Методические рекомендации на развитие хронологических знаний и умений учащихся на уроках истории с применением различных методов


Развитие хронологических знаний и умений учащихся на уроках истории с применением различных методов.
Хронология – это вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов, последовательность исторических событий во времени и перечень каких-либо событий в их временной последовательности.
Известно, что история без обозначения временных рамок не возможна. Зачастую, школьники механически заучивают то или иное событие, не имея представления с каким конкретно событием, именем связана дата. Поэтому, целесообразно полгать, что на уроках истории важно научить учащихся оперировать годами и веками.
Как правило, с датами школьники сталкиваются еще в начальной школе. Однако, не редки случаи, когда дети придя в среднюю школу имеют трудности с вычислением, порой не зная римский счет.
Как правило, изучение истории начинается с 5 класса. На изучении хронологии отводится тема “Счет лет в истории”. Сколько часов отводить на тему каждый учитель распределяет по – своему. Правильнее будет, безусловно, отвести на изучение темы как минимум 3 часа. Так как, сам по себе предмет для детей новый, а изучение дат, событий дается с трудом.
Начало изучения темы, следует начать с определения терминов, таких как: хронология, век, тысячелетие, календарь, неделя, время суток и т.д. Можно также провести словарный диктант по данным терминам. Изучение римского счета, важный момент, так как дети имеют разные способности и уровень усвоения. Часто, дети знают римский счет с I – XXI. Здесь можно воспользоваться счетными палочками. Если здесь не возникают трудностей, то вполне можно перейти к продолжению римского счета, но важно не гнать, и не перегружать детей информацией. За первый урок дети могут запомнить счет от I до XL. Можно раздать детям карточки с основными римскими цифрами I, X, V, L и провести мини – игру «Какая цифра?». Необходимо объяснить детям правила написания римских цифр, так как возникают трудности в виду написания сложных цифр, куда ставить знак, вперед или назад.
К следующему уроку можно приступить к изучению остальных римских цифр таких как: L, C, D, M. Как показывает практика, здесь трудностей не возникает, поэтому можно смело приступить к выполнению практической части. Во – первых определение века по дате, понадобится лента времени, которую дети могут приготовить сами. Чтобы детям было легче можно объяснить, таким образом, например год 1147 (первое упоминание о Москве) – к первым двум цифрам прибавим 1, полученное число и будет веком. Таких заданий можно дать около 10, каждую дату следует проговаривать, что произошло в тот или иной год. Затем, раздать карточки с датой и ее обозначением, задача детей перевести год на римский счет. Например, 988 (крещение Руси) – СMLXXVIII. На последнем уроке изучения темы “Счет лет в истории” следует провести самостоятельную работу, которая должна показать как усвоили материал дети, следует ли переходить к следующей теме, либо отвести еще час на изучение.
Если с младшими школьниками работать легче, так восприятие их работает лучше, если проводить занятия через игровую деятельность. То со старшими классами сложнее, поскольку, многие из них нацелены на сдачу ЕГЭ. Поэтому, важно запоминать и главное ЗНАТЬ даты, события. Однако, ни кто не запрещает провести несколько занятий для усвоении дат и событий в форме игры. Для этого, мною была разработана игра «Историческое лото», данную игру можно адаптировать под такие классы как 8,9 10. Если же класс выпускной, и есть среди них те, кто сдает ЕГЭ, то можно подобрать даты, которые следует знать для успешной сдачи ЕГЭ. Принцип игры тот же самый, что и обычное лото, просто вместо цифр от 1 – 99 даты из истории России. Наглядно игра выглядит так:
945
1578 1721 1889 2001
1381 1662 1812 1931 1980
1 1223
1632 1776 1805 1946 490 1756 1853 1856 1941 1347
1450 1700 1782 1962
1111
2 1237 1519 1905 1986
Карточек можно сделать произвольное количество, смотря от количества учащихся. В начале игры раздаются карточки с датами, затем, лист с подсказками, где даты распределены согласно хронологической последовательности, они нужны, так как дети большую часть дат могут не помнить, и не знать, своего рода эта подсказка, плюс и сама игра не затягивается. Задача учителя, он читает обозначение даты, например: начало Северной войны (если очень сложно, то можно, в принципе и назвать век, так им легче найти ее в листке - подсказке). У учителя должный быть фишки или бочонки с датами. Пример:
73 – 71 гг до н.э – Восстание Спартака 1147 г - Первое упоминание о Москве 1381 – Восстание Уота Тайлера в Англии 1613 - Начало правления династии Романовых
1703 г. - Основание Петербурга
1789 - Первая Французская революция 1856—1860 гг - Вторая «опиумная» война
490 года до н. э. – Марафонская битва 1223 г., 31 мая – Битва Калке 1450 г – создание печатной машинки Иоганном Гутенбергом в Майнце 1618-1648 г – тридцатилетняя война
1706 – вхождение Сибири в состав России
1805 г., ноябрь - Сражение при Аустерлице
1857 г- Восстание сипаев в Индии
862 г. -начало правление Рюрика1237 – нашествие Батыя на Русь 1455 -1485 -Война Алой и Белой Розы в Англии 1632—1634 г. – смоленская война
1709 - Полтавская битва
1807 г- Тильзитский мирный договор.
1861 г. – отмена крепостного права
Каждый учитель – предметник может по – своему адаптировать игру, взять другие даты.
Как показала практика, данная игра формирует у детей слуховую и зрительную память, и что самое главное, дети связывают дату и событие, нет механического запоминания.
Значение истории в жизни каждого гражданина крайне важна, значение события необходима. Кто как не мы, учителя, должны дать детям четкое понимание о событии, заинтересовать, научить. Помощница истории в этом плане выступает хронология, устанавливающая ход и картину событий, их причины и следствия. Она помогает устанавливать даты исторических событий. Ведь как известно, не зная истории, нельзя двигаться вперед.
Автор статьи учитель истории и обществознания Ягловская Ирина Дмитриевна, МКОУ Черская средняя общеобразовательная школа, Нижнеколымский район.