Статья Применение кейс — технологии в условиях общеобразовательной школы для подготовки учащихся к итоговой аттестации по физике


Применение кейс - технологии в условиях общеобразовательной школы
для подготовки учащихся к итоговой аттестации по физике
Чернышова С. А.
МОУ лицей № 4 Красноармейского района г. Волгограда
В связи с модернизацией образования и введения в России института итоговой аттестации всё большую актуальность приобретают информационные технологии образовании, способствующие развитию базовых и профильных компетенций обучающихся во всех потенциально значимых сферах образования.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (ФГОС) основным результатом деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений, навыков учащихся, а комплекс компетентностей в различных областях деятельности. В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения по старой схеме: дать информацию воспринять её – запомнить – воспроизвести уступает место новым образовательным технологиям - познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами – осмыслил – запомнил – оформил свою мысль – применил полученные знания в жизни. Жизнь за стенами школы показывает, что успешность любого человека начинает определяться не объемом знаний, а его мобильностью, умением самостоятельно получить новую информацию, необходимую не вообще, а в данный момент, умением переучиваться. Если ученик знает, как учиться, как достигать цели, как работать с книгой, то ему легче получать любые знания, что и нужно в жизни. А чтобы сформировать компетентного выпускника во всех значимых сферах образования и жизнедеятельности, необходимо применять информационные технологии,  развивающие познавательную и коммуникативную активность школьников. На помощь приходит кейс-технология - технология анализа конкретных ситуаций или интерактивная технология для краткосрочного обучения.
Актуальность применения технологии анализа конкретной ситуации при подготовке к итоговой аттестации в общеобразовательной школе заключается в создании условий, при которых обучающийся может «примерить на себя» тот или иной профильный уровень дальнейшего образования и сделать наиболее осознанный выбор.
Преимущество кейс - метода при подготовке обучающихся к итоговой аттестации по отношению к другим технологиям заключается в следующем:
Кейс-технология ориентирована на научение, а не изучение чего-либо, т.е. она предназначена для развития у школьников умения самостоятельно принимать решения и находить правильные ответы на вопросы. При этом учитель выступает не как наставник, а тьютор.
Наличие разных направлений: собственно кейс - технологии, кейс-стади или метода «погружения» делает возможным применять различные формы обучения и подготовки обучающихся к итоговой аттестации, таких как дистанционное, блочное, групповое, индивидуальное и т.д.
Учебно-методические материалы кейса, составляющие единый информационный комплект можно размещать на различных видах носителей и любыми приемлемыми для организации учебного процесса способами. 
Возможность дополнительной подготовки к итоговой аттестации по предмету не только в классе, но и самостоятельно в домашней спокойной обстановке, что актуально для тех, кто нуждается в индивидуальном темпе обучения или не способен работать в коллективе.
Каждый обучающийся осваивая теорию и практику, выполняет самостоятельную работу, проходит контроль и видит результат.
К окончанию учебного курса по предмету накапливается полный набор учебно-методических материалов (кейсов), который значительно облегчает  обучающемуся повторение при подготовке к аттестации.
Кроме того метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
По отношению к другим технологиям обучения  кейс-метод можно представить как систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. 
В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, дискуссии, игровые методы и др.
При этом предлагаемый «кейс» должен:
чётко соответствовать поставленной цели;
представлять собой единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию;
иллюстрировать типичные ситуации;
иметь соответствующий уровень трудности;
развивать аналитическое мышление;
провоцировать дискуссию;
включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы.
Кейс для подготовки к итоговой аттестации по физике представляет собой папку информационно-методического комплекта по соответствующей теме и выполненного в двух вариантах: формате Презентации Microsoft Office PowerPoint (pptx) и Microsoft Office Word (docx), каждый из которых содержит:
теоретическое описание рассматриваемой темы в виде набора слайдов или в виде опорного конспекта, примеры аттестационных заданий с приёмами их решения и ответами, проверочный тест по рассматриваемой теме, видео - файлы.
Пример. Фрагмент занятия по теме «Тепловые явления» с использованием технологии кейс-стади. 
Работа производится с кейсами  (Кейс 1, Кейс 2 и т. д.).
Работа с кейсами производится в группах по плану:
I. Ознакомьтесь с материалами Кейса.
II. Изучите ситуацию, обсудите её, встречаются ли такие ситуации в жизни. 
III. Ответьте на вопросы после кейса. Для выполнения задания можно использовать любою информацию из кейса.
Групповая работа
1 группа. 
В недавнее время в научной литературе стали вновь появляться сообщения о странных явлениях у пролетных стрижей и ласточек. То в одном, то в другом укромном месте обнаруживали большие скопления оцепеневших птиц. Такие случаи наблюдались, как правило, во время, осенних или весенних перелетов в холодную, пасмурную погоду. Во время оцепенения у стрижей температура снижается до 20°С —25°С.
Вопросы к кейсу: 
1.Почему впадают в оцепенение или погибают птицы во время похолодания?
2.Как можно помочь птицам?
2 группа
Кейс: Ваш товарищ просит вас помочь выбрать аквариум. В магазине предлагают самые разные аквариумы: и большие, и маленькие, и круглые, и прямоугольные, с крышками и без них. Ясно, что при покупке следует учитывать, что рыбы хорошо живут и размножаются только в таком аквариуме, где для них созданы условия, сходные с природными.
Вопросы к кейсу: 
1. Какой аквариум лучше выбрать по объему: большой или маленький? Почему?
2. Какой аквариум вы выберете: прямоугольный или круглый?
3. Нужна ли для аквариума крышка? Стоит ли ее купить или лучше сделать самому?
Далее после обсуждения ситуаций и принятия решения по предложенным вопросам спикер от каждой группы представляет его.
Анализ практики применения кейс-технологии при обучении физике и подготовке к итоговой аттестации по физике в МОУ СОШ № 9, МОУ СОШ № 115, МОУ гимназии № 2, МОУ лицее №4 Красноармейского района г. Волгограда, а также результаты ГИА по физике позволяют сделать выводы:
у обучающихся вырабатывается мобильность и оперативность в работе, повышается стимул к получению прогнозируемого результата;
учитель получает возможность создания равных условий для каждого обучающегося.
Следует отметить, что применение кейс – технологии при обучении и подготовке к итоговой аттестации по предмету, используя разные формы работы с обучающимися, может учитель любой специализации.

Использованные материалы и Интернет – ресурсы
Болготова В.С. «Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Макарова Т.Н. «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии», http://nsportal.ru/shkola/fizika/library
на уроке физики». http://www.profistart.ru/ps/blog/12656.html
Стрыгин С.Е., Филимонова Н. В. «Кейс-метод в школе», интернет-журнал «Естественные науки», http://www.enauki.ru/wp-content/uploads/2012/01.pdf