Факультатив «Народная культура» — основа для формирования духовно — нравственной личности

Факультатив «Народная культура» - основа для формирования
духовно – нравственной личности.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д.С.Лихачев)
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённый каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения трудиться, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Формирование духовно – нравственной личности – сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и осознания детей.
В современной России подрастающее поколение особенно нуждается в формировании нравственных ориентиров. Сделать это можно только на фундаменте русской культуры. При знакомстве с традициями, укладом жизни русского народа у детей постепенно формируется нравственный идеал, который складывался веками, и к которому должен стремиться каждый человек. Чем раньше ребёнок встретится с этическими и эстетическими ценностями своего народа, тем быстрее будет идти его духовное становление.
Возрождение русской традиции художественного осмысления мира, формирование эстетических категорий и вкуса путём знакомства с русским фольклором – такая цель была поставлена при подготовке программы факультатива «Народная культура».
Психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста позволяют им через знакомство с фольклором во всём его многообразии и разножанровости понять, какой огромный вклад внёс русский народ в развитие мирового искусства и культуры.
Работа над программой была начата, прежде всего, с составления перспективного плана, опираясь на следующие задачи:
Воспитывать основы социально-нравственной сферы чувств, представлений, отношений.
Пробуждать в детях любовь к родной земле, родному городу.
Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
Способствовать формированию понятия о том, что у каждого ребёнка есть семья, учить детей быть доброжелательными и терпимыми в общении.
Подвести детей к пониманию того, что образ жизни людей меняется с течением времени.
Программа «Народная культура» характеризуется следующими особенностями:
Во-первых, предметом изучения являются все виды сохранившегося фольклора и высокохудожественное профессиональное творчество, тесно связанное с русскими традициями;
Во- вторых, программа нацелена на развитие всех видов творческой деятельности ребёнка;
В-третьих, программа предусматривает совершенствование и формирование методической базы в процессе её внедрения;
В-четвёртых, программа обеспечивает подготовку учащихся к восприятию курса литературы и истории в среднем звене.
Содержание программы, её этапы, определённые умения и навыки предполагают её реализацию во внеклассной и воспитательной работе. Ведущий метод её освоения – метод «Погружения» в мир русского фольклора и даёт возможность все виды и жанры народного творчества рассматривать и изучать не как самостоятельные дисциплины, а как целостный организм, который разделяется на компоненты лишь в результате разноаспектного и разнодисциплинарного изучения.
Программа включает в себя систему фольклорных жанров:
Устное народное творчество.
Народный календарь.
Народный быт.
Музыкальный фольклор.
Традиционные промыслы.
Народный театр.
В соответствии с программой, народная культура изучается детьми во вполне доступных формах. Материал расположен в соответствии с возрастными особенностями детей по принципу от простого к сложному. Изучение каждой темы носит интегрированный характер и теснейшим образом связано со многими дисциплинами и, в первую очередь, с естественными науками, так как предполагает воспитание социально-активной личности, бережно относящихся к богатствам природы и общества. Этот курс-ярко выраженная гуманитарная дисциплина, её освоение расширяет словарный запас учащихся, укрепляет любовь детей к русской словесности, неисчерпаемым оттенкам и краскам русского языка. Программа предполагает включение детей в среду народной культуры. Для этого используются театральные приёмы, музыка, танцы, рисунки, экскурсии, конкурсы.
Знакомясь с устным народным творчеством, дети учатся житейской мудрости, не устают удивляться наблюдательности, и сметливости русского человека, пробуют сами сочинять сказки, загадки, потешки, игры. Рассказы о народных промыслах приобщают учащихся к миру прекрасного, знакомят с народными мастерами, вызывают желание создать что-либо своими руками. Дети учатся делать то, что умели их предки: лепить глиняные игрушки, делать куклы и амулеты, вышивать, делать маски для ряженых. Идёт активная поисковая работа. Дети узнают от старшего поколения об их увлечениях, любимых старинных песнях, собирают народные пословицы, поговорки, загадки, заклички.
В четвёртом классе ребята соприкасаются с далёким прошлым своего народа, знакомятся с жизнью, обрядами, обычаями славян, изучают сою родословную, традиции русского народа, готовят и проводят народные праздники, изучают культуру родного края. Для ознакомления с русскими традициями и обрядами, где активными участниками становятся учителя, дети и их родители, проводятся следующие праздники: «Осенняя пора – очей очарованье», «Деревенские посиделки», «Масленица», «Пасха – главный христианский праздник», «Русская ярмарка», «Город мастеров», «Состязания богатырей» и др.
Работа по программе «Народная культура» показывает, что сближение с русской народной культурой современной молодёжи необходимо. Дети становятся добрее и внимательнее друг к другу, расширяется их кругозор и повышается интерес к познанию окружающего мира. Русская народная культура способствует формированию духовно-нравственной личности.





















Приложение 1.
Используемая литература.

1.Власова Г.В. Краеведение в системе дошкольного воспитания. //Начальная школа плюс до и после.-2003.-№5.-с.1-5.
2.Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я -гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.:ВАКО,2006.
3.Ивашкина Н.А.Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики//Просвещение.-2005.-№1.
4. Каменкова Л. Как воспитать патриота// Народное образование. – 1999. – № 5. – С.249).
5.Шитякова Н.П. Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания младших школьников.//Начальная школа плюс до и после.-2007.-№11.-с.1-3
15