Эффективность подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации. Проблемы и пути их решения.


ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
28 октября 2014 г
Эффективность подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации. Проблемы и пути их решения.
В нашей районе как и в нашем регионе и стране по проверке степени усвоения учащимися различных разделов школьной программы по различным дисциплинам, в том числе по физике проводится Единый государственный экзамен.
В физике владение предметом гораздо выше, чем одно чистое знание, которое всегда можно пополнить с помощью учебников, учебных пособий и справочной литературы. Но что, значит, владеть предметам? Это, значит, уметь решать задачи, причем не только и не столько стандартные, но и требующие независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности.
Изучая физику, учащиеся постигают различные физические законы, одни из которых относятся только к определенному кругу явлений, например, механических, электрических, оптических, другие же являются фундаментальными, общими для всех физических явлений.
Судить о степени понимания физических законов можно по умению применять их для анализа конкретных физических явлений, т.е. для решения физических задач. Поэтому решение задач представляет собой необходимый и чрезвычайно важный этап при изучении физики.
Наибольшую трудность для учащихся представляет вопрос: “С чего начать?”, т.е. не само использование законов, а именно выбор, какие законы и почему следует применять при анализе каждого конкретного случая. Это умение выбирать путь решения задачи, т.е. умение определить, какие именно законы описывают рассматриваемые ситуации, как раз и свидетельствует о глубоком и всестороннем понимании как физики, так и математики.
Многие учащиеся испытывают затруднения в решении задач. Это объясняется не только сложностью данного вида занятий, но и недостатками в подборе и методике решения задач по школьному курсу физики.
К сожалению, в последние 8-10 лет в общеобразовательной школе идет сокращение числа часов, отводимых на изучение физики. В то время как всего десятилетие назад обучающимся 10-11 классов предлагалась нагрузка 4-5 часов в неделю. Учебные планы, составляемые школами самостоятельно, предусматривают выделение часов на изучение физики в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений без учёта рекомендаций даваемых Министерством образования РО. На основе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования, учителями разрабатываются рабочие программы, но теоретический материал для изучения по объему настолько велик, что приходиться сокращать до минимума число часов, отвёдённых на решение задач, причем на уроках есть возможность решения только стандартных (типовых) задач или задач одно-, (максимум) двух шаговых.
Существует множество вариантов подготовки учащихся к итоговой аттестации. Но, идеального варианта подготовки к ЕГЭ и ГИА не существует. В своем выступлении я хочу поделиться опытом своей работы по подготовке учащегося к сдаче итоговой аттестации.
При подготовке к ЕГЭ у выпускника появляются новые трудности. Главное отличие ЕГЭ от выпускного экзамена состоит в том, что при подготовке придется повторить весь материал, изучаемый, начиная с 7 по 11 класс. ЕГЭ предлагает выпускнику сразу множество заданий на 3,5 часа. При этом школьнику предлагается самому выбирать задания, с которыми он может справиться. Но ведь это уже очень трудная задача для учащегося, который привык стараться справиться с тем, что задано учителем. К ЕГЭ надо готовиться и по предмету, и психологически. Это связано еще с тем, что задания ЕГЭ сформулированы в непривычной для учащегося форме, и кроме того, большинство школьников должны смириться с тем, что все задачи они не решат в отведенное время. Сконцентрироваться надо на понятных для них задачах, решать их спокойно и до конца. Для того, чтобы учащиеся не растерялись перед заданиями ЕГЭ или ГИА и решили правильно больше задач, их нужно готовить не в конце учебного года 11 класса, а намного  раньше – начиная с 7-го класса.
Начиная с первых уроков физики в 7-ом, я знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, КИМами, критериями оценки, говорю о справочниках, словарях, пособиях, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, какими Internet-ресурсами он может воспользоваться.
Работа в тестовых технологиях должна занять определенное место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков уже в основной школе (5-9 классах). Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто и без существенного ущерба для других форм и методов работы. В связи с этим учитель должен накопить определенную базу тестовых заданий по всем темам школьного курса.
В своей методической копилке я имею демоверсии ЕГЭ за многие годы существования данной формы итоговой аттестации, КИМы, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В связи с возросшими требованиями, предъявляемыми к качеству подготовки учащихся образовательных учреждений, регулярно сама просматриваю и решаю Кимы, стараюсь повышать уровень своего педагогического мастерства, поддерживаю связь с учителями района, и других регионов через Интернет.
Оценка подготовки выпускников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте. Такая оценка может быть получена с помощью разнообразных форм контроля как ежеурочного (в виде физических диктантов, контрольных, самостоятельных, срезовых работ, тестов и т.д.), так и проведения раз в два-три месяца тестирования по образцу ЕГЭ. Для обучающихся 11 класса очередная такая работа будет в ноябре месяце.
Можно составить разноуровневые  тесты, можно задать домашнее задание, самим составить тесты с готовыми ответами из нескольких заданий. Хочу вернуться к началу выступления. Не существует идеального варианта подготовки к ЕГЭ. У каждого ученика ограниченный круг возможностей. Будет неправильно, если во время подготовки не будем учитывать возможности учащегося. В течение всей 4-ой четверти 11 класса я стараюсь прогнать весь пройденный материал, который есть в ЕГЭ и при этом нужно ещё и изучать новые темы. Во время каникул провожу консультации по вопросам и заданиям ЕГЭ на школьном уровне и по результатам выявляю и возможности учащегося и те темы, которые надо повторить с классом.
Так как по учебному плану на физику отводится 2 часа. Этих часов практически не хватает для усвоения программного материала и тем более подготовки к ЕГЭ. Поэтому немаловажной является и внеклассная работа по предмету, способствующая развитию интереса учащихся, их мотивации, повышению уровня подготовки. Но в условиях последних лет, когда у выпускников практически нет времени оставаться после своих 7 уроков ещё и для дополнительной умственной работы это практически неосуществимо и по той причине, что они ( выпускники) уже посещают всевозможные курсы по подготовке к ЕГЭ по различным предметам, главным образом отдавая предпочтение подготовке к обязательным экзаменам: русскому языку и математике.
Учителям – предметникам среднего и старшего звена необходимо начинать учить детей с 5 класса выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, анализировать и рецензировать ответы своих товарищей, вступать в беседе в дискуссию с учителем. Если у ученика нет своего взгляда, значит, не развита самостоятельность суждений, отсутствует творческий подход к изучаемым фактам. У него вряд ли разовьется глубокий интерес к какой-либо области знаний.
Работа по подготовке учащихся к ЕГЭ становится эффективной только в том случае, если выше перечисленные мероприятия приобретают систематический характер.
В практику моей внеклассной работы прочно вошло проведение недели физики и математики совместно с учителями математики, в частности с Лохматовой Ириной Леонидовной. Неделя физики и математики – это не случайный набор форм и видов внеклассных мероприятий. А заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету. Это неделя творчества детей, своеобразный праздник. Этот праздник имеет свой план – причем, довольно строгий, он предполагает активность всех участников, вызывает живой интерес к этому предмету, способствовать проявлению и развитию тех или иных наклонностей учащихся, их творческих способностей.
Программа проведения предметной недели, предлагает задания, требующие предварительной подготовки, многие задания берутся из демонстрационных вариантов подготовки к итоговой аттестации, поэтому мероприятие каждого дня освещается заранее.
Мне, кажется, что проведение предметной недели формирует и развивает творческую активность учащихся, повышает заинтересованность в обучении даже слабоуспевающих учеников.
Таким образом, все перечисленные способы, методы, приемы помогают развитию интереса, достижению стабильных положительных результатов.
Перед современной педагогической наукой стоит серьезная задача: заинтересовать школьников в изучении физики, помочь им осознать важность и универсальность изучаемых законов, создать условия для самореализации личности каждого учащегося в процессе обучения, развить потребность в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности в рамках физической науки, вооружить необходимым методологическим материалом.
В работе по подготовке к ЕГЭ участвуют и ученики, и учителя, и администрация школы, и родители. Предмет сегодняшнего разговора должен быть осмыслен каждым из субъектов школьной образовательной системы.
И сторонники, и противники ЕГЭ признают: для успешной сдачи ЕГЭ школа начнет формировать в своих учениках другие качества личности. Какие? Не войдет ли подготовка к ЕГЭ в противоречие с традиционной для российского образования системой ценностей? Не подменим ли мы разностороннее развитие личности ученика «натаскиванием» на механическое выполнение типовых заданий? Думаю, что этот спор надо оставить за рамками этого педагогического совета уже хотя бы потому, что наши ученики находятся в ситуации неизбежности встречи с такой формой проверочных испытаний. А значит, мы обязаны создать некую педагогическую систему, обеспечивающую конкурентоспособность наших выпускников в этом поле.
Очевидно, что эффективность этой деятельности зависит от уровня развития интеллекта ученика. По-видимому, для успешного решения задачи подготовки к экзаменам в условиях вариативности итоговых испытаний, необходимо обратиться к когнитивным педагогическим технологиям. (Когнитивные технологии - информационные технологии, специально ориентированные на развитие интеллектуальных способностей человека.)
Трудности, вызванные недостатком информации о ЕГЭ. 
1.Выпускники мало знают о процедуре экзамена, не знают своих прав и обязанностей, не умеют правильно записывать ответы на бланках, ожидают помощи и поддержки от присутствующих на экзамене педагогов (а те не имеют права ее оказывать). Да и о самом тесте ЕГЭ выпускники зачастую имеют смутное представление, не понимают специфики заданий разного уровня, не знают, сколько баллов можно заработать на каждом задании.
2.  Трудности, связанные с содержанием учебного предмета и умением в нем ориентироваться. Понятно, что необходимо иметь знания и умения по программе средней школы, знать факты, понимать сущность понятий, уметь совершать необходимые для решения задачи действия. Но, кроме того, надо видеть все содержание предмета в целом. Получая задание, ты не знаешь, с каким разделом и темой оно связано. А времени на обдумывание совсем мало, тесты ЕГЭ очень объемные. Значит, надо быстро ориентироваться в материале, понимать, где искать ответ, как связаны между собой отдельные части курса.
3.  Психологические трудности на ЕГЭ, казалось бы, у каждого свои, но причины этих трудностей – общие. Многие выпускники не задумывались над индивидуальными особенностями своей личности и не старались понять, как они влияют на их работу и при подготовке к ЕГЭ, и на самом экзамене. А ведь стратегия подготовки к ЕГЭ и тактика работы во время экзамена должна быть у каждого своя. Тогда и со стрессом можно справиться, и все свои возможности мобилизовать, и самоконтроль включить. При этом, на наш взгляд, главное – верить в успех, верить в себя, стремиться к саморазвитию.
Получается, что готовность к ЕГЭ должна включать по меньшей мере 3 основных компонента:
- информативная готовность;
- предметная готовность;
- психологическая готовность.
Я предлагаю вашему вниманию циклограмму деятельности школы по подготовке к ЕГЭ. Это касается не только подготовки к физике, но и к другим предметам. Если вы внимательно посмотрите, то увидите, что почти все пункты этой циклограммы нами выполняются. Я предлагаю эту циклограмму как проект и надеюсь, что он будет дополнен и усовершенствован.
Подготовила: учитель физики С.А. Осипова
2014-1015 учебный год
Циклограмма специальных мероприятий
по формированию готовности к успешной сдаче ЕГЭ
Классы Формы работы Цели
Начальная школа Использование разнообразных тестовых работ. Приучение учеников к самым разным формам контроля уровня усвоения.
5 – 6 классы Использование разнообразных тестовых работ. Приучение учеников к самым разным формам контроля уровня усвоения.
Проведение контрольных работ с оценкой, основанной на рейтинговом подходе. Формирование объективной самооценки, умение выделять показатели обученности и на их основе проводить рефлексию своей деятельности.
7 – 8 классы Использование разнообразных тестовых работ и оформление решений на специальных бланках (упрощенный вариант бланков ЕГЭ). Приучение учеников к самым разным формам контроля уровня усвоения. Формирование навыка оформления решений на бланках ЕГЭ.
Тренинги памяти и внимания. Формирование умения репрезентации большого объема предметных знаний.
9 класс Использование разнообразных тестовых работ и оформление решений на специальных бланках (полный вариант бланков ЕГЭ). Приучение учеников к самым разным формам контроля уровня усвоения. Формирование навыка оформления решений на бланках ЕГЭ.
Тренинги погружения в предмет. Формирование стратегии успеха. Закрепление сформированных когнитивных структур.
Рабочие встречи учителей, учащихся и родителей по ЕГЭ. Формирование информационного поля.
Тренинг «Подготовка к экзаменам». Развитие метакогнитивного опыта.
10 класс Выбор профиля обучения каждого ученика. Углубленная подготовка по профильным предметам.
Рабочие встречи учителей, учащихся и родителей по ЕГЭ. Формирование информационного поля.
Тренинги погружения в предмет. Формирование стратегии успеха. Закрепление сформированных когнитивных структур.
Психологический всеобуч. Изучение вопросов психологической теории, связанных с выбором эффективных стратегий учебной деятельности. Формирование Я-концепции, знания тех качеств своей личности, которые помогают или мешают эффективной учебной работе в целом и выполнению тестовых работ в частности.
Использование разнообразных тестовых работ и оформление решений на специальных бланках (полный вариант бланков ЕГЭ). Приучение учеников к самым разным формам контроля уровня усвоения. Формирование навыка оформления решений на бланках ЕГЭ.
Итоговые работы за полугодие в форме ЕГЭ. Формирование эффективной стратегии тестовой деятельности.
11 класс. Уточнение профиля обучения каждого ученика. Углубленная подготовка по профильным предметам.
Рабочие встречи учителей, учащихся и родителей по ЕГЭ. Формирование информационного поля.
Тренинги погружения в предмет. Формирование стратегии успеха. Закрепление сформированных когнитивных структур.
Психологический всеобуч. Изучение вопросов психологической теории, связанных с выбором эффективных стратегий учебной деятельности и психологическими средствами стрессоустойчивости. Формирование Я-концепции, знания тех качеств своей личности, которые помогают или мешают эффективной учебной работе в целом и выполнению тестовых работ в частности. Овладение технологией саморегуляции в критических ситуациях.
Использование разнообразных тестовых работ и оформление решений на специальных бланках (полный вариант бланков ЕГЭ). Приучение учеников к самым разным формам контроля уровня усвоения. Формирование навыка оформления решений на бланках ЕГЭ.
Итоговые работы за полугодие в форме ЕГЭ. Формирование эффективной стратегии тестовой деятельности.
Репетиционные экзамены в форме ЕГЭ. Формирование эффективной стратегии тестовой деятельности.


Рекомендации по преодолению затруднений при подготовке к ГИА и ЕГЭ по физике.Поскольку контроль является неотъемлемой частью учебного процесса, то всё происходящее в организации государственного итогового контроля не может не отразиться на организации учебного процесса и промежуточном контроле знаний учащихся, поэтому естественно стремление каждого учителя разнообразить формы контроля, приближать его к тем, которые используются на государственном уровне.
Подготовка учащихся к ГИА и ЕГЭ- это длительная и кропотливая работа учителя, в результате которой необходимо обращать внимание на следующие моменты:1) Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки. В связи с этим учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения уже с 7 класса. Тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Кроме того, во время таких тренировок формируются соответствующие навыки психологической саморегуляции и самоконтроля, позволяющие мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями, способствуют развитию навыков мыслительной работы.2) Тестовая работа должна быть выполнена в строго отведенное время. Поэтому нужно учить обучающихся правильно ориентироваться во времени. Для этой цели могут проводиться диагностические замеры – небольшие проверочные работы, требующие выполнения заданий в уме и фиксирование только окончательного ответа, причём в строго отведённое время.3) Особое внимание следует уделять работе с формулировками, характерными для экзаменационных материалов. Часто непривычная формулировка сбивает с толку даже вполне подготовленного ученика. Важной составляющей работы является сведение к минимуму эффекта неожиданности. Подбирая тренировочные задачи, нужно предлагать возможно большее число вариантов формулировок. Ученик постепенно привыкает к этому разнообразию, учиться вдумчиво читать условие, искать неявные смыслы в тексте.4) На уроках физики в среднем звене основное внимание должно быть направлено на овладение умениями извлекать информацию из условия и требования задачи, вычленять отдельные элементы, комбинировать их, выводить следствия, переформулировать требования задачи. Поэтому один из элементов работы учителя – это учить учащихся анализу условия решаемой задачи. Кроме того, необходимо в обязательном порядке проводить анализ заданий после проведения тестовых работ.5) Важное место следует отводить организации повторения изученного материала, особенно организации заключительного повторения. В процессе повторения память у учащихся развивается. Повторение учебного материала необходимо осуществлять во всей системе изученного процесса:•   При изложении новых понятий•   При закреплении изученного ранее•   При организации с/р разных видов•   При организации обобщающего повторения
6) Организовывая процесс повторения учебного материала необходимо уделять значительное внимание таким дидактическим приёмам как сравнение, синтез, анализ, обобщение, классификация, которые способствуют активному протеканию процесса запоминания. Для осознанного восприятия материала необходимо привлекать учащихся к такому виду работы, как составление упражнений по образцу.7) При организации итогового повторения должен быть отобран самый важный материал. Целесообразно весь повторяемый материал распределить по методическим линиям курса8) Нужно работать над мотивацией обучающихся к участию в итоговой аттестации. Ученик должен иметь определенную цель, которая поможет ему в сдаче экзамена.9) Поддерживать тесную связь с родителями, проводить для родителей анализ пробных ГИА и ЕГЭ и вообще родители должны быть в курсе состояния уровня подготовки их детей к итоговой аттестации.
10) Осуществлять межпредметную связь, особенно с такими предметами, как математика  и химия.
11) Осуществлять на уроках индивидуально-дифференцированный подход.