Сообщение на тему: «Использование на уроках активных методов обучения для развития коммуникативных умений учащихся» (Из опыта работы)


Сообщение на тему:
«Использование на уроках активных методов обучения для развития коммуникативных умений учащихся»
(Из опыта работы)
Учитель русского языка
и литературы
З. М. Дьячук
Алейск – 2016 год
Проблема формирования коммуникативной культуры учащихся – одна их ключевых проблем для современной школы. Начинать воспитывать и развивать детей в этом плане нужно уже с начальной ступени образования.
Младший школьный возраст является возрастом позитивных изменений. От степени личностных преобразований на данном возрастном этапе зависит, насколько легко школьник преодолеет трудности подросткового периода.
Известно, что к концу младшего школьного возраста авторитет взрослых постепенно утрачивается. Большую роль в жизни детей начинают играть сверстники, социальная группа. Активно формируются и развиваются навыки общения с ровесниками, завязываются прочные дружеские отношения. Задача педагога – сделать эти отношения позитивными и плодотворными.
В настоящее время резко возрос интерес к всестороннему осмыслению диалога. Диалог всё более предстаёт как особый способ познания, открывающий путь к полноценному общению, к утверждению нравственного достоинства личности. Стремление к диалогу и сотрудничеству составляет важную тенденцию развития современной педагогики.
Диалог – это форма общения. Не обязательно родиться общительным, общению можно научиться.
Общение – всегда двухсторонний процесс, в котором партнёры попеременно меняются ролями: сначала один из них является говорящим, а второй слушателем, и наоборот.С психологической точки зрения качество общения определяется двумя параметрами: как человек говорит (не создаёт ли он коммуникативные барьеры в процессе общения со своим собеседником) и как человек слушает (слушает ли он на самом деле или ведёт внутренний диалог с самим собой).
В педагогической практике учителю приходится больше говорить, но это не значит, что ему совсем не надо уметь хорошо слушать. Наоборот, это качество необходимо развивать в большей степени. Целенаправленно организованный диалог учителя с детьми, учащихся друг с другом позволяет сплачивать коллектив, формировать в нём позитивные ценностные установки и осуществлять психолого-педагогическую помощь школьникам. Если у педагога есть проблемы в общении с учащимися, если он осознанно или неосознанно воздвигает барьеры в общении, то он не сможет реализовать диалоговую технологию.
Исследовательская деятельность школьников осуществляется как диалоговая, при которой одни участники – исследователи, другие – оппоненты. Наиболее ценной с этой точки зрения является форма коллективного диалога. Здесь возникает столкновение разных точек зрения, происходит выбор доказательств, рождается заинтересованность в установлении истинных и ложных высказываний. В данном случае учение идёт от учеников, а учитель направляет коллективный поиск, подхватывает нужную мысль и ведёт их к выводам. Отвечают и слабые и сильные ученики. Учащиеся не боятся допустить ошибку в ответе, так как знают, что им всегда придут на помощь одноклассники и все вместе они примут правильное решение. Главное в работе – умение общаться, вести дискуссию, дать простор детской мысли, выслушивая каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло. Умение общаться друг с другом, вести дискуссию даёт возможность каждому ребёнку пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Учитель обучает школьников применять следующие правила в диалоге:
отвечать на поставленный вопрос;
каждый имеет право на свою версию;
каждый имеет право поддерживать версию другого;
каждый имеет право критиковать версию другого.
В диалогическом взаимодействии учитель может задавать вопросы, которые помогут раскрыть суть обсуждаемой проблемы:
Считаете ли вы, что..?Правильно ли я поняла ваше сообщение?
Вы согласны со мной, что..? и т.д.
В результате будет создаваться благоприятная атмосфера для коллективного обсуждения на основе общего подхода к проблеме. Ученики получают возможность обдумать мнение одноклассников или изменить своё.
В грамотно организованном диалоге учитель помогает школьникам «прожить» возникновение новых для них понятий, самим дойти до верных знаний, тем самым делая их действительными и прочными.
Структура учебного диалога по внешней форме представляет собой вопросно-ответный комплекс, но в отличие от обычных вопросов, которые педагог использует на уроке, в учебном диалоге вопросы носят эмоциональный, личностный характер. Отличие диалогического ответа от ответа на вопрос учителя в том, что ученик берёт за основу своего ответа, только что высказанную кем-то мысль или мнение других авторов.
Актуальность обучения диалоговой речи учитывается авторами учебников русского языка для коррекционных школ VIII вида. Содержание диалогов и задания для работы с ними усложняются с учётом возраста учащихся от класса к классу. Постепенно формируется понятие диалога как формы общения, его значения в жизни человека, усваиваются навыки работы с текстами диалогов и навыки самостоятельного построения диалогов.
В учебники русского языка включены различные виды заданий для составления диалогов:
понять, какому герою принадлежит высказывание;
подобрать соответствующий ответ на вопрос и наоборот;
закончить фразу;
продолжить диалог;
составить по аналогии диалог сказочных героев;
назвать чувства участников диалога и т.д.
Работа по развитию диалоговой речи, проводимая на уроках русского языка и чтения, будет более эффективной, если продолжится при изучении других школьных предметов. Лишь системный и комплексный подход к проблеме может дать ощутимые результаты.