуникационным проблемам.
Особую актуальность проблема самооценки приобретает, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Для таких детей самооценка определяет успешность их социальной интеграции, поэтому изучение особенностей ее формирования и коррекции имеет особое значение. В связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии, а также с наличием негативного влияния социальных факторов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей зависима от мнения окружающих его людей. [1,с.32] Согласно исследованиям ученых, формирование самооценки учащихся с ограниченными возможностями здоровья сильно отстает от нормы, отличается нерасчлененностью, упрощенностью, противоречивостью, неустойчивостью. Неадекватная самооценка характерна для многих детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста. Сам возрастной период накладывает своеобразный отпечаток, так как в этом возрасте начинается процесс обучения, оказывающий влияние на эмоциональный фон ребенка[3, с.112] Также большую психологическую травму учащийся может получить и в результате нахождения определенного количества времени в обычной школе. Несоответствие требований таких школ и возможностей учащего с ограниченными возможностями здоровья может усугубить и так неустойчивую психику ребенка, вызвать неуверенность в себе, что непременно скажется на самооценке. Специальные (коррекционные) школы способны помочь ребёнку адаптироваться в изменяющемся мире, научить оценивать себя, свои познавательные действия в различных ситуациях.
А.Д. Виноградова, изучая самооценку таких школьников, отмечала, что «в младшем возрасте отмечаются заниженная и завышенная самооценки» [1, с.24] Автор объясняет неадекватную самооценку в младшем школьном возрасте «незрелостью личности, непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать и соотносить достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными и др.»
У детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста , отношение к себе некритичное, они не умеют адекватно оценить свою деятельность, проанализировать ее. Учащиеся начальных классов стремятся угадать отношение к себе других людей, они ждут только положительных оценок своих действий. Во многом это связано с упрощенностью, недифференцированностью эмоциональных переживаний.
В своей педагогической работе, для коррекции самооценки у детей с особыми образовательными потребностями в основных сферах человеческой деятельности использую и воспитывающую, и развивающую.
Воспитывающая направленность обучения в школе XVIII вида состоит в формировании у учащихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе. Это реализуется, прежде всего, в содержании воспитательных занятиях и в соответствующей организации деятельности учащихся в школе и вне ее. Но их развитие не может быть успешным без коррекции психических функций и мышления. Поэтому обучение детей с особыми образовательными потребностями должно носить коррекционно-развивающий характер.
Планируя занятия, большое значение в формировании самооценки школьников с ограниченными возможностями здоровья отвожу игровым приемам.
Игровую оболочку можно придать не только на занятиях, но и к трудовой, и художественной деятельности. Большой воспитательный потенциал имеют такие игровые ситуации, в которых ученику отводится роль воспитателя. С позиции руководителя ребенок может поделиться своими знаниями, проконтролировать других, исправить их ошибки. Игровой характер заданий, подразумевающий элементы состязательности, соревнования, активизации внимания, стимулирует речевую, умственную, творческую деятельность и оказывает эффективное влияние на развитие адекватной самооценки.
Игра «За что меня любит мама»
Дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил то, что сказали другие. При затруднении дети могут ему помочь. После этого нужно обсудить с детьми, приятно ли им было, что другие дети запомнили эту информацию[4, с.36]
Игра «Солнышко»
Усадите всех детей в круг. В центре поставьте одного ребенка. Каждому раздайте по одному цветному карандашу. Объясните, что это лучик солнца, его можно подарить ребенку с добрыми словами, сказав о том, что нравится в ребенке, за что того можно уважать. Сказав одно предложение-комплимент и отдав ему лучик. Тот, кого согревают, должен не забыть сказать «спасибо», можно добавить «очень приятно», если ему что-то особенно радостно будет слышать. Дальше все дети по кругу говорят что-то хорошее и отдают ребенку свой карандаш. Во время этого он поворачивается лицом к говорящему [4,с.37]
Сам школьник, постоянно находясь в оси координат взаимооценок его и его сверстников, обсуждения способов решения задач и их оценивания, применения разных критериев, постепенно будет приближаться к необходимому уровню адекватности самооценки.
Таким образом, развитие и коррекция самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья обусловлено многими внешними и внутренними факторами, главными среди которых являются уровень общего развития учащегося и восприятие его окружающими. Поэтому для развития адекватной самооценки чрезвычайно важно воспитание полноценной социально активной личности, способной к адекватному самовыражению, к деятельности, осуществляемой в рамках общепринятых правил и норм.
Список литературы:
Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка. [Текст] -М.:, 1985
Выготский, Л.С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка. Основы дефектологии. Собр. Соч. т 5.[Текст] - М.: Просвещение, 1983.
Смирнова, А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы [Текст] - М.: Просвещение, 1982.
Катаева, А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников [Текст] - М., 1993.